Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 14:15, курсовая работа
Рыночная экономика невозможна без применения человеческого труда. Это
аксиома, однако приходится констатировать, что, увлекаясь чисто
экономическими категориями, современные российские политики и
предприниматели нередко забывают об этом. На первое место выходят проблемы
собственности, организационно - правовых форм предпринимательства,
инвестиций, прибыли, налогов. Безусловно, все это очень важные элементы
рыночной экономики, но она не может существовать без рынка труда, на
котором продается и покупается такой специфический "товар", как рабочая
сила, способности человека к тому или иному виду труда. Все остальное
производно от этого. Непонимание этой достаточно простой вещи создает базу
для социальных конфликтов в основной сфере человеческой деятельности.
Введение. 2
Глава 1. Развития законодательства о трудовых спорах. 3
1.1. Развитие российского законодательства, регулирующего коллективные
трудовые споры. 3
1.2. Анализ зарубежного законодательства о регулировании трудовых споров. 5
Глава 2. Современное состояние общества и причины способствующие
коллективным трудовым конфликтам. 7
2.1. Забастовочное движение в России в 90-х годах. 7
2.2. Анализ всесоюзной забастовки шахтеров. 10
2.3. Забастовочное движение в России в настоящее время. 13
2.4. Причины коллективных трудовых конфликтов и споров. 18
Глава 3. Осуществление права на забастовку. 21
3.1. Понятие и виды забастовок в РФ. 21
3.2. Право на забастовку и его ограничение в РФ. 22
Глава 4. Процедура организации забастовки в РФ. 28
4.1. Порядок объявления забастовки в РФ. 28
4.2. Орган возглавляющий забастовку. 30
4.3. Права и обязанности спорящих сторон при забастовке. 31
4.4. Гарантии и правовое положение работников в связи с проведением
забастовки. 33
Глава 5. Незаконные забастовки в РФ. 34
5.1. Понятие незаконной забастовки. 34
5.2. Ответственность за проведение незаконных забастовок. 35
Заключение. 38
Список нормативно-правовых актов и литературы. 40
коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 г. (далее - Закон),
предоставляет трудящимся широкие возможности по выбору органа,
возглавляющего забастовку.
Если инициатором забастовки является первичная профсоюзная
организация или объединение профсоюзов и решение о ее объявлении принято
на собрании (конференции) членов профсоюза, возглавлять забастовку будет
соответствующий орган профсоюза согласно уставу или положению.
Забастовку возглавляет представительный орган работников. Орган,
возглавляющий забастовку, имеет право созывать собрания (конференции)
работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим
интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по
спорным вопросам.
Орган, возглавляющий забастовку, имеет право приостановить
забастовку. Для возобновления забастовки не требуется повторного
рассмотрения спора примирительной комиссией или в трудовом арбитраже.
Работодатель и Служба по урегулированию коллективных трудовых споров должны
быть предупреждены о возобновлении забастовки не позднее чем за три рабочих
дня. Забастовку возглавляет избранный собранием (конференцией)
работников орган или соответствующий орган профсоюза.
Орган, возглавляющий забастовку, вправе созывать собрания (конференции)
работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим
интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по
спорным вопросам.
Полномочия органа, возглавляющего забастовку, избранного собранием
(конференцией) работников, прекращаются в случае подписания сторонами
соглашения об урегулировании коллективного трудового спора или в случае
признания забастовки незаконной, если иное не было предусмотрено решением
собрания (конференции).
Вместе с тем закон не ограничивает выбор работников. Если по каким-
либо причинам они решат избрать иной орган, возглавляющий забастовку,
допустим, стачечный комитет, последний будет пользоваться всеми правами,
предусмотренными в ст. 15 Закона, т.е. получать от работодателя необходимую
информацию, привлекать специалистов для подготовки и заключений по спорным
вопросам, приостанавливать забастовку.
4.3 Права и обязанности
спорящих сторон при
Приняв решение об объявлении и избрав орган, возглавляющий ее,
работники должны предупредить работодателя о предстоящей забастовке. Срок
предупреждения – 10 календарных дней (в случае предупредительной забастовки
– 3 рабочих дня). Это правило введено для смягчения неблагоприятных
экономических последствий забастовки. В этот период руководство организации
или его обособленных структурных подразделений может принять необходимые
управленческие решения по предотвращению простоя работников, не желающих
участвовать в забастовке, поставить в известность поставщиков и
потребителей, принять иные меры, позволяющие сохранить деловые связи,
конкурентоспособность и рентабельность организации.
Условие об обязательном предупреждении работодателя (и о сроке этого
предупреждения) является одним из важнейших элементов порядка объявления
забастовки. Несоблюдение этого требования может повлечь признание
забастовки незаконной.
На практике работодатель может быть извещен о предстоящей забастовке
путем передачи копии решения об объявлении забастовки. Трудовой кодекс
предусматривает перечень сведений, обязательных для включение в решение. К
их числу относятся описание предмета спора, т.е. разногласий сторон,
являющихся основанием для проведения забастовки. Следует отметить, что на
этапе объявления забастовки требования работников не могут быть изменены
или дополнены. Это те разногласия, по поводу которых стороны не смогли
прийти к соглашению в ходе примирительных процедур.
В решении об объявлении забастовки указываются:
- перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся
основанием для объявления и проведения забастовки;
- дата и время начала
забастовки, ее предполагаемая
предполагаемое количество участников;
- наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей
работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;
- предложения по минимуму необходимых работ(услуг), выполняемому в
организации, филиале, представительстве, ином обособленном структурном
подразделении в период проведения забастовки.
Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке Службу по
урегулированию коллективных трудовых споров.
Поскольку участие в забастовке является добровольным, работники даже
проголосовавшие за ее объявление могут отказаться от участия в ней. Поэтому
невозможно составить список участников забастовки или указать их точное
количество. Вместе с тем ориентировочные цифры должны быть сообщены
работодателю с тем, чтобы обеспечить возможность организации
производственного процесса на тех участках, где работники не бастуют.
Наименование органа возглавляющего забастовку и его состав в решении,
необходимо для определения ответственных лиц, участвующих в примирительных
процедурах в период проведения забастовки, в достижении соглашения
относительно минимума необходимых работ(услуг), выполнения иных
обязанностей, предусмотренных ст. 16 Закона «О порядке разрешения
коллективных трудовых споров», от 23 ноября 1995 г.
В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора
обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения примирительных
процедур. Стороны самостоятельно определяют, какие процедуры должны быть
проведены, в каком порядке ив какие сроки. Продолжение примирительных
процедур является основной обязанностью сторон в ходе забастовки. Уклонение
от участия в них не допускается.
Работодатель, органы исполнительной власти, органы местного
самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие
от них меры по обеспечению в период забастовки общественного порядка,
сохранности имущества организации (филиала, представительства, иного
обособленного структурного подразделения) и работников (например, личного
имущества работников, находящегося в организации), а также работы машин и
оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни
и здоровью людей.
Указанные обязанности несет прежде всего организатор коллективных
действий – орган, возглавляющий забастовку. Однако и работодатель и органы
исполнительной власти, и органы местного самоуправления должны стремиться
координировать собственные действия с тем. Чтобы не злоупотреблять своими
правами и не допустить нарушения прав и свобод других лиц.
Одной из важнейших обязанностей работников в ходе проведения
забастовки является обеспечение минимума необходимых работ (услуг) в
организациях, филиалах, представительствах, деятельность которых связана с
безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов
общества, в каждой отрасли (подотрасли) экономики разрабатывается и
утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который
возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей
отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответствующим
общероссийским профессиональным союзом. В случае, если в отрасли
(подотрасли) экономики действует несколько общероссийских профессиональных
союзов, перечень минимума необходимых работ (услуг) утверждается по
согласованию со всеми действующими в отрасли (подотрасли) экономики
общероссийскими профессиональными союзами. Порядок разработки и утверждения
перечня минимума необходимых работ (услуг) определяется Правительством
Российской Федерации.
Понятие минимума необходимых работ (услуг) является новым для
российского законодательства. По существу, это перечень работ (или услуг),
которые должны осуществляться бастующими в период забастовки для того чтобы
не нарушать права и законные интересы других граждан. Он устанавливается в
таких организациях (их филиалах или представительствах), работа которых
связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных
интересов общества. К ним относятся транспорт, связь энергетика,
здравоохранение. Можно добавить к этому перечню детские дошкольные
учреждения, предприятия торговли продуктами питания, аптеки и т.д. однако
все это лишь примеры. Законодатель не устанавливает исчерпывающего перечня,
предлагая лишь критерий для определения организаций, в которых выполнение
минимума работ (услуг) обязательно. Орган исполнительной власти субъекта
Российской Федерации на основе перечней минимума необходимых работ (услуг),
разработанных и утвержденных соответствующими федеральными органами
исполнительной власти, разрабатывает и утверждает по согласованию с
соответствующими территориальными объединениями организаций
профессиональных союзов (объединениями профессиональных союзов)
региональные перечни минимума необходимых работ (услуг), конкретизирующие
содержание и определяющие порядок применения федеральных отраслевых
перечней минимума необходимых работ (услуг) на территории соответствующего
субъекта Российской Федерации.
Минимум необходимых работ (услуг) в организации, филиале,
представительстве определяется соглашением сторон коллективного трудового
спора совместно с органом местного самоуправления на основе перечней
минимума необходимых работ (услуг) в пятидневный срок с момента принятия
решения об объявлении забастовки. Включение вида работ (услуг) в минимум
необходимых работ (услуг) должно быть мотивировано вероятностью причинения
вреда здоровью или угрозой жизни граждан. В минимум необходимых работ
(услуг) в организации, филиале, представительстве не могут быть включены
работы (услуги),не предусмотренные соответствующими перечнями минимума
необходимых работ (услуг).
В случае не достижения соглашения минимум необходимых работ (услуг) в
организации (филиале, представительстве) устанавливается органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Примером обеспечения минимума необходимых услуг может служить
соблюдение установленного по соглашению графика работы поликлиники в
ходе забастовки медицинского персонала. Допустим, каждый день бастующие
обеспечивают проведение приема пациентов с 9.00 до 13.00, выполняя при
этом срочные назначения.
Выполнение минимума работ (услуг) в полном объеме чрезвычайно важно,
так как в противном случае забастовка может быть признана незаконной.
Решение указанного органа, устанавливающее минимум необходимых работ
(услуг) в организации, филиале, представительстве, может быть обжаловано
сторонами коллективного трудового спора в суд.
В соответствии с Законом от 23 ноября 1995 г. при выполнении заранее
обусловленного объема работ (услуг), который обеспечит поддержание
нормальных условий жизни данного населенного пункта, забастовку могут
проводить работники, которым ранее это было запрещено(транспорт, связь,
энергетика и др.). Забастовка в этом случае выражается не в полном
прекращении деятельности организации, а в значительном снижении объемов,
темпов и других параметров работы. Таким образом достигается компромисс
между обеспечением гарантий права на забастовку и охраной законных
интересов граждан, не имеющих к ней отношения.
4.4 Гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки в РФ.
Закон не только закрепляет право на забастовку, но и устанавливает
гарантии его реализации.
Так, участие работников в забастовке не может рассматриваться как
нарушение трудовой дисциплины и, следовательно, не влечет применения мер
дисциплинарной ответственности, включая увольнение по инициативе
администрации. Лишь в том случае, когда работники не исполняют
обязанности прекратить незаконную забастовку (или отказаться от ее
проведения), а также не выполняют решения об отсрочке или о приостановке
забастовки, допустима квалификация их действий в качестве дисциплинарного
проступка.
В период забастовки работники продолжают состоять в трудовых
отношениях, за ними сохраняются место работы и должность. Законодательство,
таким образом, установлен общий принцип недопущения умаления трудовых прав
работника в связи с участием в забастовке. К гарантиям осуществления права
Информация о работе Порядок организации и проведения забастовки