Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 13:16, дипломная работа
Цель данного проекта – совершенствование процесса трудовой адаптации для повышения эффективности деятельности предприятия. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
– определяется сущность трудовой адаптации работников;
– анализируется действующая система трудовой адаптации работников на железнодорожной станции Кавказская;
– разрабатываются мероприятия по совершенствованию процесса трудовой адаптации работников предприятия.
Введение …………………………………………………………………….11
1 Трудовая адаптация работников предприятия транспорта……….………13
1.1 Сущность трудовой адаптации работников …..……………………….13
1.2 Теоретические основы трудовой адаптации молодых работников…..28
2 Оценка трудовой адаптации работников на железнодорожной станции Кавказская………………………………………………………………....38
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика железнодорожной станции Кавказская……………………………………...………………..38
2.2 Действующая система трудовой адаптации на железнодорожной станции Кавказская… ………………………….…………………………46
3 Мероприятия по повышению эффективности процесса трудовой адаптации работников железнодорожной станции Кавказская…………….……………..61
3.1 Повышение эффективности работы отдела кадров по адаптации персонала……………………………………. ………………………….61
3.2 Организация совета молодых работников предприятия .…..…………73
4 Безопасность и экологичность решений проекта…………………………..80
4.1 Охрана труда……………………………………………………………..80
4.2 Охрана окружающей среды……………………………………………..90
Заключение .……………………………………………………………….95
Список использованных источников ………………………………………97
– выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом;
– выполнение разовых поручений по организации работы органа управления;
– подготовка замены кадров при их ротации;
– проведение в коллективе подразделения специальных ролевых игр по сплочению сотрудников и развитию групповой динамики.18
Работа с молодыми специалистами – процесс постоянный. Это и непосредственный подбор работников, и совершенствование их знаний и профессиональных навыков, и подготовка из состава молодых специалистов резерва руководящих кадров. Во многих производственных коллективах при взаимодействии администрации и профсоюзных комитетов созданы советы молодых специалистов. Координирует их деятельность единый совет молодых специалистов компании. Такие советы способствуют созданию наилучших условий для адаптации молодежи, усилению защиты интересов юношей и девушек, продвижению их по службе с учетом стратегии развития организации. В составе советов - молодые работники в возрасте до 30 лет, окончившие высшие и средние специальные учебные заведения. Советы проводят свою работу среди молодых ученых и специалистов, среди сотрудников, обучающихся без отрыва от производства.19
С целью совершенствования процес
– социально-психологические тренинги по взаимодействиям в коллективе, эффективным коммуникациям, основам управления;
– деловые игры по сплочению коллектива, освоению структуры и основных направлений деятельности компании;
– научно-практические конференции молодых специалистов по различным вопросам деятельности компании;
– курсовые занятия по изучению особенностей производственного процесса.
Реализация потенциала молодежи в большой мере зависит от целей политики предприятия и средств их достижения.
При этом на каждом предприятии складывается своя, уникальная политика по отношению к молодежи и формы работы с перспективными молодыми сотрудниками. Одни предприятия делают акцент на конкурс молодежных разработок, другие большее внимание уделяют карьерному росту молодых специалистов, третьи организуют внутрифирменное обучение молодых работников.20
В любом случае приоритеты корпоративной молодежной политики формируются, исходя из реальных насущных потребностей молодежи. И реализуются они на основе специализированных социальных программ, действие которых направлено на совершенствование профессиональной подготовки и карьерный рост молодых специалистов.
Исходя из реализуемой на железнодорожной станции Кавказкая системы трудовой адаптации работников, можно сделать вывод, что большую роль в процессе успешной трудовой адаптации могут сыграть сотрудники отдела кадров, занимающиеся разработкой проблем вхождения в коллектив новых сотрудников. Результатом их деятельности может являться целый комплекс мероприятий, позволяющий снизить как временные, так и психологические затраты на адаптацию новых сотрудников. Эти мероприятия призваны облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации.
Как правило, новый работник в организации сталкивается с большим количеством трудностей, основная масса которых порождается именно отсутствием информации о порядке работы, месте расположения, особенностях коллег. То есть специальная процедура введения нового сотрудника в организацию может способствовать снятию большего количества проблем, возникающих в начале работы. Кроме того, способы включения новых сотрудников в жизнь организации могут существенно активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников и усилить их включенность в корпоративную культуру организации.
2 Оценка трудовой адаптации работников на железнодорожной станции Кавказская
Железнодорожная станция Кавказская является структурной единицей Краснодарского отделения дороги- филиала ОАО «РЖД». В своей деятельности руководствуется законодательством РФ, приказами, распоряжениями, указаниями, инструкциями и другими нормативными актами, утверждёнными ОАО « РЖД», начальником Северо-Кавказской железной дороги, начальником Краснодарского отделения. Схема управления представлена на рисунке 2.1.
В состав железнодорожной станции Кавказская входят: разъезды, объединённые по территориальному признаку и завершённости технологического цикла организации местной работы, связанные единой технологией поездной и маневровой работы, образующие линейный район управления.
Основными задачами железнодорожной станции Кавказская являются:
– своевременное и полное удовлетворение потребностей предприятий, организаций, учреждений и населения в перевозках грузов и пассажиров, в том числе во взаимодействии с другими видами транспорта, при полной их безопасности, высоком уровне обслуживания, установленных сроков доставки и сохранности грузов;
– проведения эффективной экономической коммерческой политики, создания многопрофильной системы подсобно-вспомогательной деятельности и специализированных услуг, повышающих рентабельность работы и конкурентоспособность железнодорожного транспорта, способствующих улучшению социального положения железнодорожников.
Для решения возложенных задач железнодорожная станция Кавказская как вышестоящий орган управления по отношению к входящим в его состав предприятиям, организациям, учреждениям, обеспечивает:
– разработку перспективных прогнозов перевозок грузов и пассажиров на основе потребностей организаций и населения;
– разработку совместно с управлением СКЖД и утверждения годовых планов экономического и социального развития;
– организацию ремонта, модернизации и технического содержания грузовых вагонов и контейнеров по установленным планам и заданиям.21
Анализ показателей
Объемные показатели деятельности
железнодорожной станции
Таблица 2.1 – Динамика натуральных показателей деятельности железнодорожной станции Кавказская
Наименование измерителей |
Годы |
Тр 08/06, проценты | ||
2006 |
2007 |
2008 | ||
Отправление грузовых вагонов, тыс. ваг., в т.ч. |
1689,0 |
1807,2 |
1795,4 |
106,3 |
- без переработки |
1158,0 |
1255,7 |
1283,9 |
110,9 |
- с переработкой |
342,4 |
349,4 |
338,2 |
98,8 |
- местные |
188,6 |
202,1 |
173,3 |
91,9 |
Отправление грузов, тыс. тонн |
2882,2 |
3449,3 |
3074,0 |
106,7 |
Погрузка, тыс. ваг. |
46,2 |
54,4 |
48,6 |
105,2 |
Выгрузка, тыс. ваг. |
147,6 |
151,6 |
123,7 |
83,8 |
Выгрузка, тыс. тонн |
8891,8 |
9362,2 |
7557,2 |
85,0 |
Показатель по отправлению грузовых вагонов в течение анализируемого периода вырос на 6,3%. Это связано с увеличением доли отправляемых вагонов без переработки. Динамика отправления грузовых вагонов представлена на рисунке 2.2.
В течение 2008 года ежесуточно грузилось 133 ваг. Номенклатура перевозимых грузов насчитывает 32 вида грузов, на ведущее место в 2008 году вышли зерно, строительные и продовольственные грузы (подсолнечное масло и жмыхи). Увеличение объема произошло по станциям погрузки зерна на экспорт по прямому варианту в порты ст. Новороссийск и Туапсе.
Выгрузка в вагонах на протяжении анализируемого периода снизилась на 16,2%, это обусловлено снижением выгрузки нефти по ст. Гетмановская и выгрузки сахара-сырца по станциям Коноково, Кубанская и Гречишкино.
Рисунок 2.2 – Динамика отправления грузовых вагонов
К качественным показателям деятельности станции Кавказская относятся: простой вагонов с переработкой, простой без переработки, простой вагонов под одной грузовой операцией, оборот вагона, рабочий парк. Качественные показатели работы по железнодорожной станции Кавказская представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Качественные показатели работы по железнодорожной станции Кавказская
Наименование измерителей |
Годы |
Тр 08/06, проценты | ||
2006 |
2007 |
2008 | ||
Простой вагонов под одной гр.опер.,час. |
21,19 |
20,56 |
20,27 |
95,7 |
Простой вагонов с переработкой, час. |
19,16 |
15,83 |
15,78 |
82,4 |
Простой без переработки, час. |
3,76 |
3,25 |
2,88 |
76,6 |
Оборот местного вагона, сут. |
1,54 |
1,56 |
1,43 |
92,9 |
Рабочий парк, ваг. |
1717 |
1582 |
1556 |
90,6 |
За анализируемый период простой вагона под одной грузовой операцией сократился на 4,3%, простой вагона с переработкой сократился 17,6%, по причине своевременного вывоза сформированных составов. Простой вагонов без переработки сократился на 23,4% по причине снижения времени под выгрузкой по станции Гетмановская. Динамика простоя вагонов представлена на рисунке 2.3. По причине сокращения простоя вагона сократился оборот вагона на 7,1%, что привело и к сокращению потребного парка вагонов на 9,4%. Сокращение последнего показателя ведет к снижению расходов предприятия по амортизационным отчислениям.
Рисунок 2.3 – Динамика простоя вагонов, час
Трудовые показатели деятельности железнодорожной станции Кавказская представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Динамика трудовых показателей деятельности станции Кавказская
Наименование измерителей |
Годы |
Тр 08/06, проценты | ||
2006 |
2007 |
2008 | ||
Численность общая, чел. |
497 |
455 |
433 |
87,1 |
-в том числе эксплуатация |
390 |
414 |
399 |
102,3 |
-подсобно-вспомогательная |
107 |
41 |
34 |
31,8 |
Производительность труда, ваг. чел. |
4331 |
4365 |
4500 |
103,9 |
ФОТ общий, тыс. руб. |
60429,7 |
68373 |
84416,8 |
139,7 |
Среднемесячная 3/пл, общая, руб. |
10139 |
12523 |
16246 |
160,2 |
Динамика численности работников железнодорожной станции Кавказская представлена на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4 – Динамика численности работников, чел
Темп роста производительности
труда за анализируемый период вырос
на 3,9%, по причине снижения фактической
численности над
Рост среднемесячной заработной платы на протяжении анализируемого периода составил 60,2% (в том числе индексация, премия за безаварийную работу и рост производительности труда), несмотря на сокращение численности персонала произошел рост ФОТ общий на 39,7%.
Динамика производительности труда и среднемесячной заработной платы за 2006-2008 годы представлены на рисунке 2.5.
Рисунок 2.5 – Динамика производительности труда и среднемесячной заработной платы
Оценка деятельности
железнодорожной станции