Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 20:17, курсовая работа
Преступность несовершеннолетних в России в последние годы характеризуется в основном неблагоприятными тенденциями. На общем фоне ее абсолютного и относительного роста прослеживаются такие тенденции, как «омоложение», «феминизация», увеличение удельного веса преступности несовершеннолетних в преступности в целом, преобладание в структуре подростковой преступности доли тяжких преступлений, приобретение преступностью несовершеннолетних корыстно-насильственной направленности, усиление элементов устойчивости, организованности преступных групп несовершеннолетних, смыкание преступности несовершеннолетних с преступностью взрослых.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика института освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних с применением мер воспитательного воздействия
1.1.История развития и понятие института освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних с применением мер воспитательного воздействия…………………………………………………………………..……..7
1.2. Виды принудительных мер воспитательного воздействия.......................19
Глава 2. Особенности правового регулирования освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних с применением мер воспитательного воздействия
2.1.Основания освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних с применением мер воспитательного воздействия………………………………………………………………….……30
2.2.Условия отмены мер воспитательного воздействия……………..………..49
2.3.Пути совершенствования законодательства об освобождении несовершеннолетних от уголовной отвественности с применением мер воспитательного воздействия…………………………………………………....60
Заключение……………………………………………………………………..…72
Список использованной литературы……………………………………………75
Согласно ст.
4 ФЗ № 120-ФЗ «Об основах
системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних»,
к органам и учреждениям системы профилактики
безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетн
В инструкциипо организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД РФ от 26 мая 2000 года № 569 в редакции от 06.04.2014 г., четко сформулированы полномочия подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
Поэтому предлагаем в п. 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» добавить в качестве «специализированного государственного органа» подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
Подводя краткий итог вышеизложенному, хотелось бы отметить следующее.
Принудительные меры воспитательного воздействия - это альтернативные меры уголовно-правового принуждения, применяемые в рамках Уголовного закона судом от имени государства к несовершеннолетним, совершившим преступление небольшой, средней тяжести, а в отдельных случаях тяжкое преступление, в тех случаях, когда исправление этих лиц возможно при помощи мер педагогического характера без назначения наказания или без привлечения к уголовной ответственности в целом.
Освобождение от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия даже при соблюдении всех условий правомерности - не обязанность, а лишь право суда.
Условиями применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним при освобождении от уголовной ответственности являются следующие: совершение лицом деяния, содержащего все признаки состава преступления; недостижение виновным на момент решения вопроса о возможности применения к нему принудительных мер воспитательного воздействия восемнадцатилетнего возраста; преступное деяние должно относиться к числу преступлений небольшой или средней тяжести; наличие возможности исправления несовершеннолетнего путем применения к нему принудительных мер воспитательного воздействия.
Исправление несовершеннолетнего не является одним из условий применения принудительных мер воспитательного воздействия. Исправление является целью этих мер, а значит, степень его достижения оценивается уже по результатам их применения.
2.2.Условия отмены мер воспитательного воздействия
В соответствии с ч.4 ст.90 УК РФ в случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется, материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.
Такая позиция базируется на толковании ст. ст.5, 20, 21 и 23 Федерального закона от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»38, согласно которым подразделения по делам несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу с лицами, в отношении которых применены принудительные меры воспитательного воздействия, а подразделения криминальной милиции осуществляют розыск лиц, уклоняющихся от исполнения наложенных ограничений.
Полномочия органов внутренних дел, которыми они наделены Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»39, позволяют более эффективно организовать контроль за поведением несовершеннолетних правонарушителей, чем какому-либо иному из органов системы профилактики, перечисленных в ст.4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. №120 - ФЗ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»40.
Систематичность неисполнения принудительных мер воспитательного воздействия. Согласно ч.4 ст.90 УК РФ в случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется, материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.
Понятие систематического неисполнения принудительной меры воспитательного воздействия в законе не дано. Считаем, что несовершеннолетний может не исполнять следующие из них: возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
Предупреждение или передача под надзор родителем не могут быть систематически не исполнены несовершеннолетним.
Под систематичностью неисполнения принудительных мер воспитательного воздействия следует понимать совершение запрещенных или невыполнение предписанных действий более двух раз в течение одного года либо продолжительное (более 30 дней) неисполнение обязанностей, возложенных на него судом41. С ходатайством о замене принудительных мер воспитательного воздействия могут обратиться органы внутренних дел.
Порядок возобновления производства по уголовному делу в случае отмены принудительных мер воспитательного воздействия, назначенных по прекращённому уголовному делу либо в порядке освобождения от наказания при постановлении обвинительного приговора.
Согласно ч.4 ст.90 УК РФ в случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется, материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности. Между тем, порядок возобновления производства уголовных дел в таких случаях уголовно-процессуальным законом не регламентирован. На практике возможны 3 ситуации:
-материал о применении принудительных мер воспитательного воздействия был направлен в суд следователем или дознавателем в порядке ст.427 УПК РФ. В данном случае суд должен направить решение об отмене принудительных мер воспитательного воздействия следователю либо дознавателю, который ранее ходатайствовал о её применении. Органы предварительного расследования должны, в свою очередь, отменить постановление о прекращении уголовного преследования и продолжить расследование в общем порядке;
-решение о применении к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия принято судом с одновременным прекращением уголовного дела на основании ст.431 УПК РФ. Полагаем, что в такой ситуации при отмене принудительных мер воспитательного воздействия суд одновременно должен возобновить производство прекращённому по уголовному делу и приступить к его рассмотрению;
-решение о применении принудительных мер воспитательного воздействия принято судом с освобождением несовершеннолетнего от уголовного наказания на основании ст.432 УПК РФ. Считаем, что после отмены принудительных мер воспитательного воздействия вопрос о назначении несовершеннолетнему наказания должен решаться судом в порядке ст. ст.396, 397 и 399 УПК РФ.
При установлении систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия суд вправе по ходатайству специализированного государственного органа отменить постановление о применении такой меры, назначенной в порядке части 1 статьи 431 или части 1 статьи 432 УПК РФ, и направить уголовное дело в отношении несовершеннолетнего на новое судебное рассмотрение. В том случае, когда мера воспитательного воздействия назначена несовершеннолетнему в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 427 УПК РФ, т.е. при наличии постановления о прекращении уголовного дела, суд, отменяя такое постановление, направляет дело руководителю следственного органа или начальнику органа дознания для выполнения следователем (дознавателем) действий, связанных с окончанием его расследования и необходимостью составления обвинительного заключения (обвинительного акта). Указанные решения принимаются судом в порядке, предусмотренном статьей 399 УПК РФ.
Специализированным государственным органом, которому в соответствии со статьей 90 УК РФ может быть передан под надзор несовершеннолетний, а также органом, который вправе обращаться в суд с представлением об отмене принудительной меры воспитательного воздействия в случаях систематического ее неисполнения несовершеннолетним, является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Если органом предварительного расследования к участию в деле в качестве гражданских ответчиков не были привлечены родители, опекуны, попечители, а также лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другие учреждения, которые в силу закона несут материальную ответственность за ущерб, причиненный преступными действиями несовершеннолетнего, суд при наличии исковых требований должен вынести определение (постановление) о признании указанных лиц и организаций гражданскими ответчиками, разъяснить им права, предусмотренные статьей 54 УПК РФ, и обеспечить условия для реализации этих прав.
В соответствии со статьей 1074 ГК РФ42 несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный моральный и материальный вред на общих основаниях. В случаях, когда у несовершеннолетнего осужденного, не достигшего возраста 18 лет, нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, он должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.
В силу положений статей 21 и 27 ГК РФ и статьи 13 СК РФ самостоятельную ответственность за причиненный вред несут несовершеннолетние, которые в момент причинения вреда, а также в момент рассмотрения судом вопроса о возмещении вреда обладали полной дееспособностью.
При определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований статьи 151 ГК РФ, принципов разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств дела.
В соответствии со статьей 93 УК РФ к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, должны применяться сокращенные сроки условно-досрочного освобождения от наказания в виде лишения свободы. При этом необходимо выяснять наличие для этого фактических оснований, определенных в общих нормах - в статье 79 УК РФ и статье 175 УИК РФ.
В отношении иных видов наказаний к несовершеннолетним осужденным могут быть применены общие положения статьи 80 УК РФ о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания с учетом определенных в статье 88 УК РФ видов наказаний, назначаемых несовершеннолетним.
При рассмотрении дел о преступлениях в отношении взрослых лиц, которые совершили преступление с участием несовершеннолетних, суду надлежит выяснять характер взаимоотношений между ними, поскольку эти данные могут иметь существенное значение для установления роли взрослого лица в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступлений или антиобщественных действий.
Отмена принудительной меры воспитательного воздействия и возобновление производства по делу допустимы, если не истекли сроки давности привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности (ст.94 УК РФ).
Прекращение уголовного дела по указанным основаниям не допускается, если несовершеннолетний возражает против этого.
Закон позволяет одновременно назначить несколько принудительных мер воспитательного воздействия (например, возложение обязанности загладить причиненный вред и ограничение досуга, а также установление особых требований к поведению несовершеннолетнего). При этом отмена принудительных мер воспитательного воздействия может иметь место, если несовершеннолетний нарушает хотя бы одну из них.