Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:18, дипломная работа
Цель данной работы состоит в осуществлении комплексного научного анализа теоретических и практических вопросов правового регулирования пенсионного обеспечения сотрудников органов федеральной службы безопасности Российской Федерации, и в обосновании путей и способов решения наиболее существенных проблем в данной сфере через совершенствование военно-пенсионного законодательства.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...стр.3
Глава 1. Общие положения пенсионного обеспечения сотрудников органов безопасности в Российской Федерации…………………………стр.6
1.1 Понятие и признаки пенсий в праве социального обеспечения……….стр.6
1.2 Общие положения законодательства о пенсионном обеспечении сотрудников органов федеральной службы безопасности………………..стр.21
Глава 2. Правовое регулирование пенсионного обеспечения сотрудников органов безопасности Российской Федерации…………………………...стр.38
2.1 Пенсионное обеспечение за выслугу лет………………………………стр.38
2.2 Пенсионное обеспечение по инвалидности…………………………….стр.51
Заключение…………………………………………………………………..…стр.63
Список использованной литературы………………………………………...стр.68
Заключение о причинной связи увечья (ранения, травмы, контузии) ВВК выносит на основании справки о травме, выданной руководителем органа безопасности, в котором гражданин проходил службу в момент получения увечья. В справке указываются обстоятельства получения увечья, а также связано или не связано данное увечье с исполнением служебных обязанностей. При освидетельствовании граждан, проходивших службу в органах безопасности и получивших в период прохождения службы увечье, но не имеющих справки об обстоятельствах получения этого увечья, ВВК вправе дать заключение о причинной связи увечья на основании других документов, отражающих обстоятельства получения ранения, травмы, контузии. Свидетельские показания об обстоятельствах получения гражданином ранения или травмы могут быть приняты ВВК во внимание: 1) при наличии у него явных телесных повреждений; 2) показания должны быть даны двумя и более свидетелями, проходившими службу в органе безопасности вместе с освительствуемым. Факт прохождения свидетелями службы вместе с освидетельствуемым заверяется руководителем органа безопасности, в котором освидетельствуемый проходил службу. Свидетельские показания не являются основанием для установления факта перенесения гражданином, проходившим службу в органах безопасности, заболевания или контузии.
Заключения военно-врачебной экспертизы являются обязательными для исполнения должностными лицами на территории России (ч. 3 ст. 51 Основ законодательства российской федерации об охране здоровья), в том числе и учреждениями медико-социальной экспертизы. При этом заключения ВВК о причинной связи увечий и заболеваний выносятся с формулировками идентичными тем, которые применяются при установлении причины инвалидности: «военная травма», «заболевание получено в период военной службы», «заболевание получено при исполнении служебных обязанностей в связи с аварией на Чернобыльской АЭС», «общее заболевание».
Но размеры пенсий по инвалидности дифференцируются в зависимости от причин инвалидности, а также в зависимости от степени утраты трудоспособности (группы инвалидности).
В соответствии со ст. 22 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» уволенным с военной службы гражданам, проходившим военную службу по контракту, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, пенсия по инвалидности назначается в следующих размерах:
а) инвалидам вследствие военной травмы I и II групп – 85 %; III группы – 50 % соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного ст.43 Закона;
б) инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы, I и II групп – 75 %, III группы – 30 % соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного ст. 43 Закона.
При этом, для каждой группы инвалидности закреплен минимальный размер пенсии по инвалидности для данной категории военнослужащих, ниже которого размеры пенсии быть не могут33. Так, согласно действующей с 1 января 2008 г. редакции ст. 23 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» пенсия по инвалидности бывшим военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, не может быть ниже:
а) для инвалидов вследствие военной травмы I группы – 300 %, II группы – 250 %, III группы – 175 % расчетного размера пенсии, что составляет соответственно 4 680 руб., 3 900 руб. и 2 730 руб. В соответствии с прежней редакций рассматриваемой статьи минимальный размер пенсии по инвалидности устанавливался: для инвалидов вследствие военной травмы I и II групп – 300 %; III группы – 150 % установленного законодательством минимального размера пенсии по старости34 (соответственно 913 руб. 47 коп. и 56 руб. 74 коп. (с учетом индексации));
б) для инвалидов вследствие заболевания, полученного в период военной службы, I группы – 250 %, II группы – 200 %, III группы – 150 % расчетного размера пенсии (что составляет 3 900 руб., 3 120 руб. и 2 340 руб. соответственно).
Кроме того, установление нижнего предела размера пенсии по инвалидности является своего рода гарантией обеспечения инвалидам минимального уровня материального обеспечения в связи с утратой трудоспособности. Более того, изменение расчетной величины позволило существенно увеличить минимальный размер пенсий (в том числе и пенсии по инвалидности, минимальный размер которых вырос в 4,3 – 9,8 раза в зависимости от категорий инвалидов и групп инвалидности) и восстановить тем самым его практическое значение.
При получении пенсии по инвалидности уволенным с военной службы гражданам (в том числе и к пенсии, исчисленной в минимальном размере), согласно ст.17 и 24 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» начисляются надбавки к пенсии:
а) инвалидам I группы и инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, либо достигшим 80-летнего возраста, – 100 % расчетного размера пенсии (1560 руб.).
В соответствии с действовавшей до 1 января 2008 г. редакцией Закона размер надбавки к пенсии по инвалидности на уход за пенсионером составлял 100 % установленного законодательством минимального размера пенсии по старости (304 руб. 49 коп.). Следует отметить, что инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, право на начисление надбавки к пенсии по инвалидности (как и надбавки к пенсии за выслугу лет) по указанному основанию предоставлено не было.
Между тем, действующей редакцией ст. 24 Закона из состава лиц, которым начисляется указанная надбавка к рассматриваемому виду пенсии (как и в случае начисления надбавок к пенсии за выслугу лет), исключены пенсионеры, нуждающиеся в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) по состоянию здоровья в соответствии с заключением лечебного учреждения, но не достигшие 80-летнего возраста. Ранее таким лицам устанавливалась надбавка в размере двух третей минимального размера пенсии по старости (202 руб. 99 коп.);
б) неработающим инвалидам I и II групп, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи (за исключением супруга или одного из родителей либо деда, бабушки, брата или сестры независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает): при наличии одного такого члена семьи – в размере 32 %, при наличии двух таких членов семьи – в размере 64 %, при наличии трех и более таких членов семьи – в размере 100 % расчетного размера пенсии (что составляет 499 руб. 20 коп., 998 руб. 40 коп. и 1560 руб. соответственно).
в) участникам Великой Отечественной войны (подп. «а» – «ж» и «и» подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах») – в размере 32 % расчетного размера пенсии (499 руб. 20 коп.), а лицам из их числа, достигшим 80-летнего возраста или являющимся инвалидами I и II групп, – в размере 64 % расчетного размера пенсии (998 руб. 40 коп.).
Получается что, согласно новой редакции ст.17,24 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», в связи с изменением «расчетной единицы» размеры надбавок к пенсии по инвалидности увеличились в зависимости от основания начисления в 1,6 – 5,1 раза.
В соответствии со ст.15 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении» пенсия по инвалидности военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, назначается в зависимости от причин инвалидности, а также от степени ограничения способности к трудовой деятельности в следующих размерах:
а) при наступлении инвалидности вследствие военной травмы:
– инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени (I группа инвалидности), – 300 % размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях» для граждан, достигших возраста 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины)35, что составляет 4680 руб.;
– инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности II степени (II группа инвалидности), – 250 % размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях» для граждан, достигших возраста 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины), что составляет 3900 руб.;
– инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности I степени (III группа инвалидности), – 175 % размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях» для граждан, достигших возраста 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины), что составляет 2730 руб.;
б) при наступлении инвалидности вследствие заболевания, полученного в период военной службы:
– инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени (I группа инвалидности), – 250 % размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях» для граждан, достигших возраста 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины), что составляет 3900 руб.;
– инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности II степени (II группа инвалидности), – 200 % размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях» для граждан, достигших возраста 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины), что составляет 3120 руб.;
– инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности I степени (III группа инвалидности), – 150 % размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях» для граждан, достигших возраста 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины), что составляет 2340 руб.
Таким образом, размеры пенсии по инвалидности военнослужащих, дифференцируются в зависимости от причины инвалидности и ее тяжести, которая определяется степенью утраты трудоспособности (до 1 января 2004 г. – также группой инвалидности). Размер пенсии устанавливается в твердой сумме и зависит от величины базовой части трудовой пенсии.
Необходимо отметить, что согласно подп. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении» гражданам, проходившим военную службу по призыву и ставшим инвалидами вследствие военной травмы, предоставляется право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подп. 1 п. 2 ст. 15 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении» (с применением п.3 и 5 ст. 15 Федерального закона с учетом районных коэффициентов для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством Российской Федерации36), и трудовая пенсия по старости.
Заметим, что согласно подп. 2 и 6 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении» право на одновременное получение двух пенсий (пенсии по инвалидности в соответствии со ст.16 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении» и трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях») предоставлено также участникам Великой Отечественной войны, в том числе лицам, награжденным медалью «За оборону Ленинграда», инвалидам с детства вследствие военных действий) и лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда» (этой категории граждан право на получение двух пенсий предоставлено Федеральным законом от 25 ноября 2006 г. № 196-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»37).
Между тем, названными нормами Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении» военным пенсионерам из числа участников Великой Отечественной войны, а также военным пенсионерам из числа лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», выплата второй пенсии по инвалидности не предусмотрена.
С учетом изложенного, в целях обеспечения равных прав на выплату военным пенсионерам из числа участников Великой Отечественной войны, а также из числа лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», вместе с трудовой пенсией по старости второй пенсии по инвалидности, полагаем необходимым внести соответствующие изменения в ст. 3 и 16 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении».
Из выше сказанного, можно сделать вывод, что:
на пенсию по инвалидности обладают правом сотрудники органов безопасности, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила позднее трёх месяцев после увольнения со службы, но вследствие увечья (заболевания), полученного в период прохождения службы. В данном случае речь идёт об установлении связи инвалидности независимо от времени её проявления с военной травмой или заболеванием, полученным в период военной службы, а не об определении времени наступления инвалидности.
Заключение.
В заключении хотелось бы отметить, что данное исследование представляет собой одну из первых попыток рассмотрения пенсионного обеспечения сотрудников органов федеральной службы безопасности. В ходе изучения данной проблематики автор пришёл к следующим выводам:
1. Пенсионное обеспечение сотрудников органов федеральной службы безопасности предоставляет собой вполне сформировавшуюся и устоявшуюся подсистему взаимодействующих денежных фондов, органов, представляющих обеспечение, субъектов обеспечения и правовых актов.
2. Указанная подсистема является блоком системы пенсионного обеспечения, сложившейся в Российской Федерации, строится на одинаковых с ней принципах и выделяется в связи с наличием специфики денежного фонда, из которого осуществляется пенсионное обеспечение данной категории граждан (федеральный бюджет), органом осуществляющим обеспечение (это сами правоохранительные органы в лице своих пенсионных служб) и специфики главного элемента данной системы - субъект обеспечения, которым выступает сотрудник органа безопасности. Указанная специфика, соответственно, находит отражение и в нормативных правовых актах.
3. Специфика
правового статуса субъекта