Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:10, курс лекций
Страна, общество, государство. Эти три явления существенно отличаются друг от друга (страна — понятие географическое, общество — социологическое, государство — политическое) и вместе с тем они взаимосвязаны. Государство — универсальная организация населения страны, возникающая на определенном этапе развития общества.
ТЕМА 2. ГОСУДАРСТВО КАК УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА
2.1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административно-территориальное деление
2.2. Государственная власть и государственное управление
2.3. Государственный аппарат и государственная служба
ТЕМА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ЧЕЛОВЕК, КОЛЛЕКТИВ, ОБЩЕСТВО
3.1. Государственное управление и человек
3.2. Государственное управление и коллектив
3.3. Государственное управление и общество
ТЕМА 4. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ УРОВНИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
4.1. Территория, население и управление
4.2. Общегосударственное управление
4.3. Государственное управление, административно-территориальные единицы и муниципальные образования
ТЕМА 5. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
5.1. Функции государства
5.2. Государственное управление в сфере экономики
5.3. Государственное управление в сфере социальных отношений
5.4. Государственное управление в административно-политической сфере
5.5. Государственное управление в сфере культуры и духовной жизни общества
5.6. Государственное управление и сфера личной жизни человека
5.7. Межотраслевое государственное управление
ТЕМА 6. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
6.1. Роль главы государства в управлении государством.
6.2. Полномочия и деятельность президента Украины .
6.3. Досрочное освобождение президента Украины от должности и его ответственность.
ТЕМА 7. ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
7.1. Роль законодательной власти в управлении государством
7.2. Структура, полномочия и порядок деятельности украинского парламента
7.3. Законодательный процесс
7.4. Формы парламентского контроля
ТЕМА 8. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
8.1. Роль органов исполнительной власти в управлении государством
8.2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства Украины
8.3. Полномочия правительства Украины и его деятельность
8.4. Ответственность правительства Украины
ТЕМА 9. ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
9.1. Роль судебной власти в управлении государством
9.2. Судебная система в Украине
9.3. Конституционные принципы правосудия
ТЕМА 10. ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
10.1. Место и роль прокуратуры в управлении государством
10.2. Прокурорский надзор
ТЕМА 11. МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
11.1. Понятия муниципального образования и местного самоуправления
11.2. Основы местного самоуправления
ТЕМА 12. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ, ПОЛНОМОЧИЯ И КОМПЕТЕНЦИЯ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
12.1. Предметы ведения
12.2. Полномочия муниципального образования и компетенция органов местного самоуправления
ТЕМА 13. ОРГАНИЫ И ДОЛЖНОСТИЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
13.1. Роль органов и должностных лиц местного самоуправления в обществе
13.2. Представительные органы местного самоуправления
13.3. Выборные должностные лица местного самоуправления
13.4. Исполнительные органы местного самоуправления
13.5. Муниципальная служба
ТЕМА 14. ИНСТИТУТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
14.1. Муниципальные выборы
14.2. Досрочный отзыв депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления избирателями
14.3. Местный референдум
14.4. Общие собрания (сходы) граждан
14.5. Народная правотворческая инициатива
14.6. Индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы и к должностям лицам местного самоуправления
14.7. Территориальное общественное самоуправление
14.8. Новый Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Украине»
ТЕМА 15. КОРПОРАТИВНАЯ ВЛАСТЬ И ЭЛЕМЕНТЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ДОБРОВОЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
15.1. Понятие и виды добровольных объединений
15.2. Общие принципы управления в добровольных объединениях
15.3. Управление в общественных объединениях
15.4. Управление в общественно-хозяйственных объединениях
15.5. Управление в хозяйствующих обществах, имеющих целью извлечение прибыли
15.6. Управление в религиозных объединениях
ТЕМА 16. ЭЛЕМЕНТЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕСТВЕ
ТЕМА 17. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ПУБЛИЧНОМ УПРАВЛЕНИИ
17.1. Правонарушения и ответственность
17.2. Ответственность государственных и муниципальных организаций, органов, должностных лиц за правонарушения в сфере публичного управления
17.3. Ответственность негосударственных организаций, органов, лиц, не находящихся на государственной или муниципальной службе, за правонарушения в сфере публичного управления
17.4. Правонарушения и ответственность при осуществлении международной публичной власти
Народные заседатели этих судов по представлению председателя Верховного Суда Республики Крым, областного, Киевского и Севастопольского городских судов в необходимом количестве избираются соответственно Верховным Советом Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городскими Советами народных депутатов сроком на пять лет.
Количественный
состав Верховного суда Республики Крым,
областного, Киевского и Севастопольского
городских судов
Состав Верховного Суда Республики Крым, областного, Киевского и Севастопольского городских судов
Верховный Суд Республики Крым, областной, Киевский и Севастопольский городские суды действуют в составе:
1) президиума суда;
2) судебной коллегии по гражданским делам;
3) судебной коллегии по уголовным делам.
Порядок избрания межобластного суда
Межобластной суд избирается Верховной Радой Украины сроком на десять лет в составе председателя, заместителя председателя и судей. Народные заседатели межобластного суда избираются Верховной Радой Украины сроком на пять лет по представлению председателя этого суда.
Количественный состав межобластного суда устанавливается Президиумом Верховной Рады Украины по представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда Украины.
Полномочия Верховного Суда Республики Крым, областного, Киевского и Севастопольского городских судов
Верховный Суд Республики Крым, областной, Киевский и Севастопольский городские суды:
рассматривает в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
осуществляя надзор за судебной деятельностью районных (городских) межрайонных (окружных) судов, также изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику;
осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Полномочия межобластного суда
Межобластной суд является судом первой инстанции и в пределах своих полномочий рассматривает на особо режимных объектах, расположенных на территории Украины, все гражданские и уголовные дела, а также дела об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством Украины.
Президиум Верховного Суда Республики Крым, областного, Киевского и Севастопольского городских судов
Президиум Верховного Суда Республики Крым, областного, Киевского и Севастопольского городских судов образуется в составе председателя, заместителей председателя и судей в количестве, определяемом Президиумом Верховного Совета Украины по представлению Председателя Верховного Суда Украины и Министра юстиции Украины.
Состав президиумов этих судов утверждается Президиумом Верховного Совета Украины.
Участие прокурора Республики Крым, прокурора области, городов Киева и Севастополя в заседании президиума Верховного Суда Республики Крым, областного, Киевского и Севастопольского городских судов при рассмотрении судебных дел обязательно.
Полномочия президиума Верховного Суда Республики Крым, областного, Киевского и Севастопольского городских судов
Президиум Верховного Суда Республики Крым, областного, Киевского и Севастопольского городских судов:
1) в пределах
своих полномочий
2) утверждает по представлению председателя суда состав судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам;
3) рассматривает
материалы изучения и
4) заслушивает
отчеты председателей судебных
коллегий о деятельности коллег
5) оказывает помощь районным (городским), межрайонным (окружным) суд правильном применении законодательства.
6) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Порядок работы президиума Верховного Суда Республики Крым, областного, Киевского и Севастопольского городских судов
Заседание президиума Верховного Суда Республики Крым, областного, Киевского и Севастопольского городских судов проводятся не реже двух раз в месяц.
Заседание президиума правомочно при наличии большинства членов президиума.
Постановления президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума, участвующих в голосовании.
Постановления президиума подписываются председателем суда.
Судебные коллегии Верховного Суда Республики Крым, областного, Киевского и Севастопольского городских судов.
Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам утверждается президиумом Верховного Суда Республики Крым, областного, Киевского и Севастопольского городских судов из числа судей соответствующего суда. Судебные коллегии возглавляют заместители председателя суда.
Председатель Верховного Суда Республики Крым, областного, Киевского и Севастопольского городских судов в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.
Полномочия судебных коллегий Верховного Суда Республики Крым, областного, Киевского и Севастопольского городских судов
Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Крым, областного, Киевского и Севастопольского городских судов рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.
Председатель Верховного Суда Республики Крым, областного, Киевского и Севастопольского городских судов
Председатель Верховного Суда Республики Крым, областного, Киевского и Севастопольского городских судов:
1) может председательствовать
в судебных заседаниях
2) приносит в
пределах и порядке,
3) в случаях
и порядке, установленных
4) организует
работу по изучению и
5) созывает президиум суда и вносит на рассмотрение президиума вопросы, требующие ее решения; председательствует на заседаниях президиума;
6) информирует
соответственно Верховный
7) распределяет
обязанности между
8) организует
работу по повышению
9) руководит организацией работы судебных коллегий; руководит работой аппарата суда;
10) ведет личный
прием, организует работу суда
по приему граждан и
11) совместно
с Министром юстиции
12) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Заместители председателя Верховного Суда Республики Крым, областного, Киевского и Севастопольского городских судов
Заместители председателя Верховного Суда Республики Крым, областного, Киевского и Севастопольского городских судов, которые являются одновременно председателями судебных коллегий суда:
1) председательствуют
в судебных заседаниях
2) образуют состав
суда для рассмотрения дел
в судебных заседаниях
3) осуществляют
руководство работой соответств
4) представляют
президиуму Верховного Суда
5) осуществляют
в соответствии с
6) ведут личный прием граждан;
7) осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.
В случае отсутствия председателя Верховного Суда Республики Крым, областного, Киевского и Севастопольского городских судов его права и обязанности осуществляет по его поручению один из заместителей председателя суда.
Военные суды
Задача военных судов
Военные суды осуществляют
правосудие в Вооруженных Силах
Украины и других воинских формированиях,
предусмотренных законодательст
Деятельность
военных судов направлена на охрану
от любых посягательств
Образования военных судов
В Украине образуются военные суды гарнизонов, регионов и ВМС.
Военный суд гарнизона образуется на территории, на которой расположен один или несколько военных гарнизонов.
Порядок избрания и состав военных судов
Судьи военных судов избираются Верховной Радой Украины сроком на десять лет. Судьи, которые впервые прошли конкурсный отбор, избираемых сроком на пять лет.
Судьями военных судов могут быть граждане Украины, которые отвечают требованиям, установленным статьей 7 Закона Украины "О статусе судей" (2862-12), находящихся на военной службе и имеют воинское звание офицерского состава.
Военный суд гарнизона избирается в составе председателя, заместителя председателя и судей.
Военный суд региона, Военно-морских Сил избирается в составе председателя, заместителя (заместителей) председателя и судей.
Количество
судей в военных судах
Количество народных заседателей по каждому военному суду определяется председателем военного суда региона, Военно-морских Сил по согласованию с военным командованием.
Порядок избрания народных заседателей военных судов
Народные заседатели военных судов избираются открытым
голосованием на собраниях военнослужащих воинских частей сроком на пять лет из числа граждан Украины, находящихся на военной службе и достигшие 25-летнего возраста.
При осуществлении правосудия народные заседатели военных судов пользуются всеми правами судьи.
Порядок проведения собраний военнослужащих определяется Министерством юстиции Украины по согласованию с Министерством обороны Украины.
Народные заседатели, которые не оправдали оказанное доверие, могут быть отозваны собраниями военнослужащих, которые их избрали.
Полномочия военных судов
Военные суды рассматривают:
1) дела о всех
преступлениях, совершенных
2) все дела о шпионаже;
3) дела о преступлениях
против установленного порядка
несения службы, совершенных лицами
начальствующего состава
4) дела о преступлениях, совершенных определенными категориями лиц, определяемых законодательством Украины;