Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:18, дипломная работа
Цель данной работы состоит в осуществлении комплексного научного анализа теоретических и практических вопросов правового регулирования пенсионного обеспечения сотрудников органов федеральной службы безопасности Российской Федерации, и в обосновании путей и способов решения наиболее существенных проблем в данной сфере через совершенствование военно-пенсионного законодательства.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...стр.3
Глава 1. Общие положения пенсионного обеспечения сотрудников органов безопасности в Российской Федерации…………………………стр.6
1.1 Понятие и признаки пенсий в праве социального обеспечения……….стр.6
1.2 Общие положения законодательства о пенсионном обеспечении сотрудников органов федеральной службы безопасности………………..стр.21
Глава 2. Правовое регулирование пенсионного обеспечения сотрудников органов безопасности Российской Федерации…………………………...стр.38
2.1 Пенсионное обеспечение за выслугу лет………………………………стр.38
2.2 Пенсионное обеспечение по инвалидности…………………………….стр.51
Заключение…………………………………………………………………..…стр.63
Список использованной литературы………………………………………...стр.68
Данная позиция законодателя очень важна, т. к., строго говоря, обучение (переподготовку) нельзя отнести к осуществлению деятельности сотрудником по обеспечению безопасности , но в тоже время без него невозможны поддержание высокого профессионального уровня сотрудников и подготовка кадров для органов безопасности.
Очевидно, что вопрос отнесения периода обучения (переподготовки) сотрудников в образовательных учреждениях, входящих в систему органа безопасности, к периоду прохождения службы должен быть решён в законодательстве более однозначно, но то, что указанный период должен включаться в выслугу лет и в полном объеме сомнению не подлежит.
В соответствии с Законом Российской Федерации о пенсионном обеспечении в выслугу лет засчитывается время учёбы до поступления сотрудника на службу. Фактически, речь идёт о так называемых гражданских образовательных учреждениях, и именно такое понимание содержится в п. 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. Следует обратить внимание, что в законодательстве, регулирующем пенсионное обеспечение за выслугу лет, не предусматривается зачёт времени учёбы, т. к. данный период не является ни работой с особо вредными и тяжёлыми условиями труда, ни профессиональной деятельностью, а всего лишь подготовкой к ней. В тоже время исключение данного периода при подсчёте выслуги поставило бы в неравное положение тех сотрудников, которые приобрели специальное образование в учебных заведениях, не относящихся к системе органов безопасности , т. к. в них наиболее востребованы лица, имеющие юридическое образование, которое дают гражданские учебные заведения. Безуссловно и то, что возможность зачёта периода обучения в выслугу лет для назначения пенсии является одним из элементов кадровой политики, проводимой государством при комплектовании состава органов безопасности.
Следует еще отметить, что Федеральным законом от 3 декабря 2007 г. № 319-ФЗ в редакцию отдельных норм Закона «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы…» внесены важные, имеющие принципиальное значение изменения: с 1 января 2008 г. введено новое понятие: «расчетный размер пенсии» (установленный в размере базовой части трудовой пенсии по старости26), исходя из которого определяются минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения военных пенсий.
В действовавшей ранее редакции Закона такой «расчетной единицей» являлся минимальный размер пенсии по старости (185 руб. 32 коп.), подлежавший индексации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О трудовых пенсиях» для трудовых пенсий. В связи с этим предусмотренный прежней редакцией ст. 15 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы…» минимальный размер пенсии за выслугу лет составлял 304 руб. 49 коп. (с учетом индексации с 1 апреля 2007 г.27). Между тем, данное положение, устанавливавшее нижнюю границу размера пенсии за выслугу лет, практического значения не имело и носило номинальный характер, поскольку с учетом существовавших на тот момент размеров окладов денежного довольствия военнослужащих, даже при минимально требуемой выслуге лет и по низшему тарифному разряду размер пенсии за выслугу лет превышал указанный минимальный размер пенсии по старости (даже с учетом индексации) почти в 6 раз.
Новой редакцией ст. 15 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы…» установлено, что пенсия за выслугу лет, назначаемая в соответствии с указанным Законом, не может быть ниже 100 % размера базовой части трудовой пенсии по старости (расчетного размера пенсии), который с 1 декабря 2007 г. составляет 1560 руб.28 Указанный минимальный размер пенсии за выслугу лет более чем в 5 раз превышает предусмотренный ранее действовавшей редакцией Закона, а значит, в большей степени отвечает реалиям современной действительности.
Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» предусмотрено увеличение размера пенсии за выслугу лет отдельным категориям военнослужащих. К их числу относятся инвалиды из числа тех лиц, которые получают пенсию за выслугу лет. Данная категория граждан имеет право на получение как пенсии за выслугу лет, так и пенсии по инвалидности, но в соответствии со ст. 7 указанного Закона таким лицам назначается только одна пенсия по их выбору.
В настоящее время ст. 17 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» предусмотрено начисление надбавок к пенсии за выслугу лет по трем основаниям и в следующих размерах:
а) пенсионерам, являющимся инвалидами I группы или инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III степени, либо достигшим 80-летнего возраста, – на уход за ними в размере 100 % расчетного размера пенсии (что с 1 декабря 2007 г. составляет 1560 руб.). В соответствии с ранее действовавшей редакцией Закона размер надбавки к пенсии за выслугу лет по указанному основанию составлял 100 % установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости (что с 1 апреля 2007 г. составляло 304 руб. 49 коп.).
б) неработающим пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи (за исключением супруга или одного из родителей либо деда, бабушки, брата или сестры независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает): при наличии одного такого члена семьи, – в размере 32 % расчетного размера пенсии (что оставляет 499 руб. 20 коп); при наличии двух таких членов семьи – в размере 64 % расчетного размера пенсии (998 руб. 40 коп); при наличии трех и более таких членов семьи – в размере 100 % расчетного размера пенсии (1560 руб.). Указанная надбавка начисляется только на тех членов семьи, которые не получают трудовую или социальную пенсию.
в) пенсионерам-участникам Великой Отечественной войны, не являющимся инвалидами, – в размере 32 %, а лицам из их числа, достигшим 80-летнего возраста, – в размере 64 % расчетного размера пенсии (что оставляет 499 руб. 20 коп. и 998 руб. 40 коп. соответственно). Данная надбавка не начисляется к пенсии, исчисленной с увеличением, предусмотренным ст. 16 Закона.
С 1 января 2008 г. этой категории военных пенсионеров пенсии за выслугу лет начисляются с увеличением, предусмотренным п. «б» ст. 16 Закона. Тогда как согласно ранее действовавшей редакции Закона, военным пенсионерам-инвалидам, являющимся участниками Великой Отечественной войны, к пенсии за выслугу лет выплачивалась либо надбавка по п. «в» ст. 17 Закона, либо увеличение по п. «б» ст. 16 Закона, в зависимости от того, что из них оказывалось в большем размере.
Кроме того, к пенсии за выслугу лет в предусмотренных Законом случаях устанавливаются также соответствующие повышения и районный коэффициент.
Пенсия за выслугу лет в соответствии со ст. 14 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» устанавливается для каждой из рассмотренных категорий военных пенсионеров в следующих размерах:
а) уволенным с военной службы лицам, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет – 50 % соответствующих сумм денежного
довольствия, предусмотренного ст. 43 названного Закона29; за каждый год выслуги свыше 20 лет – 3 % указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 % этих сумм;
б) уволенным с военной службы лицам, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба: за общий трудовой стаж 25 лет – 50 % соответствующих сумм денежного довольствия; за каждый год стажа свыше 25 лет – 1% сумм денежного довольствия.
Сравнительный анализ этих двух порядков исчисления размера пенсии за выслугу лет показывает, что пенсионеры из числа лиц, уволенных с военной службы с выслугой 20 лет и более, поставлены в более выгодные условия, чем граждане, которым пенсия назначается с учетом трудового стажа. Такой подход, по замыслу законодателя, совершенно справедливо призван подчеркнуть социальную ценность и особый характер военной службы по сравнению с обычной трудовой деятельностью. Кроме того, для лиц, имеющих выслугу на военной службе 20 лет и более, установлена верхняя «планка» размера пенсии, который не должен быть выше 85 % сумм денежного довольствия. В отличие от данной категории пенсионеров, для бывших военнослужащих, которым пенсия исчисляется с учетом трудового стажа, максимальный размер пенсии действующим законодательством не установлен.
Из выше сказанного, можно сделать вывод, что:
в выслугу лет по Закону Российской Федерации о пенсионном обеспечении засчитываются различные периоды времени: непосредственно служба, время работы в качестве рабочего, служащего, в том числе государственного служащего, время учёбы, время исполнения общественных обязанностей, что приближает её к общему трудовому стажу.
2.2
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО
Пенсия по инвалидности второй вид пенсионного обеспечения, предусмотренный Законом Российской Федерации о пенсионном обеспечении.
В Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В ст. 1 данного Федерального закона сформулировано понятие «инвалид», опираясь на которое можно дать следующее определение инвалидности: это нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ключевым в данном определении является медико - биологический аспект инвалидности (нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма). Под нарушением здоровья понимается физическое, душевное и социальное неблагополучие, связанное с потерей, аномалией, расстройством психологической, физиологической, анатомической структуры и (или) функции организма человека (раздел I Классификаций и временных критериев, используемых при осуществлении медико - социальной экспертизы). Инвалидность обусловливается таким нарушением здоровья, которое невозможно устранить, либо, устранение или смягчение последствий которых требует длительного времени. Именно данный аспект отражает реальность утраты трудоспособности, тогда как при пенсионном обеспечении по старости наличие нетрудоспособности предполагается.
С учетом традиционного определения, сложившегося в науке права социального обеспечения, применительно к целям настоящего исследования пенсия по инвалидности может быть определена как ежемесячная выплата, производимая государством из федерального бюджета при наступлении у сотрудника органа безопасности инвалидности, выплачиваемая взамен денежного довольствия (содержания), исчисляемая из него и являющаяся источником средств существования пенсионера. Как видно из определения существенным для назначения пенсии является наличие инвалидности.
В соответствии со ст. 19 и 20 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу» право на пенсию по инвалидности имеют уволенные с военной службы граждане, проходившие военную службу по контракту, признанные учреждением медико-социальной экспертизы инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими военной службы (включая проводимые после 1 марта 1993 г. военные сборы) или не позднее трех месяцев со дня увольнения с военной службы, либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы (включая проводимые после 1 марта 1993 г. военные сборы)30 или во время пребывания в плену, если пленение не было добровольным, и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступление против Родины. Порядок и условия признания гражданина инвалидом установлены Положением о признании лица инвалидом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности (1-я, 2-я или 3-я). При установлении группы инвалидности гражданину одновременно определяется степень ограничения способности к трудовой деятельности (III, II или I степень ограничения), либо группа инвалидности устанавливается без ограничения способности к трудовой деятельности.
Помимо установления группы инвалидности и определения степени ограничения трудоспособности, в отношении военнослужащих инвалидность делится на две категории в зависимости от причин инвалидности, т.е. от того, наступила ли она вследствие военной травмы (п. «а» ст.21 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…») либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы (п. «б» ст. 21 Закона)31.
Таким образом ст. 21 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» подразделяет инвалидов, имеющих право на пенсионное обеспечение на условиях и в порядке, установленных названным Законом, на две большие группы:
1) военнослужащие, инвалидность которых связана с исполнением ими служебных обязанностей;
2) военнослужащие, инвалидность
которых не связана с
Но в настоящее время в законодательстве содержится перечень обстоятельств, при которых полученное увечье или наступившее заболевание не признаётся связанным с исполнением служебных обязанностей. Данный перечень содержится в ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и касается, соответственно, только военнослужащих федеральной службы безопасности России. Военнослужащий не признаётся получившим увечье или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием:
а) самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, за исключением случаев предусмотренных законодательством;
б) добровольного приведения себя в состояние наркотического или токсического опьянения;
в) совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным.
Применительно к сотрудникам органов безопасности речь может вестись об увечьях (ранениях, травмах, контузиях) или заболеваниях, полученных при исполнении служебных обязанностей.
Обязанность выявлять и аргументировать факт отсутствия увечья или заболевания с исполнением обязанностей военной службы лежит на военно-врачебных комиссиях (ВВК), которые действуют на основании Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 12332. При этом в силу норм ст. 19 и п. «а» ст. 21 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» установление инвалидности вследствие общего заболевания (т.е. в том случае, когда причиной инвалидности явилось заболевание, полученное не в период военной службы, а до поступления на службу или после увольнения со службы) не является основанием для назначения военнослужащему пенсии по инвалидности.