Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 13:16, дипломная работа
Цель данного проекта – совершенствование процесса трудовой адаптации для повышения эффективности деятельности предприятия. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
– определяется сущность трудовой адаптации работников;
– анализируется действующая система трудовой адаптации работников на железнодорожной станции Кавказская;
– разрабатываются мероприятия по совершенствованию процесса трудовой адаптации работников предприятия.
Введение …………………………………………………………………….11
1 Трудовая адаптация работников предприятия транспорта……….………13
1.1 Сущность трудовой адаптации работников …..……………………….13
1.2 Теоретические основы трудовой адаптации молодых работников…..28
2 Оценка трудовой адаптации работников на железнодорожной станции Кавказская………………………………………………………………....38
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика железнодорожной станции Кавказская……………………………………...………………..38
2.2 Действующая система трудовой адаптации на железнодорожной станции Кавказская… ………………………….…………………………46
3 Мероприятия по повышению эффективности процесса трудовой адаптации работников железнодорожной станции Кавказская…………….……………..61
3.1 Повышение эффективности работы отдела кадров по адаптации персонала……………………………………. ………………………….61
3.2 Организация совета молодых работников предприятия .…..…………73
4 Безопасность и экологичность решений проекта…………………………..80
4.1 Охрана труда……………………………………………………………..80
4.2 Охрана окружающей среды……………………………………………..90
Заключение .……………………………………………………………….95
Список использованных источников ………………………………………97
В некоторых организациях выдаются специальные брошюры с описанием того или иного вида производства, рабочего места, профессии или должности.
Задачи системы управления адаптацией персонала на предприятии приводятся на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 - Задачи системы управления адаптацией персонала на предприятии.
В работе по проведению адаптации новых работников менеджер по персоналу должен использовать специально разработанную программу. Программа адаптации делится на общую и специализированную. Общая программа адаптации касается в целом всей организации и затрагивает следующие вопросы:
– общее представление об организации;
– оплата труда в организации;
– дополнительные льготы: виды страхования, выходные пособия, пособия по болезни, пособия по материнству, размер пенсии, возможности обучения на работе;
– охрана труда и техника безопасности: меры предосторожности, правила противопожарной безопасности и контроля, правила поведения при несчастных случаях, здравоохранение и места оказания первой медицинской помощи;
– отношения работников с профсоюзом: сроки и условия найма, назначения, перемещения, продвижения, права и обязанности работника, выполнение постановлений профсоюзов, дисциплина и взыскания;
– служба быта: питание, комнаты отдыха, другие службы быта.
После реализации общей программы адаптации проводится специализированная программа адаптации. Она охватывает вопросы, связанные конкретно с каким-либо подразделением или рабочим местом. Обычно эту программу проводят линейные руководители или наставники. Эта программа включает в себя следующие вопросы:
– функции подразделения: цели и приоритеты, структура и функции, взаимоотношения с другими подразделениями;
– обязанности и ответственность: детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов; разъяснение, почему эта конкретная работа важна, как она соотносится с другими видами работ в подразделении и на предприятии в целом; длительность рабочего дня и расписание; требования к качеству выполняемой работы;
– правила-предписания: правила, характерные только для данного вида работы или данного подразделения; правила техники безопасности; отношения с работниками других подразделений; питание, курение на рабочем месте; телефонные переговоры личного характера в рабочее время;
– осмотр подразделения: кнопка пожарной тревоги, входы и выходы; места для курения; места оказания первой помощи;
– представление сотрудникам подразделения.
Данную программу можно использовать как для первичной, так и для вторичной адаптации. Так как адаптация молодых работников, которые еще не имеют профессионального опыта, отличается тем, что она заключается не только в усвоении информации об организации, но и в обучении самой работе, поэтому в программу адаптации обязательно должно входить обучение. Особые потребности в адаптации испытывают сотрудники старшего возраста. Они также нуждаются в обучении, их потребности где-то схожи с потребностями молодых работников, и им зачастую труднее вписаться в коллектив. Свои особенности имеет адаптация женщин, возвратившихся на работу после отпуска по уходу за детьми, инвалидов, сотрудников, вернувшихся после прохождения учебных курсов. Все это нельзя оставлять без внимания и необходимо учитывать при составлении программ по адаптации.
Увольнение работника по причине его неспособности освоить новую работу или вписаться в коллектив сведут на нет результаты отбора и приведут к дополнительным материальным затратам и поиску другого сотрудника. Хорошая организация стремится максимально выгодно использовать потенциал своих работников, создавая условия для их эффективной работы. Работник оценивает организацию с точки зрения того, какую роль она играет в его жизни, что дает для его благополучия. Установление органичного взаимодействия человека и организации обеспечивает основу эффективного функционирования любого предприятия.4
Первым шагом в этом направлении является процесс адаптации, т. е. приспособление потребностей и ценностей сотрудника к требованиям, предъявляемым к нему организацией в соответствии с ее стратегическими целями.
В идеале, правильно осуществленный процесс адаптации должен привести:
– к уменьшению стартовых издержек за счет уменьшения сроков достижения новым сотрудником установленных стандартов выполнения работ;
– сокращению текучести кадров;
– экономии времени непосредственного руководителя и рядовых работников;
– возникновению у нового члена коллектива чувства удовлетворенности работой, снижению тревожности и неуверенности.
Адаптация – процесс со сложной структурой, включающей следующие взаимосвязанные аспекты:
1 Организационный.
Процесс введения в организацию направлен на усвоение работником норм и правил, в том числе и "неписанных", по которым живет организация. Целью этого процесса является принятие новым сотрудником ценностей, установок, принципов организации без ущерба для личностных ценностей.
Первым этапом введения в организацию является собеседование с менеджером по персоналу. Собеседование преследует две цели: оценку личностных качеств и уровня компетенции, необходимых для успешной работы в компании, а также сообщение новому сотруднику основных сведений об организации и о перспективах, которые он сможет иметь, работая здесь. Менеджер по персоналу рассказывает об истории компании, ее организационной структуре и месте в ней данного отделения, знакомит со служебной иерархией, отвечает на вопросы.
После собеседования с линейным менеджером и принятия им решения о приеме сотрудника на работу проводится повторное собеседование с менеджером по персоналу. Работника знакомят с правилами внутреннего распорядка и проводят ознакомительную экскурсию по офису. Во время экскурсии нового сотрудника представляют руководству (директору и управляющему) и знакомят с сотрудниками, с которыми ему предстоит активно взаимодействовать (юристом, координатором по клиентам, администраторами, секретарями, завхозом). При этом подробнейшим образом разъясняются должностные полномочия этих сотрудников. Обращают внимание работника на требования к внешнему виду, если это необходимо.
2 Социально-психологический.
Вхождение в коллектив, принятие установленных норм взаимоотношений - одно из непременных условий высоких результатов работы. Меры по социально-психологической адаптации направлены, прежде всего, на скорейшее преодоление сотрудником естественной при поступлении на новое место неуверенности.
На менеджера по персоналу ложится основная ответственность за процесс вхождения в коллектив нового работника. Представление нового работника коллективу, создание дружеской атмосферы, в которой тот чувствовал бы себя свободно, внимательное отношение к возникающим вопросам – все это является прямой обязанностью менеджера. Но, к сожалению, не всегда у менеджера находится для этого время, поэтому назначается наставник. Наставником назначается опытный сотрудник, имеющий хорошие показатели работы и проявляющий организаторские и управленческие способности. Из наставников в дальнейшем формируется кадровый резерв на позиции менеджеров. Максимальное количество стажеров у наставника – 3, поэтому времени для того, чтобы уделить внимание проблемам нового сотрудника, достаточно. Новые сотрудники активно привлекаются к участию в корпоративных мероприятиях. Для них регулярно проводятся специальные занятия.
3 Профессиональный.
Цель профессиональной адаптации - овладение новым сотрудником системой профессиональных знаний и навыков и эффективное их применение на практике. Достижение этой цели определяется полным соответствием профессиональной подготовки требованиям работы.5
Первым шагом является разъяснение новому сотруднику основного содержания его профессиональной деятельности на первых собеседованиях с менеджером по персоналу и линейным менеджером. Обязательным условием приема в компанию сотрудников без опыта работы является обучение. Эта мера необходима для успешной деятельности и требует большого объема знаний и определенных профессиональных навыков. Подготовка собственных квалифицированных кадров является основной задачей любой организации.
Приспособление индивидуума и коллектива к изменяющимся условиям среды или к своим внутренним изменениям приводит к повышению эффективности их функционирования. Социально-психологическая адаптация, взаимодействие личности и социальной среды приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. Адаптация предполагает активную позицию личности, осознание своего социального статуса и связанного с ним ролевого поведения как формы реализации индивидуальных возможностей личности в процессе решения общегрупповых задач. Адаптация молодых работников представляет собой социально-психологический процесс включения молодого специалиста или рабочего в трудовой коллектив. Основными моментами предприятия являются приобретение и закрепление интереса к работе, накопление трудового опыта, налаживание деловых и личных контактов с коллективом, включение в общественную деятельность, повышение заинтересованности не только в личных достижениях, но и в достижениях коллектива.6
Сокращению процесса адаптации способствует прикрепление наставника или руководителя испытательного срока. Различают следующие этапы и формы адаптации персонала:
– испытательный срок продолжительного от 3-х до 6-и месяцев, в течение которого осуществляется овладение необходимыми навыками и умениями и "доводка" работника до необходимых требований модели рабочего места;
– адаптация молодых специалистов на должностях мастеров и специалистов продолжительностью до трех лет, в течение которых он набирает необходимый производственный опыт и "включается" полноправным членом коллектива предприятия или организации;
– программа введения в должность руководящего работника продолжительностью до одного года, в течение которого он изучает внутренние нормативные документы подчиненных сотрудников и стратегию развития предприятия до получения необходимого мастерства управления;
– наставничество и консультирование как форма руководства процессом адаптации молодых рабочих и специалистов со стороны опытных руководителей с ярко выраженными педагогическими навыками;
– развитие человеческих ресурсов (человеческого капитала) как формы всестороннего развития личности сотрудника организации на протяжении всего периода работы до ухода на пенсию.
Показателем успешно проведенного процесса адаптации персонала, отбора кандидатов и введения их в должность является успешное выполнение работы. Можно выявить слабые места системы найма путем анализа того, насколько эффективным оказался отбор кандидатов согласно ряду простых критериев. Проводя периодически подобный анализ и обеспечивая обратную связь с сотрудниками, можно получить ясное представление об их возможностях, сильных и слабых сторонах. Критериями адаптации для управленческого персонала могут быть:
– выполнение должностной инструкции;
– качество выполненной работы;
– количество выполненной работы;
– соблюдение стандартов времени (норм времени и обслуживания);
– производимое на людей впечатление;
– способность влиться в коллектив;
– заинтересованность в работе;
– интерес к повышению квалификации и служебному росту;
– удовлетворительная оценка качества трудовой жизни.
Критерии адаптации для рабочих:
– выполнение норм выработки;
– выполнение сменно-суточных заданий;
– овладение рабочим местом (станком, оборудованием, операциями) в соответствии с техническими условиями;
– качество работы - процент бракованной продукции в пределах допустимых норм предприятия;
– соблюдение трудовой дисциплины.
Испытательный срок - это основной период адаптации нового сотрудника организации. Пункт об испытательном сроке включается в контракт при следующих условиях:
– этот период необходим в связи со специфическими особенностями работы;
– необходимость "приглядеться" к новому сотруднику и скрываемым качествам;
– это соответствует действующему законодательству о труде;
– установленный срок достаточен для овладения рабочими навыками;
– организован систематический контроль за выполнением работы и регулярная помощь (обратная связь с работником);
– в конце этого периода работник будет извещен о его соответствии или несоответствии занимаемому рабочему месту.
Установленный в организации испытательный срок (обычно 3 месяца) необходим для того, чтобы понять достаточно ли хорошо новый сотрудник выполняет работу. Однако оценка должна быть максимально объективной и основываться на наблюдениях и анализе в течение испытательного срока, а также на соответствующих критериях оценки. Результаты зависят и от деятельности работодателя.7