Государственная должность: понятие и основные черты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 12:36, реферат

Описание работы

С организационной точки зрения должность представляет собой определенную структурную единицу, находящуюся в системе государственной службы. В этом смысле должность является независимой от самого государственного служащего, т. е. от конкретного лица, ее занимающего. Должность также определяет круг задач, которые передаются одному государственному служащему или группе служащих, занимающих однотипные должности в государственных органах.
Необходимо разграничивать такие понятия, как «учреждение государственной должности» и «замещение государственной должности». Учреждение государственной должности — это порядок установления государственной должности уполномоченным субъектом (государственным органом, должностным лицом) в структуре самого государственного органа.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 117.29 Кб (Скачать файл)

Государственному служащему  в зависимости от условий прохождения  им государственной службы предоставляется  в установленном законом порядке  жилая площадь, служебный транспорт  или денежная компенсация транспортных расходов.

Обязанности государственного служащего характеризуют сущность его служебной деятельности, ибо  государство (государственный орган) принимает на работу гражданина главным  образом в целях возложения на него соответствующих должностных  обязанностей. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение государственными служащими  своих обязанностей, а также нарушение  ими правил установленных административных процедур являются основаниями возникновения  их конфликтов с гражданами.

Круг общих (основных) обязанностей государственного служащего сводится к следующему.

1.  Обеспечение поддержки  конституционного строя и соблюдения  Конституции РФ, реализации федеральных  законов и законов субъектов  РФ, в том числе регулирующих  сферу его полномочий.

2.  Добросовестное исполнение  должностных обязанностей; соблюдение  установленных в государственном  органе правил служебного распорядка, порядка обращения со служебной  информацией; выполнение должностных  инструкций. Государственный служащий  обязан исполнять должностные  обязанности в соответствии с  должностным регламентом.

3.  Обеспечение соблюдения  и защиты прав и законных  интересов граждан.

4.  Исполнение приказов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных (или неправомерных) поручений.

5.  Поддержание уровня  квалификации, достаточного для  исполнения своих должностных  обязанностей.

6.  Соблюдение норм  служебной этики.

7.  Хранение государственной  тайны и иной охраняемой законом  тайны, а также неразглашение  ставших известными государственному  служащему в связи с исполнением  им своих должностных обязанностей  сведений, затрагивающих частную  жизнь, честь и достоинство  граждан.

302

Раздел II. Субъекты административного  права

8. Своевременное рассмотрение  в пределах своих должностных  обязанностей обращений граждан  и общественных объединений, а  также предприятий, учреждений  и организаций, государственных  органов и органов местного  самоуправления и принятие по ним решений в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ.

Для государственного гражданского служащего установлены специальные  ограничения и запреты по службе (ст. 16 и 17 Федерального закона «О государственной  гражданской службе Российской Федерации»). Гражданский служащий не может быть принят на государственную гражданскую  службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской  службе в случае:

1)  признания его недееспособным  или ограниченно дееспособным  решением суда, вступившим в законную  силу;

2)  осуждения его к  наказанию, исключающему возможность  исполнения должностных обязанностей  по должности государственной  службы, по приговору суда, вступившему  в законную силу, а также в  случае наличия не снятой или  не погашенной в установленном  федеральным законом порядке  судимости;

3)  отказа от прохождения  процедуры оформления допуска  к сведениям, составляющим государственную  или иную охраняемую федеральным  законом тайну, если исполнение  должностных обязанностей по  должности гражданской службы, на  замещение которой претендует  гражданин, или по замещаемой  гражданским служащим должности  гражданской службы связано с  использованием таких сведений;

4)  наличия заболевания,  препятствующего поступлению на  гражданскую службу или ее  прохождению и подтвержденного  заключением медицинского учреждения;

5)  близкого родства  или свойства (родители, супруги,  дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если  замещение должности гражданской  службы связано с непосредственной  подчиненностью или подконтрольностью  одного из них другому;

6)  выхода из гражданства  Российской Федерации или приобретения  гражданства другого государства;

7)  наличия гражданства  другого государства, если иное  не предусмотрено международным  договором Российской Федерации;

8)  представления подложных  документов или заведомо ложных  сведений при поступлении на  гражданскую службу;

Глава 10. Государственная  служба и государственные служащие       303

9) непредставления установленных  законодательством или представления  заведомо ложных сведений о  доходах, об имуществе и обязательствах  имущественного характера.

Для гражданского служащего  установлены запреты, связанные  с гражданской службой. Гражданскому служащему, например, запрещается:

1)  участвовать на платной  основе в деятельности органа  управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных  федеральным законом;

2)   замещать  должность   гражданской   службы   в   случае:

а)  избрания или назначения на государственную должность;

б)  избрания на выборную должность в органе местного самоуправления; в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального  союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном  органе;  государственный служащий обязан полностью посвятить себя государственной службе, что обеспечивает ее эффективность. Государственный  служащий не вправе занимать другую должность, быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов  РФ, органов местного самоуправления. Этот запрет обусловлен требованием  от государственного служащего полнейшей  самоотдачи, нахождения на службе постоянно  в течение всего служебного времени;

3)  осуществлять предпринимательскую  деятельность. Предпринимательской  деятельностью является любая  самостоятельная инициативная деятельность  государственных служащих, которая  осуществляется на постоянной  основе посредством как личного выполнения работ, так и вложения средств в предприятие в предусмотренных законом формах, причем направленная на получение личного денежного дохода;

4)  приобретать в случаях,  установленных федеральным законом,  ценные бумаги, по которым может  быть получен доход;

5)  быть поверенным  или представителем по делам  третьих лиц в государственном  органе, в котором он замещает  должность гражданской службы, если  иное не предусмотрено федеральными  законами. Представительство выражается  в деятельности представителя,  совершаемой от имени представляемого.  Представитель действует от имени  и в интересах представляемого  (ст. 182 ГК РФ);

304

Раздел П. Субъекты административного  права

6)  получать в связи  с исполнением должностных обязанностей  вознаграждения от физических  и юридических лиц (подарки,  денежные вознаграждения, ссуды,  услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные  вознаграждения). Указанный запрет  не лишает возможности получения  государственными служащими символических  знаков внимания в соответствии  с общепризнанными нормами вежливости  и гостеприимства,  символических  сувениров при  проведении  протокольных или других официальных  мероприятий;

7)  выезжать в связи  с исполнением должностных обязанностей  за пределы территории Российской  Федерации за счет средств  физических и юридических лиц;

8)  использовать в целях,  не связанных с исполнением  должностных обязанностей, средства  материально-технического и иного  обеспечения, другое государственное  имущество, а также передавать  их другим лицам;

9)  разглашать или использовать  в целях, не связанных с гражданской  службой, сведения, отнесенные в  соответствии с федеральным законом  к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

10)  принимать без письменного  разрешения представителя нанимателя  награды, почетные и специальные  звания (за исключением научных)  иностранных государств, международных  организаций, а также политических  партий, других общественных объединений  и религиозных объединений,  если  в его должностные обязанности  входит взаимодействие с указанными  организациями и объединениями;

11)  прекращать исполнение  должностных обязанностей в целях  урегулирования служебного спора.  Таким образом, государственный  служащий не вправе участвовать  в забастовках как способе  разрешения проблем, возникающих  в системе государственной службы. Государство и его органы каждодневно имеют множество «внешних врагов», с которыми они призваны «бороться»: катастрофы, землетрясения, пожары, наводнения, военные конфликты, преступность, болезни и т. д. Если разрешить бастовать государственным служащим, то у государства появится «внутренний враг», способный в одно мгновение разрушить государственность, внести дисгармонию в общественные и экономические отношения. Государственный служащий предупреждается при поступлении на государственную службу

Глава 10. Государственная  служба и государственные служащие       305

о таком правоограничении и принимает, таким образом, его добровольно;

12) использовать свое служебное  положение в интересах политических  партий, общественных, в том числе  религиозных, объединений. Этот  запрет напрямую связан с принципом  внепартий-ности государственной службы. Но он не означает, что государственные служащие лишены права вступать в политические партии и занимать в ней руководящие посты. Они могут придерживаться различных политических взглядов. Одним из важнейших правовых условий, обеспечивающих соблюдение запрета государственного служащего на использование своего служебного положения в интересах политических партий, является запрет на образование в государственных органах структур политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов и некоторых иных органов общественной самодеятельности.

В сфере государственной  службы особое место занимают поощрение (стимулирование) и ответственность  государственных и муниципальных  служащих. Поощрение в системе государственной службы — это осуществляемая в установленном порядке специальная деятельность государственных органов и должностных лиц, выражающаяся в применении к государственному служащему мер морального и материального стимулирования, основаниями чего являются признание заслуг государственного служащего, успешное и добросовестное в течение продолжительного времени исполнение им своих должностных обязанностей, а также выполнение заданий особой важности и сложности.

Поощрение представляет собой  воздействие определенных субъектов (Президента РФ, федерального министра, руководителя государственного органа или иного должностного лица, а  также соответствующего органа) на потребности, интересы, на сознание, волю, практическое поведение служащего, а следовательно, на результаты его управленческого труда, государственно-служебной деятельности. Поощрение (стимулирование) способствует улучшению дисциплины в организации, качества труда, воспитывает инициативу и ответственность в позитивном понимании этого термина (ст. 55 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Поощрение должно быть своевременным, значимым, весомым. Поощрение применяется  таким образом, чтобы оно стало

306

Раздел II. Субъекты административного  права

реальным стимулом для  достижения высоких результатов  управленческого труда. В этом смысле поощрение является видом (формой) стимулирования.

Общими основаниями для  поощрения государственного служащего  являются:

1)  успешное, качественное  и добросовестное исполнение  должностных обязанностей;

2)  признание заслуг  государственного служащего (особые  отличия при прохождении государственной  службы);

3)  продолжительная, безупречная  и эффективная служба;

4)  выполнение заданий  особой важности и сложности;

5)  проявленное мужество  при исполнении служебных обязанностей.

Поощрение может быть индивидуальным (поощрение конкретного лица) и  коллективным (поощрение коллектива, нескольких лиц), а по содержанию —  моральным, материальным или смешанным, т. е. включающим в себя как моральные, так и материальные элементы.

Поощрения объявляются приказами. Благодарность может быть объявлена  и устно. Материальным поощрением является премирование государственного служащего. Институт поощрения — важнейшая  часть законов субъектов РФ о  региональной государственной службе. Эти законы устанавливают основания, перечень и процедуру применения поощрений. Например, объявление благодарности  производится в устной или письменной форме лицом, у которого государственный  служащий находится в непосредственном подчинении. Награждение денежной премией  или ценным подарком осуществляется соответственно руководителями государственных  органов субъектов РФ. Факт поощрения  государственного служащего заносится  в его личное дело.

Информация о работе Государственная должность: понятие и основные черты