Пенсионное обеспечение сотрудников органов федеральной службы безопасности Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:18, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в осуществлении комплексного научного анализа теоретических и практических вопросов правового регулирования пенсионного обеспечения сотрудников органов федеральной службы безопасности Российской Федерации, и в обосновании путей и способов решения наиболее существенных проблем в данной сфере через совершенствование военно-пенсионного законодательства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...стр.3
Глава 1. Общие положения пенсионного обеспечения сотрудников органов безопасности в Российской Федерации…………………………стр.6
1.1 Понятие и признаки пенсий в праве социального обеспечения……….стр.6
1.2 Общие положения законодательства о пенсионном обеспечении сотрудников органов федеральной службы безопасности………………..стр.21

Глава 2. Правовое регулирование пенсионного обеспечения сотрудников органов безопасности Российской Федерации…………………………...стр.38
2.1 Пенсионное обеспечение за выслугу лет………………………………стр.38
2.2 Пенсионное обеспечение по инвалидности…………………………….стр.51

Заключение…………………………………………………………………..…стр.63

Список использованной литературы………………………………………...стр.68

Файлы: 1 файл

Василига А.И..doc

— 341.00 Кб (Скачать файл)

А.Д.Зайкин считал, что пенсионное законодательство не ставит в прямую зависимость назначение пенсий по старости и за выслугу лет от утраченной гражданином трудоспособности (как общей, так и профессиональной). Более того, в отличие от пенсий по инвалидности, пенсии по старости назначаются при достижении установленного возраста и наличии определенного трудового (страхового) стажа независимо от состояния трудоспособности гражданина, обращающегося за пенсией по старости. Пенсионное обеспечение по возрасту, по мнению ученого, не зависит от состояния трудоспособности, его применение должно учитывать возможное продолжение работы пенсионерами.

Однако предоставление пенсионерам «возможности отдохнуть» после достижения определенного возраста не означает, что государство признает их трудоспособными и лишь из благих намерений предоставляет им отдых. В подтверждение сказанного можно привести следующий довод В.А.Ачаркана: «В нашей стране с введением пенсии по старости был установлен типичный возраст нетрудоспособности независимо от индивидуальной потери трудоспособности. То обстоятельство, что законодатель отказался от проверки индивидуальной потери трудоспособности лиц, достигших определенного возраста, и установил юридическую границу – возраст, по достижении которого возникает право на пенсию – и дает возможность говорить о предполагаемой нетрудоспособности»12.

Противоположные суждения принадлежат Л.Я.Гинцбургу, который отмечал, что право на пенсионное обеспечение не зависит от состояния трудоспособности и обусловливается двумя моментами: возрастом и стажем (выслугой лет)13.

На наш взгляд, позиция  В.А.Ачаркана представляется более  убедительной. Законодатель отказался от необходимости подтверждения снижения трудоспособности у лиц, достигших определенного возраста, именно потому, что это является нецелесообразным, так как при достижении указанной возрастной границы человеческий организм почти всегда является достаточно изношенным, поэтому нетрудоспособность презюмируется.

Вместе с  тем признак нетрудоспособности субъектов пенсионного обеспечения не может быть применим к гражданам, проходившим военную (правоохранительную) службу, и получающим пенсии за выслугу лет. Дело в том, что основанием для ее назначения является наличие установленной законодателем 20-летней выслуги на военной (правоохранительной) службе либо достижение 45-летнего возраста и наличие общего трудового стажа 25 календарных лет и более (из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет военная (правоохранительная) служба). Таким образом, фактически бывший военнослужащий приобретает право на указанный вид пенсии уже в возрасте, как правило, 40 – 45 лет. Тем не менее, нередко по достижении установленной законом выслуги военнослужащие продолжают военную службу либо после увольнения с военной службы продолжают работать «на гражданке». С учетом изложенного, в данной ситуации нельзя говорить о нетрудоспособности рассматриваемой категории граждан. Нетрудоспособность здесь даже не предполагается. Следовательно, признак «презумпции потери трудоспособности» не является признаком пенсий за выслугу лет, назначаемых бывшим военнослужащим.

Вторым признаком пенсии традиционно считается связь  права на пенсию с прошлой трудовой или иной общественно-полезной деятельностью14.

Это положение подходит для трудовых пенсий (к которым  относятся пенсии по старости (включая  досрочные), по инвалидности, по случаю потери кормильца), а также для пенсий за выслугу лет. Наличие страхового стажа либо определенной выслуги лет является одним из обязательных условий для назначения пенсий. Новое содержание этого признака проявляется в том, что в Российской Федерации, начиная с 1990 года, введен новый вид пенсий – социальные, которые назначаются лицам вне зависимости от наличия страхового стажа, выслуги лет или потери кормильца. Таким образом, рассматриваемый признак пенсии для социальных пенсий неприемлем.

Кроме того, ранее в  науке права социального обеспечения  была развернута дискуссия вокруг социально-алиментарного характера пенсий.

 Ученые (В.А.Ачаркан, М.Л.Захаров, Я.М.Фогель) утверждали, что алиментарность, если ее понимать как безэквивалентность, бесплатность15, абсолютно не свойственна пенсионному обеспечению, так как оно предоставляется тем, у кого причина наступления инвалидности или смерти кормильца связана с общественно-полезной деятельностью, или гражданам, имеющим определенный трудовой стаж (выслугу лет).

Р.И.Иванова отмечала, что государственно-гарантированной, социально-алиментарной должна быть лишь основная часть пенсии, вторую ее часть следует увязать с трудовым вкладом, количеством иждивенцев, потребностями в особых расходах, например, на уход16.

Проведенная реформа  пенсионного обеспечения в Российской Федерации, ориентированная на трехуровневую систему пенсий, подтверждает социально-алиментарный характер лишь базовой части трудовых пенсий. В настоящее время дискуссия в отношении признака алиментарности пенсий утратила актуальность, поскольку пенсионное

обеспечение поставлено на основу страхования – Пенсионный фонд пополняется за счет обязательных страховых отчислений как работодателей, так и самих работающих. Военнослужащие же и приравненные к ним лица не уплачивают взносы в Пенсионный фонд. Пенсии военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, и членам их семей выплачиваются за счет средств федерального бюджета. При этом финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке (за счет средств налогоплательщиков).

Таким образом, пенсиям  не свойственен признак бесплатности. Трудоспособные члены общества посредством взносов в Пенсионный фонд сами финансируют свою будущую пенсию (за исключением военнослужащих).

Далее, наряду с приведенными общими признаками, свойственными пенсиям, можно выделить и частные признаки, характерные для понятия пенсии и отличающие ее от других платежей. Для этого необходимо проанализировать действующее законодательство о пенсионном обеспечении и установить, что же представляет собой пенсия по замыслу законодателя.

Как уже отмечалось выше, с 1 января 2002 г. в Российской Федерации началась реализация пенсионной реформы. В настоящее время пенсии с учетом источника их формирования делятся на трудовые, выплачиваемые за счет страховых взносов, и государственные, обеспечиваемые средствами федерального бюджета. Такое деление является условным, поскольку трудовые пенсии в равной степени можно назвать государственными, а государственные – трудовыми. Тем не менее, это не помешало законодателю дать совершенно разные понятия: «трудовая пенсия» и «государственная пенсия».

Сравнительный анализ ст. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях»17 и ст. 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении» показывает, что общим в понятии пенсии является лишь указание на то, что и та и другая пенсия – это ежемесячная денежная выплата; во втором определении еще добавлено слово «государственная», что ясности в определение не вносит. Государственный характер той или иной выплаты определяется не только тем, что ее источником является федеральный бюджет, но и иными факторами. В частности, государственной пенсией можно назвать ту выплату, которая осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим ее обязательность, условия назначения и выплаты, государственные гарантии (в том числе финансовые). Трудовая пенсия с этих позиций тоже может называться государственной ежемесячной выплатой. Но отсутствие этого слова в определении трудовой пенсии наводит на мысль, что государство не дает гарантий по ее выплате. Государственные гарантии особенно необходимы в тот момент, когда финансовое обеспечение оказывается в неустойчивом положении; Федеральным же законом «О трудовых пенсиях» государственные гарантии не определены.

Целевое назначение трудовых пенсий, как следует из ст. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях», – это компенсация гражданам заработной платы или иного дохода, которую получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц.

В свою очередь целевое  назначение государственных пенсий выглядит более широким. Исходя из смысла ст. 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении», они выплачиваются в целях компенсации:

– заработка (дохода), утраченного  в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

– вреда, нанесенного  здоровью граждан при прохождении  военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;

– либо в целях предоставления нетрудоспособным гражданам средств  к существованию.

Таким образом, из сравнения  определений трудовых и государственных пенсий следует, что в ст. 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении» целевое назначение лишь пенсий за выслугу лет государственным служащим приближено к целевому назначению трудовых пенсий. У социальных пенсий появляется свое назначение – предоставить гражданину средства к существованию. При этом возникает справедливый вопрос: разве трудовые пенсии такой цели не имеют? И совсем странной выглядит цель выплаты пенсий, предназначенной для военнослужащих и пострадавших от радиационных или техногенных катастроф: возмещение вреда здоровью.

На неудачные определения  пенсий и их несоответствие теоретическим  постулатам, которые имели место  при рассмотрении их в научных  работах советских и российских ученых в течение многих десятилетий, уже обращали

внимание М.Л.Захаров, Э.Г.Тучкова, В.Б.Савостьянова18.

Дополнительно хотелось бы обратить внимание на следующее: пенсия никогда не рассматривалась как  компенсационная выплата. В переводе с латинского языка «компенсировать» означает уравновешивать, возмещать что-либо. В настоящее время ни трудовая, ни военная пенсия не могут возмещать работнику утраченный заработок, который он имел перед уходом на пенсию. Для расчета трудовой пенсии берется заработок за 2000 – 2001 г.г. или за 60 месяцев подряд в период до 2002 г. Заработок с января 2002 г. по месяц ухода на пенсию (за исключением денежного содержания государственных служащих и военнослужащих) имеет значение для страховой части пенсии, но не берется в расчет для возмещения заработка (уравновешивания суммы заработка и пенсий). Военные пенсии рассчитываются в процентном отношении, исходя из денежного довольствия военнослужащих, и не могут составлять более 85 процентов этих сумм, то есть не могут обеспечивать получение военным пенсионером денежного содержания в том объеме, который он получал до выхода на пенсию. Таким образом, хотя целью предоставления военной пенсии за выслугу лет, по замыслу законодателя, является компенсация дохода, утраченного в связи с прекращением гражданином службы при достижении установленной законом выслуги лет, говорить о компенсации такого дохода в полной мере нельзя.

На наш взгляд, неверным представляется сказанное и о  назначении пенсии возмещать вред, причиненный здоровью военнослужащих и граждан, пострадавших от радиационных или техногенных катастроф. Это обусловлено тем, что в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» возмещение вреда военнослужащим осуществляется с помощью обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, а также на основании норм гражданского законодательства Российской Федерации. Возмещение вреда военнослужащим и их пенсионное обеспечение существуют параллельно, не пересекаясь. Сказанное не дает оснований считать пенсию выплатой, предназначенной для возмещения вреда их здоровью. То же можно сказать о пенсиях и возмещении вреда здоровью гражданам, пострадавшим от техногенных и радиационных катастроф. Указание в определении государственной пенсии на ее целевое назначение компенсировать вред, причиненный здоровью, не так безобидно, как может показаться. В любой момент может возникнуть ситуация: если в период службы военнослужащего по контракту вред его здоровью не нанесен (что вполне вероятно, поскольку профессиональный военнослужащий имеет 20-летнюю выслугу лет уже в возрасте 40 – 45 лет), то и основания для назначения ему пенсии вроде бы отсутствуют.

Представляется, что и  для трудовых, и для государственных  пенсий должно быть одно определение, поскольку основное их отличие состоит  в источнике финансирования. Пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца не могут иметь разное назначение в зависимости от источника их финансирования.

Еще одним отличительным  признаком пенсий по государственному пенсионному обеспечению и трудовых пенсий можно назвать их субъектный состав. В отличие от трудовой пенсии, право на которую имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании», нетрудоспособные члены их семей, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации; пенсия по государственному пенсионному обеспечению предоставляется бывшим федеральным государственным служащим, бывшим военнослужащим, участникам Великой Отечественной Войны, гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф и др.

До 1 января 2002 г. бывшим военнослужащим пенсия по Закону РСФСР от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях  в РСФСР»19 (далее – Закон «О государственных пенсиях», 1990 г.) могла устанавливаться безотносительно к тому, была ли военная служба срочной (по призыву) или сверхсрочной (по контракту), а также независимо от воинских званий и иных обстоятельств. Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении» предусмотрена иная формула: пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в особом порядке, предусмотренном Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…».

Информация о работе Пенсионное обеспечение сотрудников органов федеральной службы безопасности Российской Федерации