Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:18, дипломная работа
Цель данной работы состоит в осуществлении комплексного научного анализа теоретических и практических вопросов правового регулирования пенсионного обеспечения сотрудников органов федеральной службы безопасности Российской Федерации, и в обосновании путей и способов решения наиболее существенных проблем в данной сфере через совершенствование военно-пенсионного законодательства.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...стр.3
Глава 1. Общие положения пенсионного обеспечения сотрудников органов безопасности в Российской Федерации…………………………стр.6
1.1 Понятие и признаки пенсий в праве социального обеспечения……….стр.6
1.2 Общие положения законодательства о пенсионном обеспечении сотрудников органов федеральной службы безопасности………………..стр.21
Глава 2. Правовое регулирование пенсионного обеспечения сотрудников органов безопасности Российской Федерации…………………………...стр.38
2.1 Пенсионное обеспечение за выслугу лет………………………………стр.38
2.2 Пенсионное обеспечение по инвалидности…………………………….стр.51
Заключение…………………………………………………………………..…стр.63
Список использованной литературы………………………………………...стр.68
Выпускная квалификационная работа
Тема: «Пенсионное обеспечение сотрудников органов федеральной службы безопасности Российской Федерации».
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. Общие положения пенсионного обеспечения сотрудников органов безопасности в Российской Федерации…………………………стр.6
1.1 Понятие и признаки пенсий в праве социального обеспечения……….стр.6
1.2 Общие положения законодательства о пенсионном обеспечении сотрудников органов федеральной службы безопасности………………..стр.21
Глава 2. Правовое регулирование пенсионного обеспечения сотрудников органов безопасности Российской Федерации…………………………...стр.38
2.1 Пенсионное обеспечение за выслугу лет………………………………стр.38
2.2 Пенсионное обеспечение по инвалидности…………………………….стр.51
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Во все времена развития Российского государства надлежащее материальное обеспечение лиц, проходивших военную службу, являлось важнейшей государственной функцией, осуществление которой напрямую связано с обеспечением высокого уровня боеготовности Вооруженных Сил и военной безопасности России. Это обусловлено комплексом обстоятельств.
Во-первых, отношение как отдельных граждан, так и общества в целом к военной службе в значительной степени определяется уровнем социальной защищенности военнослужащих и членов их семей. Система социально-экономических гарантий, предоставляемых государством данной категории граждан, в том числе и после увольнения с военной службы, определяет значимость Вооруженных Сил как важнейшего государственного института, формирует уважение граждан страны к военной профессии, позволяет увеличить приток в армию высокообразованных специалистов, способных внести существенный вклад в укрепление обороноспособности государства.
Во-вторых, необходимость выполнения военнослужащими поставленных задач, связанных с обеспечением обороны страны и безопасности государства, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, влечет обязанность государства гарантировать этим лицам соответствующую их правовому статусу социально-правовую защиту, а также достойное материальное обеспечение при выходе на пенсию. Все это является неотъемлемой составной частью социально-экономической политики Российского государства.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что несмотря на то, что проблемы правового регулирования пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы нашли определенное освещение в научной литературе, однако целостного, систематизированного, комплексного научного исследования военно-пенсионного законодательства Российской Федерации с учетом практики его применения, а также исторического опыта правового
регулирования пенсионного
обеспечения сотрудников
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере пенсионного обеспечения сотрудников органов федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Предмет исследования составляет система правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение сотрудников органов федеральной службы безопасности Российской Федерации, сложившаяся практика применения военно-пенсионного законодательства.
Цель данной работы состоит в осуществлении комплексного научного анализа теоретических и практических вопросов правового регулирования пенсионного обеспечения сотрудников органов федеральной службы безопасности Российской Федерации, и в обосновании путей и способов решения наиболее существенных проблем в данной сфере через совершенствование военно-пенсионного законодательства.
Достижение этой цели осуществляется посредством решения следующих задач:
- раскрыть понятие пенсии и выделить ее признаки как основной формы социального обеспечения военнослужащих;
- определить место правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере пенсионного обеспечения сотрудников органов федеральной службы безопасности в системе российского права;
- выявить и исследовать правовые проблемы и противоречия пенсионного обеспечения за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца;
- обосновать и сформулировать предложения по совершенствованию действующего военно-пенсионного законодательства.
Научную базу исследования составили труды: Ачаркана В.А., Гинцбурга Л.Я., Захарова М.Л., Зайкина А.Д., Романова С.В., Мачульской Е.Е., Ивановй Р.И., Красильниковой Т.В.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ СОТРУДНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
1.1. Понятие и признаки пенсий в праве социального обеспечения
Прежде чем раскрыть понятие и признаки пенсий в праве социального обеспечения, необходимо четко определить, что представляют собой понятия «право социального обеспечения» и «социальное обеспечение» вообще.
Право на социальное обеспечение, как и другие социально-экономические права, занимает особое место в системе основных прав человека. Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества1, поскольку в любом обществе, независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования.
Именно в XX веке получило развитие изучение социального обеспечения и социального страхования, а также было разработано и раскрыто понятие социального обеспечения. Кроме того, право каждого члена общества на социальное обеспечение получило закрепление в международных правовых актах2. Следуя указанным международным документам, Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. закрепила основополагающие принципы социального обеспечения граждан Российской Федерации: согласно ст. 7, 39 Конституции Россия – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. На территории Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных федеральными законами. Государственное социальное обеспечение служит одной из гарантий социальной защиты населения страны. Таким образом, под социальным обеспечением следует понимать заботу государства о своих гражданах, которые по независящим от них причинам не могут иметь достаточных средств к существованию.
Социальное обеспечение – это совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых созданных государством правовых, экономических и социальных мер (форма выражения социальной политики государства), направленных на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств федерального бюджета и специальных внебюджетных фондов в целях компенсации и минимизации последствий изменения социального положения граждан и иных физических лиц в случае наступления обстоятельств, признаваемых государством социально-значимыми3
Основным элементом
системы права социального
Что же такое пенсия? До недавнего времени ответ на этот вопрос не был однозначным. На законодательном уровне понятие пенсий было закреплено только в результате проведения пенсионной реформы и принятия в декабре 2001 г. пакета документов, кардинально изменивших пенсионную систему России. Наукой также не было выработано единого подхода. Это объясняется тем, что пенсия – довольно сложное явление, затрагивающее почти все важнейшие сферы жизни общества – экономическую, политическую, идеологическую, моральную и духовную.
Рассмотрим имеющиеся формулировки понятия пенсии, предложенные советскими и российскими учеными, а также законодателем, и выделим основные ее признаки.
Е.И.Астрахан определял
пенсии как «периодические выплаты,
которые производятся за счет средств
социального страхования в
Так, по мнению, В.А.Ачаркана, пенсия – это «денежное обеспечение, получаемое из общественных фондов потребления гражданами при наступлении у них постоянной или стойкой нетрудоспособности, либо презюмируемой (по возрастному признаку, в связи с выслугой лет), либо устанавливаемой путем медицинского обследования (для определения инвалидности); пенсия назначается гражданам за их труд или другую общественно-полезную деятельность и предназначена служить для них постоянным и основным источником средств к существованию»5.
М.Л.Захаров отмечает, что пенсия – это «денежное обеспечение, выплачиваемое престарелым и нетрудоспособным бесплатно за счет общественных фондов потребления в связи с их трудовой или иной полезной для общества деятельностью в прошлом, предназначенное служить основным источником средств к существованию»6.
А.Д.Зайкин определяет пенсию как «регулярную (периодическую) денежную выплату социально-алиментарного назначения, производимую лицам пожилого возраста, инвалидам и иным категориям граждан и их семьям в случаях, предусмотренных законом, из общественных фондов потребления в связи с их (или лица, на иждивении которого они находились) прошлой трудовой или иной общественно-полезной деятельностью, которая прекращена или заменена более легкой деятельностью по предусмотренной законом уважительной причине; выплата, размер которой соизмеряется, как правило, с прошлым заработком. Эта выплата является для неработающих пенсионеров основным источником средств к существованию»7.
Ранее в науке права социального обеспечения была развернута острая дискуссия в отношении выделения тех или иных признаков пенсии, отличающих ее от всех иных платежей. Большинство авторов подчеркивали такие признаки, как: 1) круг субъектов пенсионного обеспечения («презумпция потери трудоспособности»); 2) связь с общественно-полезной деятельностью; 3) особенность источника выплаты пенсии.
Рассмотрим каждый из обозначенных признаков подробнее.
Прежде всего, выделим особенность, свойственную субъектам пенсионного обеспечения. Критерий выделения этих лиц в особую категорию граждан и будет являться одним из признаков пенсии. Если за основу взять наличие трудового стажа или связь с иной общественно-полезной деятельностью, то анализ действующего законодательства показывает, что этот признак присущ далеко не всем пенсионерам, на что указывают условия назначения социальных пенсий. Достижение определенного возраста наиболее свойственно лишь для лиц, получающих трудовую пенсию по старости, а также для граждан, проходивших военную службу по контракту и уволенных по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, которым назначается пенсия за выслугу лет в соответствии с п. «б» ст. 13 Закона «О пенсионном обеспечении граждан, проходивших военную службу…».
Какой же признак характерен абсолютно для всех обладателей пенсий?
Может быть, таким всеобщим основанием для назначения пенсии является нетрудоспособность, т.е. всех пенсионеров объединяет то, что они признаются государством либо фактически нетрудоспособными (постоянно или в течение длительного срока), либо условно, в силу достижения возраста или иных обстоятельств8 (т.е., у получателей пенсий возникло определенное социально-биологическое состояние организма9)? Следует отметить, что по этому вопросу не существует единого мнения.
По мнению ряда авторов (Я.М.Фогеля, Э.Г.Тучковой, Т.В.Красильниковой10), придерживающихся точки зрения «нетрудоспособности», норма права на пенсию имеет в своей основе неопровержимую презумпцию утраты трудоспособности гражданами, достигшими определенного возраста. В.А.Ачаркан подчеркивает, что право на пенсию у граждан возникает при наступлении у них постоянной (стойкой) нетрудоспособности, либо презюмируемой по возрастному признаку (пенсия по старости), в связи с выслугой лет (пенсия за выслугу лет), либо устанавливаемой путем медицинского обследования (для определения инвалидности).
В.С.Андреев считает данное положение спорным, поскольку лица пенсионного возраста еще вполне трудоспособны, в то время как государство, предоставляя пенсии, дает им возможность оставить профессиональную деятельность. По мнению В.С.Андреева, из определения, данного В.А.Ачарканом, «выпало указание на такой случай обеспечения, как потеря кормильца», хотя именно этот факт, а не трудоспособность является основанием для введения данного вида пенсии11.
Тем не менее, в соответствии
с действующим