Государственная должность: понятие и основные черты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 12:36, реферат

Описание работы

С организационной точки зрения должность представляет собой определенную структурную единицу, находящуюся в системе государственной службы. В этом смысле должность является независимой от самого государственного служащего, т. е. от конкретного лица, ее занимающего. Должность также определяет круг задач, которые передаются одному государственному служащему или группе служащих, занимающих однотипные должности в государственных органах.
Необходимо разграничивать такие понятия, как «учреждение государственной должности» и «замещение государственной должности». Учреждение государственной должности — это порядок установления государственной должности уполномоченным субъектом (государственным органом, должностным лицом) в структуре самого государственного органа.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 117.29 Кб (Скачать файл)

Глава Ю. Государственная  служба и государственные служащие       295

дисциплинарные взыскания; формирование кадрового состава  гражданской службы; рассмотрение индивидуального  служебного спора.

Конкретизация правовых норм, составляющих правовой статус государственных  служащих, осуществляется в служебных  распорядках соответствующего федерального органа исполнительной власти. Например, приказом Федеральной службы по надзору  в сфере транспорта от 25 января 2006 г. № ВС-8фс «О служебном распорядке Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» устанавливается служебный распорядок для работников центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Весьма полное правовое регулирование службы государственных гражданских служащих установлено в Служебном распорядке Федеральной службы по надзору в сфере связи, утвержденном приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи от 23 декабря 2005 г. № 56, и некоторых других1. Служебным распорядком определяются: общие положения; порядок поступления граждан на гражданскую службу и увольнения с гражданской службы; основные права и обязанности гражданского служащего; основные права и обязанности представителя нанимателя; служебное время и время отдыха; поощрения и награждения за гражданскую службу; ответственность за нарушение служебной и трудовой дисциплины. Иногда служебный распорядок определяется приказами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, в которых регламентируется так называемый режим службы (работы) и времени отдыха работников (например, приказ Министерства транспорта РФ от 5 декабря 2005 г. № 147 «О режиме службы (работы) и времени отдыха работников центрального аппарата Министерства транспорта Российской Федерации»).

Правовой статус (правовое положение) государственных служащих — это содержание государственно-служебных  правоотношений, т. е. главные черты  самой сущности этих правоотношений. С изменением государственно-служебных  правоотношений изменяется и правовой статус государственных служащих, например увольнение, отставка служащего, утрата российского гражданства, выход  на пенсию и т. д.

1 См.: Служебный распорядок центрального аппарата Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденный приказом Минэкономразвития РФ'от 22 ноября 2005 г. № 306.

296

Раздел II. Субъекты административного  права

Каждый государственный  служащий имеет определенный нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов правовой статус. Он является центральным элементом правового института государственной службы, поскольку все остальные элементы призваны «обслуживать» функционирование государственной службы и служащих (кадрового персонала). Другие элементы правового института государственной службы конкретизируют, уточняют правовой статус государственных служащих и позволяют в полной мере реализовать его потенциал. Можно ли говорить об эффективной реализации прав и обязанностей служащего, если, например, не установлена в нормативном порядке система прохождения службы или способы замещения государственных должностей государственной службы?

Специфика выполняемых задач  и реализуемых государственными служащими государственных функций  и полномочий обусловливает и  особенности правового статуса  различных категорий государственных  служащих. Иными словами, для некоторых  видов государственных служащих могут быть законодателем установлены  особые правила прохождения государственной  службы, специальные права и обязанности, ограничения по службе, специфический  порядок проведения аттестации (оценки), привлечения к дисциплинарной и  административной ответственности, возможность  применения уголовного наказания, несения  материальной ответственности. Особенности  правового статуса различных  категорий государственных служащих определяются в большей мере возложенными на них обязанностями и характером служебных полномочий, спецификой деятельности государственных органов, особыми  чертами различных видов государственной  службы, например: военная и гражданская  служба, налоговая служба, дипломатическая  служба, деятельность администрации  области. Особый правовой статус государственных  служащих устанавливается специальными нормативными актами.

Правовой статус государственных  служащих зависит также от условий, в которых проходит государственная  служба. Поэтому и особенности  статуса государственных служащих могут определяться объективно возникшей  общественно-политической либо государственно-правовой ситуацией: например, введение режима чрезвычайного положения или  военного положения; объявление мобилизации; введение установленных специальными законами других административно-правовых режимов.

Глава Ю. Государственная  служба и государственные служащие       297

В этих случаях содержание статуса государственного служащего  существенным образом может изменяться; служащие могут получать дополнительные полномочия, права; для них могут  устанавливаться специальные обязанности  и особые условия прохождения  службы и юридической ответственности.

К общим условиям государственной  службы относятся: формирование кадрового  состава государственной службы; поступление на государственную  службу и ее прохождение; присвоение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий; стаж (общая продолжительность государственной  службы); учет персональных данных государственных  служащих; ведение Реестра государственных  служащих.

Важным является вопрос о  моменте приобретения статуса государственного служащего. Законодательством РФ данный вопрос не всегда решается ясно и определенно. Однако, как мы полагаем, статус государственного служащего последний приобретает с момента заключения служебного контракта и издания приказа (акта) о назначении на должность государственной службы, т. е. с момента юридического установления возможности реализации прав государственным служащим, применения к нему мер ответственности и пр. При проведении конкурса на замещение вакантной должности государственный служащий приобретает правовой статус с момента утверждения результатов конкурса и издания приказа о назначении на должность государственной службы. В некоторых случаях возможны и иные сроки приобретения служащим правового статуса (например, с момента принятия присяги на верность государству).

Утрата правового статуса  государственного служащего происходит с момента окончания государственно-служебного правоотношения, с момента прекращения  государственной службы: увольнения, ухода в отставку, достижения государственным  служащим предельного возраста, установленного для замещения должности государственной  службы. В некоторых случаях нормативные  акты устанавливают конкретные сроки  государственной службы.

Формирование кадрового  состава государственной службы

обеспечивается:

созданием федерального кадрового  резерва, кадрового резерва в  федеральном государственном органе, кадрового резерва субъекта РФ, кадрового  резерва в государственном органе субъекта РФ для замещения должностей государственной служ-

298

Раздел II. Субъекты административного  права

бы, а также эффективным использованием указанных кадровых резервов;

развитием профессиональных качеств государственных служащих;

оценкой результатов профессиональной служебной деятельности государственных  служащих в ходе проведения аттестации и сдачи квалификационного экзамена;

созданием возможностей для  должностного (служебного) роста государственных  служащих;

использованием современных  кадровых технологий;

применением образовательных  программ и государственных образовательных  стандартов.

В качестве основного элемента правового статуса государственного служащего, раскрывающего демократизм  государственной службы и обусловливающего ее эффективное функционирование, выступают  права государственного служащего. Установленные Федеральным законом  «О государственной гражданской  службе Российской Федерации» и иными  законами о соответствующем виде государственной службы права государственного служащего можно разделить на три группы:

1)  права, обеспечивающие  уяснение служащим своего правового  статуса и его правовую защиту;

2)  права, способствующие  непосредственному выполнению служебных  обязанностей;

3)  права, содействующие  усилению должностной активности  государственного служащего, реализации  принадлежащих ему конституционных  прав и свобод и обеспечивающие  социальные гарантии служащего.

К первой группе прав государственного служащего относятся:

а)  ознакомление с документами, определяющими его права и  обязанности  по  занимаемой должности  государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения  по службе, а также организационно-технические  условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

б)  ознакомление с должностным  регламентом и иными документами, определяющими его права и  обязанности по замещаемой   должности   государственной   службы,   критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной  деятельности и условиями должностного роста; озна-

Глава 10. Государственная  служба и государственные служащие       299

комление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;

в)  проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь  и достоинство;

г)  право на обращение  государственного служащего в соответствующие  государственные органы или в  суд для разрешения споров, связанных  с государственной службой, в  том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную  должность государственной службы, дисциплинарной ответственности государственного служащего, увольнения с государственной  службы;

д)  защита сведений о государственном  служащем;

е)  государственная защита своих жизни и здоровья, жизни и здоровья своей семьи, а также принадлежащего государственному служащему имущества.

Ко второй группе прав государственного служащего относятся:

а)  получение в установленном  порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных  обязанностей; обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных  обязанностей;

б)  доступ в установленном  порядке в связи с исполнением  должностных обязанностей в государственные  органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации; посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

в)  принятие решений и  участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

г)  переподготовка (переквалификация) и повышение квали-. фикации за счет средств соответствующего бюджета;

д)  внесение предложений  по совершенствованию государственной  службы в любые инстанции;

е)  право на ношение  форменной одежды установленного образца (в соответствующих государственных  органах).

300

Раздел II. Субъекты административного  права

Третью группу прав государственного служащего составляют:

а)  участие по своей  инициативе в конкурсе на замещение  вакантной должности; должностной  рост на конкурсной основе;

б)  продвижение по службе, увеличение денежного содержания с  учетом результатов и стажа его  работы, уровня квалификации;

в)  пенсионное обеспечение  с учетом стажа государственной  службы;

г)  объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих  прав, социально-экономических и  профессиональных интересов;

д)  право на денежное содержание, состоящее из должностного оклада, надбавок к нему за классные чины и  специальные звания, особые условия  государственной службы, выслугу  лет, а также премии по результатам  работы;

е)  право на отдых, обеспечиваемое установлением нормальной продолжительности  служебного времени, предоставлением  выходных дней и нерабочих праздничных  дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков (например, право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней; для отдельных  категорий государственных служащих федеральными законами и законами субъектов  РФ устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск большей продолжительности);

ж)  право на включение  в стаж государственной службы государственного служащего иных периодов трудовой деятельности;

з)  медицинское обслуживание государственного служащего и членов его семьи, в том числе и  после выхода его на пенсию;

и) обязательное государственное  страхование на случай причинения вреда  здоровью и имуществу в связи  с исполнением им должностных  обязанностей;

к) обязательное государственное  социальное страхование на случай заболевания  или потери трудоспособности в период прохождения им государственной  службы.

Государственному служащему  могут компенсироваться расходы  в связи с его служебными командировками, связанные с приемом на государственную  службу, переводом на государственную  должность в другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, а также

Глава 10. Государственная  служба и государственные служащие       301

возмещаются связанные с  этим транспортные расходы и расходы  на оплату жилья.

Информация о работе Государственная должность: понятие и основные черты