Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 14:15, курсовая работа
Рыночная экономика невозможна без применения человеческого труда. Это
аксиома, однако приходится констатировать, что, увлекаясь чисто
экономическими категориями, современные российские политики и
предприниматели нередко забывают об этом. На первое место выходят проблемы
собственности, организационно - правовых форм предпринимательства,
инвестиций, прибыли, налогов. Безусловно, все это очень важные элементы
рыночной экономики, но она не может существовать без рынка труда, на
котором продается и покупается такой специфический "товар", как рабочая
сила, способности человека к тому или иному виду труда. Все остальное
производно от этого. Непонимание этой достаточно простой вещи создает базу
для социальных конфликтов в основной сфере человеческой деятельности.
Введение. 2
Глава 1. Развития законодательства о трудовых спорах. 3
1.1. Развитие российского законодательства, регулирующего коллективные
трудовые споры. 3
1.2. Анализ зарубежного законодательства о регулировании трудовых споров. 5
Глава 2. Современное состояние общества и причины способствующие
коллективным трудовым конфликтам. 7
2.1. Забастовочное движение в России в 90-х годах. 7
2.2. Анализ всесоюзной забастовки шахтеров. 10
2.3. Забастовочное движение в России в настоящее время. 13
2.4. Причины коллективных трудовых конфликтов и споров. 18
Глава 3. Осуществление права на забастовку. 21
3.1. Понятие и виды забастовок в РФ. 21
3.2. Право на забастовку и его ограничение в РФ. 22
Глава 4. Процедура организации забастовки в РФ. 28
4.1. Порядок объявления забастовки в РФ. 28
4.2. Орган возглавляющий забастовку. 30
4.3. Права и обязанности спорящих сторон при забастовке. 31
4.4. Гарантии и правовое положение работников в связи с проведением
забастовки. 33
Глава 5. Незаконные забастовки в РФ. 34
5.1. Понятие незаконной забастовки. 34
5.2. Ответственность за проведение незаконных забастовок. 35
Заключение. 38
Список нормативно-правовых актов и литературы. 40
4. Забастовка – это
средство разрешения
5. Забастовка – это акция, которую проводят только работники. Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие. Работники или их представители вправе приступить к организации забастовки в следующих случаях:
• если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора;
• если работодатель уклоняется от примирительных процедур;
• если работодатель не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.
Порядок проведения забастовки включает несколько этапов:
1) принятие решения об объявлении забастовки;
2) объявление забастовки и предупреждение работодателя;
3) прекращение работы и проведение примирительных процедур;
4) приостановка забастовки в случае необходимости;
5) достижение согласия (или признание забастовки незаконной) и прекращение забастовки.
В нашей
стране право на забастовку
как способ разрешения
трудового спора закреплено в ч. 4 ст. 37 Конституции РФ. В соответствии с
Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. "О порядке разрешения коллективных
трудовых споров", если примирительные процедуры не привели к разрешению
коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от
примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе
разрешения коллективного трудового спора, работники вправе использовать
такие формы, как собрание, митинг, демонстрация, пикетирование, а также
забастовка.
Особого внимания заслуживают вопросы, связанные с общими
чертами и видами забастовок.
Забастовка является временной остановкой работы: рабочие должны после
ее завершения возвратиться на свои места. Это коллективный акт,
предпринятый группой работников. Тот факт, что группа состоит из
работников, позволяет отделить забастовку от таких действий, как отказ
студентов посещать лекции, митинги пенсионеров (эти действия могут быть
названы забастовкой только по аналогии). Наконец, забастовка почти всегда
является рассчитанным действием, цель которого - выражение недовольства или
реализация требований. Она есть не что иное, как одна из форм общения между
работодателями и работниками, посредством которой работники высказывают в
крайней по закону форме свое несогласие с действиями администрации, и ее в
этом плане можно рассматривать как ультимативную форму протеста.
Закон устанавливает, что участие в забастовке является добровольным.
Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.
Участие в забастовках не может рассматриваться как нарушение трудовой
дисциплины и основание расторжения трудового договора (кроме случаев, когда
забастовка, признанная судом незаконной, не прекращена, или начата
забастовка, отсроченная или приостановленная судом). За участниками
забастовок сохраняется на время забастовки место работы и должность.
В соответствии со ст. 13 Закона от 23 ноября 1995 г. представители
работодателя не вправе организовать забастовку и принимать участие в ней.
Наиболее распространенный вид - это обычная забастовка, когда
работники прекращают производство и покидают свои рабочие места. Именно он
является предметом внимания законодателя.
Интересной в плане формы проведения представляется так называемая
"итальянская забастовка", или работа по правилам. Работники в этом случае
не прекращают работу, а начинают выполнять свои трудовые обязанности строго
в соответствии с установленными технологическими правилами, следствием чего
является блокирование нормального производственного процесса. Суть этого
вида забастовки - в существующих противоречиях между формальной и
неформальной организацией работы на предприятии. Особенность заключается
еще и в том, что забастовка практически не регулируется законом, ибо для
предъявления претензий к работающим нет оснований.
В Российской Федерации Законом предусмотрена возможность проведения
двух видов забастовок: обычной и предупредительной[28].
Предупредительная забастовка представляет собой особую акцию,
демонстрирующую готовность работников добиться удовлетворения своих
требований. Она может быть объявлена в ходе проведения примирительных
процедур, но не ранее чем после пяти календарных дней работы примирительной
комиссии. Прибегнуть к такой забастовке можно лишь один раз за все время
рассмотрения коллективного трудового спора. При этом ее продолжительность
не должна превышать одного часа.
Принять решение об объявлении предупредительной забастовки может
представитель работников, участвующий в примирительных процедурах, - орган
общественной самодеятельности, орган профсоюза или единый представительный
орган. Он же возглавляет забастовку.
3.2 Право на забастовку и его ограничение в РФ.
Как уже говорилось в первых параграфах моей работы, право на
забастовку закреплялось
в законодательстве под
Начиная с конца 18 века законодательство, когда говорило о забастовках,
только запрещало их. Во второй половине 19 века под напором нарастающего
стачечного движения это запретительное законодательство постепенно
смягчается. Рабочий класс требовал юридического закрепления права на
забастовку.
Право на забастовку принято называть одним из основополагающих прав "второго поколения", т.е. социальных прав человека. В актах Международной организации труда (МОТ) это право признается косвенно (опосредствованно), т.к. вытекает из смыслового содержания Конвенции N 87 "О свободе ассоциации" - невозможно эффективно пользоваться свободой ассоциаций при запрете права на забастовку6. В настоящее время право на забастовку признают все промышленно развитые страны Европы. Порядок реализации этого права определяется национальным законодательством. В связи с этим исследователи обычно подразделяют государства на два вида: государства, где законом гарантировано право на забастовку (Германия, США и др.), и которые признают свободу забастовок (Бельгия, Великобритания и др.). В последних в законодательстве право на забастовку в позитивной форме не выражено, но выводится из права на ассоциации7. Российская Федерация в этом смысле относится к первой группе - право на забастовку признается, гарантируется Конституцией, а также закрепляется в Трудовом кодексе РФ (ст. 37 п. 4 Конституции РФ; ст. 409 ТК РФ).
До 1989 года в нашей стране не было правовой регламентации забастовок.
Право же регулирует поведение людей в существующих общественных
отношениях. Но как только в России появились забастовки, некоторые
трудовые коллективы, опережая законодателя, сами разработали локальные
правила о забастовках. Так, лесохимики объединения «Братскцеллюлоза» в
августе 1989 г. приняли на конференции трудового коллектива временные
правила организации забастовок. В них был предусмотрен и мирный путь
разрешения коллективного трудового спора и лишь после него могла быть по
решению общего собрания трудового коллектива объявлена забастовка под
руководством профкома.
Еще Карл Маркс указывал, что закон должен основываться на общественных
интересах и потребностях данного общества. И как только такая
потребность у нас появилась, то 9 октября 1989 г. был принят Закон СССР
«О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)», который
и закрепил право
трудовых коллективов на
главная суть и
этого закона и принятого
2001 года нового российского Трудового кодекса (далее – ТК РФ) –
примирительный процесс разрешения коллективного трудового спора, не
доводя его до конфликта (забастовки). Право на забастовку закреплено в
ст. 37 Конституции РФ.
В соответствии с российским законодательством забастовкой признается
временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых
обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного
трудового спора.
Приведенное определение
признаки забастовки. Отказ работников от выполнения всех или части
трудовых обязанностей означает, по существу приостановку деятельности
организации. Эта
акция всегда носит
разрешение коллективного трудового спора.
Право граждан признается и гарантируется только в том случае, когда
она используется в качестве способа урегулирования трудового конфликта. Это
важная характеристика забастовки. Акции, направленные на достижение иных
целей, например, на изменение социально-экономической политики
правительства, в строгом смысле не подпадают под признаки определения,
данного в п. 4 ст.398 ТК РФ.
Трудовой кодекс не только закрепляет право на забастовку, но и
устанавливает гарантии его реализации.
Право на забастовку, как и любое конституционное право, может быть
ограничено в тех случаях, когда это необходимо в целях защиты основ
конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов
других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства ( ст.55
Конституции РФ).
В ст. 55 Конституции «указаны ценности, отрицание которых равнозначно
злоупотреблению правами и свободами человека и гражданина». Именно для
предотвращения злоупотребления правом на забастовку Федеральным законом
введены некоторые ограничения. Так, являются незаконными забастовки,
создающие реальную угрозу основам конституционного строя здоровью других
лиц. Это ограничение установлено для всех работников независимо от
профессии и сферы действия. Запрещаются забастовки, а потому ограничено
право на забастовку, служащих Вооруженных Сил Российской Федерации,
правоохранительных органов, органов Федеральной службы безопасности
является незаконной, если при этом создается угроза обороне страны и
безопасности государства (п.3 ст. 17 Закона о коллективных трудовых спорах,
далее - Закон).
Так, решением Верховного Суда РФ забастовка, проведенная коллективом
летного состава Вологодского авиапредприятия, признана незаконной, так как
на предприятиях гражданской авиации забастовка как средство разрешения
коллективного трудового спора не допускается.
Профсоюз летного состава Вологодского авиапредприятия обратился в
Конституционный Суд РФ с жалобой. Последний принял постановление, согласно
которому запрет забастовок на предприятиях и в организациях гражданской
авиации соответствует Конституции в той мере, в какой это право на
забастовку отдельных категорий работников может быть ограничено в целях
защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных
интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности
государства.
В своем постановлении от 17 мая 1995 г. Конституционный Суд РФ
отметил, что запрет забастовок на предприятиях и в организациях гражданской
авиации на основании одной лишь их принадлежности к определенной отрасли не
соответствует Конституции РФ. В связи с этим Конституционный Суд РФ
обратился к Федеральному Собранию РФ с указанием о том, что ему надлежит
определить условия и основания ограничения права на забастовку и связанные
с этим необходимые компенсационные механизмы и процедуры разрешения
коллективных трудовых споров, руководствуясь при этом Конституцией и
общепризнанными принципами и нормами международного права.
8 июля 1999 г., был принят Федеральный закон "О внесении
дополнения в статью 52 Воздушного кодекса Российской Федерации".
Установлено, что в целях защиты прав и законных интересов граждан,
обеспечения обороны страны и безопасности государства не допускаются
забастовки или иное прекращение работы (как средство разрешения
коллективных и индивидуальных трудовых споров и иных конфликтных ситуаций)
авиационным персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание
(управление) воздушного движения.
Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. оставил вне своих рамок
возможность ограничения права на забастовку в той мере, в какой это
необходимо для защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц.
Информация о работе Порядок организации и проведения забастовки