Государственная должность: понятие и основные черты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 12:36, реферат

Описание работы

С организационной точки зрения должность представляет собой определенную структурную единицу, находящуюся в системе государственной службы. В этом смысле должность является независимой от самого государственного служащего, т. е. от конкретного лица, ее занимающего. Должность также определяет круг задач, которые передаются одному государственному служащему или группе служащих, занимающих однотипные должности в государственных органах.
Необходимо разграничивать такие понятия, как «учреждение государственной должности» и «замещение государственной должности». Учреждение государственной должности — это порядок установления государственной должности уполномоченным субъектом (государственным органом, должностным лицом) в структуре самого государственного органа.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 117.29 Кб (Скачать файл)

7.   Принцип  взаимосвязи  государственной  и муниципальной  службы. Законодатель подчеркивает, что государственная и муниципальная  служба являются видами единой  публичной службы, имеют во многих  чертах похожее правовое регулирование,  одинаковую практическую значимость  для общества. Поэтому и их  развитие должно происходить  во взаимосвязи. Законодатель, устанавливая взаимосвязь государственной гражданской и муниципальной службы, указал на следующие средства ее обеспечения: 1) единство основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы; 2) единство ограничений и обязательств при прохождении   гражданской  службы  и  муниципальной   службы; 3) единство требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих; 4) учет стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы; 5) соотносительность основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих; 6) соотносительность основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

8.  Принцип защиты государственных  служащих от неправомерного вмешательства  в их профессиональную служебную  деятельность как государственных  органов и должностных лиц,

¦О   Административное право

290

Раздел II. Субъекты административного  права

так и физических и юридических  лиц. Государственный гражданский  служащий имеет право на защиту своих  прав и законных интересов на гражданской  службе, включая обжалование в  суд их нарушения; он имеет право  на проведение по его заявлению служебной  проверки. Обеспечению принципа защиты государственных служащих служат установленные  законами государственные гарантии служащих. Например, гражданскому служащему  гарантируется его защита и защита членов его семьи от насилия, угроз  и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных  обязанностей в случае и в порядке, установленных федеральным законом.

Принцип социально-правовой защиты государственных служащих означает:

создание необходимых  условий для нормальной деятельности управленческого персонала, в том  числе установку в государственных  органах компьютеров, других средств, ускоряющих управленческие процессы, повышающих производительность и результативность управленческого труда;

повышение престижа труда  государственных служащих и самой  государственной службы;

установление достаточно высокой заработной платы, использование  системы премиальных выплат, медицинского обслуживания, государственного страхования, оптимальное решение вопросов пенсионного  обеспечения служащих по выслуге  лет.

9. В настоящее время  можно говорить и о таком  принципе государственной службы, как запрет служащим на участие  в забастовке (в российском законодательстве  данное положение является запретом, связанным с гражданской службой). Федеральный закон не разрешает  гражданскому служащему прекращать  исполнение должностных обязанностей  в целях урегулирования служебного  спора. В Конституции РФ данный  принцип государственной службы  не установлен. В ст. 37 Конституции  РФ признается лишь право на  индивидуальные и коллективные  споры с использованием определенных  федеральным законом способов  их разрешения, включая забастовку. Вместе с тем российский законодатель  устанавливает запрет на забастовку  и для лиц, не являющихся  государственными служащими. Например, п. 1 ст. 52 Воздушного кодекса РФ  в целях защиты прав и законных  интересов граждан, обеспечения  обороны страны и безопасности  государства не допускает забастовки

Глава Ю- Государственная служба и государственные служащие       291

или иного прекращения  работы (как средства разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров и  иных конфликтных ситуаций) авиационным  персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание (управление) воздушного движения.

§ 9. Государственный служащий: основы правового положения

Если строго следовать  положениям Федерального закона «О системе  государственной службы Российской Федерации», то государственный служащий — это лицо, профессионально осуществляющее служебную деятельность на должностях государственной службы по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов, а также лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и субъектов РФ, а также получающее денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта РФ. Несколько иное определение государственного служащего дает Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: гражданский служащий — это гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

Между государственным служащим и государством (государственным  органом) на определенном этапе возникает  конкретное государственно-служебное  правоотношение, характеризующееся  наличием взаимных прав, обязанностей, ограничений и запретов, ответственности  и других атрибутов правового  статуса государственного служащего.

Федеральный государственный  служащий является гражданином, который  осуществляет профессиональную служебную  деятельность на должности федеральной  государственной службы и получает денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Государственным гражданским  служащим субъекта РФ считается гражданин, осуществляющий профессиональную служебную  дея-

292

Раздел II. Субъекты административного  права

тельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ. В предусмотренных федеральным законом случаях государственный гражданский служащий субъекта РФ может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет федерального бюджета.

Российская Федерация  является нанимателем федерального государственного служащего, а соответствующий  субъект РФ — нанимателем государственного гражданского служащего субъекта РФ.

В узком понимании государственный  служащий — это лицо, занимающее должность государственной службы, т. е. должность в системе структурных  подразделений государственной  администрации, и выполняющее на возмездных началах (за вознаграждение, заработную плату, денежное содержание) функции этого государственного органа (управленческие, властные, правоохранительные, обеспечивающие осуществление судебной власти).

Итак, понятие «государственный служащий» можно определить следующими признаками.

Во-первых, государственный  служащий — это физическое лицо, гражданин РФ не моложе 18 лет, владеющий  государственным языком, имеющий  профессиональное образование и  соответствующий квалификационным требованиям, установленным соответствующим  федеральным законом. Государственный  служащий является одной из сторон государственно-служебного правоотношения. Между государственным органом и служащим заключается трудовой договор, согласно которому служащий выполняет полномочия государственного органа, государственные функции, решает специальные задачи для достижения определенной цели государственного строительства, а государство (государственный орган), в свою очередь, имеет обязанности перед служащим: устанавливает и обеспечивает его права и интересы, социально-правовые гарантии, ответственность, обязуется выплачивать денежное содержание и т. д.

Во-вторых, государственный  служащий должен отвечать требованиям  законодательства о государственной  службе, т. е. положениям конкретного  закона о соответствующем виде государственной  службы.

В-третьих, государственный  служащий занимает оплачиваемую должность  государственной службы в установленном зако-

Глава 10. Государственная  служба и государственные служащие       293

ном порядке. Специальные федеральные законы определяют содержание деятельности служащего, его правовое положение, цели, задачи и основные направления деятельности, права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность, гарантии и т. д. Должности государственной службы могут занимать только государственные служащие.

В-четвертых, государственному служащему присваивается в установленном  законом порядке классный чин, дипломатический  ранг, воинское и специальное звание.

В-пятых, государственный  служащий выполняет государственные  функции, полномочия государственных  органов, решает государственные задачи в экономической, социальной, административно-политической сфере (финансовая деятельность государства, развитие культуры, обеспечение общественного  порядка и безопасности, таможенное и банковское дело, налогообложение, борьба с правонарушениями, внутренние дела, внешнеполитическая деятельность и т. д.).

В-шестых, государственный  служащий совершает во многих случаях  действия (например, принимает управленческие решения, налагает взыскания), которые  вызывают определенные юридические  последствия.

В-седьмых, деятельность государственных  служащих носит, как правило, непроизводственный характер. Она воздействует на сознание людей, влияет на экономическую жизнь, на технологические процессы производства, организацию и деятельность трудовых коллективов.

Совокупность упомянутых признаков позволяет сформулировать следующее определение. Государственным  служащим является гражданин РФ, занимающий в установленном федеральным  законодательством и законодательством  субъектов Федерации порядке  включенную в штат должность в структуре государственной администрации (исполнительной, законодательной и судебной власти), имеющий классный чин, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, заключивший с государственным органом служебный контракт (принявший присягу на верность Российской Федерации), осуществляющий от имени государства предоставленные ему функции и полномочия (в том числе и государственно-властные), получающий денежное содержание (заработную плату) и имеющий гарантированный государством социально-правовой статус.

Государственный служащий имеет  определенное правовое положение (правовой статус). Для него определены особые ус-

294

Раздел П. Субъекты административного  права

ловия поступления на государственную службу, прохождения и прекращения службы. Государственный служащий реализует предоставленные ему полномочия и функции как внутри государственной администрации, так и по отношению к внешним субъектам права (гражданам, другим организациям и т. д.). Правовой статус государственных служащих представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, ответственность служащих, установленных законодательством и гарантированных государством. Правовой статус государственных служащих регулируется многими федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ, а также другими нормативными правовыми актами.

В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона «О системе государственной  службы Российской Федерации» правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ, в том числе  ограничения, обязательства, правила  служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта  интересов и служебных споров устанавливаются соответствующим  федеральным законом о виде государственной  службы.

Федеральный закон «О государственной  гражданской службе Российской Федерации» устанавливает следующие элементы правового статуса гражданского служащего: основные права и основные обязанности; ограничения и запреты, связанные с гражданской службой; требования к служебному поведению  гражданского служащего; порядок урегулирования конфликта интересов на гражданской  службе; необходимость представления  сведений о доходах, об имуществе  и обязательствах имущественного характера. Непременными условиями и факторами, влияющими на правовой статус гражданских служащих, являются: поступление на гражданскую службу; заключение служебного контракта; испытание при поступлении на гражданскую службу; изменение существенных условий служебного контракта; отстранение от занимаемой должности гражданской службы; основания и последствия прекращения служебного контракта; персональные данные гражданского служащего и ведение его личного дела; служебное время и время отдыха; прохождение гражданской службы; аттестация гражданских служащих; квалификационный экзамен; оплата труда гражданского служащего; государственные гарантиии на гражданской службе; поощрения и награждения гражданского служащего; служебная дисциплина; дисциплинарная  ответственность и

Информация о работе Государственная должность: понятие и основные черты