Государственная должность: понятие и основные черты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 12:36, реферат

Описание работы

С организационной точки зрения должность представляет собой определенную структурную единицу, находящуюся в системе государственной службы. В этом смысле должность является независимой от самого государственного служащего, т. е. от конкретного лица, ее занимающего. Должность также определяет круг задач, которые передаются одному государственному служащему или группе служащих, занимающих однотипные должности в государственных органах.
Необходимо разграничивать такие понятия, как «учреждение государственной должности» и «замещение государственной должности». Учреждение государственной должности — это порядок установления государственной должности уполномоченным субъектом (государственным органом, должностным лицом) в структуре самого государственного органа.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 117.29 Кб (Скачать файл)

7)  перечень должностей  в Главном управлении специальных  программ Президента РФ;

8)  перечень должностей  в федеральных службах, руководство  деятельностью которых осуществляет  Президент РФ, федеральных службах  и федеральных агентствах, руководство  которыми осуществляет Правительство  РФ;

9)  перечень должностей  в федеральных службах и федеральных  агентствах, подведомственных федеральным  министерствам;

10)  перечень должностей  в представительствах Российской  Федерации, представительствах федеральных  органов исполнительной власти  за рубежом;

11)  перечень должностей  в территориальных органах федеральных  органов исполнительной власти;

12)  перечень должностей  в центральном аппарате Министерства  иностранных дел РФ, дипломатических  представительствах и консульских  учреждениях РФ, территориальных  органах — представительствах  Министерства иностранных дел  РФ

260

Раздел II. Субъекты административного  права

на территории РФ, государственном  органе при Министерстве иностранных  дел РФ, представительствах государственного органа при Министерстве иностранных  дел РФ за рубежом;

13)  перечень должностей  в аппарате Конституционного  Суда РФ;

14)  перечень должностей  в аппаратах федеральных судов  общей юрисдикции;

15)  перечень должностей  в Судебном департаменте при  Верховном Суде РФ;

16)   перечень должностей   в  аппаратах арбитражных   судов РФ;

17)  перечень должностей  в прокуратуре РФ;

18)  перечень должностей  в аппарате Счетной палаты  РФ;

19)  перечень должностей  в аппарате Центральной избирательной  комиссии РФ;

20)  перечень должностей  в рабочем аппарате Уполномоченного  по правам человека в РФ;

21)  перечень должностей  в Федеральной службе по техническому  и экспортному контролю;

22)  перечень должностей  в государственных органах Правительства  РФ, государственных органах при  Правительстве РФ.

В целях технического обеспечения  деятельности государственных органов  в их штатное расписание могут  включаться должности, не относящиеся  к государственным должностям. Пункт 6 Федерального закона «О системе государственной  службы Российской Федерации» определяет, что в федеральном государственном  органе и государственном органе субъекта РФ могут предусматриваться  должности, которые не являются должностями  государственной службы. Законодательство РФ о труде регламентирует трудовую деятельность работников, замещающих эти должности. Такие должности  учреждаются практически в каждом государственном органе как федеральной, так и региональной государственной  власти.

 

§ 3. Государственная служба: понятие, признаки, значение и правовые источники

Государственная служба —  это публичная служба, т. е. служба в органах публичной власти. Известный  русский юрист Н. М. Коркунов считал государственной службой в широком  смысле слова всякую деятельность на пользу государству. Он писал: «Деятельность, составляющая содержание государствен-

Глава 10. Государственная  служба и государственные служащие       261

ной службы, есть всегда юридическая  обязанность, хотя бы и добровольно  принятая, но всегда обязанность»1. Более  конкретно Н. М. Коркунов определял  государственную службу как «особое  публично-правовое отношение служащего  к государству, основанное на подчинении и имеющее своим содержанием  обязательную деятельность, совершаемую  от лица государства и направленную к осуществлению определенной задачи государственной деятельности»2.

С точки зрения современного законодателя, государственная служба РФ — это профессиональная служебная  деятельность, состоящая в обеспечении  исполнения государственными служащими  федеральных государственных органов  и государственных органов субъектов  РФ полномочий Российской Федерации  и ее субъектов, государственных  органов и лиц, замещающих государствнные должности как Российской Федерации, так и ее субъектов.

Таким образом, государственная  служба осуществляется только в таких  организациях, которые называются государственными органами или службами, формированиями и учреждениями, реализующими функции  государственных органов. По действующему законодательству государственной  службой считается исполнение государственным  служащим своих полномочий и должностных  обязанностей при условии, что он занимает должность только в государственных  органах и иных организациях с  государственно-властными полномочиями (исключая учреждения, предприятия, объединения  и т. д.).

Государственный орган представляет собой учрежденное в системе  государственной администрации  структурное организационно-правовое образование, имеющее специальные  цели и задачи, а также наделенное в нормативном порядке функциями, задачами и специальной компетенцией. Каждый государственный орган имеет  свои структурные особенности. В  отличие от других организаций государственные  органы наделены государственно-властными  полномочиями как внешнего, так и  внутреннего характера; они могут  принимать нормативные правовые акты, а также осуществлять правоприменительную, правоохранительную, административно-юрисдикционную деятельность.

1  Коркунов Н. М. Российское  государственное право. Т. 1: Введение  и общая часть. 2-е изд. СПб., 1893. С. 280.

2  Там же.

262

Раздел II. Субъекты административного  права

Федеральный закон «О системе  государственной службы Российской Федерации» определяет государственную  службу как профессиональную служебную  деятельность граждан РФ по обеспечению  исполнения полномочий:

1)  Российской Федерации и ее субъектов;

2)  федеральных органов  государственной власти, иных федеральных  государственных органов (федеральных  государственных органов) и органов  государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ (государственных органов субъектов РФ);

3)  лиц, замещающих так  называемые политические государственные  должности, т. е. лиц, замещающих  государственные должности Российской  Федерации, и лиц, замещающих  государственные должности субъектов  РФ. Указанные государственные должности устанавливаются, во-первых, Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения   полномочий   федеральных   государственных   органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и др.), а во-вторых, конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Таким образом, определение  понятия государственной службы в ранее действовавшем Федеральном  законе «Об основах государственной  службы Российской Федерации» как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий только государственных  органов утратило силу. Современный законодатель считает государственной службой профессиональную служебную деятельность граждан РФ, которая направлена на обеспечение исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов (федеральных органов государственной власти и иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ и иных государственных органов субъектов РФ), а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и ее субъектов.

Важнейшим вопросом является реализация компетенции Российской Федерации и компетенции ее субъектов  в сфере установления и правового  регулирования государственно-служебных  отношений. Статья 71 Конституции РФ однозначно ус-

Глава 10. Государственная  служба и государственные служащие       263

танавливает, что федеральная государственная служба относится к ведению Российской Федерации. Относительную сложность представляет толкование ст. 72 Конституции РФ, где указывается, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся административное и трудовое законодательство, которые главным образом и регулируют государственно-служебные отношения. Согласно п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов принимаются федеральные законы, а на их основе — законы субъектов Федерации. Пункт 2 ст. 77 Конституции РФ определяет, что в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Таким образом, вопросы государственной службы субъектов РФ регулируются в настоящее время федеральным законодательством о государственной службе, а также законами и иными нормативными актами, принимаемыми соответствующими субъектами РФ.

Государственная служба в  Российской Федерации регулируется федеральными законами, конституциями  и уставами субъектов РФ, специальными законами субъектов РФ, определяющими  государственную службу и правовое положение государственных служащих субъектов РФ. Например, каждая область  принимает собственный закон  о государственной службе. Правовыми  источниками государственной службы являются также правовые нормы различных  отраслей права, содержащиеся в законодательных  и иных нормативных правовых актах.

Нормативными правовыми  актами, регулирующими государственно-служебные  отношения государственной службы как в широком смысле, так и в узком ее понимании (как процесса осуществления служащими компетенции государственных органов), являются следующие.

1.  Конституция Российской  Федерации.

2.  Конституции республик,  являющихся субъектами РФ, в которых  наряду с принципами государственной  службы устанавливаются и некоторые  другие важные положения государственно-служебного  характера.

3.  Уставы субъектов  РФ, содержащие нормы о государственной  службе субъектов Федерации.

264

Раздел II. Субъекты административного  права

4.  Специальные федеральные  конституционные законы и федеральные  законы, а также иные законодательные  акты, регламентирующие государственно-служебные  отношения в сфере государственной  службы или в какой-то степени относящиеся к институту государственной службы. Среди них можно выделить, к примеру, следующие федеральные законы: «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «О материальной ответственности военнослужащих», «О прокуратуре Российской Федерации».

5.  Указы и распоряжения  Президента РФ, например Положение  о порядке прохождения военной  службы, утвержденные Указом Президента  РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237; Общие принципы служебного поведения государственных служащих, утвержденные Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885; Положение о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утвержденное Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 113; Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от  1  февраля 2005 г. № 112.

6.  Нормативные правовые  акты Правительства РФ по вопросам  государственной службы, например Правила индексации пенсий федеральных государственных служащих, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31 мая 2005 г. № 346; Анкета гражданина Российской Федерации, изъявившего желание участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 26 мая 2005 г. № 667-р; Перечень категорий государственных и муниципальных служащих, подлежащих государственной защите, утвержденный постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 900.

7.  Нормативные правовые акты, издаваемые федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерствами, службами, агентствами), например Служебный распорядок центрального аппарата Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденный приказом Минэкономразвития РФ от 22 ноября 2005 г. № 306; Служебный распорядок Федеральной службы государственной статистики, утвержденный приказом Федеральной службы го-

Глава 10. Государственная  служба и государственные служащие       265

сударственной статистики от 21 сентября 2005 г. № 149; Служебный распорядок Федеральной службы по финансовым рынкам, утвержденный приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 26 апреля 2005 г. № 05-60/пз; Инструкция об организации работы по применению поощрений и дисциплинарных взысканий в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденная приказом Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ от 9 июня 2004 г. № 174; Инструкция о порядке организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также офицеров, проходящих военную службу по призыву, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 2 сентября 2005 г. № 717.

Информация о работе Государственная должность: понятие и основные черты