Порядок организации и проведения забастовки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика невозможна без применения человеческого труда. Это
аксиома, однако приходится констатировать, что, увлекаясь чисто
экономическими категориями, современные российские политики и
предприниматели нередко забывают об этом. На первое место выходят проблемы
собственности, организационно - правовых форм предпринимательства,
инвестиций, прибыли, налогов. Безусловно, все это очень важные элементы
рыночной экономики, но она не может существовать без рынка труда, на
котором продается и покупается такой специфический "товар", как рабочая
сила, способности человека к тому или иному виду труда. Все остальное
производно от этого. Непонимание этой достаточно простой вещи создает базу
для социальных конфликтов в основной сфере человеческой деятельности.

Содержание работы

Введение. 2
Глава 1. Развития законодательства о трудовых спорах. 3
1.1. Развитие российского законодательства, регулирующего коллективные
трудовые споры. 3
1.2. Анализ зарубежного законодательства о регулировании трудовых споров. 5

Глава 2. Современное состояние общества и причины способствующие
коллективным трудовым конфликтам. 7
2.1. Забастовочное движение в России в 90-х годах. 7
2.2. Анализ всесоюзной забастовки шахтеров. 10
2.3. Забастовочное движение в России в настоящее время. 13
2.4. Причины коллективных трудовых конфликтов и споров. 18

Глава 3. Осуществление права на забастовку. 21

3.1. Понятие и виды забастовок в РФ. 21
3.2. Право на забастовку и его ограничение в РФ. 22

Глава 4. Процедура организации забастовки в РФ. 28

4.1. Порядок объявления забастовки в РФ. 28
4.2. Орган возглавляющий забастовку. 30
4.3. Права и обязанности спорящих сторон при забастовке. 31
4.4. Гарантии и правовое положение работников в связи с проведением
забастовки. 33

Глава 5. Незаконные забастовки в РФ. 34

5.1. Понятие незаконной забастовки. 34
5.2. Ответственность за проведение незаконных забастовок. 35

Заключение. 38

Список нормативно-правовых актов и литературы. 40

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 1.doc

— 410.00 Кб (Скачать файл)

Среди прав, подлежащих защите, Закон называет лишь здоровье  человека,  хотя

незаконная  забастовка  может  причинить   существенный   вред   ряду   иных

определенных Законом прав и интересов других лиц. Необходимость  закрепления

такого положения основывается на содержании ст. 55 Конституции  РФ,  которая

провозглашает возможность ограничения прав  и  свобод  человека  федеральным

законом в  целях  защиты  основ  конституционного  строя,  прав  и  законных

интересов  других   лиц,   обеспечения   обороны   страны   и   безопасности

государства.

       Право на забастовку может быть ограничено и в соответствии с Законом о

чрезвычайном положении.

       Запрещены забастовки для государственных  служащих  в  соответствии  с

Федеральным  законом   «Об   основах   государственных   службы   Российской

Федерации» (ст. 11 ч.1 п.11), от  31  июля  1995  г.[38]  и  для  работников

железнодорожного  транспорта  в  соответствии   с  Федеральным  законом   «О

федеральном железнодорожном транспорте» от 25 августа 1995 г.

       Указанные ограничения  реализации  права  на забастовку  не  являются

безусловными. В любом случае суд, рассматривая дело о  признании  забастовки

незаконной, должен руководствоваться положениями Конституции (  ч.4  ст.37.,

ч.3 ст.17., ч.3 ст.55). Постановление  Пленума  Верховного  Суда  Российской

Федерации от 31 декабря 1995 г.  «О  некоторых  вопросах  применения  судами

Конституции  Российской   Федерации   при   осуществлении   правосудия»[40],

подчеркнуло, что осуществление права на  забастовку  может  быть  ограничено

лишь в той мере, в  какой  это  необходимо  в  целях,  указанных  в  ст.  55

Конституции ( защита основ конституционного строя и др.).

       Ограничение права  на  забастовку  не  противоречит  и  общепризнанным

принципам  и  нормам  международного  права.  Так,   исходя   из   положений

Международного  пакта  об  экономических,  социальных  и  культурных  правах

запрет права на забастовку допустим  в  отношении  лиц,  входящих  в  состав

вооруженных сил, полиции и администрации государства  (ч.  2  ст.  8),  а  в

отношении  других  лиц  ограничения  возможны,   если   они   необходимы   в

демократическом  обществе  в  интересах  государственной  безопасности   или

общественного порядка или для ограждения прав и свобод других (п. "с"  ч.  1

ст. 8). При этом регламентация права  на  забастовку  международно-правовыми

актами о правах человека отнесена к сфере внутреннего  законодательства.  Но

это законодательство не  должно  выходить  за  пределы  допускаемых  данными

актами ограничений.

       Часть 1 ст. 12 Закона СССР от 9 октября 1989 г. «О порядке разрешения

коллективных трудовых   споров (конфликтов)», устанавливала,   что   на

предприятиях и в организациях гражданской авиации прекращение работы как

средство   разрешения   коллективного   трудового   спора (конфликта) не

допускается. Такая формулировка, во-первых, означает, что запрет забастовок

распространяется на все  без   исключения   предприятия   и   организации,

относящиеся к системе гражданской авиации, а также на всех занятых в  ней

работников, во-вторых, не   предусматривает   какой-либо   дифференциации

предприятий, подразделений, служб, категорий работников гражданской авиации

с учетом характера их деятельности, а также значимости  выполняемых  ими

работ.

       В результате ограничивается право на забастовку значительно большего

круга работников, чем это необходимо для достижения целей, указанных в ч.  3

ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

       Ограничение допустимо лишь для тех категорий работников, в отношении

которых с учетом  характера  их  деятельности  и   возможных   последствий

прекращения ими работы необходимость ограничения забастовки вытекает  из

названных положений Конституции.  Ограничение права   на   забастовку

большего круга  работников,  чем  это  необходимо  для  достижения   целей,

предусмотренных ч. 3  ст.  17  и  ч.  3  ст.  55 Конституции  РФ,  является

неправомерным.

       Невозможность  проведения  забастовки  в   некоторых   предусмотренных

законом случаях не означает, что  работники  лишены  права  на  справедливое

разрешение спора. В случаях, когда забастовка не  может  быть  проведена   в

силу  установленных  ограничений,  работники  имеют   право   обратиться   к

Президенту Российской  Федерации.  Президент  в  10-дневный  срок  принимает

решение.

       Указанная норма  является  гарантией   окончательного    рассмотрения

коллективного трудового спора в любой ситуации, хотя пока и не сложилось

практики рассмотрения споров Президентом.

       Установление ограничений использования забастовки    как   средства

разрешения   коллективного   трудового   спора   обусловило    необходимость

определения последствий несоблюдения этих ограничений.

Право на забастовку не только допускает, но и предполагает ее регулирование и ограничение, иными словами, существует только для узаконенных забастовок. В России забастовка рассматривается как способ урегулирования разногласий между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда, включая заработную плату, а также в связи с коллективно-договорным регулированием труда, то есть по причинам социально-экономического характера. Забастовки по политическим мотивам, равно как и забастовки солидарности, не упоминаются в законе и не признаются. Право на забастовку - коллективное по своей природе право и не укладывается в рамки индивидуальных трудовых отношений. Поэтому еще одно ограничение относится к вопросу о представительстве интересов работников. Предпочтительное право быть организатором забастовки традиционно предоставляется профсоюзам. Некоторые страны даже считают это право исключительно профсоюзным (монопольным) и не признают законными забастовки, организованные другими представителями работников. Однако большинство европейских стран признает право на организацию забастовки за любым представительным органом работников. Таким же образом этот вопрос решен и в российском законодательстве - представлять интересы работников вправе любой представительный орган (ст. 411 ТК РФ).

Право на забастовку может быть уравновешено правом на локаут. Законодательство целого ряда европейских стран допускает как право работников на забастовку, так и работодателей на ответные действия - локауты, т.е. увольнение работников в связи с их участием в забастовке. Такой подход основан на признании равноправия сторон - работников и работодателей - и характерен для стран Северной и Центральной Европы - Германии, скандинавских стран и др. В других странах (Италия, Португалия, Греция), а также в России работодатели права на локаут не имеют. Идея равенства сторон в трудовых отношениях отвергается на том основании, что работники менее влиятельны и экономически слабее работодателей и в качестве компенсации им предоставляется право на забастовку.

Не вдаваясь в подробности, можно констатировать, что в общей части принципов реализации права на забастовку действующее российское трудовое законодательство соответствует рекомендациям МОТ. Однако в отличие от Европы для России типична ситуация, когда формально закрепленные права на практике не могут реализоваться. В контексте права на забастовку тревогу вызывают многочисленные нарушения конституционного права на свободу объединения, причем нередко через прямой запрет работодателей на создание профсоюзов. Учитывая тот факт, что практически все важнейшие вопросы регулирования труда в настоящее время решаются на локальном уровне, отсутствие профсоюза в значительной степени затрудняет, если вообще не исключает, возможность представлять и защищать интересы работников в данной организации. Это явление достаточно широко распространено, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы российских профсоюзов в МОТ и принятые по ним постановления. Но даже там, где профсоюзы существуют, представительство и защита интересов работников ограничивается существенным ущемлением прав малочисленных альтернативных профсоюзов, наиболее активных и деятельных - лишь при условии объединения более 50% работников профсоюз вправе представлять их интересы в переговорах с работодателем.

Существенные проблемы для реализации права на забастовку в России создает и установленный законом регламент: выдвигать требования работодателю может либо собрание, на котором присутствует не менее половины работников предприятия, либо конференция с участием не менее 2/3 избранных работниками делегатов. Решение о забастовке считается принятым, если за него проголосовали не менее половины присутствующих на собрании или конференции. В нынешних условиях это почти невозможно, учитывая то, как устроен современный бизнес. Кроме того, забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора предусматривает обязательные примирительные процедуры, которые включают рассмотрения конфликта примирительной комиссией, посредником и (или) в трудовом арбитраже (статьи 401 - 404 ТК РФ). В целом, по подсчетам экспертов, длительность всех обязательных предварительных процедур составляет не менее 42 дней. Это настолько затрудняет организацию и проведение забастовки, что делает законную забастовку почти невозможной и потому практически "невидимой" в статистике.

Право на забастовку — это право трудового коллектива или нескольких трудовых коллективов, поскольку сама забастовка — это коллективные действия, форма коллективного ультиматума для удовлетворения требований работников, не получивших разрешения мирным путем.

ТК указывает, что право работников на забастовку в соответствии со ст. 37 Конституции РФ признается способом разрешения коллективного трудового спора. ТК не допускает и ограничивает право на забастовку в некоторых случаях (ст. 413). В соответствии со ст. 55 Конституции РФ являются незаконными и не допускаются забастовки:

 

- в период введения  военного или чрезвычайного положения, либо особых мер в связи с этим, в органах и организациях Вооруженных сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательными и поисково-спасательными работами, противопожарными работами, предупреждениями и ликвидациями стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах;

 

- в организациях, непосредственно  обслуживающих особо опасные  виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной помощи;

 

- в организациях, связанных  с обеспечением жизнедеятельности  населения (энергообеспечение, отопление, теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и  водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовки создает угрозу безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Следовательно, ТК расширил как безусловный, так и условный запрет забастовок и конкретизировал его. Так, запрещено участие в забастовках федеральным государственным служащим.

Порядок объявления забастовки ТК урегулировал четко. Об объявлении забастовки решение принимается общим собранием (конференцией) работников организации, филиала, представительства или профсоюзной организацией, объединением профсоюзов. Указанные органы считаются правомочными принять решение об объявлении забастовки, если на собрании (конференции) присутствует не менее двух третей общего числа работников, членов профсоюза. Решение соответствующего органа считается принятым, если за него проголосовало не менее половины присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки (ч. 4 ст. 410 ТК). Кроме того, предусмотрена возможность проведения однократной часовой предупредительной забастовки после пяти календарных дней работы примирительной комиссии. О ней работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня, а орган, ее возглавляющий, обеспечивает на этот период времени минимум необходимых работ (услуг).

Признание забастовки незаконной производится решением ВС республики, края, областным судом, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономного округа. Такое решение суд принимает по заявлению работодателя или прокурора и доводит до органа, возглавляющего забастовку. А данный орган обязан немедленно проинформировать о решении суда участников забастовки.

Незаконными признаются забастовки, если они были объявлены без соблюдения сроков, примирительных процедур и требований закона» а также забастовки ранее указанных работников, которым закон ограничивает право ее проведения, и забастовки в период чрезвычайного положения.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. В этом случае работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку. Суд также вправе отложить не начавшуюся забастовку в случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей на срок до 30 дней, а начавшуюся в этом случае — приостановить на тот же срок.

В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов РФ или отдельных территорий, Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения судом этого вопроса, но не более чем на 10 календарных дней. Полномочия органа, возглавляющего забастовку, избранного собранием (конференцией) работников, прекращаются в случае подписания сторонами соглашения об урегулировании коллективного трудового спора или признания забастовки незаконной, если иное не было предусмотрено решением собрания (конференции).

Забастовка оканчивается подписанием соглашения спорящими сторонами. Но она может оканчиваться и решением суда о признании забастовки незаконной. Контроль за выполнением соглашения сторон по коллективному трудовому спору осуществляют сами стороны или уполномоченные ими орган

Статья 414 ТК предусмотрела определенные гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки. Для участников забастовки сохраняется на время забастовки место работы и должность. Заработная плата им за это время может работодателем не выплачиваться. Тем же работникам, кто не принимает участие в забастовке, но в связи с ней не может выполнять свою работу, время простоя оплачивается как за простой не по вине работника, т.е. не ниже двух третей их ставки. Они могут быть переведены из-за простоя на другую работу с сохранением среднего заработка (если на ней выполняются нормы труда) или их тарифной ставки (если эти нормы не выполняются).

Коллективным договором, социально-партнерским соглашением или соглашением, достигнутым в ходе разрешения коллективного трудового спора, могут быть предусмотрены определенные компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке, более льготный порядок выплаты работникам, не участвующим в забастовке. Более того, ст. 415 ТК запрещает локаут, т.е. увольнение бастующих работников или работников, участвующих в коллективном трудовом споре, а также ликвидацию или реорганизацию организации, филиала, представительства в период забастовки.

Информация о работе Порядок организации и проведения забастовки