Лекции по "Публичное администрирование"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:10, курс лекций

Описание работы

Страна, общество, государство. Эти три явления существенно отличаются друг от друга (страна — понятие географическое, общество — социологическое, государство — политическое) и вместе с тем они взаимосвязаны. Государство — универсальная организация населения страны, возникающая на определенном этапе развития общества.

Содержание работы

ТЕМА 2. ГОСУДАРСТВО КАК УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА
2.1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административно-территориальное деление
2.2. Государственная власть и государственное управление
2.3. Государственный аппарат и государственная служба
ТЕМА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ЧЕЛОВЕК, КОЛЛЕКТИВ, ОБЩЕСТВО
3.1. Государственное управление и человек
3.2. Государственное управление и коллектив
3.3. Государственное управление и общество
ТЕМА 4. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ УРОВНИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
4.1. Территория, население и управление
4.2. Общегосударственное управление
4.3. Государственное управление, административно-территориальные единицы и муниципальные образования
ТЕМА 5. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
5.1. Функции государства
5.2. Государственное управление в сфере экономики
5.3. Государственное управление в сфере социальных отношений
5.4. Государственное управление в административно-политической сфере
5.5. Государственное управление в сфере культуры и духовной жизни общества
5.6. Государственное управление и сфера личной жизни человека
5.7. Межотраслевое государственное управление
ТЕМА 6. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
6.1. Роль главы государства в управлении государством.
6.2. Полномочия и деятельность президента Украины .
6.3. Досрочное освобождение президента Украины от должности и его ответственность.
ТЕМА 7. ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
7.1. Роль законодательной власти в управлении государством
7.2. Структура, полномочия и порядок деятельности украинского парламента
7.3. Законодательный процесс
7.4. Формы парламентского контроля
ТЕМА 8. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
8.1. Роль органов исполнительной власти в управлении государством
8.2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства Украины
8.3. Полномочия правительства Украины и его деятельность
8.4. Ответственность правительства Украины
ТЕМА 9. ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
9.1. Роль судебной власти в управлении государством
9.2. Судебная система в Украине
9.3. Конституционные принципы правосудия
ТЕМА 10. ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
10.1. Место и роль прокуратуры в управлении государством
10.2. Прокурорский надзор
ТЕМА 11. МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
11.1. Понятия муниципального образования и местного самоуправления
11.2. Основы местного самоуправления
ТЕМА 12. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ, ПОЛНОМОЧИЯ И КОМПЕТЕНЦИЯ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
12.1. Предметы ведения
12.2. Полномочия муниципального образования и компетенция органов местного самоуправления
ТЕМА 13. ОРГАНИЫ И ДОЛЖНОСТИЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
13.1. Роль органов и должностных лиц местного самоуправления в обществе
13.2. Представительные органы местного самоуправления
13.3. Выборные должностные лица местного самоуправления
13.4. Исполнительные органы местного самоуправления
13.5. Муниципальная служба
ТЕМА 14. ИНСТИТУТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
14.1. Муниципальные выборы
14.2. Досрочный отзыв депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления избирателями
14.3. Местный референдум
14.4. Общие собрания (сходы) граждан
14.5. Народная правотворческая инициатива
14.6. Индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы и к должностям лицам местного самоуправления
14.7. Территориальное общественное самоуправление
14.8. Новый Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Украине»
ТЕМА 15. КОРПОРАТИВНАЯ ВЛАСТЬ И ЭЛЕМЕНТЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ДОБРОВОЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
15.1. Понятие и виды добровольных объединений
15.2. Общие принципы управления в добровольных объединениях
15.3. Управление в общественных объединениях
15.4. Управление в общественно-хозяйственных объединениях
15.5. Управление в хозяйствующих обществах, имеющих целью извлечение прибыли
15.6. Управление в религиозных объединениях
ТЕМА 16. ЭЛЕМЕНТЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕСТВЕ
ТЕМА 17. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ПУБЛИЧНОМ УПРАВЛЕНИИ
17.1. Правонарушения и ответственность
17.2. Ответственность государственных и муниципальных организаций, органов, должностных лиц за правонарушения в сфере публичного управления
17.3. Ответственность негосударственных организаций, органов, лиц, не находящихся на государственной или муниципальной службе, за правонарушения в сфере публичного управления
17.4. Правонарушения и ответственность при осуществлении международной публичной власти

Файлы: 1 файл

ПУ.doc

— 3.06 Мб (Скачать файл)

— состоянием финансовой дисциплины, учета и отчетности, выполнением государственных контрактов и обязательств перед бюджетом, надлежащим и своевременным возмещением  вреда, причиненного государству;

— использованием и охраной земель, лесов, недр, воды, атмосферного воздуха, растительного  и животного мира и других природных  ресурсов;

— охраной памятников истории и культуры, сохранением  жилого фонда;

— соблюдением  производителями продукции стандартов, технических условий и иных требований, связанных с ее качеством и сертификацией;

— соблюдением  санитарных и ветеринарных правил, сбором, утилизацией и захоронением промышленных, бытовых и других отходов, соблюдением правил благоустройства;

— соблюдением архитектурно-строительных норм, правил и стандартов;

— соблюдением  правил торговли, бытового, транспортного, коммунального обслуживания, законодательства о защите прав потребителей;

— соблюдением законодательства по вопросам науки, языка, рекламы, образования, культуры, здравоохранения, материнства и детства, семьи, молодежи и несовершеннолетних, социальной защиты населения, физической культуры и спорта;

— охраной труда, своевременной и не ниже определенного  государством минимального размера  оплатой труда;

— соблюдением  общественного порядка, правил технической  эксплуатации транспорта и дорожного  движения;

— соблюдением  законодательства о государственной  тайне и информации.

Главы местных  государственных администраций  единолично принимают решения путем  издания распоряжений и несут  за них ответственность по действующему законодательству. Нормативно-правовые акты этих органов подлежат государственной  регистрации в соответствующих органах юстиции и с этого момента вступают в силу. Акты, касающиеся прав и обязанностей граждан или имеющие общий характер, подлежат обнародованию и вступают в силу не раньше, чем с момента обнародования.

 

8.4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ПРАВИТЕЛЬСТВА УКРАИНЫ

Члены Кабинета Министров Украины, руководители центральных органов иисполнительной власти не вправе совмещать свою служебную деятельность с другой работой, кроме преподавательской, научной и творческой во внерабочее время, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета предприятия, имеющего целью получение прибыли.

Должностные лица министерств, других центральных органов  исполнительной власти несут уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность согласно закону.

Ущерб, причиненный  незаконными решениями, действиями или бездеятельностью должностных лиц министерств, других центральных органов исполнительной власти при осуществлении ими своих полномочий, возмещается за счет государства в порядке, определенном законом.

Государство имеет право обратного требования (регресса) к должностным лицам министерств, других центральных органов исполнительной власти, причинивших вред, в размерах и порядке, определенных законодательством.

 

ГЛАВА 9.

ОРГАНЫ  СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ

 

9.1. РОЛЬ  СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В УПРАВЛЕНИИ  ГОСУДАРСТВОМ

В разных странах, действует множество различных  юридических органов: органы расследования, прокуратура, адвокатура, нотариат и др. Некоторые из них могут быть только государственными (например, прокуратура), другие имеют и государственный, и частный характер (государственные и частные нотариусы). Адвокатура является самоуправляемой общественную организацию. Особое место среди юридических органов занимает суд. Есть общественные товарищеские суды, третейские суды, церковные дела рассматривают епархиальные суды (в епископских округах) и Священный синод. Однако главную роль в обществе играют государственные суды, которые имеют особую ветвь государственной власти - судебную власть. Остальные юридические учреждения и юристы такой властью не обладают. Они либо в той или иной форме сотрудничают с судами, либо входят в подчиненный им аппарат (секретари судебных заседаний, канцелярия суда и др.).

Судебная власть существенно отличается от законодательной и исполнительной. Суд не создает общих правил поведения (законов), как это делает парламент (исключением является лишь прецеденты в странах англосаксонского права), он не занимается исполнительной деятельностью. Власть суда носит конкретный характер. Действуя в особой процессуальной форме (ее значение подчеркивается тем, что нарушение формы процесса может повлечь за собой отмену решения суда, которое в принципе правильно по сути), суд рассматривает и решает конкретные дела: уголовные, в которых он оценивает доказательства совершения преступления и выносит приговор ; гражданские, в которых решает имущественный или иной спор между сторонами (физическими и юридическими лицами); административные (как правило, споры между гражданами и органами управления); трудовые (споры между работодателями и работниками) и др. Принимая решение по таким делам, суд решения 'связывает конфликты в обществе, используя государственную власть. Он осуществляет правосудие, обеспечивает господство права, принимая решение в соответствии с законом и внутренним убеждением, сложившихся в судьи, судебной коллегии в процессе рассмотрения дела.

 Государственная  судебная власть принадлежит  не судебному учреждению как  такого, который включает штатный  персонал судей, секретарей, работников канцелярии (а в некоторых зарубежных странах - судебных следователей (следственных судей) и прокуроров). Она осуществляется также не судебным органом в целом (например, районным судом), а судебным присутствием, судебным заседанием. Она осуществляется единолично судьей (при рассмотрении незначительных правонарушений) или судебной коллегией, но обязательно действующими в судебном процессе, в форме особой процедуры. Коллегия может состоять из профессиональных судей (не менее трех) или одного или нескольких судей и определенного числа заседателей (ассизов во Франции, шеффенов в Германии) или присяжных заседателей (от пяти-шести до 24 в разных странах). Гражданские иски рассматриваются обычно коллегией профессиональных судей (мелкие иски - одним судьей), хотя в некоторых штатах США и в гражданских делах участвуют присяжные заседатели. Заседатели или присяжные заседатели входят в состав суда при рассмотрении существенных уголовных дел, а при рассмотрении дел, влекущих суровое наказание, участвует более широкий состав присяжных (во Франции - три судьи и девять заседателей, в США - один судья и в некоторых штатах по 24 присяжных). Заседатели имеют равные права с судьей, участвуя в постановлении решения, определении наказания. Присяжные принимают только решение о виновности (невиновности) и о смягчающих вину обстоятельств (в некоторых странах), а наказание назначает судья. Он же выносит решение и по гражданскому иску, если дело рассматривается с участием присяжных заседателей (США, Швеция и др.).

 

9.2.СУДОВА  СИСТЕМА В УКРАИНЕ

Согласно закону Украинской ССР "О судоустройстве" от 5 июня 1981 года № 2022-Х с изменениями, внесенными Законами 2464-12 от 17.06.92, 4017-12 от 24.02.94 суды Украины состоят из следующих судов: Верховный Суд  Украины , Верховный Суд Республики Крым, областные, Киевский и Севастопольский городские суды, межобластной суд, межрайонные (окружные), районные (городские) суды и военные суды регионов, Военно-морских Сил и гарнизонов составляют судебную систему общих судов Украины.

Образования районного (городского) суда

Районный (городской) суд образуется в районе, городе (кроме городов районного подчинения), районе в городе.

Межрайонный (окружной) суд

Для обеспечения  коллегиального рассмотрения судебных дел районными (городскими) судами, к которым избран недостаточное количество судей, образуются межрайонные (окружные) суды, в которые может входить несколько районных (городских) судов. Межрайонные (окружные) суды образуются Верховной Радой Украины.

Межрайонный (окружной) суд рассматривает дела в составе трех судей районных (городских) судов.

Порядок избрания судей районного (городского) суда

Судьи районных (городских) судов избираются соответственно Верховным Советом Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской  городскими Советами народных депутатов сроком на десять лет. Судьи, которые впервые прошли конкурсный отбор, избираемых сроком на пять лет.

Состав районного (городского) суда

Районные (городские) суды избираются в составе нескольких или одного судьи.

Председатель  районного (городского) суда и его заместитель из числа избранных судей утверждаются соответственно Верховной Радой Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими Советами по общему представлению Председателя Верховного Суда Республики Крым и Министра юстиции Республики Крым, председателя областного, Киевского и Севастопольского городских судов и начальника управления юстиции областной, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций.

Количество  судей в районных (городских) судах

Количество  судей в каждом районном (городском) суде определяется Президиумом Верховного Совета Украины по общему представлению  Министра юстиции Украины и Председателя Верховного Суда Украины.

Полномочия  районного (городского) суда

Районный (городской) суд рассматривает все гражданские и уголовные дела, за исключением дел, отнесенных законом к ведению других судов.

В случаях, предусмотренных  законодательством Украины, районный (городской) суд (судья) рассматривает  дела об административных правонарушениях.

Районный (городской) суд изучает и обобщает судебную практику, подает правовой помощи товарищеским судам, а также осуществляет иные полномочия, предоставленные ему  законодательством.

Председатель  районного (городского) суда

Председатель  районного (городского) суда:

1) председательствует  в судебных заседаниях; назначает  судей как председательствующих  в судебных заседаниях; распределяет  другие обязанности между судьями;

2) (Пункт второй  части первой статьи 26 исключен  на основании Закона N 4017-12 от 24.02.94) организует работу с народными заседателями;

3) ведет личный  прием, организует работу суда  по приему граждан и рассмотрению  предложений, заявлений и жалоб;

4) руководит  изучением и обобщением судебной  практики и ведением судебной  статистики; вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;

5) представляет  к назначению судебных исполнителей  и организует их работу;

6) руководит работой канцелярии суда;

7) организует  работу по повышению квалификации  работников суда;

8) организует  работу по разъяснению законодательства  населению, оказанию правовой помощи товарищеским судам;

9) осуществляет  другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Если в районный (городской) суд избран один судья, он осуществляет полномочия председателя районного (городского) суда.

 Председатель  межрайонного (окружного) суда

Председатель  межрайонного (окружного) суда назначается  совместным решением Министра юстиции Украины и Председателя Верховного Суда Украины из числа председателей районных (городских) народных судов, входящих в состав межрайонного (окружного) суда.

Председатель  межрайонного (окружного) суда председательствует в судебных заседаниях или назначает для этого одного из народных судей районных (городских) народных судов, входящих в межрайонный (окружной) суд, решает вопрос об отводе народного судьи, который единолично рассматривает дело, образует состав из числа народных судей районных (городских) народных судов, входящих в состав межрайонного (окружного) суда.

 Замещение  временно отсутствующего председателя  районного (городского) суда или  судьи.

В случае временного отсутствия (болезнь, отпуск и т.д.) председателя районного (городского) суда и его заместителя исполнение обязанностей председателя возлагается Министром юстиции Республики Крым, начальником управления юстиции соответствующей местной государственной администрации по согласованию с председателем Верховного Суда Республики Крым, областного, Киевского или Севастопольского городского суда на одного из судей этого суда.

В случае временного отсутствия (длительная болезнь, отпуск и т.п.) судьи районного (городского) суда Верховный Совет Республики Крым, областная, Киевская или Севастопольская городская Совет народных депутатов по представлению Председателя Верховного Суда Украины и Министра юстиции Украины избирают на время его отсутствия одного из кандидатов в судьи, сдавший квалификационный экзамен и отвечает требованиям части первой статьи 7 Закона Украины "О статусе судей" (2862-12).

Верховный суд республики Крым физкультуре  и севастопольский городские  суды и межобластных суд

Порядок избрания Верховного Суда Республики Крым, областного, Киевского и Севастопольского городских судов

Информация о работе Лекции по "Публичное администрирование"