НАТО на рубеже ХХ-ХХI вв: эволюция внешнеополитической стратегии и механизмы сотрудничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Оказавшись в ситуации, когда главный противник самоустранился, альянс приобрел новые амбициозные цели. НАТО приняла на себя новую ответственность в таких вопросах, как укрепление стабильности на европейском континенте в целом, предупреждение региональных кризисов и урегулирование возникающих конфликтов, борьба с терроризмом. Если раньше стратегия альянса носила оборонительный характер и состояла преимущественно в поддержании status quo и обеспечении неприкосновенности границ, то теперь перед НАТО открылись новые районы возможностей, на которые, начиная со второй половины 90-х гг., альянс распространил свои гарантии безопасности и которые включил в сферу своих стратегических интересов.

Содержание работы

Вступление

стр. 3
ГЛАВА 1.
Трансформация политики НАТО в условиях постбиполярного мира

1.1.
Формирование основ политической и военной реформ
стр. 14
1.2.
Расширение НАТО: последствия и вызовы для архитектуры европейской безопасности
стр. 28
1.3.
Новая стратегическая концепция НАТО
стр. 61
1.4
Миротворчество как инструмент политики НАТО
стр.68
ГЛАВА 2..
Механизмы дипломатического взаимодействия в рамках НАТО и диалог Россия – НАТО: новый формат сотрудничества

2.1.
Политика консенсуса и процесс принятия решений в НАТО

стр.81
2.2.
Трансатлантический фактор в системе взаимодействия стран-членов НАТО

стр.97
2.3.
Диалог Россия - НАТО и новый формат сотрудничества

стр.106
Заключение

стр.115

Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Булатова (1).doc

— 398.50 Кб (Скачать файл)

На встрече в Берлине в  июне 1996 г. министры иностранных дел  стран НАТО приняли решение о  создании в рамках Североатлантического союза Европейской составляющей безопасности и обороны (ЕСБО), основными элементами которой являются21:

- политические обязательства по повышению эффективности вклада Европы в деятельность Союза и обеспечению тесного сотрудничества между НАТО и ЗЕС;

- развитие ЕСБО в рамках НАТО;

- проведение регулярных совместных заседаний ССАС и Совета ЗЕС;

- возможность предоставления в конкретных случаях сил и средств НАТО для поддержки операций под руководством ЗЕС;

- механизмы передачи и возвращения сил и средств НАТО и контроль за их использованием;

- тесные консультации между НАТО и ЗЕС по вопросам планирования и проведения операций под руководством ЗЕС, в которых задействованы силы и средства НАТО;

- учет требований, предъявляемых к проведению операций под руководством ЗЕС, в системе оборонного планирования НАТО;

- способность командной структуры НАТО предоставлять штабные элементы и командный состав для выполнения командно-управленческих функций в ходе операций под руководством ЗЕС;

- осуществление планирования и проведение учений силами НАТО с целью подготовки типовых операций ЗЕС по просьбе ЗЕС и во взаимодействии с ним.

Цель ЕСБО состояла в обеспечение  европейским союзникам возможности  поддерживать ту или иную операцию, проводимую под руководством ЗЕС, опираясь на командные структуры, потенциал  планирования и военные силы и средства НАТО.

Итак, пытаясь найти ответ на ситуацию, сложившуюся в результате окончания "холодной войны", НАТО в 1991 г. приняла новую стратегию. Ответом на ситуацию, сложившуюся  в результате распада ОВД, было создание ССАС, на смену которому пришел СЕАП, выдвижение идеи ПРМ. В 1990-1991 гг. НАТО приступила к реорганизации военных структур. Таким образом, НАТО демонстрировала, что обладает адаптационными способностями к новой политической ситуации.

 

1.2.Расширение НАТО: последствия и вызовы для архитектуры европейской безопасности.

Вопреки имеющей принципиальное значение констатации копенгагенской (июнь 1991 г.) сессией Совета НАТО того, что  Североатлантический блок "не будет  добиваться никаких односторонних  преимуществ в результате изменения ситуации в Европе"22, после некоторого периода выжидания Запад приступил к перегруппировке сил в евро-атлантическом регионе с целью закрепления и развития благоприятных для него геополитических перемен. С осени 1993 г. в странах ЦВЕ и на Западе активизировалась дискуссия о расширении НАТО на Восток. Январские решения 1994 г., по существу, открыли двери НАТО для вступления новых членов из числа стран ЦВЕ. Тогда в наиболее "концентрированной форме" позиция натовских стран по отношению к расширению НАТО была выражена в докладе известного американского политического деятеля З.Бжезинского. Концепция З.Бжезинского сводилась к следующему23:

- расширение НАТО предопределено самой логикой исторического развития Европы и сопротивляться ему бессмысленно и бесполезно;

- нельзя упускать представившуюся историческую возможность присоединить страны Восточной и Центральной Европы к западной цивилизации.

Для оценки и выяснения содержания проблемы расширения НАТО на Восток следовало  бы ее рассмотреть, прежде всего, с точки зрения эволюции позиции самих стран НАТО по поводу расширения.

Начало 90-х годов вошло в историю  как период глубоких позитивных перемен, окончания конфронтации и раскола  Европы. Одним из основополагающих документов, призванных заложить основы нового мирного прядка на континенте, стал Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 г. Важнейшим его положением была статья 5, согласно которой иностранные войска, ядерное оружие и его носители не будут размещаться в восточной части Германии и развертываться там.

Руководители государств Запада и  Востока Европы в ряде дипломатических  документов и официальных заявлений  в 1990-92 гг. отмечали, что следует не расширять НАТО, а, наоборот, приступить к "радикальному преобразованию" союза.

В 1990 г., будучи министром иностранных  дел и вице-канцлером ФРГ, Ганс-Дитрих Геншер говорил о несовместимости  расширения НАТО на Восток и объединения  Германии. Он считал, что гарантией  безопасности должна стать линия  раздела между вооруженными силами НАТО и СССР, проходящая через территорию бывшей ГДР.24 Сессия Совета НАТО в верхах приняла Лондонскую декларацию о преобразовании Североатлантического союза от 5 июля 1990 г., в которой говорилось о продолжении переговоров о сокращении вооруженных сил в Европе в том же составе и с тем же мандатом. Позднее сессия Совета НАТО в Копенгагене (6-7 апреля 1991 г.) заявила, что "преобразованный Североатлантический союз представляет собой важный элемент новой архитектуры неразделенной Европы".25 В "Пражских тезисах" министров иностранных дел ФРГ и Чехословакии от 11 апреля 1991 года подчеркивалось, что "граница, которая разделяла Европу, не должна быть перемещена на западную границу СССР"26.

Бывший канцлер ФРГ Г.Шмидт  четко сформулировал существо вопроса. Странам ЦВЕ нет необходимости вступать в НАТО по двум причинам: во-первых, войска НАТО не могут развертываться ни на их территории, ни на территории Восточной Германии в силу Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии; во-вторых, такой шаг рассматривался бы в России как провокация27.

В то же время характерным признаком  позитивных перемен было

выдвижение содержательных предложений  об институализации хельсинкского  процесса в виде создания под эгидой ООН Европейского Совета безопасности или Исполнительного комитета с приданием им полномочий по проведению миротворческих операций. МИД Бельгии представил развернутый документ - проект "Хартии безопасности и сотрудничества в Европе"; министр иностранных дел ФРГ Г.-Д.Геншер выдвинул идею о создании своего рода "Европейского Совета Безопасности", Франция предложила заключить общеевропейский договор о безопасности. Но эти инициативы не получили развития.

Не получила согласия в рамках НАТО и "доктрина Бейкера", центральной  идеей которой было превращение  Североатлантического союза в основную структуру сообщества государств от Сан-Франциско до Владивостока. Эта доктрина предусматривала поэтапное расширение НАТО.28.

В результате был достигнут компромисс на сессии Совета НАТО в Риме "трансформировать" союз в рамках "новой структуры безопасности", в которой СБСЕ, НАТО, ЕС, ЗЕС и Совет Европы взаимно дополняли бы друг друга. В этом плане было предусмотрено создание Совета Североатлантического сотрудничества (ССАС), в который вошли бы страны НАТО и бывшего Варшавского договора. Было заявлено, что задачей ССАС "будет содействие достижению целей СБСЕ".

Развитие международных отношений  в рамках хельсинкского процесса в 1990-92 гг. шло в плане осуществления  мощных идей хельсинкского Заключительного  акта и чаяний народов к прочному демократическому миру, единству и сотрудничеству. Сложилось мнение на официальном уровне относительно того, что объективные условия перемен в развитии мира в XXI веке требуют нового качества отношений между государствами и нового понимания безопасности, которая должна быть неделимой, равной и всеобъемлющей, основанной на демократических ценностях, включая уважение прав человека и основных свобод. Здание безопасности на XXI век должно строиться на двух фундаментальных основаниях: во-первых, на ее неделимости - ни одно государство не в состоянии обеспечить свою безопасность за счет других. Поэтому она и получила название "общей". Во-вторых, безопасность представляет собой действительную систему взаимосвязанных аспектов или частей. Например, нельзя отрывать военные аспекты безопасности от гуманитарных. В связи с этим обновленная концепция безопасности, как на глобальном, так и на региональном уровнях называется также "всеобъемлющей"29.

В 1993 году США, Великобритания, Франция  придерживались мнения, что с  созданием Совета североатлантического сотрудничества и взятием курса на Партнерство ради мира снимается рассмотрение каких-либо соображений о расширении НАТО. Однако в мае 1993 г. федеральный министр обороны ФРГ Ф.Рюе на сессии Североатлантической ассамблеи в Берлине выступил за прием в НАТО стран ЦВЕ30. Хотя эта инициатива шла как бы не от США, но основные причины появления досье о расширении НАТО, - писал французский профессор Ж.-Ф.Гуилодус, - следует искать в Вашингтоне, в стремлении использовать как можно быстрее ослабление России как "противника" и сохранить НАТО как инструмент лидерства США в Европе и не только в Европе31.

15 сентября 1993 г. Президент РФ  Б.Ельцин направил письма президенту  США Клинтону и другим западным  лидерам, в которых возражал  против возможного вступления стран ЦВЕ в НАТО, что также противоречило бы Договору об окончательном урегулировании в отношении Германии, согласно которому Восточная Германия получает особый военно-политический статус, исключающий всякую возможность расширения НАТО на Восток. В письме была выражена готовность России вместе с НАТО предложить официальные гарантии безопасности странам ЦВЕ, что устраняло бы всякие опасения относительно "вакуума безопасности" в этой части Европы32.

Однако обстоятельного обмена мнениями по этим проблемам не произошло. 13 октября 1993 г. в Праге была организована встреча президента Клинтона с главами государств Вышеградской четверки, в ходе которой Клинтон заявил, что НАТО будет расширяться, а вопрос лишь в том, когда это произойдет. Заявление выглядело по форме и тону как диктат в отношении России. Оно не было также согласовано с союзниками по НАТО, в том числе Великобританией и Францией, которые в то время не разделяли идеи расширения НАТО. Франция предложила проект Пакта стабильности, принятие которого сделало бы беспредметным представление о некоей "серой зоне" в странах ЦВЕ. Премьер-министр Франции Э.Балладюр заявил 21 ноября 1993 г.:

"Поспешное включение новых  стран в Союз могло бы вызвать  скорее нестабильность, чем стабильность  на нашем континенте"33.

Бывший президент Франции Ф.Миттеран в своем выступлении в Будапеште 14 декабря 1994 года говорил, хотя и в  осторожной форме, об отрицательных  последствиях расширения НАТО на Восток. Он отметил, что беспокойство Москвы" в определенной степени обосновано, когда

военная граница западных стран  приближается к границам России" и "трудно будет избежать того, чтобы  Россия не испытывала ощущение, будто  ее окружают"34.

Мотивы у сторонников расширения НАТО были различные. США, будучи инициаторами этой акции, рассматривали ее как средство сохранения НАТО с ее прежней структурой без трансформации. Они опасались, что рассмотрение вопроса об эволюции союза может привести к его ослаблению и распаду. Одновременно Вашингтон рассчитывал путем расширения НАТО утвердить свое лидерство в Европе и за ее пределами. З.Бжезинский писал, что "без расширения НАТО умрет", союз будет лишен "исторического основания для существования" и тем самым произойдет "дискредитация американского лидерства"35. На решение США встать на рельсы расширения НАТО повлияло также сильное давление руководства республиканской партии в преддверии президентских выборов. Оно толкнуло администрацию Клинтона включить в НАТО страны Центральной Европы, - писал американский журнал "Орбис" в своем первом номере 1996 года.

Несколько иные соображения были у  других членов НАТО. В ФРГ после  некоторого колебания в правящих кругах возобладала линия министра обороны Ф.Рюе и тех кругов, которые рассматривают расширение НАТО не только под углом зрения усиления влияния ФРГ в "Срединной Европе", но и в качестве обходного маневра статьи 5 Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии.

Франция в 1995 году радикально изменила свою позицию: от возражения против приема в НАТО стран ЦВЕ, до требования ускорения такого решения. По ее расчетам, это задержит вступление этих стран в ЕС, чего добивается ФРГ36.

Что же касается мотивации стран  ЦВЕ по поводу стремления войти в  НАТО, то следует упомянуть следующие37:

- стремление присоединиться к европейской системе ценностей (поскольку вступление в ЕС откладывалось на неопределенный срок);

- стремление институционализировать свою независимость от Москвы;

- стремление получить гарантии безопасности от дестабилизации политической обстановки на всем пространстве бывшего СССР.

Однако, сделав ставку на НАТО, страны ЦВЕ (Венгрия, Польша и Чешская Республика) вновь рискуют сейчас стать пешками  в шахматной игре крупных фигур  США, ФРГ, Франции, Англии. Если в начале 90-х го-

дов утверждалось, что "Партнерство  ради мира" и создание Совета североатлантического сотрудничества представляет собой "вежливый отказ" от приема в НАТО стран Восточной Европы, то теперь, наоборот, заговорили о том, что ПРМ и ССАС представляли собой, якобы, только переходную ступень для включения в НАТО новых членов.

Одной из проблем расширения является определенный дисбаланс в отношениях США с их союзниками: американцы, чувствуя себя неоспоримыми лидерами союза, вновь стали принимать  решения без предварительных  консультаций с другими членами  НАТО. Так, практически по желанию Вашингтона, датой вступления новых членов был утвержден 1999 г., а первыми новыми союзниками были определены Польша, Венгрия и Чешская Республика, т.е. не были учтены предложения Франции и Италии о включении в этот список Румынии и Словении. Таким образом, как и ранее, в американской риторике и действиях присутствуют два основных компонента - стремление к созданию новой системы европейской безопасности и желание сохранить лидирующие позиции в НАТО.

После активного диалога по вопросам членства с заинтересованными партнерами, на основе выводов "Исследования НАТО по вопросам расширения" 1995 года38, на Мадридской встрече в июле 1997 года руководители НАТО пригласили Венгрию, Польшу и Чешскую Республику

начать переговоры о вступлении в НАТО. За переговорами о присоедине-

Информация о работе НАТО на рубеже ХХ-ХХI вв: эволюция внешнеополитической стратегии и механизмы сотрудничества