Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:18, дипломная работа
Цель данной работы состоит в осуществлении комплексного научного анализа теоретических и практических вопросов правового регулирования пенсионного обеспечения сотрудников органов федеральной службы безопасности Российской Федерации, и в обосновании путей и способов решения наиболее существенных проблем в данной сфере через совершенствование военно-пенсионного законодательства.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...стр.3
Глава 1. Общие положения пенсионного обеспечения сотрудников органов безопасности в Российской Федерации…………………………стр.6
1.1 Понятие и признаки пенсий в праве социального обеспечения……….стр.6
1.2 Общие положения законодательства о пенсионном обеспечении сотрудников органов федеральной службы безопасности………………..стр.21
Глава 2. Правовое регулирование пенсионного обеспечения сотрудников органов безопасности Российской Федерации…………………………...стр.38
2.1 Пенсионное обеспечение за выслугу лет………………………………стр.38
2.2 Пенсионное обеспечение по инвалидности…………………………….стр.51
Заключение…………………………………………………………………..…стр.63
Список использованной литературы………………………………………...стр.68
На основании проведенного анализа можно выделить следующие специальные, присущие только пенсии признаки (с учетом особенностей, характерных для военных пенсий), отличающие ее от других форм социального обеспечения граждан:
1) гарантия государства
в предоставлении выплат при
наступлении определенных
2) источник финансирования
пенсий: Пенсионный фонд Российской
Федерации, формируемый за
3) целевой характер: пенсии
не являются социальной
4) особенность субъектов обеспечения заключается в том, что к ним относятся фактически нетрудоспособные граждане (инвалиды, потерявшие кормильца дети) или лица, нетрудоспособность которых согласно законодательству презюмируется (достигшие пенсионного возраста). Однако этот признак неприменим к пенсиям за выслугу лет, назначаемым бывшим военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов;
5) основания выплаты пенсий (специфика юридических фактов, при наступлении которых возможно пенсионное обеспечение): достижение определенного возраста (трудовая пенсия по старости) или наличие определенной выслуги лет (пенсии за выслугу лет), установление одной из трех степеней (групп) инвалидности (пенсии по инвалидности), а для членов семей – потеря кормильца (пенсия по случаю потери кормильца). Применительно к пенсиям, назначаемым лицам, проходившим военную службу, указанный признак имеет особенности, присущие только военным пенсиям: для назначения бывшим военнослужащим пенсий по инвалидности, а их семьям - по случаю потери кормильца, должны строго соблюдаться определенные условия, установленные законодательством;
6) соизмеримость размера пенсии с прошлым заработком: данный признак применим не только к трудовым, но и к государственным пенсиям, которые устанавливаются в зависимости от денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, военнослужащих (лиц, приравненных к ним) либо в процентном отношении от базовой части пенсии по старости.
Перечисленные признаки позволяют сформулировать понятие пенсии и отграничить ее от других периодических и систематических выплат социального характера (пособий, компенсаций, алиментов и т.д.).
Итак, пенсия – это ежемесячная денежная выплата, предназначенная для материального обеспечения граждан, достигших пенсионного возраста, либо ставших инвалидами, либо длительное время занимавшихся профессиональной служебной деятельностью на должностях государственной службы, а также нетрудоспособных граждан, потерявших кормильца, определяемая, как правило, на основе заработка (денежного содержания) и выплачиваемая за счет средств обязательного пенсионного страхования или федерального бюджета.
1.2 Общие положения законодательства о пенсионном обеспечении сотрудников органов федеральной службы безопасности.
Одним из самых важных видов социального обеспечения граждан Российской Федерации является пенсионное обеспечение, устанавливаемое законами и гарантируемое ст. 39 Конституции Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение, военнослужащих, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 (далее в настоящем издании - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1). Пенсионное обеспечение военнослужащих, регулируется Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ.
В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсионное обеспечение военнослужащих, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 указанного закона, п. 1 ст. 2 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе” и п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 на органы социальной защиты населения возложена обязанность осуществлять пенсионное обеспечение на территории России следующих категорий военнослужащих:
а) уволенных с военной службы солдат, матросов, сержантов, старшин, проходивших военную службу по призыву (бывших военнослужащих срочной службы, кроме бывших военнослужащих срочной службы, которые в период Великой Отечественной войны занимали в воинских частях, штабах и учреждениях действующей армии должности, соответствующие должностям, замещаемым офицерами).
б) бывших курсантов и слушателей военных образовательных учреждений профессионального образования при увольнении их с военной службы до 1 марта 1993 г. Либо в последующем до заключения ими контракта о прохождении военной службы;
в) женщин, проходивших военную службу в добровольном порядке в должностях солдат, матросов, сержантов, старшин (бывших военнослужащих-женщин), при увольнении их с военной службы до 5 августа 1976 г.;
г) партизан Гражданской и Великой Отечественной войн (кроме военнослужащих, которые в период Великой Отечественной войны занимали в советских партизанских отрядах и соединениях командные должности, соответствующие должностям, замещаемым офицерами);
д) бывших воспитанников и юнг;
е) рабочих и служащих соответствующих категорий, работающих а период Великой Отечественной войны в районах военных действий;
ж) других военнослужащих, приравненных по пенсионному обеспечению к военнослужащим;
з) членов семей вышеуказанных военнослужащих (включая семьи партизан Великой Отечественной и Гражданской войн) и пенсионеров из их числа.
Кроме того, органами социальной защиты населения могут назначаться пенсии на условиях (достижение пенсионного возраста и др.) и по нормам, установленным Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" также проживающим постоянно на территории России военнослужащие, имеющим право на пенсию от федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, членам семей этих военносужащих и членам семей пенсионеров из их числа по их желанию, независимо от того, работали ли военнослужащие, проходившие военную службу, до поступления на военную службу или после увольнения с военной службы.
Органами социальной защиты населения в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 назначаются пенсии бывшим военнослужащим, лишенным в установленном законодательством порядке воинских званий, в том числе в период пребывания их в запасе или отставке, и членам их семей при наличии у них права на пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1372, и другими нормативными правовыми актами работа по пенсионному обеспечению военнослужащих, в Министра обороны Российской Федерации осуществляется:
- военными комиссариатами районов, городов (без районного деления), административных округов и равных им административных образований;
- военными комиссариатами субъектов Российской Федерации, в составе которых имеются отделы (отделения) финансового и социального обеспечения, Центры социального обеспечения (в г. Москве, Московской области, г. Санкт-Петербурге);
- финансово-экономическими
управлениями военных
округов, в
составе которых имеется отдел (отделение)
социального обеспечения.
Общее руководство
работой по пенсионному обеспечению сотруд
Основную работу по подготовке документов для назначения пенсии выполняют военные комиссариаты районов. На них, в частности, возлагаются:
- оформление документов для назначения пенсий и пособий военнослужащим, и семьям умерших военнослужащих;
- разъяснение законодательства по вопросам пенсионного обеспечения и льгот, предоставляемых пенсионерам из числа военнослужащих, (проведение собраний пенсионеров, консультаций и бесед с пенсионерами при посещении их на дому и во время приема в военном комиссариате, оформление наглядных пособий и др.);
- осуществление совместно с учреждениями Сберегательного банка Российской Федерации, местными финансовыми органами и при участии актива пенсионеров контроля за правильностью получения пенсионерами пенсий, выплачиваемых с учетом условий, влияющих на размер пенсии или определяющих право на дальнейшее ее получение, в порядке, определяемом военным комиссариатом области;
- осуществление контроля за правильностью выплаты в установленных случаях пенсионерам, имеющим в пользовании легковые автомобили или мотоколяски, компенсации расходов на бензин, ремонт, техническое обслуживание автомобилей и мотоколясок и запасные части к ним в порядке, определяемом военным комиссариатом области;
В целях защиты прав военнослужащих, и членов семей умерших военнослужащих, при решении вопросов, связанных с установлением им инвалидности, военный комиссариат района для участия в работе бюро медико-социальной экспертизы при их освидетельствовании выделяет своего представителя из числа должностных лиц военного комиссариата либо из числа пенсионеров, привлекаемых к работе по пенсионному обеспечению военнослужащих, и их семей и социальному обслуживанию пенсионеров на общественных началах. До направления на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы военнослужащих, и членов семей умерших военнослужащих, указанный представитель военного комиссариата дает им разъяснения по вопросам, связанным с установлением инвалидности, оказывает помощь в оформлении необходимых для освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы документов.
Военные комиссариаты субъектов Российской Федерации в сфере пенсионного обеспечения военнослужащих, и их семей решают, в частности, следующие вопросы:
-обеспечение выплаты через учреждения Сберегательного банка Российской Федерации в положенных случаях денежной компенсации расходов на транспортное обслуживание инвалидов и компенсации расходов на бензин, ремонт, техническое обслуживание находящихся в пользовании инвалидов автомобилей и мотоколясок и запасных частей к ним;