Контрольная работа по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

Экологическое право - это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений людей. Данное определение экологического права базируется в основном на статье 1 Закона РСФСР от 19 октября 1991 г. «Об охране окружающей природной среды», в которой определены задачи природоохранительного законодательства, состоящие в регулировании отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Файлы: 1 файл

Экологическое право как отрасль права.doc

— 524.50 Кб (Скачать файл)

- установления  гигиенических и иных нормативов  содержания веществ, отдельных  компонентов продукции в среде обитания;

- разработки  защитных мер, в том числе  условий утилизации и уничтожения  веществ и отдельных видов  продукции, по предотвращению  их вредного воздействия на  человека и среду обитания.

Проведение  государственной регистрации возложено  на Министерство здравоохранения и социального развития РФ, а также уполномоченные им учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ.

Ряд специальных  требований и мер природоохранного назначения предусмотрен Федеральным  законом "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами".

Мерами по охране окружающей среды при обращении  с этими веществами служат:

- регистрационные  испытания пестицидов и агрохимикатов;

- экспертиза  результатов регистрационных испытаний  пестицидов и агрохимикатов;

- государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов;

- лицензирование  деятельности в области безопасного  обращения с пестицидами и  агрохимикатами;

- стандартизация  и сертификация пестицидов и  агрохимикатов;

- государственный  надзор и контроль за безопасным  обращением с пестицидами и агрохимикатами.

Необходимость регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов - новое и важнейшее  правовое требование в рассматриваемой  сфере.

Зарегистрированный  пестицид или агрохимикат вносится в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации.

72. Финансирование  мероприятий в области обеспечения  охраны окружающей среды и  природопользования

Общие требования к планированию природоохранных  мероприятий предусмотрены Федеральным законом "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации". Положения по финансированию природоохранной деятельности определяются бюджетным законодательством, об экологических налогах - Налоговым кодексом РФ.

К элементам  экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды относятся:

- планирование  природопользования и охраны  окружающей среды;

- финансирование  охраны окружающей среды;

- платежи за  природопользование;

- экологическое страхование;

- меры экономического  стимулирования.

Очевидна теснейшая  связь планирования рационального  природопользования и охраны окружающей среды с решением проблем финансирования в данной сфере. Адекватное финансирование - важнейшее условие решения экологических задач. Охрана природы - финансово емкое направление деятельности. Так, стоимость очистных сооружений на предприятиях составляет иногда до 40% стоимости самого предприятия. Финансирование мероприятий по охране окружающей среды по остаточному принципу в России - одна из причин того, что природа в нашей стране находится в критическом состоянии. В то время как в СССР доля затрат на охрану окружающей среды в ВВП составляла всегда менее 1%, в 80-е годы эти затраты экономически развитых зарубежных государств были: в США -1,47%, в ФРГ -1,5%, Японии -1,25%.

В государственном  бюджете финансовые средства на охрану окружающей среды выделяются по двум направлениям - финансируются целевые  государственные программы в  данной сфере и деятельность специально уполномоченных государственных (МПР России, Ростехнадзора, Росгидромета и др.).

В условиях дефицита государственного бюджета и сложной  экономической ситуации в России важным источником финансирования природоохранной  деятельности являются внебюджетные государственные экологические фонды. Их формирование - новое для российского экологического права направление в регулировании финансирования природоохранных мероприятий.

Федеральным законом  от 27 декабря 2000 г. "О федеральном  бюджете на 2001 год" были упразднены с 1 января 2001 года Федеральный экологический фонд РФ, а также предусмотренные Законом РФ "О недрах" федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;

На уровне субъектов  Российской Федерации и муниципалитетов  могут формироваться свои экологические фонды. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <80> порядок образования и деятельности внебюджетных фондов субъекта РФ определяется законодательством субъектов РФ. Созданные в субъектах РФ экологические фонды и порядок их функционирования могут существенно отличаться друг от друга.

73. Правовые  меры обеспечения радиационной  безопасности

Федеральный закон  от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения". Этот Закон  устанавливает принципы обеспечения  радиационной безопасности, мероприятия, проводимые в этих целях, государственное  нормирование для обеспечения безопасности, лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения, производственный и общественный контроль за обеспечением радиационной безопасности и другие меры.

Основными принципами обеспечения радиационной безопасности Закон признает:

- принцип нормирования - непревышение допустимых пределов  индивидуальных доз облучения  граждан от всех источников  ионизирующего излучения;

- принцип обоснования  - запрещение всех видов деятельности  по использованию источников  ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением;

- принцип оптимизации  - поддержание на возможно низком  и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.

Радиационная  безопасность обеспечивается рядом  мероприятий:

- проведением  комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера;

- осуществлением  органами государственной власти  Российской Федерации, органами  государственной власти субъектов  Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности;

- информированием  населения о радиационной обстановке  и мерах по обеспечению радиационной безопасности;

- обучением  населения в области обеспечения  радиационной безопасности.

74. Платежи  за природопользование

Платность является одним из основных принципов природопользования. Плата за пользование природными ресурсами является источником пополнения государственного и местного бюджетов, а также экологических фондов. Стимулирование природопользователей к рациональному использованию тех ресурсов, за которые они платят.

Два вида платежей - за пользование природными ресурсами и за негативное воздействие на окружающую среду.

Отношения по плате  за отдельные природные ресурсы  регулируются преимущественно соответствующими природоресурсными законодательными актами. Так, общие требования платности  использования земли установлены  Земельным кодексом РФ. .

Платежи при  пользовании недрами регулируются в разделе Закона РФ "О недрах". При пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:

- разовые платежи  за пользование недрами при  наступлении определенных событий,  оговоренных в лицензии;

- регулярные  платежи за пользование недрами;

- плата за  геологическую информацию о недрах;

- сбор за  участие в конкурсе (аукционе);

- сбор за  выдачу лицензий (ст. 39).

Общие требования о плате за водопользование устанавливаются  Водным кодексом РФ (ст. 20).

Платежи за пользование  лесным фондом в виде арендной платы  или платы по договору купли-продажи  лесных насаждений регулируются Лесным кодексом РФ.

Некоторые общие  требования относительно платы за негативное воздействие на окружающую среду  определяются в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" (ст. 16). К видам негативного воздействия на окружающую среду, за которые взимается плата, относятся:

- выбросы в  атмосферный воздух загрязняющих  веществ и иных веществ;

- сбросы загрязняющих  веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

- загрязнение  недр, почв;

- размещение  отходов производства и потребления;

- загрязнение  окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

- иные виды  негативного воздействия на окружающую  среду.

75. Понятие  радиоактивных веществ и источников  ионизирующего воздействия

- радиоактивные  вещества - не относящиеся к ядерным  материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение;

Источниками ионизирующего  излучения являются не относящиеся  к ядерным установкам и не содержащие радиоактивные вещества радиационные источники, в которых ионизирующее излучение генерируется за счет изменения  скорости заряженных частиц, аннигиляции или ядерных реакций.

76. Экологическое  страхование

Экологическое страхование представляет собой  отношения по защите имущественных  интересов физических и юридических  лиц, Российской Федерации, субъектов  РФ и муниципальных образований  при наступлении предусмотренных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий, а также за счет иных средств страховщиков. Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов на случай экологических рисков. Страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование.

Природные риски  разделяются на две группы: риски, возникающие в процессе хозяйственной  деятельности при нарушении регламентов технической деятельности, и риски, связанные с накопленным экологическим ущербом (риски негативного воздействия законсервированных объектов с потенциально опасными свойствами, риски продолжающейся деградации природных экосистем, вызванной антропогенной деятельностью).

В Российской Федерации  может осуществляться обязательное и добровольное экологическое страхование.

В настоящее  время обязательное экологическое  страхование осуществляется в соответствии с Законом о промышленной безопасности, согласно п. 1 ст. 15 которого организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте

Добровольное экологическое страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления.

77. Правовой  режим территорий, загрязненных  радионуклидами в результате  радиационных аварий

Указанные территории подразделяются на следующие зоны:

зона отчуждения;

зона отселения;

зона проживания с правом на отселение;

зона проживания с льготным социально-экономическим  статусом.

Гражданин, проживающий  на загрязненной радионуклидами территории за пределами зоны отчуждения и зоны отселения, из которых население подлежит обязательному отселению, имеет право на основании предоставляемой ему объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья самостоятельно принимать решение о дальнейшем проживании на данной территории или переселении на другое место жительства.

Земли, которые  подверглись радиоактивному и химическому  загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей  установленным законодательством требованиям, подлежат ограничению в использовании и исключению из категории земель сельскохозяйственного назначения, могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции. Порядок использования таких земель, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, проведения на этих землях мелиоративных и иных работ определяется Правительством РФ с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия.

78. Понятие  и содержание конституционных  прав граждан в области охраны  окружающей среды

Конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду - это предмет правового регулирования правовых актов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области охраны окружающей среды.

Конституция закрепляет право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

 

79. Виды и правовой режим экологически неблагополучных территорий

Под правовым режимом  экологически неблагополучной территории понимается совокупность правил об объявлении, обеспечении функционирования таких  территорий и снятии их особого статуса.

Речь может  идти о двух разновидностях зон экологического неблагополучия: о зонах экологического бедствия и зонах чрезвычайных ситуаций.

Зоны экологического бедствия - это такие участки территории России, где в результате хозяйственной  или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

Информация о работе Контрольная работа по "Экологическому праву"