Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 14:15, курсовая работа
Рыночная экономика невозможна без применения человеческого труда. Это
аксиома, однако приходится констатировать, что, увлекаясь чисто
экономическими категориями, современные российские политики и
предприниматели нередко забывают об этом. На первое место выходят проблемы
собственности, организационно - правовых форм предпринимательства,
инвестиций, прибыли, налогов. Безусловно, все это очень важные элементы
рыночной экономики, но она не может существовать без рынка труда, на
котором продается и покупается такой специфический "товар", как рабочая
сила, способности человека к тому или иному виду труда. Все остальное
производно от этого. Непонимание этой достаточно простой вещи создает базу
для социальных конфликтов в основной сфере человеческой деятельности.
Введение. 2
Глава 1. Развития законодательства о трудовых спорах. 3
1.1. Развитие российского законодательства, регулирующего коллективные
трудовые споры. 3
1.2. Анализ зарубежного законодательства о регулировании трудовых споров. 5
Глава 2. Современное состояние общества и причины способствующие
коллективным трудовым конфликтам. 7
2.1. Забастовочное движение в России в 90-х годах. 7
2.2. Анализ всесоюзной забастовки шахтеров. 10
2.3. Забастовочное движение в России в настоящее время. 13
2.4. Причины коллективных трудовых конфликтов и споров. 18
Глава 3. Осуществление права на забастовку. 21
3.1. Понятие и виды забастовок в РФ. 21
3.2. Право на забастовку и его ограничение в РФ. 22
Глава 4. Процедура организации забастовки в РФ. 28
4.1. Порядок объявления забастовки в РФ. 28
4.2. Орган возглавляющий забастовку. 30
4.3. Права и обязанности спорящих сторон при забастовке. 31
4.4. Гарантии и правовое положение работников в связи с проведением
забастовки. 33
Глава 5. Незаконные забастовки в РФ. 34
5.1. Понятие незаконной забастовки. 34
5.2. Ответственность за проведение незаконных забастовок. 35
Заключение. 38
Список нормативно-правовых актов и литературы. 40
на забастовку относится определение полномочий органа, ее возглавляющего, и
обязанностей работодателя и государственных органов в ходе проведения
забастовки.
Важнейшей
гарантией реализации
следует признать законодательное запрещение локаута.
Локаут – новое понятие в российском трудовом законодательстве. Это
своего рода ответное действие работодателя на забастовку. Как правило
локаут выражается во временной приостановке деятельности организации,
сопровождающейся массовыми увольнениями работников.
Отказ от
использования локаутов
явлением, свидетельствующим о дальнейшем демократизации трудовых отношений
и усилении защитной функции трудового права.
Предоставление работникам права на забастовку изначально было
обусловлено их положением «слабой стороной». Для того чтобы уровнять
стороны коллективно-договорного процесса и смягчить экономическое давление
работодателя, за работниками закреплено преимущество – возможность
прибегнуть к забастовке. Применение локаута сводит это преимущество к нулю,
а запрещение его применения устанавливает определенное равновесие между
участниками коллективного трудового спора.
Определение локаута[59] - дано с учетом современных социально-
экономических условий. Это увольнение по инициативе работодателя
работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки,
а также ликвидация или реорганизация организации, филиала,
представительства.
Таким образом, в процессе урегулирования коллективного трудового
спора, т.е. в период проведения примирительных процедур и забастовки,
категорически запрещается не только увольнение работников на основании их
участия в споре, но и осуществлении мероприятий по ликвидации или
реорганизации юридического лица[60].
При этом имеются в ввиду лишь мероприятия проводимые по решению
учредителей или органов юридического лица. Ликвидация юридического лица по
решению суда или реорганизация в соответствии с актом уполномоченного
государственного органа не могут рассматриваться как нарушения норм
запрещения локаута.
Глава 5. Незаконные забастовки.
5.1 Понятие незаконной забастовки в РФ.
В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации, Закона
о коллективных трудовых спорах и Трудового кодекса являются незаконными и
не допускаются забастовки:
а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер
в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и
организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных,
военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами
обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-
спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения
или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в
правоохранительных органах; в организациях, непосредственно обслуживающих
особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и
неотложной медицинской помощи;
б) в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения
(энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение,
газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь,
больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне
страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.
Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.
Забастовка при наличии коллективного трудового спора является
незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и
требований, предусмотренных Трудовым Кодексом Российской Федерации.
Так, директор МУП ПАТП-3 г. Новосибирска, обратился в суд с заявлением
о признании проведенной забастовки с участием местного комитета Соцпрофа
незаконной в связи с несоблюдением процедуры предварительного разрешения
коллективного трудового спора, предусмотренного ст.3-8, 12-16 ФЗ «О порядке
разрешения коллективных трудовых споров»... В судебном заседании
представители истца дополнили обоснования незаконности забастовки тем, что
был нарушен принцип добровольности отказа работников от выполнения трудовых
обязанностей и тем, что председателем МК Соцпрофа выдвигались в ходе
забастовки и иные требования к администрации помимо погашения задолженности
по заработной плате, которые относятся к вопросу установления и изменения
условий труда, а потому спорные правоотношения регулируются указанным выше
Законом[61].
Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными
судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального
значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению
работодателя или прокурора.
Решение суда доводится до сведения работников через орган,
возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать
участников забастовки о решении суда.
Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную
силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить
забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения
копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.
В случае
создания непосредственной
вправе не начавшуюся забастовку отложить на срок до 30 дней, а начавшуюся -
приостановить на тот же срок.
В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных
интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий. Президент РФ и
Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса
соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.
В случаях, когда забастовка не может быть проведена в соответствии с
п. 2,3 ст.17 Закона о коллективных трудовых спорах, решение по
коллективному трудовому спору в десятидневный срок принимает Президент
Российской Федерации.
5.2. Ответственность за участие в забастовке.
Российское законодательство подробно регламентирует порядок
использования права на забастовку для разрешения коллективных трудовых
споров. Идея предоставления работникам права на забастовку заключается в
том, чтобы дать им возможность оказать экономическое давление на
работодателя. Однако если работодатель ответит на это встречными мерами –
уволит или иным образом накажет работников, – то эффективность забастовки
сведется к нулю. С другой стороны, неконтролируемая и ненаказуемая
возможность проведения забастовки может привести к значительным негативным
экономическим последствиям для предприятий. Поэтому законодательство
большинства стран пытается найти баланс между интересами работников и
работодателей в случаях проведения забастовок. Какова же
ответственность за участие в забастовках в России?
Дисциплинарная ответственность. В законодательстве РФ есть два правила
относительно привлечения к ответственности. Первое правило: локаут
запрещен. Норма об этом появилась в Федеральном законе "О порядке
разрешения коллективных трудовых споров", принятом 23 ноября 1995 года
(далее – Закон). Согласно статье 19 Закона локаут – это увольнение
работников по инициативе работодателя в связи с коллективным трудовым
спором и объявлением забастовки, а также ликвидации или реорганизации
фирмы, филиала, представительства. Отметим, что эта норма применяется
только к тем случаям участия в забастовке, когда она объявлена или
проводится в связи с разрешением коллективного трудового спора, а также при
разрешении коллективного трудового спора на более ранних этапах.
Специальное основание увольнения – за участие в забастовке – в трудовом
законодательстве не предусмотрено. Характерно, что в определении локаута
говорится не о временном увольнении, или лучше сказать применительно к
терминологии нашего трудового права – временном отстранении от работы и
приеме других работников, а об увольнении в полном смысле его значения.
Вторым правилом по отношению ко всем случаям участия в забастовке
является недопустимость привлечения к иным мерам дисциплинарной
ответственности (части 1, 2 ст. 18 Закона и ст.192 Трудового кодекса РФ).
Однако из этого правила есть исключения. Статья 22 Закона предусматривает,
что "работники, приступившие к проведению забастовки или не прекратившие ее
на следующий день после доведения до органа, возглавляющего забастовку,
вступившего в законную силу решения суда о признании забастовки незаконной
либо об отсрочке или о приостановке забастовки, могут быть подвергнуты
дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины"[62]. Таким
образом, если забастовка вовремя прекращена или, соответственно, не начата,
то никаких негативных последствий для работника это повлечь не может. Такие
гарантии можно оценить как достаточные и справедливые, способные обеспечить
защиту прав граждан, участвующих в забастовке.
Единственный вопрос возникает при сопоставлении норм положений статей
19 и 22 Закона. Среди видов дисциплинарного взыскания, применение которых
допускает статья 22 Закона, предусмотрено и увольнение (ст. 192 КТ РФ), а
статья 19 говорит о недопустимости увольнения за участие в забастовке. Это
противоречие нуждается в законодательном разрешении.
Однако, если проанализировать правоприменительную практику, становится
очевидно, что Закон оставляет возможности для обхода этой нормы и наказания
работников. Особенно ситуация обостряется и потому, что сейчас подавляющее
число забастовок проходит в связи с невыплатой заработной платы в
установленные сроки, а Верховный Суд РФ в принимаемых по конкретным делам
постановлениях оценивает такие споры не как коллективные трудовые, а как
индивидуальные, даже если при этом и допускается нарушение коллективного
договора и соглашения. С другой стороны, достаточно часто наблюдается
прямое нарушение гарантий, предусмотренных Законом[63].
Так, например, после проведения забастовки в филиале швейной фабрики
"Голубая Ока" (г. Сасово Рязанской области) были уволены 22 работницы,
принимавшие участие в забастовке, как за совершение прогула. Для того чтобы
восстановить их на работе в судебном порядке, потребовалось более полугода.
Или в результате проведения забастовки на ОАО "Северсталь" членами
свободного профсоюза "Металлург" в декабре 1998 года 18 работников завода
были уволены по пункту 4 статьи 33 КЗоТ РФ – за совершение прогула.
Череповецкий городской суд, рассматривавший эти дела по первой инстанции,
отказал в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что прогулы были
совершены без уважительной причины (задержка выплаты заработной платы в
течение 8 дней, по мнению суда, не является достаточно веской причиной), а
нормы о запрете локаута не распространяются на возникшие правоотношения,
поскольку спор в связи с невыплатой заработной платы не может быть отнесен
к коллективному. До настоящего времени не все работники восстановлены на
своих местах, хотя по их делам судья Верховного суда РФ Харланов А. В.
направил письма с просьбой о пересмотре в порядке надзора на имя
председателя Вологодского областного суда, в которых указано: "...в данном
случае имел место коллективный трудовой спор, так как выдвигались
требования не только по поводу невыплаты заработной платы, но и другие... В
соответствии со ст. ст. 18, 19 Федерального закона "О порядке разрешения
коллективных трудовых споров" они не могли быть привлечены к дисциплинарной
ответственности, в том числе уволены".
Отсюда проблема первая: неурегулированность вопроса об ответственности
в случае проведения забастовки в связи с защитой индивидуальных трудовых
прав.
Жизнь преподносит нам и более сложные ситуации. В октябре 1998 года на
Октябрьской железной дороге прошла забастовка работников локомотивных
бригад – членов Российского профсоюза локомотивных бригад
железнодорожников. Не обращаясь к процедуре локаута, которая прямо
запрещена Законом, и зная, что оснований для привлечения к дисциплинарной
ответственности нет, работодатель отстранил 49 человек от работы и приказом
Информация о работе Порядок организации и проведения забастовки