Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 20:17, курсовая работа
Преступность несовершеннолетних в России в последние годы характеризуется в основном неблагоприятными тенденциями. На общем фоне ее абсолютного и относительного роста прослеживаются такие тенденции, как «омоложение», «феминизация», увеличение удельного веса преступности несовершеннолетних в преступности в целом, преобладание в структуре подростковой преступности доли тяжких преступлений, приобретение преступностью несовершеннолетних корыстно-насильственной направленности, усиление элементов устойчивости, организованности преступных групп несовершеннолетних, смыкание преступности несовершеннолетних с преступностью взрослых.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика института освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних с применением мер воспитательного воздействия
1.1.История развития и понятие института освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних с применением мер воспитательного воздействия…………………………………………………………………..……..7
1.2. Виды принудительных мер воспитательного воздействия.......................19
Глава 2. Особенности правового регулирования освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних с применением мер воспитательного воздействия
2.1.Основания освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних с применением мер воспитательного воздействия………………………………………………………………….……30
2.2.Условия отмены мер воспитательного воздействия……………..………..49
2.3.Пути совершенствования законодательства об освобождении несовершеннолетних от уголовной отвественности с применением мер воспитательного воздействия…………………………………………………....60
Заключение……………………………………………………………………..…72
Список использованной литературы……………………………………………75
а) один год после совершения преступления небольшой тяжести;
б) три года после совершения преступления средней тяжести;
в) пять лет после совершения тяжкого преступления;
г) семь с половиной лет после совершения особо тяжкого преступления.
К лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, как и к взрослым преступникам, могут применяться амнистия и помилование.
Наряду с общими видами освобождения от уголовной ответственности в законодательстве содержатся и специальные виды, применяемые только к лицам, не достигшим восемнадцати лет. В ч.1 ст.90 УК РФ говорится: «Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождён от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путём применения принудительных мер воспитательного воздействия.» Таким образом, освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности закон связывает с рядом обстоятельств: преступление должно быть совершено впервые; деяние должно относиться к преступлениям небольшой или средней тяжести; положительная характеристика личности подростка, позволяющая прийти к убеждению, что цель его исправления может быть достигнута принудительными мерами воспитательного воздействия. Такая убеждённость должна складываться на основе характера общественной опасности деяния (оценка важности объекта посягательства, роль несовершеннолетнего в преступном посягательстве, степень завершённости деяния, размер вреда причинённого именно несовершеннолетним, и т.д.), данных о личности преступника (впервые совершает преступление небольшой или средней тяжести, в целом положительно характеризуется педагогами, преступление совершено вследствие стечения неблагоприятных для него обстоятельств, не вышел из-под контроля родителей или лиц, их заменяющих, не страдает алкогольной или наркотической зависимостью).
При наличии данных обстоятельств, а также с учётом мотивов совершённого преступления и поведения виновного после совершения преступления, а равно при выяснении вопросов о том, применялись ли к нему ранее принудительные меры воспитательного воздействия и какие именно, вопрос о применении к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия может быть поставлен как на стадии предварительного следствия, так и на стадии судебного разбирательства. Анализ судебной практики указывает например, Cоветским районным судом г. Казани по уголовному делу № 1-183/14 на осужденного по ст.158 ч.2 п. «в» УК РФ к 2 годам лишения свободы условно Лаврентьева Е.В. не возложено никаких обязанностей. Районным судом г. Казани на осужденного по уголовному делу № 1-106/14 по ст.112 ч.2 п. «г» УК РФ к 2 годам лишения свободы условно, с испытательным сроком на 2 года, не возложено никаких обязанностей.26 Назначение наказания в виде штрафа и исправительных работ. Обобщение судебной практики назначения наказания показало, что наказание в виде штрафа, исправительных работ судами края, соответствует требованиям ч.2 и ч.4 ст.88 УК РФ. Примеров взыскания штрафа с родителей или иных законных представителей несовершеннолетних не установлено. Тогда как в соответствии с ч.2 ст.88 УК РФ по решению суда штраф может быть взыскан с родителей или иных законных представителей с их согласия. Исправительные работы назначаются также в соответствии с требованиями закона на срок до 1 года. Назначение наказания в виде обязательных работ. В ходе проведения обобщения практики назначения наказания в виде обязательных работ установлено, что судами соблюдаются требования ч.3 ст.88 УК РФ и обязательные работы несовершеннолетним назначаются на срок до ста шестидесяти часов. Вместе с тем, установлены случаи нарушения указанных требований закона и назначение обязательных работ свыше 160 часов, как судами, так и судебной коллегией по уголовным делам краевого суда. Например, Ново-Савиновским районным судом по уголовному делу № 1-138/14 несовершеннолетнему Аленов О.Н., совершившему преступление, предусмотренное ч.2 п. «а, б, в» ст.158 УК РФ, назначено наказание в виде 180 часов обязательных работ. Определением судебной коллегии по уголовным делам краевого суда от 10.09.2014 года наказание снижено до 160 часов27. На стадии предварительного расследования прокурор или следователь с согласия прокурора выносит постановление о прекращении уголовного дела и передаче его материалов в специализированный государственный орган, который назначает несовершеннолетнему принудительные меры воспитательного воздействия в соответствии с положениями статьи 90 УК РФ. На стадии судебного разбирательства суд сам выносит постановление об освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности и назначает ему одну или несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Все специальные виды освобождения лиц, не достигших восемнадцати лет, от уголовной ответственности связаны с применением мер воспитательного воздействия, т.е. установленных законом мер государственного принуждения к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, с целью их исправления педагогическим средствами без привлечения к уголовной ответственности. По своему содержанию меры, предусмотренные ч.2 ст.90 УК РФ, носят воспитательный характер. При их применении воздействие на несовершеннолетнего оказывается, прежде всего, путем убеждения, доведения до сознания отрицательной оценки его поступка, недопустимости общественно опасного поведения. Цель исправления достигается без привлечения подростка к уголовной ответственности или без применения уголовного наказания, при экономии мер уголовной репрессии.
Следовательно, вышеназванные меры по своему содержанию являются воспитательными, а по характеру исполнения принудительными. С уголовным наказанием они имеют лишь внешнее сходство. Между ними существуют качественные различия, определяющие их различную правовую природу. В принудительных мерах отсутствуют элементы кары. Они не влекут за собой судимости, не делятся на основные и дополнительные виды. Орган, назначающий эти меры несовершеннолетнему, сам определяет продолжительность их срока, основываясь на данных о личности виновного и всех обстоятельствах дела. Последствием неисполнения несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия является возможность привлечения его к уголовной ответственности по представлению специализированного государственного органа и направления им материалов в суд. Принудительные меры воспитательного воздействия применяются к лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста на момент их назначения, достижение лицом совершеннолетия исключает их применение. Статья 90 УК РФ предусматривает следующие принудительные меры воспитательного воздействия:
а) предупреждение;
б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
в) возложение обязанности загладить причинённый вред;
г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
Применение принудительных мер воспитательного воздействия, которые ограничивают права человека и гражданина (названные в п. «в» и «г» ч.2 ст.90 УК), в силу ст.46 и 118 Конституции РФ28 допустимо только судом.
Содержание принудительных мер воспитательного воздействия раскрывается в ст.91 УК РФ.
Предупреждение, согласно закону, состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причинённого его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных УК РФ. Эта мера воздействия имеет как воспитательное, так и правовое значение.
Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. Закон предусматривает двух субъектов, которым возможно поручение надзора: родители (лица, их заменяющие); специализированные государственные органы.
Обязанности родителей или лиц, их заменяющих, возникают из семейного права. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст.63 СК РФ29). Передача несовершеннолетнего под надзор не наделяет родителей какими-либо иными правами и обязанностями по отношению к ребёнку, что предусмотрено СК РФ, она лишь должна побуждать их к более активному воспитательному воздействию на подростка, устранению или нейтрализации криминогенных условий, служит предупреждением о необходимости усиления контроля за свободным временем подростка. Данная мера целесообразна лишь в тех случаях, когда родители или лица, их заменяющие, ещё имеют влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить в будущем надлежащее поведение несовершеннолетнего, осуществлять за ним повседневный контроль. Закон не требует согласия родителей (лиц, их заменяющих) на передачу им под надзор несовершеннолетнего, но практически оно необходимо, так как иначе теряется смысл этой меры. Если указанные лица в силу ряда причин не имеют возможности осуществлять контроль за поведением подростка, не способны обеспечивать должное воспитание, несовершеннолетнего целесообразно передавать под надзор государственному органу. Им в настоящее время является комиссия по делам несовершеннолетних при соответствующем местном органе самоуправления.
Обязанность загладить причинённый вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Законодатель не ставит цели вообще устранения вреда; загладить - значит преуменьшить, смягчить вред, причинённый потерпевшему совершённым преступлением. Законом не определён и его вид; в преступлениях он может быть как материальным, так и моральным. Однако необходимо обратить внимание на содержащееся в ч.3 ст.91 УК РФ указание на имущественное положение несовершеннолетнего и его соответствующие трудовые навыки, свидетельствует о том, что законодатель имеет в виду в первую очередь имущественный ущерб. Его возмещение возможно при следующих условиях: подросток имеет самостоятельный доход (заработная плата, стипендия, пенсия, другие законные источники) либо соответствующее имущество; обладает трудовыми навыками, позволяющими собственноручно устранить причинённый вред (отремонтировать повреждённые вещи, привести в надлежащий вид помещение и т.д.).
В случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет нет доходов или иного имущества, достаточного для возмещения вреда, вред должен быть возмещён полностью или в недостающей части его родителями или лицами, их заменяющими, если они не докажут, что вред возник не по их вине.30
Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определённых мест, использования определённых форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определённого времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение, либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Однако, все эти ограничения преследуют позитивную цель - оградить подростка от вредных влияний микросреды, а также с помощью контроля нормализовать его поведение.
Принудительные меры воспитательного воздействия могут применяться теперь не только при совершении преступлений небольшой тяжести, но и преступлений средней тяжести. Кроме того, в УК РФ не указывается, кем (каким органом) несовершеннолетний может быть освобождён от уголовной ответственности в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия и кем (каким органом) могут быть назначены эти меры. Следовательно, не исключается освобождение от уголовной ответственности органом дознания, следователем с согласия прокурора или прокурором, а также судом, но назначение этих мер с учётом их принудительного характера исполнения возможно только судом.
Согласно ч.4 ст.90 УК РФ в случае систематического неисполнения лицом, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности. Этим подчёркивается фактически условный характер применения этих норм.
Таким, образом, наличие твердой уверенности в целесообразности применения в отношении несовершеннолетнего принудительных мер воспитательного воздействия и возможности с их помощью его исправления является необходимой предпосылкой прекращения уголовного преследования в соответствии со ст.90 УК РФ.
При этом особое внимание должно уделяться изучению и оценке личности несовершеннолетнего, его психофизическим особенностям, причинам и условиям совершения преступного посягательства, следует проанализировать поведение несовершеннолетнего как в быту, так и в общественных местах, его отношение к учебе, трудовым обязанностям и т.д. Как указывает С.А. Косова31, «без учета личности и индивидуального подхода избранные принудительные меры воспитательного воздействия к несовершеннолетнему снижают эффективность профилактической работы следователей и органов дознания, порождают у подростков уверенность в безнаказанности, приводят к совершению повторных преступлений».
Помимо сведений, характеризующих личность несовершеннолетнего, необходимо также учитывать такие обстоятельства, как условия проживания, окружение несовершеннолетнего, наличие родителей или лиц, их заменяющих, и т.п. Принимая решение об освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением к нему принудительных мер воспитательного воздействия, суд должен быть убежден в том, что исправление подростка, устранение пробелов в его правосознании вполне возможно, если к нему будут применены какие-либо из этих мер.
При решении вопроса о применении принудительных мер воспитательного воздействия необходимо учитывать ряд обстоятельств, к которым, как указывала Г.Н. Пугашова32, могут быть отнесены следующие: наличие (отсутствие) устойчивых связей с антиобщественными элементами; влияние случайных обстоятельств на совершение преступления; применение ранее к подростку принудительных мер воспитательного воздействия; наличие положительных характеристик с места учебы и жительства; искреннее раскаяние и готовность возместить ущерб.
Уголовное законодательство исходит из того, что, прежде чем привлекать к ответственности несовершеннолетнего и назначать ему наказание, следует рассмотреть вопрос о наличии оснований для применения принудительных мер воспитательного воздействия. При исполнении этих мер воздействие на несовершеннолетнего оказывается, прежде всего, путем убеждения, доведения до его сознания отрицательной оценки поступка и недопустимости дальнейшего общественно опасного поведения, а цели исправления и предупреждения совершения новых преступлений достигаются без привлечения подростка к уголовной ответственности или без назначения наказания.
Наиболее часто применяемой принудительной мерой является передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа.
Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа закреплена в п. «б» ч. 2 ст. 90 УК РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 91 УК РФ, данная мера состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по оказанию воспитательного воздействия на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. Несовершеннолетний при назначении данной меры не ограничивается в правах. Самостоятельное применение передачи под надзор наделяет обязанностями только лиц, на которых возлагается контроль за поведением несовершеннолетнего.
При передаче под надзор родителей или лиц, их заменяющих, необходимо учитывать, что их права и обязанности закреплены в Семейном Кодексе Российской Федерации. В свою очередь УК РФ фактически дублирует нормы семейного законодательства, придавая им уголовно-правовое значение. Также данные нормы дублируются и в ст. 44 ФЗ «Об образовании в РФ»33. Однако, Горшенин А.А. говорит, что в настоящий момент ответственности за неисполнение этой принудительной меры воспитательного воздействия указанными лицами не предполагается, так как, отсутствует сам механизма контроля за исполнением родителями, опекунами или попечителями возложенных на них обязанностей приисполненииданной меры, с мнением которого мы полностью согласны34. Кроме того, если подросток совершил преступление, значит, в его воспитании были упущения, соответственнооно было неэффективным. Тогда отсутствует всякий смысл передавать это лицо под надзор тех же субъектов, с набором тех же прав и обязанностей.Вероятность того, что исправление несовершеннолетнего в случае передачи под надзор тех же субъектов будет достигнуто, на наш взгляд, очень невелика.
Оценивая данную меру воспитательного воздействия, считаем необходимым изменить п. «б» ч.2 ст.90 УК РФ, а именно исключить фразу «родителей или лиц, их заменяющих, либо». Оставить фразу «передача под надзор специализированного государственного органа».
Говоря о специализированном государственном органе, Уголовный закон, не уточняет, под надзор какого именно органа может быть передан несовершеннолетний. Тем самым, можно говорить о бланкетном характере ч. 2 ст. 91 УК, которая отсылает за разъяснениями к иному нормативному акту. В настоящее время основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, устанавливает ФЗ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ в редакции от 02.04.2014г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»35. Согласно п.1 ч.1 ст.21 названного ФЗ и п.2.1.1.4 Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД РФ от 26 мая 2000 года № 569 в редакции от 06.04.2014 г., индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности, с применением принудительных мер воспитательного воздействия, проводится подразделениями по делам несовершеннолетних ОВД. Однако, п. 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ36 от 1 февраля 2011 г. в редакции от 02.04.2013 г. «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» разъясняется, какой орган является «специализированным», которому несовершеннолетний в соответствии со ст. 90 УК РФ передается под надзор, а также орган, который вправе обращаться в суд с представлением об отмене примененияпринудительных мер воспитательного воздействия. К «специализированным» органам Верховный Суд РФ относит комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.