Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Налоговая нагрузка является важным измерителем качества налоговой системы. Опыт развитых стран указывает на то, что предельный уровень налоговых изъятий не должен превышать 30%. Чрезмерность налогового давления негативным образом сказывается на финансовом состоянии предприятий, а следовательно возможности их инвестирования в свое развитие и расширение.
Официальное значение налоговой нагрузки на российскую экономику составляет не более 40%, однако существует ряд факторов, свидетельствующих, что значение данного показателя гораздо выше. Существует огромное количества методик расчета налогового давления, но ни одна из них не является универсальной, что затрудняет расчет реального уровня налоговых изъятий на налогоплательщика.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 632.00 Кб (Скачать файл)

- абсолютной ликвидности,

- уточненный коэффициент  ликвидности,

- общий коэффициент  ликвидности. 

Нормативные значения соответственно 0,2, 1. 0 и 2,0 – 3,0. Все три показателя рассчитываются аналогично коэффициентам платежеспособности в методиках В. Ф. Палия и А. Д. Шеремета [5].

 Необходимо отметить, что данные показатели ликвидности (платежеспособности) не учитывают фактор времени. А это необходимо, так как различные виды оборотных средств и различные виды кредитов имеют разный период оборачиваемости.

Для устранения этого  недостатка можно рассчитывать платежеспособность предприятия по следующей формуле:

где Кп – коэффициент  платежеспособности,

ОБС – конкретный вид  оборотных средств,

ПРС – просроченные ссуды  и проценты по ним,

КСК – конкретный вид  краткосрочных ссуд (кредитов),

Д – денежные средства,

К1 – коэффициент оборачиваемости  конкретного вида оборотных средств,

К2 – коэффициент оборачиваемости конкретного вида краткосрочных кредитов.

Аналогичный переход  к оценке платежеспособности использовался  в аналитической практике еще  в 20-е годы и назывался методом  нормативных скидок. Посредством  данного метода осуществлялось перераспределение активов и пассивов в соответствии со среднестатистическими оценками ликвидности активов и сроками погашения обязательств .

В настоящее время  в определенных, очень редких случаях, предприятия имеют большую долгосрочную задолженность. В этих условиях коэффициент покрытия всей задолженности принимает вид [6]:

 

 

 

                            Кп  = (ОПС х К1-ПРС) х ПРС х КЗ    

                                      ((КСК х К2-Д) х ДСК х К4)                          (1.1.)

 

где:

ОПС – основные средства;

ДСК – долгосрочные займы (кредиты);

КЗ – коэффициент  оборачиваемости конкретного вида основных средств;

К4 – коэффициент оборачиваемости  конкретного вида долгосрочных средств (кредитов).

По мере финансовой стабилизации, подъема экономики предприятия  все в большей степени будут использовать различные виды долгосрочных заемных средств и фактическое значение предлагаемой формулы возрастет.

Предприятие имеет оборотный  капитал до тех пор, пока текущие  активы превышают краткосрочные обязательства. Однако, следует отметить, что в современных условиях высоких темпов инфляции рост величины оборотного капитала нельзя однозначно оценить как повышение ликвидности предприятия. Целесообразно рассчитывать относительный показатель, например, удельный вес оборотного капитала в общей сумме активов. Это нивелирует влияние инфляции на рассматриваемый показатель ликвидности. На этапе предварительной оценки финансового состояния рассчитывается коэффициент маневренности, показывающий какая часть собственных источников средств вложена в наиболее маневренные (оборотный капитал) активы. Данный показатель, наряду с коэффициентом ликвидности, является критерием финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта. Его оптимальное значение равно 0,5. 

На втором этапе рассчитываются следующие финансовые коэффициенты [7]:

1. Коэффициент независимости.  Он показывает долю средств,  вложенных собственниками предприятия, в общей стоимости имущества. Нормальное значение этого показателя – 0,5. Этот показатель важен как для инвесторов, так и для кредиторов предприятия.

2. Коэффициент финансовой  устойчивости (стабильности). Показывает  удельный вес источников финансирования, которые предприятие может использовать длительное время (источники собственных средств и долгосрочные заемные средства), в общей сумме имущества.

3. Коэффициент финансирования, который показывает, какая часть  деятельности предприятия финансируется  за счет собственных средств  и какая – за счет заемных. Ситуации, при которой величина данного коэффициента меньше 1, свидетельствует об опасности неплатежеспособности и затрудняет возможность получения кредита.

Финансовое положение  предприятия находится в непосредственной зависимости от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги. Поэтому четвертым этапом анализа в рассматриваемой методике является расчет коэффициентов оборачиваемости: текущих активов, дебиторской задолженности, товарно-материальных запасов по каждому виду (производственные запасы, топливо, готовая продукция и т. д.). Вместе с этим, определяются такие показатели как продолжительность одного оборота текущих активов, средний срок погашения дебиторской задолженности, срок хранения товарно-материальных запасов, а также удельный вес дебиторской задолженности в общей сумме текущих активов и доля сомнительной дебиторской задолженности в суммарной дебиторской задолженности предприятия.

1.2. Налоговая нагрузка как фактор влияния на финансовое

состояние предприятия

 

Финансовое состояние  предприятия во многом определяется уровнем налогового давления (бремени). Налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом и на отдельный хозяйственный субъект в частности, определяемый как доля их доходов, уплачиваемая государству в форме налогов и платежей налогового характера. 

Еще в 8 век А.Смит в  свое труде «Исследование о природе  и причине богатства народов» указывал на важную экономическую зависимость  между уровнем налоговой нагрузки и поступлением средств в бюджет государства «При снижении налогового бремен государство выиграет больше, нежели от наложения непосильных податей; на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого  в казну поступит налог. При этом плательщики с большей легкостью сделают эти платежи, что освободит государство от дополнительных расходов на сбор налогов, связанных с наказаниями вымогательствами [8] .

Достаточно актуальным является учение американского экономиста А. Лаффера, который установил, что увеличение  налоговой ставки только до определенного размера приводит к  росту деловой активности и соответственно  налоговых поступлений.  За  пределами оптимального ее значения происходит снижение финансовых возможностей  хозяйствующих субъектов, разорение части собственников, увеличение хозяйствующих субъектов, склонных  к уходу в «теневой» бизнес и, как следствие, сокращение налоговых платежей. 

На протяжении 200 лет  учеными  делались попытки определения  обоснованного уровня налогообложения и  установления количественной его оценки. Первые упоминания о количественной оценке показателя налогового бремени и его давлении на экономику  рассматриваются в трудах английского экономиста 18 века Ф. Юсти,  который указывал  на то, что бюджет страны не  должен расходовать более 1/6 части национального дохода [9].

Основоположником кейнсианской теории налогообложения является английский экономист Дж. М. Кейнс обосновавший необходимость вмешательства государства в процессы регулирования экономики, основанной на рыночных отношениях. Серьезная роль по Дж. М.Кейнсу в регулировании этих процессов отводится налогам. По его мнению, прогрессивная  налоговая система должна стимулировать производителя для принятия рисковых решений в области инвестиций и способствовать росту налоговых платежей.

Проблема оптимальной  налоговой нагрузки на хозяйствующий субъект играет  особую роль при построении и совершенствовании налоговой системы любого государства,  как с развитой экономикой, так и находящегося в переходном периоде. Иными словами,  оптимальная налоговая нагрузка - это та, которая  в достаточной степени обеспечивает государство финансами и в то же время стимулирует развитие экономики.

Многие исследователи  замечают,  что величина налогового бремени никогда не исчерпывается  только суммой уплаченного налога, также необходимо учитывать факторы, косвенно связанные с процессом налогообложения,  к которым следует отнести: уровень налоговой дисциплины, законопослушности и правопорядка в обществе; издержки администрирования и технику взимания налогов; особенности первоначального накопления капитала и формирования финансовых ресурсов соответствующего хозяйствующего субъекта с учетом  размеров, формы собственности и организационно-правовой формы. К дополнительным материальным потерям налогоплательщика нужно отнести  время и те затраты, какие требуются для изучения налогового законодательства, а также для обжалования неправильных решений финансовых органов. Иногда при этом  хозяйствующему субъекту приходится обращаться за консультацией к специалистам или даже содержать для этих целей постоянных консультантов по налоговым вопросам. Словом, материальные затраты налогоплательщика никогда не исчерпываются только суммой самого налога, также необходимо учитывать затраты косвенно связанные с процессом налогообложения. На рис. 1.1 представлена схема, составляющих общую налоговую нагрузку  на предприятие.

Рис. 1.1 – Схема совокупной величины налоговой нагрузки предприятия

 

Исчисление налогового бремени осуществляется на: микроуровне и мкроуровне:

Макроуровень подразумевает исчисление тяжести налогообложения всей страны в целом или другими словами налоговой нагрузки на экономику.

Микроуровень включает определение налоговой нагрузки на конкретные предприятия.

Налоговое бремя на экономику, как правило представляет собой  отношение всех поступивших налогов  к валовому внутреннему продукту. Экономический смысл этого показателя состоит в оценке доли ВВП, перераспределяемого  с помощью налогов.

При этом необходимо также  иметь в виду. Что показатель налогового изъятия, определяемый в целом по налоговой системе  страдает весьма серьезным недостатком, заключающимся в том, что он определяет уровень налогового гнета среднестатистического налогоплательщика, не учитывая индивидуальных особенностей конкретного хозяйствующего субъекта. Но между  тем это показатель необходим, так как налоги устанавливает государство и оно должно учитывать этот средний показатель.

 Между тем для  каждого конкретного налогоплательщика,  как юридического, так и физического лица не важно какова степень налоговой нагрузки на макроуровне. Налоги он платит из собственных доходов, и поэтому для него существуют конкретные показатели, характеризующие уровень налогового бремени [11].

Для расчета налогового бремени на предприятие не существует какого-то одного универсального показателя. Вместе с тем, комплексная оценка налогового бремени хозяйствующего субъекта дает полную картину как влияет уровень налогового бремени на его экономическую активность.  Также, как и на макроуровне методика определения налогового бремени на конкретное предприятие состоит в установлении соотношения между суммой уплачиваемых налогоплательщиком налогов и полученного им дохода. Различие же применяемых в мировой практике показателей состоит прежде всего в разных оценках  определения дохода хозяйствующего субъекта. Кроме этого, показатели данного налогового бремени отличаются по количеству включаемых в расчеты налогов. Это касается в основном тех налогов, которые хозяйствующий субъект уплачивает, являясь агентом государства, в частности, подоходного налога с населения. В основном применяемые на практике методики определения уровня налогового бремени предприятий отличаются друг от друга лишь, тем, какие налоги учитываются при расчетах и что принимается в качестве дохода.

Согласно одной из методик налоговое бремя хозяйствующих субъектов оценивается как процентное отношение всех уплачиваемых налогов  к выручке от реализации.  С помощью этого показателя устанавливается доля налогов в выручке от реализации. Вместе с тем, выручка от реализации продукции не является полноценным источником уплаты налога. Поэтому данный показатель не оценивает влияния налогов на финансовое состояние предприятия, что является достаточно существенным недостатком. Для анализа динамики налогового бремени должен быть выбран такой показатель, который отражал бы действительный, и при том, единый, источник уплаты всех налогов, вносимых предприятием в бюджеты всех уровней. 

Показатель выручки  от реализации продукции, работ, услуг, таким универсальным источником служить не может, так как из него предприятие должно возместить в первую очередь, стоимость израсходованных на производство продукции, работ и услуг сырья, материалов, топлива, а также амортизацию как часть  использованных при производстве основных фондов.

 Кроме того,  при  использовании показателя выучки от реализации сопоставление налоговой нагрузки по различным предприятиям не дает достаточно точного результата. Это связано с тем, что предприятия разных отраслей имеют неодинаковую структуру затрат на производство и, соответственно, экономическую базу для определения налогового бремени. Поэтому следующие показатели налогового бремени основаны на сопоставлении уплачиваемых хозяйствующими субъектами налогов и источников их уплаты.

Суть одной из существующих методик исходит из положения, что каждая группа налогов, в зависимости от источника, за счет которого они уплачиваются,  имеет свой критерий оценки тяжести налогового бремени. Общий знаменатель, к которому в соответствии с данной методикой приводится уровень тяжести налогового бремени хозяйствующего субъекта, представляет собой прибыль предприятия, в данном случае используются формулы определения уровня налогового бремени хозяйствующего субъекта [12] :

 

 

Б(р) =  Нп + Нс + Нс + Нр

                                                           Пр                                             (1.2)             

 

 

 

Б(р) =  Нп + Нс + Нс + Нр

                                                           Пч                                              (1.3)

 

  где:

Бр – уровень налогового бремени;

Нп – налоги, уплачиваемы  из прибыли;

Нс – налоги, относимые  на издержки;

Нф – налоги, относимы на финансовые результаты деятельности;

Нр – налоги, уплачиваемы  из выучки;

Пр – расчетная  прибыль, определяемая как разница  между выручкой от реализации, включающей косвенные налоги, и суммой затрат на производство и реализацию;

Пч – чистая прибыль, остающаяся после уплаты налогов.

Эти показатели отражают, то какая часть расчетной прибыли  изымается у хозяйствующих субъектов в форме налогов, и каково  соотношение суммарной величины уплаченных налогов и прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика после уплаты этих налогов.

НДС и акцизы принимаются  к рассмотрению как налоги, влияющие на величину прибыли предприятия. Также  соотносятся налоги, уплачиваемые за счет издержек производства и относимые на финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта. Таким, образом, общий знаменатель, к которому приводятся все налоги – прибыль предприятия.

Информация о работе Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджета