Государственная должность: понятие и основные черты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 12:36, реферат

Описание работы

С организационной точки зрения должность представляет собой определенную структурную единицу, находящуюся в системе государственной службы. В этом смысле должность является независимой от самого государственного служащего, т. е. от конкретного лица, ее занимающего. Должность также определяет круг задач, которые передаются одному государственному служащему или группе служащих, занимающих однотипные должности в государственных органах.
Необходимо разграничивать такие понятия, как «учреждение государственной должности» и «замещение государственной должности». Учреждение государственной должности — это порядок установления государственной должности уполномоченным субъектом (государственным органом, должностным лицом) в структуре самого государственного органа.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 117.29 Кб (Скачать файл)

Анализируя принципы государственной  службы, необходимо осветить следующие  вопросы: 1) понятие принципов государственной  службы; 2) их законодательное закрепление; 3) виды и содержание. Современный  законодатель не дает определения принципов  государственной службы, хотя и перечисляет  их в различных законодательных  и иных нормативных актах. Таким  образом, в настоящее время можно  говорить именно о правовых принципах  государственной службы.

Правовое установление принципов  государственной службы обусловливает  функционирование государственных  органов, деятельность государственных  служащих (персонала), устойчивость государственно-правового  регулирования государственно-служебных  отношений, а также обоснование  тенденций развития законодательства о государственной службе. Изучение принципов государственной службы дает ответ на вопросы, что является главным в институте государственной  службы, что постоянно сопутствует  системе государственно-служебных  отношений, без чего не могут существовать различные подынститу-ты комплексного правового института государственной службы. Основное значение принципов государственной службы заключается в том, что они определяют «юридическую судьбу», жизнеспособность, практическую организацию и реальное функционирование государственной службы.

1 См., например: Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации».

278

Раздел II. Субъекты административного  права

Принципы государственной  службы — это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные  закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций  государственных органов, полномочий государственных служащих, действующие  в системе государственной власти и, в частности, в системе государственной  службы.

Принципы современной  государственной службы закрепляются в нескольких федеральных законах, главные из которых — «О системе  государственной службы Российской Федерации» и «О государственной  гражданской службе Российской Федерации».

Значение принципов государственной  службы заключается в следующем.

1.  Принципы государственной  службы должны объективно отражать  сущность государственной службы, ее наиболее важные черты; они  раскрывают общий характер управленческой, исполнительно-распорядительной и  другой административной деятельности  государственных служащих, закрепляют  их в нормах, входящих в правовой  институт государственной службы.

2.  Принципы государственной  службы устанавливают важнейшие  закономерности в системе организации  и функционирования государственной  службы, т. е. они отражают объективные  связи, возникающие в системе  государственно-служебных отношений.  Принципы обусловливают значимость, законность и социальную ценность  отношений, имеющих место в  системе государственной службы. Отсутствие правовых принципов  государственной службы влечет  за собой появление в ней  элементов произвольности, бюрократизма  в худшем смысле этого слова,  неорганизованности, беззакония, несправедливости  и безнравственности.

3.  Принципы являют  собой активное, динамичное начало, ибо они обусловливают определяемую  законодателем модель государственной  службы. Формулировка и установление  законодателями принципов государственной  службы зависят от избранной  (функционирующей в стране) модели  государственной службы, от адекватности  понимания внутренних закономерностей  общественных отношений и правового  регулирования.

При классификации принципов  государственной службы, как и  при изучении принципов государственного управления, целесообразно выделять конституционные и организационные  принципы. Конституционные принципы обусловлены положе-

Глава 10. Государственная  служба и государственные служащие       279

ниями Конституции РФ, которые конкретизируются в соответствующих законодательных актах. Организационные принципы отражают механизм построения и функционирования государственной службы, государственного аппарата и его звеньев, разделения управленческого труда, обеспечения эффективной административной деятельности в государственных органах.

Федеральный закон «О системе  государственной службы Российской Федерации» устанавливает основные принципы построения и функционирования системы государственной службы, т. е. определяются, с одной стороны, принципы построения системы государственной службы, а с другой — принципы ее функционирования. Таким образом, речь идет не о принципах самой государственной службы, а, очевидно, о принципах организации и деятельности государственной службы.

Еще одной особенностью правового  установления принципов государственной  службы является наличие основных и  иных (других) принципов государственной  службы. Статья 3 Федерального закона о  системе государственной службы регламентирует лишь основные принципы, указывая при этом, что федеральные  законы о видах государственной  службы могут предусматривать также  другие принципы построения и функционирования государственной службы, которые  будут учитывать их особенности. Реализация принципов построения и  функционирования системы государственной  службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Так, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает в ст. 4 следующие «принципы гражданской службы»: 1) приоритет прав и свобод человека и гражданина; 2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ; 3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения; 4) профессионализм и компетентность гражданских служащих; 5) стабильность гражданской службы; 6) доступность информации о гражданской службе; 7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами; 8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность. Как видно, перечисленные принципы гражданской службы не во всем совпадают с перечнем основных принципов построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации.

280

Раздел II. Субъекты административного  права

I

Рассмотрим конституционные  принципы государственной службы.

1. Принцип верховенства  Конституции РФ и федеральных  законов над иными нормативными  правовыми актами, должностными  инструкциями при исполнении  государственными служащими должностных  обязанностей и обеспечении их  прав. В Федеральном законе «О  системе государственной службы  Российской Федерации» этот принцип  называется принципом законности. Государственный служащий обязан  выполнять все свои действия  только в пределах компетенции  государственного органа, в котором  он занимает государственную  должность, и в соответствии  с законодательством РФ; он вправе  осуществлять полномочия в пределах  предоставленных ему прав согласно  должностным обязанностям. Государственный  служащий должен выполнять установленные  для него законодательством обязанности,  правильно использовать предоставленные  ему права, соблюдать определенные законами ограничения и запреты по государственной службе. Он имеет право принимать только конкретные правовые акты управления, обеспечивая при этом в обязательном порядке соответствие управленческих решений требованиям законности, целесообразности и эффективности. Правовые акты управления должны соответствовать всем требованиям, предъявляемым к такого рода нормативным правовым документам.

Верховенство федеральных  законов предполагает строгое и  неуклонное их соблюдение, исполнение и применение. Из этого вытекает требование точного соответствия Конституции  РФ и федеральным законам всех нормативных правовых актов, принимаемых  федеральными органами исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых  субъектами РФ по предметам совместного  ведения Федерации и ее субъектов.

В структуру принципа законности входят принцип верности1 государственных служащих государству при осуществлении

1 Принцип верности заключается в том числе и в принимаемой служащим присяге. Например, следователь прокуратуры, впервые назначаемый на эту должность, принимает Присягу следователя, т. е. он клянется, что будет свято соблюдать Конституцию РФ и законы, активно защищать интересы личности, общества и государства, внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан (ст. 404 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Глава 10. Государственная  служба и государственные служащие       281

служебных обязанностей и  принцип доверия служащим со стороны как государства, так и граждан. Граждане должны относиться с пониманием к мерам и решениям, принимаемым государством и его служащими.

Вместе с тем деятельность современной государственной администрации  должна основываться на так называемых принципах добросовестной администрации, действующей в целях обеспечения  благосостояния населения и повышения  доверия к ней граждан. Принципы добросовестной администрации нормативно не устанавливаются, однако они представляют собой высокие требования, предъявляемые  к современным государственным  и муниципальным служащим.

2.  Принцип приоритета  прав и свобод человека и  гражданина, их непосредственного  действия; обязательность их признания,  соблюдения и защиты. Конституция  РФ провозглашает высшей ценностью  права и свободы человека и  гражданина. Сущность принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина состоит в создании условий для активного участия самого населения в государственном управлении и в организации такой деятельности государственного аппарата, которая гарантировала бы права и законные интересы каждого гражданина в социальной, экономической и всех других сферах жизни.

Права и свободы человека и гражданина действуют непосредственно, т. е. если человек руководствуется  ими, то его поведение считается  правомерным, и, таким образом, кроме  конституционного установления не требуется  дополнительного подтверждения их действия и необходимости реального их обеспечения со стороны государственных органов и государственных служащих. Вместе с тем правомерность поведения, непосредственно определяемая конституционными правами и свободами, не означает, что законы и акты, издаваемые в целях их обеспечения, не нужны, поскольку в ряде случаев предусматривается необходимость издания федеральных конституционных и федеральных законов (ст. 24, 25, 29, 36, 37, 39 Конституции РФ).

Государственные служащие всех органов государственной власти, осуществляя правоприменение и исполняя соответствующие полномочия, руководствуются прежде всего необходимостью признания, обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

3.  Принцип единства  системы государственной власти, разграничения предметов ведения  между Российской Федерацией  и

282

Раздел II. Субъекты административного  права

субъектами РФ. Федеральный  закон «О системе государственной  службы Российской Федерации» определяет этот принцип как принцип федерализма, обеспечивающий единство системы государственной  службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения  и полномочий между федеральными органами государственной власти и  органами государственной власти субъектов  РФ. Россия является федеративным государством — государственная власть осуществляется в ней не только федеральными государственными органами, но и органами государственной  власти субъектов РФ.

Принцип единства системы  государственной власти в России должен обеспечивать единство самой  государственной службы и государственно-служебных  правоотношений. Государственная служба должна организовываться и функционировать  в соответствии с разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Государственные  служащие решают задачи и осуществляют функции только тех государственных  органов и только в тех пределах, которые устанавливаются Конституцией РФ и иными законодательными актами. Например, федеральная государственная  служба позволяет реализо-вывать компетенцию государственных органов РФ по установленным предметам ведения и направлениям.

4.  Принцип разделения  законодательной, исполнительной  и судебной власти. Главным содержанием  данного принципа является создание  государственной службы во всех  ветвях органов российской государственной  власти. Иными словами, должности  государственной службы учреждаются  в органах законодательной, исполнительной  и судебной ветвей власти, так  как сама государственная власть  в Российской Федерации разделяется  на законодательную, исполнительную и судебную.

5.  Принцип равного  доступа граждан к государственной  службе в соответствии со способностями  и профессиональной подготовкой.  Часть 4 ст. 32 Конституции РФ определяет государственную службу как наиболее важный институт непосредственного   участия   граждан   в   управлении   делами   государства. Принцип равного доступа к государственной службе означает равное право граждан на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой, без какой-либо дискриминации. Право поступления на государственную службу имеют граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имею-

Глава 10. Государственная  служба и государственные служащие       283

щие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным специальными федеральными законами, а также законодательством субъектов РФ.

6. Принцип внепартийности  государственной службы; отделения  религиозных объединений от государства.  В соответствии с Конституцией  РФ действовавшим до недавнего времени Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» такой принцип был предусмотрен впервые. Однако с утратой юридической силы данным Законом в начале 2005 г. принцип внепартийности государственной службы формально не закреплен в российском законодательстве о государственной службе. Этот принцип не определяется в действующих федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Вместе с тем в указанных законах содержатся очень важные положения, которые, по сути, и составляют содержание принципа внепартийности государственной службы.

Информация о работе Государственная должность: понятие и основные черты