Государственная должность: понятие и основные черты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 12:36, реферат

Описание работы

С организационной точки зрения должность представляет собой определенную структурную единицу, находящуюся в системе государственной службы. В этом смысле должность является независимой от самого государственного служащего, т. е. от конкретного лица, ее занимающего. Должность также определяет круг задач, которые передаются одному государственному служащему или группе служащих, занимающих однотипные должности в государственных органах.
Необходимо разграничивать такие понятия, как «учреждение государственной должности» и «замещение государственной должности». Учреждение государственной должности — это порядок установления государственной должности уполномоченным субъектом (государственным органом, должностным лицом) в структуре самого государственного органа.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 117.29 Кб (Скачать файл)

Как правило, принято говорить о четырех стадиях поощрительного производства: возбуждение ходатайства  о поощрении; направление представления  о поощрении в соответствующий  государственный орган; рассмотрение представления о поощрении и  принятие решения; практическое осуществление  поощрения.

Ответственность государственных  служащих наступает за нарушение  законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. Служебная дисциплина на государственной  службе — обязательное для служащих соблюдение служебного

Глава 10. Государственная  служба и государственные служащие       307

распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом. Служебный распорядок государственного органа может быть определен нормативным правовым актом государственного органа, в котором устанавливается режим службы и время отдыха служащих. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

Государственные служащие могут  нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.

Основным видом ответственности  государственных служащих является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного или дисциплинарного  проступка), поскольку соблюдение служебной (трудовой) дисциплины и укрепление государственной дисциплины относятся  к важнейшим обязанностям служащего. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных  на него обязанностей (должностной  проступок) на государственного служащего  могут налагаться органом или  руководителем, имеющими право назначать  государственного служащего на государственную  должность государственной службы, установленные дисциплинарные взыскания.

Дисциплинарная ответственность  заключается в наложении на государственных  служащих, совершивших должностные (дисциплинарные) проступки, дисциплинарных взысканий властью представителей администрации (руководителей, начальников). Дисциплинарными взысканиями, применяемыми к гражданским служащим, являются: 1) замечание; 2) выговор;

3)   предупреждение  о неполном должностном соответствии;

4)  освобождение от  замещаемой должности гражданской  службы; 5) увольнение с гражданской  службы по основаниям, установленным  п. 2 (неоднократное неисполнение  гражданским служащим без уважительных  причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное  взыскание), подп. «а»—«г» п. 3 (прогул — отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного Дня; появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, став-

308

Раздел II. Субъекты административного  права

ших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей; совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях), п. 5 и 6 (принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа; однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ) ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Противоправное виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных  на него должностных обязанностей (нарушение  служебной (или трудовой) дисциплины), не влекущее уголовной ответственности, принято именовать должностным {дисциплинарным ) проступком.

Приказ (распоряжение) или  постановление о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов  его применения объявляется (сообщается) государственному служащему, подвергнутому  взысканию, под расписку.

Перед применением дисциплинарного  взыскания проводится служебная  проверка (ст. 59 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Если в течение года со дня применения дисциплинарного  взыскания государственный служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному  взысканию, то он считается не подвергшимся (не имеющим) дисциплинарному взысканию.

Орган (должностное лицо, представитель нанимателя), применивший  взыскание, может снять его до истечения года со дня применения взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству  его непосредственного руководителя, если подвергнутый взысканию не совершил нового проступка и проявил себя как добросовестный служащий. Вышестоящему руководите-

Глава 10. Государственная  служба и государственные служащие       309

лю также принадлежит право снятия дисциплинарного взыскания. С государственного служащего может быть снято только одно дисциплинарное взыскание.

В течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к государственному служащему не применяются, за исключением досрочного снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

В случае несогласия государственного служащего с решением о привлечении  его к дисциплинарной ответственности  он вправе в письменной форме обжаловать это решение вышестоящему руководителю (начальнику вышестоящего государственного органа, комиссии государственного органа по служебным спорам) и (или) оспорить в суде.

Российское законодательство предусматривает административную ответственность государственных  служащих в случаях, когда они  являются должностными лицами, в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Под должностным лицом в КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Действующим законодательством  предусмотрена уголовная ответственность  должностных лиц за злоупотребление  должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в  предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской  деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог и халатность (ст. 285—293 УК РФ). В зависимости от характера  этих общественно опасных деяний суд назначает различные меры уголовного наказания, в том числе  увольнение от долж-

310

Раздел II. Субъекты административного  права

ности. При рассмотрении дел о преступлениях против интересов государственной службы суды могут применять такую меру уголовного наказания, как лишение государственного служащего — должностного лица — права занимать соответствующие государственные должности.

Для государственных служащих установлена материальная ответственность. Она выполняет правовосстановительную функцию и наступает за должностной проступок, который причинил материальный ущерб органам государственной власти (в том числе органам исполнительной власти). Материальная ответственность состоит в возмещении виновным служащим причиненного им имущественного ущерба или вреда. Сама по себе материальная ответственность не исключает привлечения виновного лица и к дисциплинарной ответственности.

Действующее законодательство о государственной службе не содержит соответствующих правовых норм о  материальной ответственности государственных  служащих. Однако, как известно, в  сфере регулирования государственно-служебных  отношений действует законодательство о труде. Поэтому соответствующие  статьи ТК РФ или специальных законов  и иных нормативных правовых актов  распространяются и на случаи материальной ответственности государственных  служащих.

§ 10. Классификация государственных  служащих

В настоящее время при  множестве действующих нормативных  прововых актов о государственной службе целесообразно классифицировать государственных служащих по тем же критериям, по которым классифицируется сама государственная служба. В зависимости от органа государственной власти государственные служащие могут быть разделены на федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов РФ. Правовой статус федеральных государственных служащих регламентируется Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в будущем предполагается принятие закона «О федеральной государственной гражданской службе»), Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации», а также иными федеральными нормативными правовыми актами. Правовое положение государственных гражданских служащих субъектов РФ устанавливается законодательными актами, принимаемыми в субъектах Федерации.

Глава 10. Государственная  служба и государственные служащие       311

В зависимости от групп  занимаемых должностей государственной  службы можно выделить государственных  служащих, занимающих высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности  государственной службы.

Если в качестве критерия классификации государственных  служащих взять способ поступления  на государственную службу, то можно  выделить избираемых государственных  служащих; назначаемых государственных  служащих; служащих, замещающих государственную  должность государственной службы по конкурсу.

Все государственные служащие могут быть разделены на две группы: лица, принимающие присягу (военнослужащие, сотрудники таможенных органов, прокурорские работники и др.); служащие, не принимающие  присягу (например, служащие отделов  и управлений областной администрации).

Если положить в основу деления государственных служащих такой критерий, как специальные  профессиональные обязанности и  характер государственной службы, то выделяются гражданские государственные  служащие и государственные служащие, находящиеся на военной и правоохранительной службе (военнослужащие, сотрудники милиции, должностные лица таможенных органов  и пр.).

В соответствии с принципом  разделения государственной власти различаются государственные служащие, замещающие государственные должности  в органах представительной (законодательной), исполнительной и судебной власти. Здесь же уместно выделить и государственных служащих, занимающих должности в органах прокуратуры, таможенных органах, Счетной палате, Центральной избирательной комиссии и т. д.

По объему должностных  полномочий государственные служащие подразделяются на должностных лиц (иногда их называют также сотрудниками государственных органов) и служащих, не являющихся должностными лицами (обычных  служащих). Среди государственных  служащих, являющихся должностными лицами, следует выделить руководителей  и представителей власти. Руководящие  служащие (начальники) являются носителями линейной власти по отношению к подчиненным  им лицам. Представители власти, как  известно, реализуют свои властные полномочия вне зависимости от подчиненности  субъектов и применяют меры принуждения  к не подчиненным по службе субъектам  права (физическим и юридическим  лицам). Руководящие служащие часто выполняют функции представителей власти (начальники и заместители начальников органов внут-

312

Раздел II. Субъекты административного  права

Глава 10. Государственная  служба и государственные служащие       313

 

ренних дел, государственных инспекций, других контрольно-надзорных органов).

В федеральном государственном  органе и государственном органе субъекта РФ ведутся, в том числе  на электронных носителях, реестры  государственных служащих, которые  формируются на основе персональных данных государственных служащих. Сведения, которые внесены в реестр федеральных  государственных служащих в федеральном  государственном органе и в реестры  государственных служащих субъектов  РФ в государственных органах  субъектов РФ, в случаях, установленных  федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, а в иных случаях к сведениям конфиденциального  характера.

Реестры федеральных государственных  служащих в федеральных государственных  органах составляют Реестр федеральных  государственных служащих. Реестры  государственных гражданских служащих в государственных органах субъекта РФ составляют Реестр государственных  гражданских служащих субъекта РФ. Реестр федеральных государственных  служащих и реестры государственных  гражданских служащих субъекта РФ составляют Сводный реестр государственных  служащих Российской Федерации.

Информация о работе Государственная должность: понятие и основные черты