Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 20:17, курсовая работа
Преступность несовершеннолетних в России в последние годы характеризуется в основном неблагоприятными тенденциями. На общем фоне ее абсолютного и относительного роста прослеживаются такие тенденции, как «омоложение», «феминизация», увеличение удельного веса преступности несовершеннолетних в преступности в целом, преобладание в структуре подростковой преступности доли тяжких преступлений, приобретение преступностью несовершеннолетних корыстно-насильственной направленности, усиление элементов устойчивости, организованности преступных групп несовершеннолетних, смыкание преступности несовершеннолетних с преступностью взрослых.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика института освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних с применением мер воспитательного воздействия
1.1.История развития и понятие института освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних с применением мер воспитательного воздействия…………………………………………………………………..……..7
1.2. Виды принудительных мер воспитательного воздействия.......................19
Глава 2. Особенности правового регулирования освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних с применением мер воспитательного воздействия
2.1.Основания освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних с применением мер воспитательного воздействия………………………………………………………………….……30
2.2.Условия отмены мер воспитательного воздействия……………..………..49
2.3.Пути совершенствования законодательства об освобождении несовершеннолетних от уголовной отвественности с применением мер воспитательного воздействия…………………………………………………....60
Заключение……………………………………………………………………..…72
Список использованной литературы……………………………………………75
Принудительные меры воспитательного воздействия могут быть классифицированы по различным основаниям, которые могут отражать те или иные свойства:
по объекту воздействия (меры воздействия на личность, например предупреждение и меры воздействия на среду - передача под надзор специализированного органа, если эта обязанность не предполагает обязанностей несовершеннолетнего);
по содержанию - меры воздействия и меры содействия (например, предупреждение и помощь в трудоустройстве);
по субъекту осуществления (по субъекту профилактики) - специализированные государственный орган, спецучреждение, родители или лица их заменяющие, иные лица заслуживающие доверия;
по степени (мере) принудительности (с большей или меньшей степенью принудительности);
по сущности - меры воспитания (педагогические, например предупреждение) и меры безопасности (например, ограничение досуга);
по длительности (разовые - предупреждение и длительные - установление определенных требований к поведению);
в зависимости от режима исполнения - меры, осуществляемые в открытой или закрытой среде (ограничение досуга и помещение в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение);
по характеру субъективного восприятия - меры «позорящие» и «непозорящие»;
по способу закрепления - меры, прямо указанные в законе, и меры, вытекающие из него;
в зависимости от содержания в мерах определенных ограничений и лишений - содержащие определенные ограничения, лишения или нет (ограничение права управлять механическим транспортным средством и предупреждение).
Закон не предусматривает деления принудительных мер воспитательного воздействия как на основные и дополнительные, так и на более или менее строгие, как это можно проследить на примере наказания. Вместе с тем иной подход представляет определенный интерес хотя бы по следующим основаниям. Так, дополнительное наказание призвано увеличить объем государственного принуждения. В то время как «дополнительная» принудительная мера, не являясь наказанием, не может усиливать карательную нагрузку, а лишь, например, в сочетании с «основной» мерой может обеспечить должное воспитательное или оказать специально специально-профилактическое воздействие. Такая позиция согласуется с положением УК РФ о возможности назначить сразу несколько принудительных мер воспитательного воздействия. На практике назначение сразу нескольких мер носит достаточно редкий характер.21
Закрепление системы принудительных мер воспитательного
воздействия, в частности от менее
к более строгой позволит решать вопрос
о возможности применения к подростку
более строгой принудительной меры, либо
дополнительной в целях корректировки
воспитательно-
Глава 2. Особенности правового регулирования освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних с применением мер воспитательного воздействия
2.1.Основания освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних с применением мер воспитательного воздействия
Нормы уголовного закона, содержащие общие положения, касающиеся освобождения от уголовной ответственности, полностью применимы и к лицам, не достигшим совершеннолетнего возраста на момент совершения ими преступления. Однако при их применении в отношении к несовершеннолетним необходимо учитывать некоторые особенности. Эти особенности, как отмечалось в юридической литературе, связаны с тем, что при решении вопросов о целесообразности (или наоборот, нецелесообразности) применения освобождения от уголовной ответственности, в центр внимания, главным образом, ставится личность несовершеннолетнего, уровень его социальной зрелости, всесторонний учет объективных и субъективных факторов, определяющих противоправное, в том числе ее преступное поведение.
Личность несовершеннолетних, как указывает Р. Хисматуллин22, чаще всего окончательно не сформировавшаяся, находится в большой зависимости от окружения, среды, материального положения и морального климата в семье и т.д.
Законодатель требует учитывать особенности личности несовершеннолетнего, как субъекта преступления, и степени общественной опасности совершенного им преступного деяния в каждом конкретном случае решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности или освобождении от нее по тем или иным основаниям.
Развитие института освобождения от уголовной ответственности в российском уголовном праве свидетельствует о явно выраженном направлении на «существенное смягчение мер уголовно-правового воздействия в отношении несовершеннолетних преступников». Российский законодатель исходит из принципов справедливости и гуманизма, значения индивидуализации ответственности и экономии уголовной репрессии. Принудительные меры воспитательного воздействия не являются уголовным наказанием, хотя, по существу, преследуют те же цели. Поэтому в УК РФ, как и в ранее действовавшем уголовном законодательстве, не только сохранены, но и получили дальнейшее развитие нормы института освобождения от уголовной ответственности в отношении несовершеннолетних, в том числе и с применением мер воспитательного воздействия.
Помимо общих положений уголовного закона, предусматривающих возможность освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим или истечением сроков давности, российский законодатель в отношении несовершеннолетних, совершивших преступление небольшой или средней тяжести, предусмотрел возможность освобождения их от уголовной ответственности, если будет признано, что их исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия (ч.1 ст.90 УК РФ).
В действующем законодательстве в отношении несовершеннолетних предусмотрены специальные виды освобождения от уголовной ответственности: освобождение от уголовной ответственности с назначением принудительных мер воспитательного воздействия (ст.90 УК); освобождение от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных в ч.2 ст.90 УК; освобождение от наказания с помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием (ч.2 ст.92 УК).
Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. №162-ФЗ23 было внесено в Уголовный кодекс Российской Федерации 257 изменений и дополнений, в полной мере отражающих направленность уголовной политики Российской Федерации на гуманизацию и экономию уголовной репрессии.
Так, в ч.2 ст.87 УК предусмотрено, что «к несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием». До изменения данная норма выглядела несколько иначе: «Несовершеннолетним, совершившим преступления, может быть назначено наказание либо к ним могут) быть применены принудительные меры воспитательного воздействия». Мы видим, что в новой редакции нормы на первое место поставлены меры воспитательного воздействия, а не наказание. В ст.87 УК РФ была внесена существенная поправка в ч.2, согласно которой законодатель указывает на преимущественное применение к несовершеннолетним, совершившим преступления, принудительных мер воспитательного воздействия, а не наказание, как указывалось ранее в УК РФ. Обоснованным является тезис о том, что в механизме преступного поведения несовершеннолетних основная роль принадлежит внешним условиям, социальной среде, обусловившим недостаток воспитания подростка, а не его отрицательным личностным характеристикам. Поэтому и реакция государства на преступление несовершеннолетнего должна быть выражена не столько карательным воздействием на него, сколько коррекцией социального окружения и устранением последствий его недостаточной социализации. Чрезвычайно важно выяснить точное соотношение социального давления на несовершеннолетнего, восприятие несовершеннолетним такового и реакции на него. Учитывая недостаточную социализацию несовершеннолетних и невозможность их адекватной реакции на социальное воздействие, прежде всего в отношении несовершеннолетних должны применяться меры воспитательного воздействия.
Статьей 90 УК РФ определяет правовые основания применения принудительных мер воспитательного воздействия, когда несовершеннолетний освобождается от уголовной ответственности. Порядок назначения указанных мер в этом случае регламентируется ст.431 УПК РФ, в соответствии с которой, если при рассмотрении уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести будет установлено, что несовершеннолетний, совершивший это преступление, может быть исправлен без применения уголовного наказания, то суд прекращает уголовное дело в отношении такого несовершеннолетнего и применяет к нему принудительную меру воспитательного воздействия.
Копия постановления суда о принятом решении направляется в специализированное учреждение для несовершеннолетних для организации контроля за исполнением судебного решения.
Уголовный Кодекс РФ предусматривает в качестве самостоятельных оснований применения принудительных мер воспитательного воздействия с освобождением несовершеннолетнего от уголовной ответственности (ч.1 ст.90) и с освобождением от наказания (ч.1 ст.92). Принудительные меры воспитательного воздействия рассматриваются как альтернатива уголовному наказанию. Альтернатива в уголовном праве должна содержать четыре обязательных признака: необходимость осуществления выбора (принятия решения); наличие определенных критериев выбора, которые имеют значение для его реализации; относительная равноценность предполагаемых объектов выбора, которые должны быть категориями одного порядка; невозможность одновременного использования рассматриваемых вариантов действия либо объектов в уголовном праве (их взаимоисключение в случае дальнейшего применения).
Учет особенностей личности несовершеннолетнего и совершенного им преступления представляется особенно актуальным в связи с тем, что освобождение от уголовной ответственности или от наказания с применением мер воспитательного воздействия - не обязанность, а лишь право суда. Такой вывод однозначно вытекает из положений уголовного закона, закрепленных в ч.1 ст.90, ч. ч.1, 2 ст.92 УК РФ, которые посвящены условиям применения этих мер. Здесь законодатель указывает, что несовершеннолетний при соблюдении соответствующих условий лишь «может быть» освобожден от уголовной ответственности или от наказания. В современном уголовном праве целесообразность существования оснований освобождения от уголовной ответственности и наказания объясняется еще и тем, что действующий УК РФ впервые одной из своих задач ставит не только охрану личности, общества и государства от преступных посягательств, но и предупреждение преступлений (ст.2 УК РФ). Профилактическая функция уголовного закона реализуется в том числе и благодаря применению принудительных мер воспитательного воздействия. Эти меры призваны стимулировать позитивное постпреступное поведение виновных, что вполне соответствует целям уголовной юстиции.
При решении вопросов уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, а также освобождения их от уголовной ответственности и наказания применяются нормы, которые действуют как исключительно в отношении несовершеннолетних (специальные), так и нормы, адресованные широкому кругу виновных (общие).
Специальные виды освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания тесно связаны с возможностью применения принудительных мер воспитательного воздействия.
Следует выделить следующие признаки мер воспитательного воздействия: являются разновидностью мер уголовно-правового характера; субъектом их применения является государство; назначаются несовершеннолетним; имеют воспитательное содержание; применяются за совершение преступления; совершенное преступление должно относиться к категории небольшой, средней тяжести, а в отдельных случаях - к категории тяжкого преступления; применение этих мер сопровождается освобождением от уголовной ответственности или освобождением от наказания; должна присутствовать возможность исправления подростка без назначения наказания.
Из самого названия принудительных мер воспитательного воздействия следует их двуединое содержание: воспитательное и принудительное.
Воспитательное воздействие проявляется в том, что они основаны, прежде всего на воздействии, направленном на сознание лица. С их помощью до несовершеннолетнего доводится недопустимость совершения противоправных действий, подчеркивается отрицательная оценка их со стороны государства. Применение этих мер непосредственно подчинено задаче исправления несовершеннолетнего, сочетается, как правило, с созданием условий для наилучшего воспитательного воздействия на данного несовершеннолетнего.
Принудительный характер названных мер состоит в том, что правом их назначения и исполнения обладают органы, наделенные властными полномочиями. Поэтому назначенные меры воспитательного воздействия исполняются вне зависимости от воли несовершеннолетнего лица и обеспечиваются принудительной силой государства. Принудительное воздействие также обеспечивается возможностью замены меры воспитательного воздействия (в случае ее неэффективности или неисполнения несовершеннолетним) другой, более строгой мерой уголовного принуждения. Вместе с тем, нельзя не учитывать, что, согласно ч.6 ст.427 УПК РФ24, прекращение уголовного дела по основаниям, указанным в ст.90 УК РФ, не допускается, если несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый или его законный представитель против этого возражает.
От уголовной ответственности несовершеннолетний может быть освобождён как по общим основаниям, так и по специальным, имеющим отношение только к данной категории лиц. При этом нужно иметь в виду, что при применении общих видов освобождения от уголовной ответственности учитываются особенности привлечения к уголовной ответственности лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.
Несовершеннолетний может быть освобождён от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст.75 УК РФ), в связи с примирением с потерпевшим (ст.76 УК РФ), в связи с изменением обстановки (ст.77 УК). Например, согласно статистическим данным районного суда за 2014 год в связи с деятельным раскаянием было освобождено 12 несовершеннолетних, в связи с примирением с потерпевшим 5 человек, а в связи с изменением обстановки 0 человек25. Вышеуказанные основания в отношении их не предусматривают каких-либо изъятий из общих правил. При освобождении от уголовной ответственности лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста, в связи с истечением сроков давности (ст.78 УК РФ) необходимо учитывать особенности сроков давности применительно к несовершеннолетним. Согласно ст.94 УК РФ, в отношении их они сокращены наполовину. Таким образом, подросток освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки: