Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 12:36, реферат
С организационной точки зрения должность представляет собой определенную структурную единицу, находящуюся в системе государственной службы. В этом смысле должность является независимой от самого государственного служащего, т. е. от конкретного лица, ее занимающего. Должность также определяет круг задач, которые передаются одному государственному служащему или группе служащих, занимающих однотипные должности в государственных органах.
Необходимо разграничивать такие понятия, как «учреждение государственной должности» и «замещение государственной должности». Учреждение государственной должности — это порядок установления государственной должности уполномоченным субъектом (государственным органом, должностным лицом) в структуре самого государственного органа.
Анализируя принципы государственной
службы, необходимо осветить следующие
вопросы: 1) понятие принципов
Правовое установление принципов
государственной службы обусловливает
функционирование государственных
органов, деятельность государственных
служащих (персонала), устойчивость государственно-правового
регулирования государственно-
1 См., например: Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации».
278
Раздел II. Субъекты административного права
Принципы государственной
службы — это основополагающие идеи,
установления, выражающие объективные
закономерности и определяющие научно
обоснованные направления реализации
компетенции, задач и функций
государственных органов, полномочий
государственных служащих, действующие
в системе государственной
Принципы современной государственной службы закрепляются в нескольких федеральных законах, главные из которых — «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Значение принципов
1. Принципы государственной
службы должны объективно
2. Принципы государственной
службы устанавливают
3. Принципы являют
собой активное, динамичное начало,
ибо они обусловливают
При классификации принципов
государственной службы, как и
при изучении принципов государственного
управления, целесообразно выделять
конституционные и
Глава 10. Государственная
служба и государственные служащие
ниями Конституции РФ, которые конкретизируются в соответствующих законодательных актах. Организационные принципы отражают механизм построения и функционирования государственной службы, государственного аппарата и его звеньев, разделения управленческого труда, обеспечения эффективной административной деятельности в государственных органах.
Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливает основные принципы построения и функционирования системы государственной службы, т. е. определяются, с одной стороны, принципы построения системы государственной службы, а с другой — принципы ее функционирования. Таким образом, речь идет не о принципах самой государственной службы, а, очевидно, о принципах организации и деятельности государственной службы.
Еще одной особенностью правового
установления принципов государственной
службы является наличие основных и
иных (других) принципов государственной
службы. Статья 3 Федерального закона о
системе государственной службы
регламентирует лишь основные принципы,
указывая при этом, что федеральные
законы о видах государственной
службы могут предусматривать также
другие принципы построения и функционирования
государственной службы, которые
будут учитывать их особенности.
Реализация принципов построения и
функционирования системы государственной
службы обеспечивается федеральными законами
о видах государственной
280
Раздел II. Субъекты административного права
I
Рассмотрим конституционные принципы государственной службы.
1. Принцип верховенства
Конституции РФ и федеральных
законов над иными
Верховенство федеральных законов предполагает строгое и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение. Из этого вытекает требование точного соответствия Конституции РФ и федеральным законам всех нормативных правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых субъектами РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.
В структуру принципа законности входят принцип верности1 государственных служащих государству при осуществлении
1 Принцип верности заключается в том числе и в принимаемой служащим присяге. Например, следователь прокуратуры, впервые назначаемый на эту должность, принимает Присягу следователя, т. е. он клянется, что будет свято соблюдать Конституцию РФ и законы, активно защищать интересы личности, общества и государства, внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан (ст. 404 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Глава 10. Государственная
служба и государственные служащие
служебных обязанностей и принцип доверия служащим со стороны как государства, так и граждан. Граждане должны относиться с пониманием к мерам и решениям, принимаемым государством и его служащими.
Вместе с тем деятельность
современной государственной
2. Принцип приоритета
прав и свобод человека и
гражданина, их непосредственного
действия; обязательность их признания,
соблюдения и защиты. Конституция
РФ провозглашает высшей
Права и свободы человека и гражданина действуют непосредственно, т. е. если человек руководствуется ими, то его поведение считается правомерным, и, таким образом, кроме конституционного установления не требуется дополнительного подтверждения их действия и необходимости реального их обеспечения со стороны государственных органов и государственных служащих. Вместе с тем правомерность поведения, непосредственно определяемая конституционными правами и свободами, не означает, что законы и акты, издаваемые в целях их обеспечения, не нужны, поскольку в ряде случаев предусматривается необходимость издания федеральных конституционных и федеральных законов (ст. 24, 25, 29, 36, 37, 39 Конституции РФ).
Государственные служащие всех
органов государственной
3. Принцип единства
системы государственной
282
Раздел II. Субъекты административного права
субъектами РФ. Федеральный
закон «О системе государственной
службы Российской Федерации» определяет
этот принцип как принцип
Принцип единства системы
государственной власти в России
должен обеспечивать единство самой
государственной службы и государственно-служебных
правоотношений. Государственная служба
должна организовываться и функционировать
в соответствии с разграничением
предметов ведения между
4. Принцип разделения
законодательной,
5. Принцип равного
доступа граждан к
Глава 10. Государственная
служба и государственные служащие
щие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным специальными федеральными законами, а также законодательством субъектов РФ.
6. Принцип внепартийности
государственной службы; отделения
религиозных объединений от
Информация о работе Государственная должность: понятие и основные черты