Коллизия норм права и способы их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 00:25, дипломная работа

Описание работы

Цели и задачи исследования. Научная цель работы заключается в разработке анализа коллизий и пробелов в качестве проблем правоприменения. Сформулированная цель определили необходимость решения следующих задач, нашедших отражение в структуре работы:
– исследование несогласованностей, возникающих в системе права и в законодательстве;
– анализ исторических предпосылок формирования коллизионного механизма;
– рассмотрение понятия «коллизии норм права», «пробел в праве»;
– изучение способов разрешения коллизий норм права, унификация и корректировка правил преодоления (разрешения) нормативных коллизий, устранения пробельности в праве.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..3
1. Коллизии – понятие, сущность, общая характеристика.
Коллизии в праве: понятие, признаки, отличия от смежных категорий………………8
Классификация коллизий правовой нормы………………...24
2. Пробелы в праве – понятие и основные характеристики
Понятие и основные признаки пробелов в праве…………..31
Источники пробелов в праве………………………………...41
3. Устранение пробелов и разрешение коллизий как способ совершенствования процесса правоприменения
Понятие и сущность правоприменения……………………..50
Коллизионная норма как способ разрешения коллизии……61
Заключение………………………………………………………...77
Список использованных источников…………………………….83

Файлы: 1 файл

Коллизия норм права и способы их разрешения.doc

— 582.00 Кб (Скачать файл)

Все государственные  органы и должностные лица в сфере своей компетенции занимаются правоприменительной деятельностью. И в целом все государственные функции (от правоустановления до правоприменения) осуществляются (и должны осуществляться) в виде правоприменительной деятельности государственных органов и должностных лиц, в форме реализации их компетенции. В совокупности таких правоприменительных (правореализующих) действий реально проявляется правовая природа государства. Вместе с тем именно совокупность правоприменительных действий наглядно демонстрирует правовую форму и правовой характер деятельности государства в реальной действительности.

В правоприменительной  деятельности реальное состояние действующего права и реальное состояние существующего  государства выражены в их неразрывном  единстве. Поэтому качество правоприменительной деятельности является самым надежным и достоверным критерием для оценки сложившейся правовой и государственной действительности.

В правоприменительной  деятельности действия государственного органа (или должностного лица) по реализации им своей компетенции обусловлены и продиктованы его обязанностями и правами по разрешению конкретного правового дела. Содержанием такого правового дела может быть любой юридически значимый вопрос, разрешение которого, согласно действующему праву, требует участия компетентного государственного органа, его действий и решений.

В одних случаях, когда  речь идет о правонарушениях, правоприменительная  деятельность направлена на пресечение противоправных действий, надлежащее рассмотрение совершенного правонарушения, привлечение правонарушителя к ответственности и принятие компетентным государственным органом соответствующего решения (в виде, например, приказа директора о выговоре, решения суда о возмещении ущерба, приговора по уголовному делу и т.д.).

 

 

 3.2 Коллизионная норма как способ разрешения коллизии

 

Как указывалось  ранее, коллизионная норма – норма права, указывающая на необходимость применения права (закона) того или иного государства в конкретном правоотношении. Коллизионная норма состоит из двух элементов – объёма (указание на круг отношений, к которым эта норма применяется) и привязки (обозначает, какое право (закон) следует применить.

Коллизионная норма  регулирует общественное отношение  совместно с материальной. Исходя из этого, отношения, подпадающие под регулирование коллизионных норм (в связи с другими), можно назвать опосредованным предметом регулирования. В этой связи коллизионные правила призваны разрешить конфликтные отношения между нормами. Таким образом, непосредственным предметом указанной группы норм являются действия правоприменителя по выбору и применению конкретных правовых норм к конкретным ситуациям. Специфика предмета коллизионных норм состоит, во-первых, в том, что данная группа норм регулирует общественные отношения в связи с другими материальными нормами (опосредованный предмет), и, во-вторых, коллизионные нормы самостоятельно регламентируют поведение людей, в частности действия правоприменителя (непосредственный предмет).

В юридической науке  по вопросу структуры коллизионной нормы единого мнения нет. Анализ литературы показывает96, что одни авторы в коллизионной правовой системе выделяют три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию. Другие ученые полагают97, что данная юридическая норма состоит из двух частей – гипотезы и диспозиции. Вопрос структуры коллизионной нормы является составной частью более широкой проблемы – структуры правовой нормы вообще, которая в настоящее время, к сожалению, не получила единообразного решения. Представляется, что деление нормы права на три элемента – гипотезу, диспозицию, санкцию – имеет в большей степени теоретический интерес, трехэлементная модель нормы более необходима для осмысления функциональной роли нормы права.

Те последствия, которые  связываются с нарушением регламента действия коллизионной нормы, должны признаваться не санкциями коллизионной нормы, а санкциями материальных норм, подлежащих применению в соответствии с коллизионным правилом. Особенность содержания коллизионных норм проявляется в том, что они очерчивают круг тех отношений, к которым привязывается конкретная юридическая норма. Специфика их структуры в том, что они состоят из двух компонентов: гипотезы и диспозиции. Выделение же санкции излишне, поскольку она служит (исходя из ее специализации) способом устранения столкновений норм права. Юридические последствия невыполнения установлений норм обеспечиваются самостоятельными нормативно-правовыми предписаниями.

Не умаляя значение темпоральных коллизионных правил, следует признать, что хронологические критерии преодоления  коллизий всегда должны иметь подчиненное значение не только к формально-юридическим, но и доктринальным критериям. Темпоральные критерии носят в основном вспомогательный, компенсационный характер при разрешении коллизий в правоприменительной практике. Темпоральные правила применимы в последнюю очередь, когда исчерпаны иные способы разрешения нормативного спора.

Задача пространственных коллизионных норм – устранение терри-ториальных столкновений юридических предписаний, возникающих вследствие «протяженности» фактического обстоятельства. Вопросы коллизий норм, появляющиеся в результате протяженности общественных отношений, подпадающих под юридическую регламентацию, пока в законодательстве полностью не решены. Примером тому могут служить многочисленные работы юристов98 по проблемам квалификации длящихся и продолжаемых преступлений, определения природы транснациональных гражданских договоров. В то же время особая острота и нехватка территориальных коллизионных предписаний наиболее ощущалась в период существования Союза ССР в связи с действием самостоятельных уголовно-правовых и гражданско-правовых законов самостоятельных союзных республик. В Российской Федерации, на территории которой провозглашено единство социального и экономического пространства, проблема пространственных коллизий актуальна для сфер законодательства, отнесенного к ведению субъектов РФ и совместному ведению РФ и субъектов.

Самостоятельной разновидностью коллизионных правовых предписаний  являются нормы, которые условно  можно назвать иерархическими. Назначение этих норм сводится к устранению коллизий, возникающих между правовыми нормами разной юридической силы, т.е. данная подгруппа коллизионных предписаний поддерживает субординационные отношения внутри правовой системы. Основные правила решения коллизий по вертикали, то есть между федеральным законом и правовыми актами субъектов федерации, содержит Конституция РФ. Эти правила основаны на принципе верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории страны (статья 4, часть 2). Отсюда следует, что в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта федерации действует федеральный закон (статья 76, часть 5). Единственное исключение из этого правила – когда федеральный закон противоречит нормативному правовому акту субъекта федерации, изданному в рамках его исключительной компетенции (статья 73); в этом случае действует нормативный правовой акт субъекта федерации. Споры, возникающие в случаях коллизий по вертикали, предмет которых отнесен к ведению федерации или совместному ведению федерации и ее субъектов, решает Конституционный Суд РФ.

Конституция РФ содержит еще одну важную коллизионную норму: если международным договором  РФ установлены иные правила, чем  предусмотренные национальным законом, применяются правила международного договора (статья 15, часть 4).

Федеральное коллизионное право - в федеративных государствах - совокупность юридических правил, определяющих:

           – какой из двух конкурирующих законов сильнее и должен действовать в том случае, если они противоречат друг другу;

 – какой закон должен быть применен в конкретной ситуации, если она может подпасть под действие нескольких законовВажная часть федерального коллизионного права – коллизионные нормы, определяющие, закон какого из двух или нескольких субъектов федерации должен быть применен по конкретному делу. В мировой практике в различных отраслях права, прежде всего, в гражданском, сложился целый ряд принципов (так называемых коллизионных привязок), на основе которых решается этот вопрос, например, в имущественных спорах применяется закон места совершения сделки, закон места нахождения имущества. Для конституционного права важны, в частности, привязки, определяющие, какой закон применяется к иностранцу – национальный или закон местожительства.

Имеются следующие правила разрешения коллизий законов:

1) Если нормативные  акты противоречат друг другу,  применяется нормативный акт,  обладающий большей юридической  силой. Кодифицированный закон  (кодекс / основы законодательства) имеет большую юридическую силу, чем закон.

В Российской Федерации принят следующий реестр вступивших в силу актов в порядке убывания их юридической силы:

А) Акты федерального уровня, изданные по вопросам компетенции РФ:

  1. Конституция РФ.
  2. Международные договоры РФ.
  3. Кодексы и основы законодательства РФ.
  4. Федеральные конституционные законы РФ.
  5. Федеральные законы РФ.
  6. Акты (кроме законов) палат Федерального Собрания РФ. Указы и распоряжения Президента РФ.
  7. Постановления Правительства РФ. Нормативные правовые акты Центрального банка РФ, изданные по вопросам его компетенции.
  8. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти РФ (кроме Правительства РФ) - ведомственные нормативные акты.
  9. Нормативные акты иных федеральных организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право издания общеобязательных нормативных актов.

Б) Акты регионального  уровня, изданные по вопросам компетенции  субъекта РФ:

  1. Конституция субъекта РФ.
  2. Кодексы и законы субъекта РФ.
  3. Акты (кроме законов) палат законодательного собрания субъекта РФ. Указы и распоряжения президента субъекта РФ.
  4. Постановления правительства субъекта РФ.
  5. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъекта РФ (кроме правительства субъекта РФ) – региональные ведомственные нормативные акты.
  6. Нормативные акты иных организаций субъекта РФ, которым в соответствии с законодательством предоставлено право издания общеобязательных нормативных актов.

В) Акты муниципального уровня, изданные по вопросам компетенции  муниципального образования:

  1. Устав муниципального образования (МО).
  2. Законы МО.
  3. Акты (кроме законов) палат городского законодательного собрания. Указы и распоряжения мэра.
  4. Постановления мэрии.
  5. Нормативные правовые акты иных муниципальных органов (кроме мэрии).

Г) Акты корпоративного уровня

  1. Протоколы собраний владельцев (акционеров, собственников...);
  2. Договора с третьими лицами (предприятия, персонал);
  3. Внутрифирменные документы (приказы, инструкции, регламенты) 

Возникновение субординационных коллизий обусловлено исключительно  субъективными причинами, выражающимися в нарушении компетенции нормотворческими органами различного уровня

Коллизия между общей  и специальной (а также исключительной) нормами права представляет собой  конфликтное отношение действующих  одновременно и на одной территории предписаний равной юридической силы, возникающее в результате частичного совпадения объемов регулирования и обусловленное спецификой регламентирования общественных отношений. Для устранения коллизий между общими и специальными правовыми нормами практикой выработано специальное коллизионное правило: lex speciali legi generali (специальный закон отменяет действие общего).

В то же время в правовой литературе в большинстве случаев содержательный коллизионный принцип не конкретизируется, что е совсем верно и требует существенного уточнения. Lex speciali legi generali безотказно действует при конфликтном состоянии однопорядковых отраслевых норм. Данное правило более подходит для разрешения в правоприменительной практике содержательных споров в рамках одного нормативного акта. Однако спорное соотношение общих и специальных норм чаще наблюдается в нормативных актах различной отраслевой принадлежности. Поэтому необходимо оговориться, что содержательный критерий преодоления коллизий действует в рамках спора норм одной отраслевой принадлежности (одного нормативного акта). При обнаружении содержательного спора норм различной отраслевой принадлежности правило о приоритете специальных норм должно дополняться предметным критерием, под которым автор настоящего дипломного исследования понимает специализированную, основную сферу общественных отношений, подлежащих регулированию нормой правового акта.

В текущем законодательстве невозможно найти коллизии, которые характеризовались  бы одним признаком или подпадали  под одно классификационное основание. Для всех характерно наличие комплекса признаков, определяющих конфликтное состояние норм права. Процедура разрешения коллизии – это мыслительный процесс субъекта правоприменительной деятельности, сообразующего возможные правила преодоления нормативного спора к конкретной выявленной проблеме правоприменения. Эффективно реализовать коллизионный механизм возможно только в условиях верного определения круга коллизионных правил и принципов субъектом правоприменения. Поэтому в практический оборот предлагается введение понятия «объем коллизии». Под объемом коллизии следует понимать совокупность характеристик спорного состояния конфликтующих норм права с целью применения правоприменительным органом комплекса мер по разрешению коллизии. Другими словами, при обнаружении коллизии необходимо провести своеобразную квалификацию состояния конфликтующих норм. Определение объема коллизии может в конечном итоге составить методологическую базу коллизионного механизма, так как установление данной характеристики нормативного спора выполняет обобщающую функцию, упрощает и унифицирует методологическую основу коллизионных действий субъекта правоприменительного процесса.

Информация о работе Коллизия норм права и способы их разрешения