Вопрос о
социальном назначении государства
заслуживает внимания еще и
потому, что без такого анализа
невозможно дать более объективную
картину существования государства
на всем его многовековом пути.
Ведь если бы государство было
только «паразитом на теле
человечества», вряд ли появились
бы такие понятия, как патриотизм,
символы государства, защита от
врагов, внутренняя мобилизация
народа, направленная на сохранение
государства в критические моменты
его истории, и т.д. Ведь совершенно
очевидно, что государство нередко осуществляет
меры, отвечающие интересам всего общества,
всех социальных групп, всех слоев населения
(например, организация дорожного строительства,
т.е. налаживание путей сообщения, борьба
со стихийными бедствиями, охрана природы,
обеспечение бесперебойной связи, поддержание
общественного порядка, борьба с преступностью,
поддержание науки, культуры, искусства,
здравоохранения).
Так, разве
можно считать организацию строительства
транссибирской железнодорожной магистрали
(из центра России до Владивостока), начатую
по инициативе императора Александра
III и российского правительства в конце
XIXв., мероприятием, выгодным только
какому-либо одному классу? Это было национально-государственное
мероприятие, без привлечения иностранных
специалистов и капиталов. Вот краткие
оценки этой идеи: строительство железнодорожной
магистрали может положить начало новой
экономической эры для России (английский
экономист А.Колькхун); сибирская железная
дорога откроет новую страницу в развитии
экономики, культуры и общественной жизни
Сибири.30 Кстати, некоторые представители
правящих классов в России были против
этого строительства, по причинам именно
классовым. Ведь если крестьяне станут
уезжать в сибирские новые земли, то цена
земли в европейской части уменьшится;
а если рабочие уедут, чтобы занять открывшиеся
новые рабочие места, то упадет конкуренция
и оставшимся придется повышать заработную
плату (министр внутренних дел И. Дурново).
Давая характеристику
современному государству, невозможно
утверждать, что оно имеет такое
же социальное назначение, как
и 200 – 300 лет тому назад.
Социальная составляющая в процессе
развития государства постоянно
возрастает, особенно в эпоху научно-технической
революции. Этот факт признавал даже непримиримый
по отношению к буржуазному государству
ЦК КПСС.
«В области
экономики капитализм, используя
достижения научно-технической революции,
опираясь на мощный, высокоорганизованный
производственный механизм, стремится
с помощью государства мобилизовать
все ресурсы в общенациональном
масштабе, ускорить темпы экономического
развития, поддерживать сравнительно
высокую эффективность производства»31
Как видим,
здесь признается такая возможность
для современного государства,
как мобилизация ресурсов в
общенациональном масштабе, ускорение
темпов экономического развития.
Таким образом, социальное назначение
современного государства состоит в его
разнообразной, широкой деятельности,
направленной не на решение узкоклассовых
задач, а задач, вытекающих из необходимости
нормального, безконфликтного существования
общества.
Современное государство –
социальный арбитр, орган решения общих
дел, организатор многих важных мероприятий,
без осуществления которых не может нормально
функционировать общество. Одно из первых
мест принадлежит в этой связи закреплению,
обеспечению и защите прав и свобод человека,
экологической безопасности, техническому
прогрессу, здоровью нации, безконфликтному
существованию общества, обеспечению
должного прожиточного уровня людей (минимального
уровня заработной платы, пенсий, пособий),
поддержке науки, культуры, образования,
защите материнства и детства.
Государство
должно препятствовать резкой
дифференциации общества (как это
имело место ранее), чтобы не
допустить острых социальных
конфликтов (в Швеции, например, самый
высокий доход не превышает
4-кратного размера самого низкого
дохода).
Современного
государство выступает субъектом
легализованного принуждения, т.е.
оно должно воздействовать на
те слои населения, группы, отдельные личности,
которые являются общественно опасными.
Его компетентные органы обязаны сдерживать
отклоняющееся, общественно опасное поведение
людей; они осуществляют определенный
социальный контроль за соблюдением законов,
принципов и правил человеческого общежития.32
В заключении
данного вопроса хотелось бы отметить,
что именно разнообразная деятельность
государства в современном мире повлекла
за собой выполнение им новых функций,
совершенно не характерных для предшествующих
исторических эпох. Одной из таких функций
является, к примеру, функция социальная,
наличие которой не пытаются оспаривать
даже самые ортодоксальные сторонники
прежних подходов к оценке деятельности
западных буржуазных государств. Дело
в том, что рынок, в принципе, сам по себе
не содержит экономических и правовых
средств социальной защиты человека. Если
не учитывать это обстоятельство, оно
может привести (и проводит) к социальному
бесправию, серьезным конфликтам в обществе.
Современные государства учитывают этот
недостаток рыночного хозяйства и приводят
активную политику, состоящую в урегулировании
и решении социальных проблем, добиваясь
справедливости в отношениях между предпринимателями,
производителями, потребителями, обеспечивая
интересы малоимущих слов населения, нуждающихся
в социальной поддержке.33
Соотношение общества и
государства.
Общество и
государство, их соотношение —
кардинальная для науки теории
государства и права проблема,
которая, несмотря на ее несомненную
важность и актуальность, изучена
слабо. Долгое время научная
мысль вообще не делала различий
между обществом и государством.
Лишь с наступлением буржуазной
эпохи ученые стали (хотя сначала
только терминологически) разделять
политическое государство и общество,
гражданское общество и правовое
государство, рассматривать некоторые
аспекты их взаимодействия. Марксизм
трактует соотношение общества
и государства главным образом
под углом зрения учения о
базисе и надстройке.
Общество возникло
задолго до государства и длительное
время обходилось без него. Объективная
потребность в государстве появилась
по мере усложнения внутреннего строения
общества (социального расслоения), обострения
в нем противоречий из-за несовпадения
интересов социальных групп и увеличения
числа антиобщественных элементов. Следовательно,
государство пришло на смену отживающей
свой век родовой организации как новая
форма организации изменившегося и усложнившегося
общества. Процесс возникновения государства
был, по-видимому, полусознательным, полустихийным.
Весь опыт
мировой истории доказывает, что
обществу со сложной структурой,
раздираемому противоречиями, имманентна
(внутренне присуща) государственная
организация. В противном случае
ему неизбежно грозит саморазрушение.
Значит, государство есть организационная
форма структурно сложного общества,
которое здесь выступает как
государственно-организованное.
Государство
— социальный институт всего
общества, оно выполняет многие
функции, обеспечивающие жизнедеятельность
последнего. Его основное назначение
заключается в управлении социальными
делами, в обеспечении порядка
и общественной безопасности. Государство
противостоит антисоциальным, разрушительным
силам, а потому само должно быть мощной
организованной силой, иметь аппарат (механизм)
управления и принуждения. Иначе говоря,
по своей глубинной сути государство —
явление общесоциальное и конструктивное,
чем и обусловлена его великая жизнеспособность.
Политическим и классовым оно становится
постепенно, по мере развития в обществе
классов, антагонистических отношений.
С расколом общества на классы, с возникновением
классовых антагонизмов экономически
господствующий класс подчиняет себе
государство. Но и в этих условиях оно
выполняет в определенной мере конструктивно-социальные
функции.
С появлением
государства начинается сложная
и противоречивая история его
взаимодействия с обществом. Как
форма организации общества и
управляющая система государство
выполняет функции в интересах
всего общества, разрешает возникающие
в нем противоречия, преодолевает
кризисные ситуации. Вместе с
тем иногда оно может играть
и деструктивную роль — возвышаться
над обществом, огосударствлять
его, т. е. проникать во все общественные
сферы, сковывать их, ослаблять и разрушать
общественный организм. Но в общем и целом
государство движется вместе с обществом
вперед, постепенно становится более современным
и цивилизованным,, сохраняя при этом относительную
самостоятельность по отношению к обществу.
Именно в
диалектическом единстве определяющего
влияния общества на государство
и относительной самостоятельности
последнего заключена суть противоречивого
их взаимодействия, имеющего принципиальное
методологическое значение. Причем
степень такой самостоятельности
государства в силу многих
причин может колебаться от минимальной
до чрезмерной. Необходимая и разумная
мера ее предопределяется в конечном счете
объективными потребностями каждого исторически
конкретного общества.
Относительная
самостоятельность государства,
его органов естественна, необходима
и социально оправданна. Без нее
не может быть активного и
целеустремленного воздействия
государства, его аппарата на
общество в целом или на
отдельные общественные сферы.
«Понятие "относительная самостоятельность
государства",— подчеркивает
В. В. Лазарев,— призвано оттенить
особенности развития и функционирования
государственных форм в отличие
от форм экономических и социально-культурных.
Это понятие, наконец, призвано
отразить активность государства
во всех сферах общественной
жизни» Самостоятельность государства
проявляется в свободе выбора
при принятии им управленческих
и других актов, при избрании
путей и методов решения встающих
перед обществом задач, при
определении стратегии и тактики
государственной политики.
Существуют
ли пределы самостоятельности
государства по отношению к
обществу? Такие пределы есть, но
они тоже относительны, подвижны
и оценочны. Известно, что у любого
общества имеются многочисленные
объективные потребности. Если
политика государства соответствует
этим потребностям, то ее результаты
будут обществом одобрены. Напротив,
деятельность государства, противоречащая
названным потребностям, может причинить
вред обществу, вызвать в нем
кризисные явления. Сказанное
означает, что государство вышло
за пределы своей самостоятельности,
его политика становится антисоциальной.
Следовательно, самостоятельность государства
уравновешивается, ограничивается контролем
общества за его деятельностью, а также
оценкой этой деятельности.
Отмеченное
касается прежде всего гражданского общества
и правового государства. Гражданское
общество как система социальных, социально-экономических,
социально-политических объединений граждан
(институтов, структур), действующих на
началах самоуправления, и правовое государство,
где государственная власть функционирует
на правовых началах, в рамках закона,
логически и сущностно взаимосвязаны
между собой. Правовое государство самостоятельно
в той мере, в какой оно служит интересам
гражданского общества, которое в свою
очередь стимулирует развитие демократического
государства и осуществляет гибкий контроль
за его деятельностью.
С относительной
самостоятельностью сопряжено воздействие
государства на общество и
общества — на государство.
В этом воздействии ведущая
роль, несомненно, принадлежит обществу,
которое выступает социально-экономической
основой государства, определяющей
его природу, могущество и возможности.
Недемократическим
(неразвитым) обществам соответствуют
и неразвитые государства, мощь
которых сосредоточивается в
исполнительно-принудительных и
карательных органах. Такие государства
нередко обретают силу, значительно
превышающую объективные потребности
общества, получают чрезмерную самостоятельность,
становятся центром политической,
экономической и духовной жизни,
возвышаются над обществом. Всемогущая
бесконтрольная власть здесь
концентрируется в руках диктатора
и его окружения или группы лиц. Так складывались
тиранические диктаторские государства,
а в современную эпоху — авторитарные
и тоталитарные государства.
Демократическому
обществу соответствует демократическое
(развитое) государство, которое обеспечивает
целостность общества, порядок и организованность
общественной жизни на основе Материальных
и моральных стимулов и методов и в котором
полное развитие получают органы и учреждения
конструктивно-созидательного характера.
Цивилизованное
гражданское общество обеспечивает
демократический порядок формирования
важнейших государственных органов,
осуществляет гибкий контроль
за их деятельностью на основе
закона и права, а в конечном счете
ставит на службу себе и человеку весь
созидательный потенциал правового государства.
Воздействие
общества на государство принято
считать прямой связью, а воздействие
государства на общество —
обратной. Многогранное обратное
воздействие развитого государства
на общество — ключевая, но
недостаточно изученная проблема,
главное в которой — соотношение
между сознательным государственно-правовым
регулированием социально-экономической
жизни и стихийным рыночным
саморегулированием.