Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 13:47, курсовая работа
Целью курсовой работы - разработка направлений по совершенствованию системы управления персоналом в МУП «Водоканал» г.Екатеринбурга.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы системы управления муниципальным предприятием;
- охарактеризовать деятельность муниципального предприятия;
- изучить основные аспекты работы с кадрами муниципального предприятия
- предложить методы совершенствования системы управления персоналом муниципального предприятия «Водоканал».
Введение.
Глава 1. Основы деятельности муниципальных унитарных предприятий.
1.1 Законодательные основы функционирования муниципальных предприятий 6
1.2 Муниципальные унитарные предприятия в системе муниципального хозяйствования 16
1.3 Система управления персоналом муниципальных унитарных предприятий. 20
Глава 2. Исследование систему управления персоналом муниципального унитарного предприятия на примере МУП «Водоканал» г. Подольск. 32
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия. 32
2.2 Исследование системы управления персоналом организации. 38
2.2.1 Характеристика персонала. 38
2.2.2 Подбор и отбор персонала. 40
2.2.3. Адаптация персонала. 44
2.2.4 Управление кадровым резервом. 45
2.2.5 Система аттестации. 47
2.2.6 Характеристика системы мотивации. 50
2.2.7 Процесс повышения квалификации. 53
2.3 Выявление проблем в системе управления персоналом. 57
Глава 3. Совершенствование системы управления персоналом предприятия МУП «Водоканал"
3.1 Разработка программы адаптации сотрудников. 3.2 Разработка системы управления трудовой карьерой. 73
3.3 Разработка правил корпоративного поведения. 79
Заключение. 88
Список использованных источников. 93
Приложение. 95
Основные принципы
Непосредственная организационная работа должна быть возложена на службу персонала.
Деятельность по осуществлению подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников МУП «Водоканал» должна базироваться на следующих основных принципах:
· всеобщности (в сферу обучения включаются практически все сотрудники );
· системности (этот принцип предполагает при необходимости восполнение общебазовых пробелов в имеющемся уровне и подготовки сотрудника, а затем дальнейшее развитие и углубление как общей, так и, главным образом, специализированной профессиональной подготовки);
· адресности (понимаемой как стремление к максимально возможному соответствию предлагаемых форм, методов и содержания обучения профессиональным потребностям каждого специалиста с учетом производственной необходимости).
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации включают в себя:
· обучение в высших учебных заведениях с отрывом и без отрыва от производства;
· обучение на кратко- и среднесрочных (общих и специальных) курсах в высших учебных заведениях, в других отечественных и зарубежных учебных центрах;
· участие в работе семинаров, выставок и т.п.;
· деловые игры, тренинги и т.п.;
· внутрифирменное повышение квалификации посредством практического обучения и стажировки в подразделениях «Водоканал» с привлечением преподавателей-наставников — лучших специалистов предприятия и т.п.
Основная цель Программы и этапы её достижения
Программа профессиональной подготовки ставит своей конечной целью осуществление ежегодной специальной подготовки (в различных формах) практически каждого сотрудника.
Для достижения этого Программа предусматривает три этапа:
1-Й этап (подготовительный):
разработка всех необходимых
учебно-методических и
2-й этап: постепенное введение
в действие системы
3-й этап: организация обязательной
ежегодной подготовки всех со
Формы и виды обучения
Система профессиональной подготовки включает в себя различные формы обучения и состоит из последовательных этапов, соответствующих этапам становления сотрудника как высококвалифицированного специалиста.
Система профессиональной подготовки содержит[57]:
а) первичную подготовку при поступлении на работу;
б) повышение квалификации, развитие имеющихся профессиональных
навыков;
в) переподготовку сотрудников при планировании новых технологий и
услуг ;
г) получение базового высшего, второго высшего и среднего профессиионального образования (в различных высших и средних специальных учебных заведениях).
Обучение является:
а) плановым (очередным) на основе анализа анкетных данных специалиста и баз данных, а также с учетом заявок руководителей подразделений кадровая служба к 01 июля и 01 января каждого календарного года составляет план-график обучения сотрудников МУП «Водоканал» на следующее полугодие, который утверждается генеральным директором;
б) внеплановым (внеочередным) проводится при необходимости срочной подготовки (переподготовки) специалистов для внедрения новых
услуг, а также при
возникшей ситуативной
ке ограниченного числа сотрудников и регламентируется специальными решениями руководства;
в) по личной инициативе при наличии мотивированного заключения
руководителя подразделения может быть осуществлено как в плановом,
так и во внеплановом порядке.
Категории обучающихся сотрудников
Категории обучающихся сотрудников можно подразделить следующим образом:
По структурно-иерархическому принципу:
· высшее руководство ;
· среднее руководящее звено (руководители подразделений); главные специалисты, ведущие специалисты, специалисты; технический (обслуживающий) персонал.
По типу подразделений:
· основные;
· организационно-управленческие; материально-технического обе-спечения.
По имеющемуся уровню
· базовое профильное;
· базовое непрофильное;
· специализированные курсы подготовки;
· другие формы подготовки и повышения квалификации.
Инициатива выдвижения работника на обучение
Инициатива выдвижения сотрудника Компании на обучение принадлежит:
· руководству МУП «Водоканал» (при открытии новых направлений деятельности и введении новых услуг и необходимой для этого специальной подготовки соответствующего контингента сотрудников);
· руководителю подразделения (при необходимости повышения уровня профессиональной подготовки сотрудника в условиях расширения и/или усложнения его производственных функций);
· службе персонала (на основании анализа анкетных данных и имеющихся баз данных. При этом выдается рекомендация руководителю подразделения о необходимости/желательности проведения переподготовки того или иного сотрудника в конкретной форме);
· самому сотруднику.
Для обучения сотрудников МУП «Водоканал» могут привлекаться:
а) высокопрофессиональные преподаватели учебных заведений и центров;
б) ведущие специалисты (руководители подразделений)
Результаты проведенного обучения (качество преподавания, а также степень глубины усвоения материала слушателями и полученная конкретная практическая отдача) будут контролироваться и учитываться кадровой службой МУП «Водоканал».
В целях упорядочения и координации деятельности по подготовке и переподготовке персонала, а также при ее ликвидации, дублировании, параллелизме, неоправданных финансовых, транспортных и временных затратах вся работа возлагается только на кадровую службу.
Вся соответствующая информация по обучению сотрудников предприятия сконцентрируется в единой базе данных службы персонала, которая рассмотрит присланные заявки на обучение и в централизованном порядке сформирует группы слушателей (или индивидуально) и организует их подготовку с максимально возможной практической отдачей и насыщенностью.
На основе создаваемой базы данных «Подготовка кадров» службой персонала составляется «Паспорт подготовки специалиста», включающий в себя следующие данные[58]:
· фамилия, имя, отчество;
· возраст;
· уровень, характер и время полученной базовой подготовки (высшее учебное заведение, специальное образование и др.);
· специальность по образованию;
· работа и обучение до поступления в МУП «Водоканал»;
· должность и характер работы в МУП «Водоканал»;
· характер, формы и сроки профессиональной подготовки за время работы в МУП «Водоканал»;
· нахождение в резерве на выдвижение;
· личные пожелания в области профессионального роста;
· рекомендации по подготовке от непосредственного руководителя специалиста.
Анализ этих сведений позволит определить конкретные (адресные) тематические направления и формы дальнейшей подготовки каждого специалиста предприятия, сформулировать конкретные программы их обучения, согласованные с руководителями соответствующих структурных подразделений.
Финансирование Программы профессиональной подготовки будет осуществляться из средств предприятия, отведенных на эти цели.
3.3 Разработка правил
Кодекс фирмы, кодекс корпоративного поведения и другие, аналогичные им документы нацелены на достижение согласованности действий и взаимопонимания между сотрудниками фирмы, а также на формирование норм жизнедеятельности коллектива. Разработка подобных документов — обычная практика компаний, которые пытаются целенаправленно воздействовать на формирование корпоративной культуры. Особое значение имеет вербализация основных принципов поведения в компании, стремление закрепить их как нормы и эффективно транслировать как ориентиры поведения для новых сотрудников. Направление трансформации корпоративной культуры зависит от миссии и стратегии компании, но в основе любой корпоративной культуры лежит система общих для всех сотрудников организации ценностей, убеждений и норм, которые формируются в результате сложного процесса их взаимодействия. Многие элементы корпоративной культуры не формализованы и требуют усилий для их выявления и понимания. Здесь налицо существенное взаимодействие формализованных и неформализованных (неписаных) правил поведения.
Предлагаемые Принципы корпоративного поведения для МУП «Водоканал» могут выглядеть следующим образом:
Уважаемый сотрудник!
Вы являетесь частью большого,
сплоченного коллектива, объединенного
общими целями, имеющего собственные традиции
и внутреннюю культуру. Наша организация
– это коллектив единомышленников-
Каждый сотрудник МУП «Водоканал» понимает, что именно он создает реальность, в которой живет и действует. В коллективе нашего преуспевающего МУП «Водоканал» работают те, кто выделяет главное, умеет расставить приоритеты в своей работе и качественно их использовать, а также имеет здоровое честолюбие, обладает нетривиальным мышлением, является настоящим профессионалом своего дела. Наша организация уважает индивидуальность и ценность каждого сотрудника, поощряет инициативность, направляя и одновременно обеспечивая свободную творческую деятельность. Честное отношение к делу, максимальное использование своих сил и способностей приносят сотруднику нашей организации не только моральное удовлетворение, но и материальную выгоду, а также является залогом процветания МУП «Водоканал».
Эффективная работа в МУП «Водоканал» является для каждого из нас самой надежной гарантией благополучного будущего.
Мы – команда единомышленников и профессионалов.
Мы преданы организации.
Мы несем ответственность за свою работу перед партнерами, акционерами, коллегами.
Мы – люди дела, мы ставим четкие цели и всегда достигаем их.
Порядочность, надежность, профессионализм – основа доверия партнеров по бизнесу.
Мы доброжелательны, честны и открыты в отношениях друг с другом, помогаем и проявляем заботу друг о друге.
Основа нашей культуры – постоянное стремление к совершенствованию.
Назначением «Принципов» является установление совокупности норм, принципов, правил и внутренних нормативных документов, регламентирующих корпоративную культуру в открытом акционерном обществе «Аэрофлот» и обеспечивающих формирование и поддержание высокого корпоративного духа.
«Принципы» подготовлены в соответствии с миссией и целями стратегического развития МУП «Водоканал», его непосредственными задачами являются:
- определение основных
принципов корпоративной
- обоснование и регламентация
важнейших составляющих
Корпоративная культура должна стать неотъемлемым атрибутом поведения всех работников МУП «Водоканал» — от ее высшего руководства до работников линейного уровня.
Основными принципами корпоративной культуры МУП «Водоканал» являются:
- высокий корпоративный
дух работников МУП «Водоканал»
- соблюдение работниками МУП «Водоканал» этических норм корпоративного поведения;
- соблюдение норм деловой этики в МУП «Водоканал»;
- формирование и поддержание
позитивного имиджа МУП «
- формирование и развитие
корпоративного стиля МУП «
Основные мероприятия, которые планируется для этого проводить:
- доведение миссии и
стратегических целей МУП «
- популяризация миссии и стратегических целей, разъяснение их на всех уровнях;
- доведение до понимания каждого работника его места в структуре МУП «Водоканал» и его роли в достижении стратегических целей;
- повышение престижа профессии;
- постоянная работа с пенсионерами и ветеранами отрасли, развитие системы социальной защиты персонала ;
- разработка и внедрение
простых слоганов и визуальных
образов причастности
- разработка и культивирование
разумных корпоративных
- совершенствование института
корпоративных наград и
- сохранение и развитие
экономического соревнования
- соблюдение корпоративных праздников;
- культивирование
- ношение форменной одежды;
- популяризация спорта
среди работников МУП «
- и другие.
Требования к работникам Компании в части этических норм содержатся в Кодексе корпоративного поведения.
Все сотрудники подлежат ознакомлению с ним при приеме на работу в Компанию.
Основные принципы, заложенные в Кодексе корпоративного поведения:
- доброжелательность и
открытость работников
- честность и порядочность;
- взаимоуважение и корректность;
- уважение к индивидуальности и правам сотрудников Компании;
- недопущение сексуальных домогательств и контактов.
Этические нормы деловой активности являются основой формирования политики корпоративного поведения.
Информация о работе Система управления персоналом муниципального предприятия