Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:18, дипломная работа
Цель данной работы состоит в осуществлении комплексного научного анализа теоретических и практических вопросов правового регулирования пенсионного обеспечения сотрудников органов федеральной службы безопасности Российской Федерации, и в обосновании путей и способов решения наиболее существенных проблем в данной сфере через совершенствование военно-пенсионного законодательства.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...стр.3
Глава 1. Общие положения пенсионного обеспечения сотрудников органов безопасности в Российской Федерации…………………………стр.6
1.1 Понятие и признаки пенсий в праве социального обеспечения……….стр.6
1.2 Общие положения законодательства о пенсионном обеспечении сотрудников органов федеральной службы безопасности………………..стр.21
Глава 2. Правовое регулирование пенсионного обеспечения сотрудников органов безопасности Российской Федерации…………………………...стр.38
2.1 Пенсионное обеспечение за выслугу лет………………………………стр.38
2.2 Пенсионное обеспечение по инвалидности…………………………….стр.51
Заключение…………………………………………………………………..…стр.63
Список использованной литературы………………………………………...стр.68
от полугода до 1 года - 5%;
от 1 до 2 лет - 10%;
от 2 до 5 лет - 25%;
от 5 до 10 лет - 40%;
от 10 до 15 лет- 45%;
от 15 до 20 лет - 50%;
от 20 до 22 лет - 55%;
от 22 до 25 лет - 65%;
25 лет и более - 70%.
Месячная стоимость продовольственного пайка, учитываемая при исчислении пенсий военнослужащим, определяется исходя из суточной нормы довольствия, установленной по общевойсковому продовольственному пайку по ценам на продовольственные товары, существующим по состоянию на день, в который назначается пенсия или производится ее перерасчет. При этом для определения месячной стоимости продовольственного пайка его суточная стоимость умножается на 365, а результат делится на 12.
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО
2.1. Пенсионное обеспечение за выслугу лет
Поддержание общественного статуса, в том числе путём предоставления пенсии, является целью пенсионного обеспечения, действующего в отношении всех граждан, но военнослужащие при этом могут пользоваться льготами при выходе не пенсию (например, возможность получать медицинскую помощь в учреждениях, в которых они состояли на учёте). Необходимо обратить внимание, что военнослужащему, полностью посвятившему себя службе государству, именно государство должно обеспечить достаточный уровень обеспечения, а не минимальный, который должен гарантироваться каждому.
Таким образом, повышенный риск жизни и здоровью, способствующий наступлению профессиональной нетрудоспособности, необходимость компенсировать ограничения, которыми сопровождается поступление и прохождение службы в органах безопасности, необходимость обеспечения достаточного уровня пенсионного обеспечения обуславливают различия в природе пенсионного обеспечения за выслугу лет военнослужащих и пенсионного обеспечения иных категорий граждан. Данные различия носят объективный характер, что вызывает необходимость предоставления пенсионного обеспечения военнослужащим органов безопасности на несколько иных условиях, чем обычных граждан. Тем не менее, существенное обстоятельство роднит пенсионное обеспечение военнослужащих органов безопасности и других категорий граждан - повышенные психофизические нагрузки, которые приводят к утрате профессиональной трудоспособности.
Как уже отмечалось ранее, для России традиционным является подход, рассматривающий пенсию за выслугу лет в качестве награды от государства за безупречную и долголетнюю службу. Выше приведенные факты позволяют утверждать несколько иное, а именно: пенсия за выслугу лет является, условно говоря «заработанной», «заслуженной» самим фактом долголетней службы сопровождающейся ограничениями общего статуса гражданина и негативными факторами, прямо влияющими на состояние здоровья сотрудника, а то и нередко угрожающие его жизни и жизням его близких. Исходя из такого подхода лишение сотрудника права на пенсию недопустимо, что подтверждает правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная им неоднократно: «Пенсии по старости, за выслугу лет и другие пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены, предшествующим трудом, военной службой, выполнением других значимых для общества обязанностей».
Пенсия за выслугу лет является государственной гарантией материального обеспечения лиц, проходивших военную службу, их социального статуса при оставлении службы как по желанию самого гражданина, так и в силу объективных обстоятельств, препятствующих ее продолжению, в том числе в случаях, когда гражданин уже не отвечает повышенным требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу.
В настоящее время Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» для граждан, проходивших военную службу по контракту, установлены две разновидности пенсий за выслугу лет:
1) пенсии за выслугу 20 лет и более;
2) пенсии за выслугу с учетом общего трудового стажа.
Общим обязательным условием для приобретения права на ту или иную разновидность пенсии за выслугу лет является наличие определенной выслуги лет. Конституционно-правовой смысл понятий «выслуга лет» и «пенсия за выслугу лет» раскрыт в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. № 6-П20, в котором сказано, что «выслуга лет … по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы. Достижение требуемой для назначения пенсии выслуги освобождает от необходимости продолжения службы, но не влечет обязанности прекратить ее»21. Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995 г. № 7-П, увольнение в связи с наличием выслуги, дающей право на пенсию, является дополнительной льготой, установленной с учетом специфики службы и отражающей социально оправданную правовую дифференциацию.
Таким образом, пенсия за выслугу лет является государственной гарантией материального обеспечения лиц, проходивших военную службу, их социального статуса при оставлении службы как по желанию самого военнослужащего, так и в силу объективных обстоятельств, препятствующих ее продолжению, в том числе в случаях, когда военнослужащий уже не отвечает повышенным требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу.
Ст. 13 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» установлены два основания назначения пенсии за выслугу лет.
В первом случае (п. «а» ст. 13 Закона) право на пенсию за выслугу лет возникает при наличии совокупности двух условий:
1) факт увольнения с военной службы;
2) наличие на день увольнения выслуги на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе
в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более22.
Необходимо отметить, что Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрены 20 различных оснований увольнения военнослужащих с военной службы. До недавнего времени из них спорными с точки зрения права на пенсионное обеспечение являлись два: увольнение военнослужащего на основании вступившего в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы, а также увольнение в связи с лишением военнослужащего воинского звания (подп. «е», «д» п. 1 ст. 51 названного Федерального закона).
Разъяснения по сложившейся ситуации были даны Конституционным Судом Российской Федерации. Так, согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда от 16 октября 1995 г. № 11-П23, государство обязано выплачивать гражданам пенсии независимо от того, отбывают ли они по приговору суда наказание в виде лишения свободы или нет: право гражданина на получение полагающейся ему пенсии в силу правовой природы пенсий, носящих характер трудовых, не может связываться с такими условиями. Лишение граждан пенсии в период нахождения в местах лишения свободы, в том числе в период отбывания этого наказания, представляет собой ограничение их права на социальное обеспечение, гарантированное ч.1 ст. 39 Конституции Российской
Федерации.
Вместе с тем, несмотря на высказанную еще в 1995 г. правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, соответствующие изменения в Закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» были внесены законодателем лишь с принятием Федерального закона от 3 декабря 2007 г. № 319-ФЗ, согласно которому с 1 января 2008 г. ст. 61 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», предписывавшая правоприменителю приостанавливать выплату пенсий военным пенсионерам, осужденным к отбыванию наказания в виде лишения свободы, признана утратившей силу.
Что касается второй
ситуации, то в соответствии с разъяснениями,
сформулированными в
В отношении условий назначения пенсии за выслугу лет на основании п. «а» ст. 13 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» бывшим военнослужащим, проходившим военную службу по контракту в органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках (далее – органы безопасности), важно отметить следующее. В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О федеральной службе безопасности», п. 2.2. и 2.3. приказа ФСБ России от 22 марта 2004 г. № 189/ДСП названной категории военнослужащих из числа высококвалифицированных специалистов при их последующем увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями в выслугу лет для назначения пенсии по п. «а» ст. 13 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» засчитывается стаж их трудовой деятельности до зачисления на военную службу (продолжительность засчитываемого стажа трудовой деятельности не должна превышать 10 лет). При определении стажа трудовой деятельности учитывается в календарном исчислении суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые зачитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях». Стаж трудовой деятельности, засчитанный военнослужащим в выслугу лет по предыдущему месту военной службы в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, включается в выслугу лет без перерасчета (п. 1.3. рассматриваемого приказа).
Во втором случае (п. «б» ст. 13 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…») для приобретения права на пенсию должны быть соблюдены три условия (в совокупности):
1) увольнение с военной
службы по одному из трех
оснований: по достижении
2) достижение на день увольнения 45-летнего возраста;
3) наличие общего трудового стажа25 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий лишает уволенное с военной службы лицо права на пенсию за выслугу лет.
Таким образом, если в первом случае пенсия за выслугу лет назначается лишь за специфическую деятельность, которой является военная служба, предопределяющая специальный правовой статус военнослужащих, то во втором случае она назначается на льготных условиях, поскольку в выслугу лет военной службы допускается включение периодов любой иной работы. Исключением из этого правила являются, как уже отмечалось выше, условия предоставления пенсии за выслугу лет для бывших военнослужащих органов безопасности, которым пенсия по п. «а» ст.13 Закона может быть назначена с учетом стажа трудовой деятельности, который зачитывается в выслугу лет. Сказанное обусловлено необходимостью усиления социальной защиты этой категории военнослужащих, расширения возможностей кадрового пополнения и закрепления высококвалифицированных специалистов органов безопасности.
Тем не менее, основным условием назначения пенсии за выслугу лет служит наличие специального трудового стажа - выслуги лет. В науке права социального обеспечения под специальным трудовым стажем принято понимать суммарную продолжительность определённой трудовой деятельности, выделяемой по особым условиям труда, профессиям, должностям и предприятиям, учреждениям, а также по климатическим условиям местности, где она протекала. При этом, в зависимости от признаков по которым он выделяется, специальный трудовой стаж подразделяется на несколько подвидов: а) стаж работы с особыми условиями труда; б) стаж работы в определённых климатических условиях; в) стаж работы в определённых профессиях и должностях. Именно последний подвид и принято именовать выслугой, т. к. представляет собой период выполнения работ, или период прохождения службы, которые ведут к утрате профессиональной трудоспособности или пригодности до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту.
Порядок зачёта стажа трудовой деятельности в выслугу лет определяется директором федеральной службы безопасности российской федерации.
Фактически, Федеральной службе безопасности. предоставлены широкие полномочия по решению вопросов зачёта стажа трудовой деятельности, т. к. закон содержит всего лишь один критерий, который должен приниматься во внимание при зачёте - лицо должно быть высококвалифицированным специалистом. Данное понятие является оценочным, т. к. его содержание в законодательстве не раскрывается. Очевидно, что признаки, раскрывающие данное понятие, определяются в указанном порядке. Следует отметить, что стаж трудовой деятельности таким специалистом может быть приобретён в любой организации, а не только в государственной. Вот например, в таможенных органах также имеется возможность учесть периоды службы при исчислении выслуги лет для назначения пенсии.
В иных правоохранительных органах положения подобные тем, которые действуют в органах федеральной службы безопасности российской федерации и таможенных органах отсутствуют, что делает кадровую политику в них менее гибкой, а, значит, менее эффективной.
Отдельным периодом времени, включаемым в выслугу лет для назначения пенсии, является время учёбы до определения на службу офицера и лица начальствующего состава. Для зачёта в выслугу лет принимается во внимание не более пяти лет учёбы, которые учитываются из расчёта один год учёбы за шесть месяцев службы.
Следует оговориться сразу, что в систему того или иного органа безопасности могут входить образовательные учреждения, осуществляющие профессиональное обучение или переподготовку сотрудников. Период обучения сотрудника в них приравнивается к прохождению службы в органе безопасности и засчитывается в выслугу лет полностью.