Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 14:15, курсовая работа
Рыночная экономика невозможна без применения человеческого труда. Это
аксиома, однако приходится констатировать, что, увлекаясь чисто
экономическими категориями, современные российские политики и
предприниматели нередко забывают об этом. На первое место выходят проблемы
собственности, организационно - правовых форм предпринимательства,
инвестиций, прибыли, налогов. Безусловно, все это очень важные элементы
рыночной экономики, но она не может существовать без рынка труда, на
котором продается и покупается такой специфический "товар", как рабочая
сила, способности человека к тому или иному виду труда. Все остальное
производно от этого. Непонимание этой достаточно простой вещи создает базу
для социальных конфликтов в основной сфере человеческой деятельности.
Введение. 2
Глава 1. Развития законодательства о трудовых спорах. 3
1.1. Развитие российского законодательства, регулирующего коллективные
трудовые споры. 3
1.2. Анализ зарубежного законодательства о регулировании трудовых споров. 5
Глава 2. Современное состояние общества и причины способствующие
коллективным трудовым конфликтам. 7
2.1. Забастовочное движение в России в 90-х годах. 7
2.2. Анализ всесоюзной забастовки шахтеров. 10
2.3. Забастовочное движение в России в настоящее время. 13
2.4. Причины коллективных трудовых конфликтов и споров. 18
Глава 3. Осуществление права на забастовку. 21
3.1. Понятие и виды забастовок в РФ. 21
3.2. Право на забастовку и его ограничение в РФ. 22
Глава 4. Процедура организации забастовки в РФ. 28
4.1. Порядок объявления забастовки в РФ. 28
4.2. Орган возглавляющий забастовку. 30
4.3. Права и обязанности спорящих сторон при забастовке. 31
4.4. Гарантии и правовое положение работников в связи с проведением
забастовки. 33
Глава 5. Незаконные забастовки в РФ. 34
5.1. Понятие незаконной забастовки. 34
5.2. Ответственность за проведение незаконных забастовок. 35
Заключение. 38
Список нормативно-правовых актов и литературы. 40
Законом четко установлена ответственность за нарушение законодательства о коллективных трудовых спорах. Так, представители работодателя, уклоняющиеся от получения требований работников и участия в примирительных процедурах, в том числе те, кто не предоставляет помещения для проведения собраний (конференций) по выдвижению требований или препятствует их проведению, несут дисциплинарную или административную ответственность. На них налагается дисциплинарное взыскание или штраф в размере до 50 МРОТ, налагаемый в судебном порядке. Такую же ответственность несут представители работодателя, виновные в невыполнении обязательств по соглашению, достигнутому в результате проведения примирительной процедуры.
Дела о наложении указанных штрафов рассматриваются в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях. За невыполнение соглашений, достигнутых в результате примирительных процедур по разрешению коллективных трудовых споров, ответственность несут персонально виновные в этом представители работодателя и работников в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях (ст. 416 ТК).
Закон предусмотрел ответственность работников за продолжающееся проведение приостановленной или отложенной забастовки или не прекративших ее на следующий день после доведения до них вступившего в законную силу решения суда о признании забастовки незаконной либо об отсрочке или приостановке забастовки. Они могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины, а их невыход на работу из-за этого может квалифицироваться как прогул, за что работника можно уволить. К организаторам незаконной забастовки могут быть применены меры дисциплинарного взыскания. Лица же, принуждающие работников к забастовке путем насилия или угрозой применения насилия, привлекаются к уголовной ответственности и наказываются лишением свободы на срок до одного года или исправительными работами на срок до двух лет согласно уголовному законодательству РФ.
Предприятия, организации, трудовые коллективы которых проводят забастовку, несут материальную ответственность по договорам поставки, подряда и штрафные санкции за срыв этих договоров. Тем самым уменьшаются фонды предприятия, организации, в том числе и фонд на социальное развитие трудового коллектива. Ущерб, нанесенный любой забастовкой другим предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, возмещается бастующим предприятием в соответствии с гражданским законодательством. Здесь несет ответственность само предприятие, поскольку оно заключало договор. Возмещение ущерба, причиненного собственнику незаконной забастовкой, проводившейся по решению трудового коллектива, производится из фонда потребления предприятия, организации в судебном порядке. Если же незаконная забастовка проводилась по инициативе профсоюза, то такое возмещение Ущерба производится за счет средств профсоюза в размере, определяемом судом. При этом суд учитывает имущественное положение профсоюза.
Глава 4. Процедура организации забастовки в РФ.
4.1 Порядок объявления забастовки в РФ.
Осуществление работниками, их трудовыми коллективами права на забастовку
возможно: лишь после прохождения примирительных процедур; или, как
указывалось, при уклонении работодателем от примирительных процедур; или
когда он не выполняет соглашения, достигнутого в ходе разрешения
коллективного трудового спора. В этих случаях работники могут
использовать не сразу право на забастовку, а такие формы, как собрания,
митинги, демонстрации, пикетирование. Эти формы могут использоваться и в
ходе забастовки для поддержания требований.
Участие в забастовке является добровольным и никто не может быть принужден
к участию или отказу от участия в забастовке, иначе такие принуждающие
лица несут дисциплинарную, административную и даже уголовную
ответственность. Закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»
от 23 ноября 1995 г., также предусматривает право каждого свободно
принимать решение об участии (неучастии) в проведении забастовки и содержит
гарантии этого права.
Работодатели же и их представители не вправе организовывать
забастовку и принимать в ней участие.
Забастовка признается одним из способов разрешения коллективного
трудового спора, хотя точнее было бы сказать, что она побуждает
работодателя к новому раунду переговоров. Проявленные в ходе забастовки
решимость и сплоченность трудящихся являются стимулом для дальнейшего
урегулирования спора с помощью примирительных процедур.
Порядок объявления забастовки четко урегулирован вступившим в силу 1
февраля 2002 г. Трудовым Кодексом РФ (ст. 410), далее – ТК РФ.
Порядок объявления забастовки также претерпел изменения по сравнению с
Законом. Ранее правом объявления забастовки обладали работники организации,
филиала, представительства либо работники, являющиеся членами профсоюзной
организации путем принятия решения на собрании (конференции), то теперь оно
должно обязательно пройти утверждение собранием (конференцией) работников
данной организации, на котором должно присутствовать не менее двух третей
от общего числа работников (ст. 410 ТК). Казалось бы, для крупного
предприятия (типа "Логоваз") объявление забастовки — дело нереальное, но
закон этот случай предусмотрел и оставил маленькую лазейку. В той же статье
имеется оговорка: "При невозможности проведения собрания (созыва
конференции) работников представительный орган работников имеет право
утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в
поддержку проведения забастовки".
Как видно, порядок объявления забастовки довольно демократичный.
Кодекс предусмотрел возможность проведения однократной часовой
предупредительной забастовки после пяти календарных дней работы
примирительной комиссии. О ней работодатель предупреждается в письменной
форме не позднее, чем за три рабочих дня, а орган, ее возглавляющий,
обеспечивает минимум необходимых работ (услуг).
Решение об объявлении забастовки считается принятым, если за него
проголосовало не менее половины присутствующих на собрании (конференции). В
отличие от Закона СССР 1989 года Федеральный закон "О порядке разрешения
коллективных трудовых споров" не требуется тайного голосования при решении
вопроса о проведении забастовки.
Теперь ТК РФ предусмотрел два различных порядка для принятия решения об
объявлении забастовки в организации и вне организации. Решение об
объявлении забастовки в организации, филиале, представительстве,
структурном подразделении принимается на собрании (конференции) работников
организации, филиала, представительства, структурного подразделения.
Решение об объявлении забастовки на уровне выше организации принимается
профсоюзом (объединением профсоюзов), но затем должно быть утверждено на
собрании (конференции) работников для каждой организации в отдельности (ч.1
ст.410). Исходя из этого можно заключить, что забастовка может проводиться
только в тех организациях, работники которых приняли решение об утверждении
решения об объявлении забастовки.
Собрание (конференция) считается правомочным, если на нем присутствует не
менее двух третей от общего числа работников (делегатов конференции) (ч.2
ст.410); решение считается принятым, если за него проголосовало не менее
половины присутствующих (ч.3 ст.410).
Следует иметь в виду, что по мнению Международной Организации Труда
(МОТ), требование о принятии решения об объявлении забастовки более чем
половиной работников организации, а также положение о кворуме в две трети
членов профсоюза может создавать существенные ограничения права на
забастовку. Это было отмечено также в докладе Комитета экспертов 2001
года о соблюдении Конвенции № 87 в России.
Новым по сравнению с Законом является положение о том, что решение об
объявлении забастовки может быть подтверждено путем сбора подписей более
половины работников организации (ч.4 ст.410).
В решении об объявлении забастовки должны быть указаны те же моменты, что
и ранее, в частности предполагаемая продолжительность забастовки. В ст.398
ТК РФ также содержится указание на то, что забастовка - это временный
добровольный отказ от исполнения трудовых обязанностей. МОТ считает
требование указания продолжительности забастовки ограничивающим право на
забастовку: «Более того, при объявлении забастовки требуется указывать ее
продолжительность, в то время как контрольными органами уже было указано на
то, что такое требование ограничивает право организаций работников на
осуществление своей деятельности и на формулирование своих программ
действий; контрольные органы МОТ просили о том, чтобы данное требование
было исключено из Закона «О порядке разрешения коллективных трудовых
споров».
Порядок установления минимума необходимых работ урегулирован также, как
в Федеральном законе «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»
после внесения в него изменений Федеральным законом от 6.11.2001 г. №142.
Перечень минимума необходимых работ в каждой отрасли (подотрасли)
экономики разрабатывается соответствующими Федеральными органами
исполнительной власти по согласованию с соответствующим общероссийским
профсоюзом (если в этой отрасли действует несколько общероссийских
профсоюзов - со всеми общероссийскими профсоюзами). Порядок утверждения
минимума устанавливается отдельным актом Правительства РФ.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основе
перечней минимума необходимых работ (услуг), разработанных и утвержденных
соответствующими федеральными органами исполнительной власти, разрабатывает
и утверждает по согласованию с территориальными объединениями организаций
профсоюзов (объединениями профсоюзов) региональные перечни минимума
необходимых работ (услуг), конкретизирующие содержание и определяющие
порядок применения федеральных отраслевых перечней минимума необходимых
работ (услуг) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В каждой организации минимум необходимых работ утверждается в течение
пяти дней с момента объявления забастовки на основании этого общего перечня
(он не может быть шире типового перечня) совместным решением сторон и
органов местного самоуправления. При недостижении согласия относительно
минимума необходимых работ, он устанавливается решением представительного
органа местного самоуправления. Включение вида работ (услуг) в перечень
должно быть мотивировано вероятностью причинения вреда здоровью или угрозой
жизни граждан в случае их невыполнения (ст.412).
В принципе, такое регулирование вопросов установления минимума
необходимых работ в большей степени, чем раньше соответствует принципам
свободы объединения, но остаются и нерешенные вопросы. В частности,
указание на утверждение типового минимума только лишь по согласованию с
общероссийскими профсоюзами может оказаться нереализованным из-за
отсутствия в отрасли или подотрасли общероссийского профсоюза.
Работодатель обязан предоставить помещение и создать необходимые
условия для проведения собрания (конференции) работников и не имеет права
препятствовать его (ее) проведению.
4.2 Орган возглавляющий забастовку в РФ.
Указом Президента РФ от 15 ноября 1991 года №. 212 был осуществлен ряд
мер по становлению и развитию системы социального партнерства в стране,
определена необходимость функционирования органов по урегулированию
коллективных трудовых конфликтов.
В связи с недостатком бюджетных средств формирование Службы по
разрешению коллективных трудовых конфликтов началось лишь в середине 1993
года. К настоящему времени создано одиннадцать ее региональных отделений, в
том числе и в Ставропольском крае, при Министерстве труда и социального
развития – 11 человек. Весь аппарат Службы имеет штатную численность 49
человек, в том числе региональные отделения - 34 человека. Несмотря на свою
малочисленность, Служба заявила о своей деятельности.
В 1994 году работники Службы приняли участие в урегулировании
коллективных трудовых споров более чем на 110 предприятиях и в
организациях, а за первый квартал 1995 года - на 39.
Организация Службой и ее отделениями примирительных процедур,
непосредственное участие в них работников Службы позволили предотвратить
перерастание многих споров в забастовки, избежать связанных с ними потерь
рабочего времени и снижения производства продукции (работ). Однако
развиваются новые институты, составляющие основу примирительных процедур -
посредничество и трудовой арбитраж.
Одновременно с принятием решения о проведении забастовки работники
определяют, какой орган будет ее возглавлять. Закон «О порядке разрешения
Информация о работе Порядок организации и проведения забастовки