Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 13:16, дипломная работа
Цель данного проекта – совершенствование процесса трудовой адаптации для повышения эффективности деятельности предприятия. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
– определяется сущность трудовой адаптации работников;
– анализируется действующая система трудовой адаптации работников на железнодорожной станции Кавказская;
– разрабатываются мероприятия по совершенствованию процесса трудовой адаптации работников предприятия.
Введение …………………………………………………………………….11
1 Трудовая адаптация работников предприятия транспорта……….………13
1.1 Сущность трудовой адаптации работников …..……………………….13
1.2 Теоретические основы трудовой адаптации молодых работников…..28
2 Оценка трудовой адаптации работников на железнодорожной станции Кавказская………………………………………………………………....38
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика железнодорожной станции Кавказская……………………………………...………………..38
2.2 Действующая система трудовой адаптации на железнодорожной станции Кавказская… ………………………….…………………………46
3 Мероприятия по повышению эффективности процесса трудовой адаптации работников железнодорожной станции Кавказская…………….……………..61
3.1 Повышение эффективности работы отдела кадров по адаптации персонала……………………………………. ………………………….61
3.2 Организация совета молодых работников предприятия .…..…………73
4 Безопасность и экологичность решений проекта…………………………..80
4.1 Охрана труда……………………………………………………………..80
4.2 Охрана окружающей среды……………………………………………..90
Заключение .……………………………………………………………….95
Список использованных источников ………………………………………97
Таблица 2.4 – Динамика эксплуатационных расходов
Наименование измерителей |
Годы |
Тр 08/06, проценты | ||
2006 |
2007 |
2008 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Эксплуатационные расходы, тыс. руб. |
75907,0 |
98834 |
120819 |
159,2 |
Продолжение таблицы 2.4 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
В том числе ФОТ |
51484,0 |
67305 |
83926 |
163,0 |
-соц. нужды |
13266,0 |
16576 |
20807 |
156,8 |
-материалы |
1398,0 |
2461 |
3017 |
215,8 |
-топливо |
263,0 |
261 |
542 |
206,1 |
-электроэнергия |
4667,0 |
5675 |
7229 |
154,9 |
-амортизация |
3526,0 |
3703 |
2317 |
65,7 |
-прочие матер. Затраты/в т.ч. кап. ремонт |
3,0 |
455 |
134 |
446,7 |
-прочие |
1300,0 |
2398 |
2847 |
219,0 |
Рисунок 2.6 – Динамика эксплуатационных расходов
В целом за анализируемый период по эксплуатационным расходам наблюдается увеличение (перерасход) на 59,2% или в денежном выражении на 21985 тыс. руб., который возник по причине увеличения фонда оплаты труда, по отчислениям на соц.нужды (соответственно из-за перерасхода ФОТ), по материалам за счет приобретения спец. одежды и материалов для улучшения состояния охраны труда, по топливу и электроэнергии перерасход возник в основном за счет повышения цен, по прочим из-за отнесения непроизводительных расходов от брака в маневровой работе с повреждением вагона.
Экономия сложилась из-за изменения расценок на амортизационные отчисления и сокращения рабочего парка вагонов, и по прочим материальным затратам в том числе капитальный ремонт.
Исследование, проведенное за период 2006-2008 годы, выявило тенденции снижения общей численности персонала предприятия. За 2006-2008 годы увеличился фонд оплаты труда на 39,7 %. Данное увеличение связано с индексацией заработной платы в соответствии с Коллективным договором. Но, несмотря на ежегодный рост ФОТ и среднемесячной заработной на 60,2 % платы наблюдаются тенденции увеличения текучести кадров. Т.о. уделяя больше внимания человеческим ресурсам на предприятии, а именно, процессу адаптации работников, можно повлиять на сокращение увольнений персонала, что приведет к стабилизации трудового коллектива и повышению производительности труда.
2.2 Действующая система трудовой адаптации на железнодорожной станции Кавказская
Целями работы с новыми специалистами в рамках железнодорожной станции Кавказская являются:
– обеспечение подразделений предприятия отлично подготовленными, высокопрофессиональными кадрами;
– быстрая и полная адаптация специалистов на производстве;
– сокращение текучести кадров;
– формирование кадрового управленческого резерва из числа специалистов с лидерским потенциалом.
Особая роль в кадровой политике отводится развитию кадров, основанному на долгосрочном и текущем планировании - на так называемых программах управления карьерой. Они включают в себя индивидуальное планирование карьеры каждого работника с учетом потребностей организации и качеств кандидата на выдвижение на основе оптимальной увязки различных стимулов и гарантий с перспективой продвижения по должности. Кроме того, особое внимание при подготовке кадров уделяется изучению современных форм и методов управления производством, выработке навыков делового общения и коммуникативных качеств.22
Моральное и материальное стимулирование, а также социальные гарантии должны стать самыми важными аспектами кадровой политики. Выплата надбавок призвана обеспечить высокий уровень заинтересованности в конечных результатах деятельности предприятия.
Система социального обеспечения и гарантий должна быть направлена на усиление связи работника с предприятием, улучшение микроклимата организации.
Сегодня на железнодорожной станции Кавказская работает порядка 20-25% молодых работников. Из их числа 20% занимают должности руководителей и специалистов, почти 20% инженерных и 17% технических должностей. Доля молодежи на должностях руководителей среднего звена и мастеров составляет соответственно 14% и 18%.
Молодежь предприятия – социальная группа, неоднородная
по профессионально-
Железнодорожная станция
Кавказская осуществляет
Тем не менее, тенденции естественного оттока молодого персонала сохраняются. Ежегодно около 14% вновь прибывших молодых специалистов увольняется в течение первого года (из них по собственному желанию – 24%, в ряды Российской армии – 75%). Общая статистика показывает, что более 20% от числа работников, ежегодно увольняющихся с предприятия по собственному желанию, – это молодые люди в возрасте до 30 лет.
Предприятие находится в стадии активных структурных преобразований, что предъявляет особые требования к персоналу:
– инициативность;
– высокий уровень профессионализма;
– повышенная адаптивность к новым и изменяющимся условиям труда;
– ответственность за результаты своей работы на предприятии;
– открытость новым технологическим решениям;
– мотивация к саморазвитию;
– генерация лидерства на различных уровнях.
Важным направлением является предоставление работникам большего доступа к информации о хозяйственной деятельности организации. Это касается информации, помогающей человеку лучше понять содержание и значимость работы предприятия, роль в ней каждого работника. Что поможет работнику более детально понять цели и направления его деятельности, и в итоге позволит сократить время адаптации работника.24
На предприятии используется комплекс мероприятий, позволяющий снизить как временные, так и психологические затраты на адаптацию новых сотрудников:
– каталог профессиограмм;
– карта личности.
Профессиограмма – это всестороннее описание профессий, дающее представление о том, что и как должно выполняться специалистом, при помощи каких ресурсов, в каких производственных условиях. В нее входят требования, которым должен отвечать исполнитель. В профессиограмме можно выделить пять разделов:
– профессия (общие сведения о профессии);
– процесс труда (характеристика процесса труда, сфера деятельности и вид труда, продукция, орудия труда, основные производственные операции и профессиональные обязанности);
– санитарно-гигиенические условия труда (шум, вибрация, освещение, температура, режим труда и отдыха, возможности производственных травм);
– профессиональные знания и навыки (перечень необходимых знаний, умений и навыков);
– требования к подготовке и повышению квалификации кадров (формы, методы и сроки профессионального обучения, перспектива профессионального роста).
Карта личности, которая характеризует человека в:
– социальном аспекте (сознательность, мотивы профессиональной деятельности, профессиональные интересы, широта кругозора, удовлетворенность профессиональной деятельностью);
– психологическом аспекте (черты характера, особенности внимания и памяти, быстрота и производительность умственных процессов, эмоциональные особенности, проявления воли);
– физиологическом аспекте (тип высшей нервной деятельности, особенности организации мозговых регуляторных систем).25
Для составления карты личности используются профессиональные тестовые разработки. При сопоставлении полученной карты личностных и профессиональных характеристик с существующими профессиограммами выявляется не только психологическая совместимость работника данной специальности, но и его профессиональная пригодность.
Дальнейший анализ полученных результатов позволяет разработать комплекс рекомендаций для наиболее гармоничного вхождения человека в коллектив, исходя из его психологических особенностей и максимального использования его ресурсов и возможностей.
Адаптация на железнодорожной станции Кавказская проходит по трем векторам - социальному, рабочему и профессиональному.
Цель социальной адаптации - нормальные взаимоотношения с коллегами по работе и начальниками. Новичок не должен испытывать внутреннего дискомфорта в общении с теми, кто дольше него работает на предприятии, не говоря уже о том, чтобы ориентироваться в рабочем пространстве (знать внутренние телефоны, знать, к кому, как и когда следует обращаться и т. д.). К числу социальных источников влияющих на процесс адаптации на железнодорожной станции Кавказская относятся следующие выплаты и услуги работникам:
– выдача беспроцентных ссуд (за анализируемый период было выдано 59 беспроцентных ссуд работникам предприятия, 71% из которых возвращены в полном объеме);
– страхование;
– медицинское обслуживание на производстве;
– организация отдыха и санаторного лечения (за исследуемый период работникам железнодорожной станции Кавказская было выдано 124 путевки).
Цель рабочей адаптации - проникнуть в суть новых рабочих обстоятельств. Даже знакомая по предыдущему опыту деятельность на новом месте устроена по-другому. Формы отчетности, политика и стандарты в общении с клиентами и коллегами - эти и подобные им существенные отличия от предыдущего опыта должны быть не просто знакомы сотруднику, но и расцениваться им как неотъемлемая часть его новой работы, а не дополнительная нагрузка.
Цель профессиональной адаптации - понимание своей профессии в свете новой работы. Некоторые профессиональные ресурсы могут оказаться здесь невостребованными, в то время как другие, напротив, потребуют дальнейшего развития и совершенствования. Кроме того, необходимо, чтобы новый сотрудник хорошо понимал свои профессиональные перспективы на новой работе: обучение, карьерный рост, новые масштабы задач, другой уровень сложности.26
Особое внимание
на железнодорожной станции
Адаптация и профессиональное развитие молодых специалистов на железнодорожной станции Кавказская включает следующие аспекты:
– В целях эффективного планирования и мониторинга профессионального развития молодого специалиста, обучавшегося на основе договора о целевой подготовке, более объективной оценки его личных достижений в период учебы студент ведет дневник профессиональной подготовки. В дневнике профессиональной подготовки студент самостоятельно отражает результаты прохождения практики, дополнительных и самостоятельных форм обучения (тренинги, курсы, специализированные семинары), участия в научной деятельности, практической работы, общественной активности в период учебы с приложением необходимых документов, резюме, отзывов, сертификатов. После окончания учебы дневник профессиональной подготовки и прилагаемые к нему документы представляются в отдел кадров.
– При приеме на работу всем категориям молодых специалистов выдается паспорт молодого специалиста. Паспорт ведется молодым специалистом, а в необходимых случаях заполняется или заверяется работниками отдела кадров. Целями ведения паспорта молодого специалиста являются составление и контроль за исполнением индивидуальных планов профессиональной адаптации и развития, мониторинг и оценка профессионального развития молодого специалиста и планирование путей его совершенствования, эффективное планирование и коррекция профессиональной карьеры.