Государственная должность: понятие и основные черты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 12:36, реферат

Описание работы

С организационной точки зрения должность представляет собой определенную структурную единицу, находящуюся в системе государственной службы. В этом смысле должность является независимой от самого государственного служащего, т. е. от конкретного лица, ее занимающего. Должность также определяет круг задач, которые передаются одному государственному служащему или группе служащих, занимающих однотипные должности в государственных органах.
Необходимо разграничивать такие понятия, как «учреждение государственной должности» и «замещение государственной должности». Учреждение государственной должности — это порядок установления государственной должности уполномоченным субъектом (государственным органом, должностным лицом) в структуре самого государственного органа.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 117.29 Кб (Скачать файл)

наличие системы специальных  званий и внешней атрибутики (форменной  одежды, служебных знаков, погон  и др.);

проведение специальных  обязательных занятий в служебное  время (огневая, строевая, физическая подготовка), обязанность служащих участвовать  в сборах, учениях, соревнованиях  и иных плановых мероприятиях;

более строгая дисциплина и единоначалие, которые предполагают установление строжайшей персональной ответственности за выполнение служебных  обязанностей;

повышенные требования как при приеме, так и при прохождении службы (по возрасту, медицинским показаниям и др.). Так, на милитаризованную службу принимают с 18, а в ряде случаев — с 20 лет;

особые правила привлечения  к юридической ответственности.

Военнослужащие и служащие правоохранительных органов могут  проходить службу и не занимая должностей в государственных организациях. Это возможно в случаях: нахождения в распоряжении определенного ведомственного органа, командования; нахождения за штатом во время организационно-штатных мероприятий; прикомандирования к органам государственной власти.

В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» дается определение  военной службы, под которой понимается вид федеральной государственной  службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан  на воинских должностях в Вооруженных

272

Раздел II. Субъекты административного  права

Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, которым присваиваются воинские звания.

Военная служба осуществляется: в Вооруженных Силах РФ (т. е. в  органах, учреждениях, войсках, подчиненных  Министерству обороны РФ); во внутренних войсках МВД России; в железнодорожных  войсках; в органах ФСБ России, пограничных войсках; в воинских формированиях системы МЧС России; в иных войсковых формированиях.

Для военной службы главная  цель — защита страны от посягательств других государств на конституционный строй, суверенитет, территориальную целостность, военный и экономический потенциал страны. Военнослужащие готовятся к обороне и осуществляют оборону, охраняют государственную тайну, государственную границу и другие важные для страны объекты. Значительная часть военнослужащих создает условия для выполнения главной задачи военной службы путем обучения, медицинского и жилищно-коммунального обслуживания военнообязанных и военнослужащих, борьбы с нарушениями законности и выполнения иной вспомогательной деятельности.

Отличие военной службы от любой другой публичной службы состоит  в том, что она комплектуется  не только на добровольной основе, но и  на основе призыва. По этому критерию военная служба делится на два  вида: службу по контракту и службу по призыву.

К гражданам, зачисляемым (поступающим) на военную службу, предъявляются  повышенные требования к состоянию  здоровья, образованию, уровню профессиональной подготовки, морально-психологическим  качествам, выполнению нормативов физической подготовки.

Основная масса военнослужащих в отличие от гражданских государственных  служащих служит не в органах государственной  власти, а в воинских частях (формированиях). Значительное число военнослужащих занимает должности в учреждениях (образовательных, медицинских и  др.).

В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» дается также  определение правоохранительной службы, под которой понимается вид федеральной  государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную  деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных  органах, службах и

Глава 10. Государственная  служба и государственные служащие       273

учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина, которым присваиваются специальные звания и классные чины.

Правоохранительную деятельность осуществляют служащие: подразделений  криминальной милиции и милиции  общественной безопасности МВД России; таможенных органов РФ; противопожарной  и иных служб МЧС России; органов  Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков; Федеральной службы судебных приставов; Федеральной службы исполнения наказаний; Государственной фельдъегерской службы РФ.

Правоохранительная служба призвана защищать права и свободы  граждан и организаций, обеспечивать общественную безопасность, вести борьбу с преступлениями и административными  правонарушениями.

Большинство сотрудников  правоохранительных органов являются должностными лицами, представляя такую  разновидность должностных лиц, как представители власти. Как  представители власти сотрудники правоохранительных органов наделены широкими властными  полномочиями, и в том числе  правом применять принудительные меры, пресекать неправомерные действия (требовать прекращения неправомерных  действий, доставлять, задерживать  граждан, изымать имущество и  документы, применять оружие и т. д.). Они имеют специальные удостоверения, знаки отличия, форменную одежду, а во многих случаях и огнестрельное  оружие.

§ 6. Виды государственной  гражданской службы

Федеральная государственная  гражданская служба — профессиональная служебная деятельность граждан  на должностях федеральной государственной  гражданской службы по обеспечению  исполнения полномочий федеральных  государственных органов и лиц, замещающих государственные должности  Российской Федерации.

Федеральная государственная  гражданская служба осуществляется на должностях в аппарате федеральных  органов представительной, исполнительной и судебной власти. Согласно российскому  законодательству о федеральной  государственной службе таковыми органами являются: Администрация Президента РФ, Аппарат Правительства РФ, аппараты палат Феде-

274

Раздел II. Субъекты административного  права

рального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Счетной палаты РФ, федеральные государственные органы, подведомственные Президенту РФ и Правительству РФ, а также иные органы в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, установленный законодателем перечень федеральных государственных гражданских служащих не является закрытым (исчерпывающим), и в него могут вноситься соответствующие изменения и дополнения.

Государственная гражданская  служба субъекта РФ является профессиональной служебной деятельностью граждан  на должностях государственной гражданской  службы субъекта РФ по обеспечению  исполнения полномочий субъекта РФ, а  также полномочий государственных  органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ.

Государственная гражданская  служба субъектов РФ устанавливается  законами, принимаемыми органами законодательной  власти каждого субъекта РФ, поэтому  для выяснения правового положения  государственной службы каждого  субъекта РФ следует изучать и  анализировать соответствующие  законы субъектов Федерации. Практически  все субъекты РФ к настоящему времени  разработали и приняли законы о государственной службе, регулирующие государственно-служебные отношения  в соответствующих субъектах  Федерации. Принимаемые в субъектах  Федерации законодательные акты не должны противоречить Конституции  РФ и Федеральному закону «О системе  государственной службы Российской Федерации».

Как правило, законы субъектов  РФ о государственной (также и  о муниципальной) службе соответствующих  субъектов РФ фиксируют следующие  важнейшие блоки государственно-служебных  вопросов и отношений: определение  содержания и основных элементов  государственной службы субъектов  РФ; перечисление и конкретизация  установленных федеральным законодательством  о государственной службе принципов  государственной службы субъектов  РФ; рангирование государственных должностей в субъекте РФ с учетом соответствующих положений «рамочного» федерального закона о системе государственной службы; разработка и утверждение квалификационных требований по должностям, замещаемым государственными гражданскими служащими субъектов РФ; уточнение перечня   прав   и   обязанностей   государственных   гражданских

Глава 10. Государственная  служба и государственные служащие       275

служащих субъектов РФ; установление оснований и видов  поощрения государственных служащих субъектов РФ; детализация определенных федеральным законодательством  порядка, условий и мер дисциплинарной ответственности государственных  служащих; конкретизация установленных  федеральным законодательством  ограничений для государственного служащего; определение содержания государственной тайны субъекта РФ; усиление и уточнение гарантий для государственных служащих, установленных  федеральным законодательством; закрепление  порядка назначения и размеров денежного  содержания государственных служащих субъектов РФ на основе норм федерального законодательства; дополнение федерального перечня компенсационных выплат и пособий государственным служащим; установление условий предоставления и продолжительности дополнительных отпусков и отпусков без сохранения денежного содержания; определение  процедуры поступления на государственную  службу; установление порядка проведения государственных квалификационных экзаменов, испытаний, конкурсов на замещение вакантной должности, а также аттестаций государственных служащих; детализация правового механизма прекращения государственно-служебных отношений; определение условий и процедуры прекращения государственной службы.

Таким образом, государственная  гражданская служба в субъектах  РФ должна регулироваться федеральными законами, а также законами субъектов  РФ о государственной службе субъектов  Федерации.

§ 7. Управление государственной  службой

Управление государственной  службой, основной целью которого является удовлетворение интересов государства  и публичных интересов в целом:

1)  характеризуется практической  деятельностью по определению  основных направлений развития  и реального функционирования  всех элементов этого правового  института;

2)   является функцией  государственных органов, которая  осуществляется   в   определенных   организационно-правовых формах;

3)  реализуется специально  созданными государственными органами;

276

Раздел II. Субъекты административного  права

4) основывается на принципах  законности, гласности, подчиненности  вышестоящим государственным органам  и должностным лицам нижестоящих  государственных органов и государственных  служащих, единства основных требований, предъявляемых к государственной  службе, стабильности государственной  службы.

Система управления государственной  службой как на уровне Российской Федерации (на федеральном уровне), так и в субъектах РФ (на уровне субъектов РФ) формируется в целях  осуществления, во-первых, координации  деятельности государственных органов  и их должностных лиц на всех этапах практической организации и функционирования государственной службы и реализации правового статуса государственных  служащих1 и, во-вторых, вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ о государственной службе. Система управления государственной службой позволяет достигать и такой цели, как совершенствование государственной службы, разработка федеральных программ и программ субъектов РФ по ее реформированию.

Важнейшее средство улучшения  управления государственной службой  — это формирование кадрового  резерва для замещения должностей государственной службы. Существует четыре вида кадрового резерва: федеральный  кадровый резерв, кадровый резерв в  федеральном государственном органе, кадровый резерв субъекта РФ и кадровый резерв в государственном органе субъекта РФ.

Средства федерального бюджета  и бюджета соответствующего субъекта РФ направляются на финансирование соответственно федеральной государственной службы и государственной гражданской  службы субъекта РФ. Порядок такого финансирования устанавливается федеральными законами, законами субъектов РФ, иными федеральными и региональными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1 Например, при разрешении вопросов поступления на государственную службу, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения государственной службы, ведения Сводного реестра государственных служащих РФ, использования кадрового резерва для замещения должностей государственной службы, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих и др.

Глава 10. Государственная  служба и государственные служащие       277

§ 8. Основные принципы построения и функционирования

системы государственной  службы: понятие,

система и виды

Вопрос о принципах  государственной службы является важнейшим  в структуре института государственной  службы, правовой системы не только Российской Федерации, но и других стран  мира. Термин «принципы государственной  службы» указывает на основополагающие черты, сущностные характеристики, важнейшее  содержание и значение самой государственной  службы, а также на главнейшие юридические  положения в структуре одноименного правового института. Муниципальная  служба, как и государственная, также  имеет определенные принципы1, причем по своему содержанию и функциональным характеристикам принципы государственной и муниципальной службы во многом совпадают.

Информация о работе Государственная должность: понятие и основные черты