Служебная дисциплина в уголовно-исполнительной системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в комплексном анализе правовых, организационных и иных проблем, возникающих в сфере трудовой деятельности в уголовно-исполнительной системе, и подготовке на этой базе рекомендаций по совершенствованию трудового законодательства, а также практики его применения.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
провести анализ правового регулирования дисциплины труда;
изучить цели, принципы, формы и условия организации труда в уголовно-исполнительной системе;
рассмотреть особенности правового регулирования дисциплинарной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы;
проанализировать дисциплинарную практику в ВЮИ ФСИН России;

Содержание работы

Глава 1. Общая характеристика дисциплины в соответствии с трудовым законодательством……………………………………………6
§ 1.1. Понятие и общая характеристика дисциплины труда………..6
§ 1.2. Правила внутреннего трудового распорядка………………..17
§ 1.3.Дисциплинарный проступок и дисциплинарное взыскание…………23
§ 1.4 Поощрения за добросовестный труд……………………………33
Глава 2. Служебная дисциплина в уголовно-исполнительной системе……..41
§ 2.1. Понятие и характеристика служебной дисциплины...………41
§ 2.2. Поощрения и взыскания, применяемые к сотрудникам УИС………………………………………………………………………...47
§ 2.3. Порядок проведения служебных проверок в УИС…………..56
Заключение……………………………………………………………………..72
Библиографический список……………………………

Файлы: 1 файл

Дисциплинарная ответственность сотрудников УИС.docx

— 110.60 Кб (Скачать файл)

Таким образом, анализируя нормативные правовые акты, мы вынуждены согласиться с Добробаба М.Б. , который в своем исследовании делает вывод о том, что четкое понятие дисциплинарного проступка в служебном законодательстве отсутствует. При этом значительное количество нормативных актов, регламентирующих дисциплинарную ответственность различных видов государственных служащих, фактически дает различные определения данного понятия19.

Представляется  необходимым законодательно унифицировать понятие «дисциплинарный проступок государственного служащего», что, несомненно, окажет положительное влияние на развитие правового института дисциплинарной ответственности в служебном праве.

Являясь субъектом служебных правоотношений, государственный служащий обязан не только добросовестно исполнять  возложенные на него должностные  обязанности, но и исполнять ряд  других обязанностей в рамках служебного правоотношения. Поэтому дисциплинарный проступок следует определить как  виновное, противоправное деяние государственного служащего, которое заключается  в неисполнении или ненадлежащем исполнении им служебных обязанностей, за совершение которого к государственному служащему может быть применено  дисциплинарное взыскание. Данное определение  должно быть воспринято и унифицировано служебным законодательством.

Незаконное  или необоснованное привлечение  к дисциплинарной ответственности, отмена приказов о наказании подрывает  авторитет руководителя и отрицательно сказывается на служебной дисциплине, а в основе этого – поверхностное  знание норм права об ответственности, в том числе и дисциплинарной.

Ответственность – это правовое принуждение, предусматривающее  наступление неблагоприятных последствий, связанных с применением санкций  в отношении виновного.

За противоправные действия или бездействия при  исполнении служебных обязанностей, их ненадлежащее исполнение, сотрудник  несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. Ни какое действие не может быть отнесено к нарушению, если оно соответствовало  требованиям законодательства.

Российским  законодательством предусмотрены  следующие виды ответственности  за совершенное правонарушение: уголовная, гражданско-правовая, административная,  дисциплинарная и материальная.

За нарушение  законодательства о выборах и  референдумах, в области обеспечения  санитарно - эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне  места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего  производство по делу об административном правонарушении, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или  специальных положений о дисциплине, в том числе и сотрудники УИС, несут ответственность на общих  основаниях.

За правонарушения, не влекущие уголовную ответственность, сотрудники органов уголовно-исполнительной системы, в соответствии со ст. 2.5. Административного  кодекса Российской Федерации несут  ответственность за административные правонарушения в соответствии с  нормативными правовыми актами, регламентирующими  порядок прохождения службы в  органах УИС (то есть дисциплинарную ответственность).

Дисциплинарная  ответственность наступает за правонарушения связанные с нарушениями служебной дисциплины, на основании и в порядке установленных действующим положением о службе.

Основанием  дисциплинарной ответственности и  применения мер, предусмотренных ст.38 Положения о службе могут быть только нарушения правовых норм регламентирующих общие, специальные обязанности  и запреты при их осуществлении.

К дисциплинарной ответственности в соответствии с Положением привлекаются только сотрудники. Лица, не имеющие специальных званий и для которых установлен испытательный  срок, к дисциплинарной ответственности  привлекаются в соответствии с законодательством  Российской Федерации о труде.

К ответственности  привлекается как было рассмотрено  в первом вопросе только виновный. Вина заключается в том, что лицо предвидит или должно было предвидеть вредные последствия своего деяния и желает их наступления или относится  безразлично к их наступлению. Если установлено, что сотрудник знал свои обязанности, то следует, что нарушая  их, он осознавал противоправность своих действий или бездействий, а значит поступал виновно.

Непосредственным  объектом при нарушении служебной  дисциплины являются:

- порядок,  правила и запреты, установленные  для сотрудников при осуществлении  служебных полномочий определенных  родом службы и по конкретно  занимаемой должности;

- неисполнение  обязывающих норм по защите  общественных интересов;

- порядок,  обеспечивающий сохранность служебных  удостоверений или жетонов с  личными номерами и др.

Нарушение служебной дисциплины может быть совершено как в форме действия, так и в форме бездействия. Нарушение служебной дисциплины может повлечь за собой наложение  дисциплинарного взыскания.

Таким образом, исходя из анализа вышеизложенного  следует сделать вывод о том, что нормативной базе отсутствует  легальное понятие дисциплинарного  проступка сотрудника уголовно-исполнительной системы, считаем возможным закрепить  в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 данное понятие и изложить его следующим образом:

Дисциплинарный  проступок сотрудника органов внутренних дел (уголовно-исполнительной системы) – это виновное, противоправное деяние (уголовно-исполнительной системы), которое заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении им служебных обязанностей, за совершение которого к сотруднику органов внутренних дел (уголовно-исполнительной системы) может быть применено дисциплинарное взыскание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2.2. Взыскания и поощрения, применяемые к сотрудникам УИС

 

В соответствии со ст. 38 Положения о службе на сотрудников  могут быть наложены следующие дисциплинарные взыскания:

а) замечание;

б) выговор;

в) строгий  выговор;

г) предупреждение о неполном служебном соответствии;

д) понижение  в должности;

е) снижение в специальном звании на одну ступень;

ж) лишение  нагрудного знака;

з) увольнение из органов УИС.

Замечание, выговор могут быть объявлены  как письменно, так и устно.

При этом следует иметь ввиду, что налагаемое дисциплинарное взыскание должно соответствовать  тяжести совершенного проступка  и степени вины.

При определении  вида и меры взыскания принимаются  во внимание:

характер  проступка;

обстоятельства, при которых он был допущен;

прежнее поведение виновного;

его отношение  к службе;

время нахождения виновного лица на службе и знание правил ее несения;

другие  обстоятельства, установленные в  процессе проверки.

Увольнение - является крайней мерой дисциплинарного  взыскания, применяемой за грубое нарушение  или систематические нарушения  служебной дисциплины, а также  за совершение проступков, несовместимых  с требованиями, предъявляемыми к  личным, нравственным качествам сотрудника.

Увольнение  за систематическое нарушение дисциплины возможно за дисциплинарный проступок, совершенный сотрудником, уже имеющим  дисциплинарное взыскание, но не за недостойное  поведение в свободное от службы время.

(В п.5. ст. 81 Трудового кодекса РФ закреплено  положение о том, что трудовой  договор может быть расторгнут  работодателем в случае неоднократного  неисполнения работником без  уважительных причин трудовых  обязанностей, если он имеет дисциплинарное  взыскание. Кроме того, работник  может быть уволен по инициативе  работодателя в случае однократного  грубого нарушения работником  трудовых обязанностей.

К грубому  нарушению трудовых обязанностей трудовое законодательство относит:

- прогул (отсутствие на рабочем месте  без уважительных причин более  четырех часов подряд в течение  рабочего дня;

- появление  на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического  опьянения;

- разглашение  охраняемой законом тайны (государственной,  коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику  в связи с исполнением им  трудовых обязанностей;

- совершения  по месту работы хищения (в  том числе мелкого) чужого имущества,  растраты, умышленного его уничтожения  или повреждения, установленных  вступившим в законную силу  приговором суда или постановлением  органа, уполномоченного на применение  административных взысканий;

- нарушения  работником требований по охране  труда, если это нарушение повлекло  за собой тяжкие последствия  (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо  создавало реальную угрозу наступления  таких последствий. 

Наиболее  распространенные виды нарушений служебной  дисциплины:

Появление на службе в нетрезвом состоянии, употребление спиртных напитков будет  основанием дисциплинарной ответственности, если эти действия совершены в  рабочее время, в месте выполнения служебных обязанностей.

Состояние алкогольного опьянения доказывается медицинским заключением, а в  случае отказа сотрудника от освидетельствования  показаниями не менее двух свидетелей. В них должно содержаться описание внешнего вида, поведения, изменения  речи, жестикуляции, походки, наличие  запаха спиртного.

Получение каких-либо объяснений от сотрудника до его вытрезвления не допускается.

Отсутствие  на службе без уважительной причины  более четырех часов подряд в  течение рабочего дня является дисциплинарным проступком. Противоправность указывается  ссылкой на приказ, в котором устанавливается  внутренний распорядок дня.

Отсутствие  на службе более четырех часов  подряд в течение рабочего дня  без уважительной причины, невыход  на службу являются законченными правонарушениями, независимо от того, наступили вредные  последствия или нет.

При определенных обстоятельствах, объявлении сигнала  «Сбор», для действий при чрезвычайных обстоятельствах невыход на службу и неприбытие может рассматриваться  как грубое нарушение служебной  дисциплины.

Невыплата денежного довольствия за невыход  на службу не является мерой правовой ответственности так как сотрудник  не получает денежное довольствие из-за отсутствия оснований для его  выплаты.

Усматривая  ненадлежащее исполнение служебных  обязанностей, следует указывать  какие действия сотрудник должен был совершить в той или  иной служебной ситуации в силу нормативных  правовых актов со ссылкой на пункт, статью, номер приказа и дату его  издания, а так же наличие объективных возможностей для совершения таких действий. Если неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине сотрудника, возложенных на него обязанностей продолжалось, несмотря на наложенное взыскание, правомерно применить новое взыскание.

При рассмотрении нарушения дисциплины связанного с  неисполнением приказа, распоряжения начальника должно быть точно установлено  содержание приказа или распоряжения его соответствие полномочиям начальника, доведение содержания до сотрудника, а также какие именно предписанные действия сотрудник не выполнил без  уважительной причины. При этом противоправность такого нарушения дисциплины обосновывается со ссылкой на ст.34 Положения о  службе.

При рассмотрении аморальных проступков, проступков не совместимых с требованиями к  личным, нравственным качествам сотрудника, следует отметить, что сам проступок  может не противоречить правовым запретам и обязанностям, то есть не содержать признаков противоправности. Неисполнение моральных обязанностей, то есть прямо не предусмотренных  правовыми предписаниями не влечет дисциплинарной ответственности, то есть за аморальные внеслужебные проступки  дисциплинарное взыскание, предусмотренные ст.38 Положения не налагаются.

Порядок применения дисциплинарного взыскания  регламентирует ст.39 Положения о  службе:

При нарушении  служебной дисциплины подчиненным, начальник обязан предупредить его  о недопустимости таких действий, а при необходимости, в зависимости  от тяжести совершенного проступка  и степени вины:

- принять  меры к проведению служебной  проверки;

- наложить  на виновного дисциплинарное  взыскание;

- передать  материалы о проступке на рассмотрение  суда чести.

Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации не требует  проведение служебной проверки во всех случаях, но требует истребования письменного  объяснения от сотрудника, привлекаемого  к ответственности.

Если  обстоятельства проступка его причины  очевидны, факт нарушения виновным не оспаривается и имеется необходимость  привлечь виновное лицо к ответственности, - есть все основания издать приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности.

Информация о работе Служебная дисциплина в уголовно-исполнительной системе