Минимальные стандарты социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

олитические и экономические реформы в России конца XX — начала XXI вв. повлекли за собой изменения многих сфер социальной практики, в частности, падение уровня доходов, и как следствие — снижение уровня жизни большей части населения; резкую поляризацию между богатыми и бедными; увеличение числа беженцев и вынужденных переселенцев; падение рождаемости и т.п. В связи с этим возникла потребность повышения эффективности социальной защиты населения, которая реализуется через социальную поддержку и социальное обслуживание.

Содержание работы

Введение
1 Теоритические основы минимальных стандартов социального обеспечения
1.1 Основные понятия социального обеспечения.
1.2 Система формирования социального обеспечения
2 Классификация социальных стандартов по группам
2.1 Методы контроля минимальных стандартов социального обеспечения
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Rabota_Askarova.docx

— 32.79 Кб (Скачать файл)

 

Департамент образования и науки Кемеровской области

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж»

(ГОУ СПО КемГППК)

 

Цикловая комиссия психолого-педагогических и социально-правовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

Минимальные стандарты социального обеспечения

 

Курсовая работа

 

КР030912.ПМ2.00.00

 

 

 

 

 

Выполнил: Аскарова А.Ф.

Руководитель: Тюппа О.С.

Нормоконтролер: Тюппа О.С.

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1 Теоритические основы  минимальных стандартов социального обеспечения

1.1 Основные понятия социального  обеспечения.

1.2 Система формирования  социального обеспечения

2 Классификация социальных  стандартов по группам

2.1 Методы контроля минимальных стандартов социального обеспечения                                                           

Заключение                                                                                                 

Литература   

                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Политические и экономические реформы в России конца XX — начала XXI вв. повлекли за собой изменения многих сфер социальной практики, в частности, падение уровня доходов, и как следствие — снижение уровня жизни большей части населения; резкую поляризацию между богатыми и бедными; увеличение числа беженцев и вынужденных переселенцев; падение рождаемости и т.п. В связи с этим возникла потребность повышения эффективности социальной защиты населения, которая реализуется через социальную поддержку и социальное обслуживание. Современная ситуация, сложившаяся в социальной сфере, характеризуется сложностью, неоднозначностью и противоречивостью. Недостаток реальных финансовых ресурсов в государстве и регионах, как следствие процесса реформирования, не позволяет в полной мере реализовывать конституционные гарантии социальной защиты граждан, обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека. Игнорирование социального аспекта на протяжении всего периода реформирования экономики имеет негативные последствия для качества жизни населения: падение реальных доходов, расширение масштабов бедности и нищеты, рост неравенства в доходах, безработица, общее снижение жизненных стандартов; сокращение финансирования здравоохранения, образования, культуры; ухудшение состояния здоровья населения, резкий рост заболеваемости «социальными болезнями», снижение возможностей получения высококвалифицированной медицинской помощи. Это приводит к усилению социальной напряженности, непониманию и неприятию населением экономических преобразований. Социальная стандартизация становится новой сферой регламентации важнейших параметров качества жизни в условиях социальной переориентации рыночной экономики, направлением новой социальной политики. В настоящее время вопросам социальной стандартизации уделяется внимание в законодательной работе на федеральном и региональном уровнях. Основой законодательной базы в области социальной стандартизации стало принятие законов Российской Федерации «О прожиточном минимуме в РФ», «О минимальном потребительском бюджете в РФ», «О минимальной заработной плате в РФ», «Об основах социального обслуживания населения в РФ» и др. Это позволило установить такие важные социальные стандарты, как: уровень нищеты, бедности, уровень минимальной заработной платы, уровень компенсационных выплат для отдельных категорий населения и т.д. Основополагающее значение для формирования государственной социальной стандартизации будет иметь Федеральный закон «О государственных минимальных социальных стандартах в Российской Федерации», над проектом которого продолжает работать Правительство РФ. Впервые в нашей стране делается попытка стандартизировать жизненные условия и жизнедеятельность человека по минимально необходимому уровню в рамках социальной системы, трансформировать в сферу права комплекс социальной политики. Актуальность и не разработанность многих теоретико-методологических положений социальной стандартизации и их практическая значимость определили выбор темы моего исследования. Анализируя процесс становления социальной профессии, науки и практики, ее теоретики говорят, что в современных условиях социальное обслуживание уступает в качестве одной из парадигм социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности.

По мере быстрого формирования команд квалифицированных социальных работников и других специалистов в сфере социальной педагогики, социальной работы и психологии и создания и усовершенствования сети территориальных социальных служб возможность реализации социального обслуживания в условиях современной России становится реальной и заметной. Выход из данной ситуации по мнению специалистов видится в стремлении освоить рыночные механизмы для эффективного использования ресурсов и лучшего учета потребностей и запросов населения, повышения уровня и качества жизни. Этому должна способствовать система государственной социальной стандартизации качества жизни населения.

С учетом вышеизложенного тема исследования курсовой работы представляется актуальной и значимой как с теоретико-методологической, так и с практической точки зрения.

Объектом курсовой работы является минимальные стандарты социального обеспечения, как профессиональная деятельность, следовательно

Предметом курсового исследования является содержание и организация минимальных стандартов социального обеспечения

Целью курсовой работы является анализ развития и формирования минимальных стандартов социального обеспечения. 

В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие Задачи:

  • Изучить теоретические аспекты минимальных стандартов социального обеспечения и выявить основные направления минимальных стандартов социального обеспечения;
  • Проанализировать структуру и механизмы системы минимальных стандартов социального обеспечения;

 

Гипотеза: если определить наиболее оптимальные способы оценки эффективности предоставления социальных услуг, то можно обозначить направления по улучшению качества предоставляемых услуг.

Методы исследования: теоретический анализ предметного содержания литературы по указанной теме; эмпирическая интерпретация – оценка эффективности деятельности отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.

1 Теоретические основы минимальных стандартов социального обеспечения

Минимальные социальные стандарты являются государственными гарантиями выживания людей. 
Закрепляя в законе «О государственных минимальных стандартах» самый необходимый минимум социальных стандартов, государство делает обязательным их обеспечение для исполнительной власти на всех уровнях, а также для работодателей и предпринимателей всех видов собственности, причем не только государственной.

Активно развивающиеся процессы глобализации и интеграции, нарастающее влияние международного права на систему и отрасли внутреннего права, усиление межгосударственной миграции населения предопределяют глубокое разностороннее взаимодействие государств в международным правовом регулировании отношений в области социального обеспечения, которое выразилось, прежде всего, в разработке и принятии различных правовых актов в данной сфере, а также в согласовании законодательства разных стран, касающегося ряда важнейших социальных вопросов: приобретения и сохранения права на социальное обеспечение при переезде граждан из одного государства в другое в процессе осуществления своей трудовой деятельности и при изменении постоянного места жительства.

1.1 Основные понятия стандартов  социального обеспечения

Под государственными минимальными социальными стандартами следует понимать установленные законами Российской Федерации или решениями представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации на определенный период мини­мально необходимый уровень социальных гарантий. Он выражен через социальные нормативы и нормы, отражающие важнейшие по­требности человека в материальных благах, общедоступных и бес­платных услугах, гарантирующие соответствующий уровень их по­требления и предназначенные для определения обязательного мини­мума бюджетных расходов на указанные цели. Определение государ­ственных минимальных социальных стандартов должно проводиться в рамках действующего законодательства, с учетом отечественного и мирового опыта.

Признавая права человека естественными и неотъемлемыми, общество выработало определенные стандарты, отражающие объем таких прав и основные условия их реализации. Такие стандарты разработаны применительно к различным сферам жизнедеятельности общества, в которых находят свою реализацию соответствующие виды прав и свобод человека, в том числе - применительно к системе социального обеспечения. Поскольку в данной системе реализуются права человека, очевидным является тот факт, что минимальные стандарты социального обеспечения представляют собой один из видов стандартов в области прав человека. В связи с этим необходимо определить, что в современной науке понимается под минимальными стандартами в области прав человека.

Полагаю возможным начать с термина «стандарт», который происходит от английского «standard». Современный словарь иностранных слов определяет «стандарт» как образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов; нормативно-технический документ, устанавливающий единицы величин, термины и их определения, требования к продукции и производственным процессам, требования, обеспечивающие безопасность людей и сохранность материальных ценностей; нечто шаблонное, трафаретное, не содержащее в себе ничего оригинального, творческого.

В отечественной и зарубежной правовой доктрине, в документах межправительственных организаций термин «стандарт» (или «стандартные») используется достаточно широко, и наименования многих документов ООН подтверждают этот вывод, поскольку содержат термин «стандарт (стандартные)». Таковы, например, принятые в рамках ООН Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными и ряд других.

В юридической литературе сформулировано множество определений международных стандартов в области прав человека. В частности, СВ. Черничен-ко определяет их как международно-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принцип уважения прав человека. О.И. Тиунов понимает под ними правила, выраженные в виде общепризнанных принципов и норм  права в сфере прав человека, которые юридически обязывают государства создавать правовой, политический и социальный режим обеспечения прав и свобод человека.

Таким образом, не ставя перед собой задачу сформулировать авторское определение международных стандартов в области прав человека, , являются обязательствами субъектов международного права в области основных прав и свобод человека. При этом, по мнению М. Малютиной : основной целью установления международных стандартов в области прав человека является создание моделей, которые становятся для государства образцом и ориентиром при разработке своего собственного законодательства, базирующегося на общепризнанных принципах и нормах права.

1.2 Система формирования  социального обеспечения

Формирование и применение минимальных стандартов в области прав человека осуществляется с учетом деления прав человека на определенные виды, получившие в науке название поколений прав человека. Первое поколение прав человека — это гражданские и политические права, провозглашенные буржуазными революциями .Они представляют собой «негативные» или «атрибутивные» права, так как для их имплементации государству не нужно предпринимать никаких действий, т.е. оно должно проводить политику невмешательства, исполнять роль «ночного-сторожа». В эту категорию входят право на жизнь, свободу и безопасность личности, запрет на пытки и жестокое обращение, право на свободу мысли, совести и религии, право на свободу мнения и самовыражения, право на мирные собрания и ассоциации. Применительно к правам человека первого поколения международные стандарты в области прав человека имеют «жесткий» характер и четко предписывают государству его роль только в виде обеспечения соблюдения данных стандартов, недопущения их нарушения, что свидетельствует о пассивном характере участия государства в их осуществлении.

Второе поколение прав человека — это социально-экономические права, имеющие в своей основе социалистические учения, иначе их еще называют права «позитивные», поскольку для их реализации требуется принятие конкретных мер со стороны государства. К ним относятся право на труд, право на образование, право на участие в культурной жизни общества, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также право на социальное обеспечение. Обеспечение реализации прав второго поколения требует от государства активных действий, перераспределения финансовых и материальных ресурсов в целях обеспечения населения соответствующими видами социальных пособий и услуг.

 Система социального  обеспечения формируется каждым государством самостоятельно, исходя из имеющихся- финансово-экономических условий, с учетом демографических и иных показателей (характеристик). Следовательно, система социального обеспечения устанавливается и поддерживается внутригосударственным правопорядком. При этом должны быть выдержаны требования социальных стандартов, под которыми Э.С. Бондарева понимает «установленные законом или в порядке, определенном законом, на федеральном, региональном, муниципальном уровне минимальные, рациональные, максимальные нормы и нормативы, относящиеся к простым- гарантиям, обеспечивающие реализацию социальных и экономических прав граждан» . Такого рода стандарты устанавливаются-в законодательстве Российской Федерации (например, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда и др.). Между тем они характеризуют уровень или объем социального обеспечения и не затрагивают таких важных его характеристик, как основания и условия, порядок реализации и пр.

Однако для того, как утверждает Пашков А.С, чтобы национальная система социального обеспечения была достаточно эффективной в условиях глобализации, государство, будучи ее основным субъектом, должно быть связано определенными обязательствами, направленными на установление такой системы в рамках соответствующих параметров.

Стандартизация представляет собой деятельность по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психологических, правовых услуг, направленных на осуществление социальной адаптации.

Такой подход позволяет стандартизировать требования к деятельности в рамках определенного вида социального обслуживания и соответствующей формы социального обслуживания исходя из трудной жизненной ситуации клиента (социального риска), а не его принадлежности к какой-либо категории населения (инвалид, пожилой человек и т. д.).

Главные задачи формирования концепции стандартизации социального обслуживания населения:

Информация о работе Минимальные стандарты социального обеспечения