Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 00:25, дипломная работа
Цели и задачи исследования. Научная цель работы заключается в разработке анализа коллизий и пробелов в качестве проблем правоприменения. Сформулированная цель определили необходимость решения следующих задач, нашедших отражение в структуре работы:
– исследование несогласованностей, возникающих в системе права и в законодательстве;
– анализ исторических предпосылок формирования коллизионного механизма;
– рассмотрение понятия «коллизии норм права», «пробел в праве»;
– изучение способов разрешения коллизий норм права, унификация и корректировка правил преодоления (разрешения) нормативных коллизий, устранения пробельности в праве.
Введение…………………………………………………………..3
1. Коллизии – понятие, сущность, общая характеристика.
Коллизии в праве: понятие, признаки, отличия от смежных категорий………………8
Классификация коллизий правовой нормы………………...24
2. Пробелы в праве – понятие и основные характеристики
Понятие и основные признаки пробелов в праве…………..31
Источники пробелов в праве………………………………...41
3. Устранение пробелов и разрешение коллизий как способ совершенствования процесса правоприменения
Понятие и сущность правоприменения……………………..50
Коллизионная норма как способ разрешения коллизии……61
Заключение………………………………………………………...77
Список использованных источников…………………………….83
Концепция российского процессуального доказывания и правоприменения в российской правовой системе имеет ещё и другой аспект, и в дальнейшем окажет непосредственное влияние на реформирование вне процессуального доказывания.
Право содержит в себе идею удержать социальное равновесие посредством регулирования отношений между людьми. Эффективное действие права как нормативно-регулятивной системы актуализирует вопрос о системообразующих связях и факторах права, к которым относятся, во-первых, формальное соответствие норм права, как элемента системы, критериям системы; во-вторых, обеспеченность реализации правовых норм (материально-технические, организационно-кадровые условия, механизм юридической ответственности); в-третьих, реализация принципов права, к которым относятся – общепризнанные принципы международного права, общие принципы Европейского Сообщества, принципы ратифицированных Россией международных договоров, общеправовые принципы национального права, конституционные принципы, отраслевые принципы; в-четвертых, социальная обусловленность норм права (соответствие содержания правовых норм закономерностям социального развития, готовность лиц к реализации норм права, необходимый уровень их правового воспитания и информированности); в-пятых, точное следование правилам юридической техники при оформлении норм права.
«Правоприменительные
Социальные преобразования обусловили расширение субъектного состава правоприменительных отношений. К основным субъектам правоприменительной деятельности относятся органы государственной власти и их должностные лица, к не основным субъектам правоприменительной деятельности – институты гражданского общества (органы местного самоуправления, специальные общественные объединения). Анализируя опыт расширения субъектного состава правоприменительных отношений посредством включения в него лиц, не обладающих специальными юридическими познаниями (например, в Германии, Великобритании), отмечается положительное влияние указанных нововведений на состояние правоприменительной деятельности данных государств. Вместе с тем, наделение институтов гражданского общества функциями правоприменения в России не способствует упрочению режима законности в правоприменительной деятельности, является фактором воздействия на национальную безопасность РФ.
Современный российский правоприменитель выполняет не только правоприменительные, но иногда и правотворческие функции. Данное положение не соответствует природе правоприменения.
Исследование
Объекты правоприменительных отношений в фактическом смысле могут рассматриваться как деятельность правоприменителей по претворению в жизнь правовых норм. Объекты правоприменительных отношений в юридическом смысле являются правовыми состояниями предмета или явления действительности. Объекты правоприменительных отношений посредством закрепления в законодательстве основных его составляющих определяют объем и пределы правоприменения, характеризует его социальную и юридическую сущность.
Одной из причин дисбаланса правовой системы является недостаточно эффективная экспликация правовой теории на практику, что в значительной мере обусловлено терминологической неопределенностью, обусловленной факторами как объективного, так и субъективного характера. Среди ключевых, наиболее неоднозначно трактуемых понятий выделяются правопонимание, правоприменение и отдельные его виды, взаимодействие правопонимания и правоприменения (системные связи).
Отличительной особенностью современного системного нормативного правопонимания является акцент на действительность и действенность нормы права. В большинстве случаев для приведения в действие всего механизма необходимо затратить определенные ресурсы - материальные, кадровые, информационные.
«В самом общем виде
Сейчас преобладает изучение специфики правоприменения в судебной сфере, при этом многие авторы отождествляют правоприменение с правоохраной и предлагают ограничение правоприменения в правовой жизни общества, что является спорным.
«Относительно понимания правоприменения сложилось несколько подходов, некоторые из них: правоприменение не является особой формой реализации права (П.Е. Недбайло); правоприменение невозможно свести к одной из юридических форм реализации права, поскольку это затрудняет установление способов активной правовой деятельности (Ю.В. Деришев), а также в связи с отсутствием единства в понимании форм реализации права (А.Б. Венгеров)»93. Второе направление понимания правоприменения имеет множество подвидов, поскольку применение права может рассматриваться в социальном, политико-правовом, юридическом, организационном, психологическом, нравственном аспектах. Проведенный анализ юридической литературы показал, что понятие «правоприменение» является собирательным, но как социально-правовое явление внутренне разнородным, поскольку его осуществление возможно в рамках различных форм (характеристика внешних особенностей правоприменительной деятельности) и способов (акцент на внутренней динамике и особенностях средств, используемых правоприменителем для реализации норм права).
Каждое конкретное проявление доказательственной
способности субъекта носит целевую
направленность на подтверждение от
имени государства
Итак, субъект доказывания в отдельных случаях обязан, а по общему правилу – это его право, указать норму необходимую к применению в данном конкретном случае. Соответственно, при таком положении субъект через действие механизма доказывания предлагает правоприменителю конкретную норму права к применению. В этом случае, действие механизма доказывания субъекта охватывает фактическую и юридическую основу дела. Как одна, так и другая, носят для правоприменителя характер рекомендательного абстрактного субъективного понимания спорного факта. Но, тем самым, ставят правоприменителя в рамки соотношения собственного видения спорного факта и его юридической квалификации с мнением субъектов доказывания по данным вопросам.
Тихомиров Ю.А. указывает на ряд несоответствий, с которыми сталкивается конкретный правоприменитель94. Единый «стандарт» права, закреплённый в правовой норме, коллизионен по своей сути, поскольку порожден самим обществом и устанавливает правовые границы для круга лиц, в рамках которых они вольны выбирать в угоду собственным интересам. Эта возможность в рамках законного выбора поведения в обществе и вызывает необходимость правоприменения для обозначения границ дозволенного в поведении в конкретном случае. Субъекты доказывания становятся таковыми либо в нарушение границ закона, либо в силу его различного спорного толкования в рамках границ закона.
Правоприменитель призван определять соответствие смыслу и букве закона, фактического поведения участников общественных отношений в каждом конкретном случае. Норма права играет роль регулятора и охранника общественных отношений. Ввиду чего, вполне логично в каждом проявлении доказывания субъекта привлечение юридического обоснования. В качестве препятствия этому выступает юридическая неграмотность целого круга лиц, допущенных в правоприменительный процесс в качестве субъектов доказывания. На наш взгляд, в российском процессе рано вводить доказывание, только, профессиональных субъектов. Это обусловлено тем, что институты социальной поддержки малообеспеченных слоёв населения и правоприменительный процесс взаимосвязаны. Необходимо создание правовых предпосылок к этому, что позволит осуществить постепенный переход к профессиональному доказыванию субъектов. «Необходимые», вынужденные субъекты доказывания (например, подсудимый в уголовном судопроизводстве) должны приобрести иной процессуально-правовой статус.
Общеизвестно, что спор
субъектов доказывания
Правоприменитель, познающий
доказывание профессионального
субъекта, сочетающего в себе спорный
факт и его юридическую
Нормативизм наиболее объективно выражает инструментальную роль правоприменения. Субъекты правоприменительных отношений могут быть как доминирующими (фактически применяют право), так и не доминирующими (участники отношений). Среди доминирующих субъектов правоприменительной деятельности выделяются по иерархии восходящие и нисходящие. К основным субъектам правоприменительной деятельности относятся органы государственной власти и их должностные лица, к не основным субъектам правоприменительной деятельности – институты гражданского общества (органы местного самоуправления, специальные общественные объединения (например, казачьи общины в отношениях по обеспечению безопасности и правопорядка, Общественная палата и т.д.))95.
Как отмечалось выше, теория
российского процессуального
Адаптирование системы правоприменения к современным правовым реалиям должно способствовать укреплению государственной власти и упорядочению деятельности государственных органов - правоприменителей; · прогностическая функция теории государства и права в теории российского процессуального доказывания и правоприменения выражается в том, что на основе накопленного теоретического материала в сфере правоприменения можно прогнозировать тенденции развития российского доказательственного права и правоприменения. Глобальной общетеоретической проблемой, охватывающей и всю правоприменительную практику, выступает проблема понимания процессуального доказывания в теории государства и права. Разработка доказывания, и в особенности, процессуального доказывания на общетеоретическом уровне позволит правоприменению выйти на качественно иной, новый правовой уровень решения задач по защите прав граждан и государства в целом в Российской Федерации. Теоретическое единство правовых основ процессуального доказывания, провозглашаемое теорией российского процессуального доказывания и правоприменения, призвано разрешить комплекс проблем разобщённого доказательственного права России. Большинство правовых норм рассчитано на непосредственную их реализацию в различных формах в правомерном поведении субъектов права. Но имеются правовые нормы иного рода. Предусмотренные ими права и обязанности по своему характеру не могут возникнуть у конкретных лиц только благодаря их собственному желанию и воле, только благодаря их собственным действиям. Для возникновения таких прав и обязанностей в каждом отдельном случае требуется издание уполномоченным органом государства (судом, административным органом и т.п.) властного индивидуального акта, предписания индивидуального характера, касающегося конкретного лица (приговор, решение суда, акт регистрации брака). Такая деятельность органов государства называется применением права.
Информация о работе Коллизия норм права и способы их разрешения