Общественные объединения в политической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 06:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в изучении роли общественных объединений в политической системе.
Для достижения поставленной цели определены следующие основные задачи:
изучить понятие и структуру политической системы;
раскрыть понятие общественных объединений, изучить их виды;
рассмотреть формы контроля за деятельностью общественных объединений.

Содержание работы

Введение …..................................................................................................................
Глава 1. Понятие и структура политической системы ….......................................
Глава 2. Понятие и виды общественных объединений …......................................
Глава 3. Надзор и контроль за деятельностью общественных объединений.......
Заключение...................................................................................................................
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

+ Общественные объединения в политической системе.doc

— 499.00 Кб (Скачать файл)

  Кроме того, элементы политической  системы могут вычленяться на  основе институционального подхода.  Каждый институт политической  системы обслуживает определенные группы потребностей и выполняет те или иные политические функции. Так, государство выражает общие интересы; партии стремятся к представительству устойчивых групповых потребностей; группы давления лоббируют конъюнктурные интересы, возникающие в определенной ситуации, и т. д.

  Структура политической системы  может дифференцироваться, следуя  принципу политической стратификации,  т. е. порядку, согласно которому  те или иные группы принимают  реальное участие в отправлении  власти. Политические элиты непосредственно принимают политические решения; бюрократия призвана выполнять решения элиты; граждане формируют институты представительной власти.

  Возможность использования различных  оснований для структурирования  элементов политической системы отражает иерархический характер ее составляющих, которые сами организованы по системному принципу.

 

  Следовательно, политическая система  состоит из подсистем, взаимодействие  которых образует политическую  целостность: институциональной,  нормативной, коммуникативной, культурной.

 Желаемые модели общества, отраженные  в системе культурных ценностей  и идеалов, определяют совокупность  способов и методов реализации  власти. Данная совокупность политических  технологий составляет функциональную  подсистему. Преобладание методов принуждения или согласия в реализации властных отношений определяет характер взаимоотношений власти и гражданского общества, способы его интеграции и достижения целостности. Все это составляет сущность политического режима.

  Все подсистемы политической системы взаимозависимы. Взаимодействуя друг с другом, они обеспечивают жизнедеятельность политической системы, способствуют эффективной реализации ее функций в обществе.

  Функции политической системы.  Взаимодействуя с внешней средой, политическая система выступает как составная часть более широкой целостности - социума. Она стремится обеспечить стабильность и развитие общества. Решение данной задачи предполагает выполнение политической системой ряда функций:

1) регулятивной функции. Она выражается в координации поведения групп, индивидов, общностей на основе введения политических и правовых норм, соблюдение которых обеспечивается исполнительной и судебной властью;

2) экстракционной функции. Сущность  ее заключается в способности  системы извлекать из внешней или внутренней среды ресурсы, необходимые для своего функционирования. Любая система нуждается в материальных, финансовых ресурсах, политической поддержке;

3) дистрибутивной функции. Она  предполагает распределение политической  системой благ, статусов, привилегий социальным институтам, индивидам и группам. Так, централизованного финансирования требуют образование, управление, армия. Эти средства черпаются из внешней среды, например, из экономической сферы, через налогообложение. Поступающие в виде налогов ресурсы позволяют финансировать бюджетные сферы и содержать органы государства;

4) функции реагирования. Она выражается  в способности политической системы  быть восприимчивой к импульсам  из внешней среды. Эти импульсы  приобретают форму требований, которые предъявляют власти различные группы населения. Развитая реагирующая способность системы определяет ее эффективность и результативность.

  Любая власть нуждается в поддержке  со стороны граждан и общества.

Без поддержки главного элемента политической жизни - индивида политическая система не может эффективно действовать, обеспечивать собственную жизнеспособность. Политическая система действует постольку, поскольку способна создавать и поддерживать веру индивидов в ее законность и справедливость. Вот почему политической системе важно формировать положительные установки личности на систему, способствовать добровольному принятию людьми политических целей, которые она предлагает. В связи с этим функции, благодаря выполнению которых она помогает самосохранению и самоадаптации, представляют собой еще один уровень функционального анализа политики. Способность политической системы к сохранению и адаптации в условиях изменяющейся реальности обеспечивается с помощью функции политической социализации и политического рекрутирования.

  Естественно, человек не рождается  с политическим опытом, определенными  социальными качествами и культурой,  он приобретает их на протяжении  всей своей жизни. Для того, чтобы жить в рамках конкретного  общества или группы, он должен  усвоить существующие ценности, ориентиры, позиции, позволяющие ему адаптироваться к социальной среде. Политическая социализация означает процесс усвоения индивидом политических ценностей, идеалов, знаний, чувств, опыта, позволяющих ему успешно выполнять различные политические роли.

  Готовность действовать так, а  не иначе предполагает сформированность  политической культуры индивида, которая выражается прежде всего  в наборе политических позиций  в отношении к власти, политической  системе. В целом же политическая культура - явление очень сложное и многосоставное. Наиболее сложно сформировать устойчивые образцы политического поведения в обществах, где политическая культура отличается неоднородностью, взаимодействием политических субкультур, как, например, в странах Западной Европы.

  Способность политической системы  к адаптации в значительной  мере зависит и от качества  политического персонала, выполняющего  разнообразные политические роли. В индустриально развитых странах  существует устойчивая система  рекрутирования (подготовки и отбора) политических функционеров. Селекция элиты, лидеров, управленцев происходит целенаправленно с акцентом на профессиональные качества претендентов, психические черты их характера, общую культуру и личное обаяние

 

 

 

 

http://the41stvote.org/politologija/35-struktura-politicheskoj-sistemy.html

Интернет-сайт political

Структура политической системы 

 

Политическая  система имеет свою структуру, которую можно выразить в виде следующих подсистем (элементов):

институциональная подсистема , состоящая из различных  государственных и общественно-политических институтов, и неполитических организаций, СМИ (относительно этой подсистемы некоторые исследователи используют понятие "политическая организация общества");

коммуникативная подсистема - система, является совокупностью  отношений и принципом взаимодействия, которые складываются как внутри политической системы, так и между  ее подсистемами. Отношения по форме могут выступать как принуждение, конфликт, нейтрализация, изоляция или сотрудничество;

нормативная подсистема , которая выступает как  совокупность различных политико-правовых норм и других средств регулирования  взаимосвязей между субъектами политической системы (конституция, законы, нормативные акты, исторические и национальные традиции и обычаи, мораль);

культурно-идеологическая подсистема , включающая в себя совокупность политических взглядов, теорий и концепций, политическую и правовую культуру. Политическая культура осуществляет большое влияние на функционирование политической системы. На ее основе формируются политические взгляды и убеждения личности, от которых зависит участие человека в политической жизни. Политическая культура, с одной стороны, определяет устойчивость и жизнеспособность любой политической системы, с другой - предоставляет своеобразия политическим системам, делая нормативно одинаковые формы политического устройства многовариантными;

функциональная  подсистема объединяет способы реализации власти, которые определяют характер взаимоотношений власти и гражданского общества, способы поддержания его единства и целостности.

 

Ведущая роль в политической системе общества принадлежит институциональной  подсистеме, которая обеспечивает ее целостность и стабильность, формирует нормативно-правовую базу и иные средства воздействия на общество. Если политические системы прошлого выражались минимальным количеством институтов (большая часть функций была сосредоточена в руках монарха), то современная политическая система отличается более сложной структурной дифференциацией, т.е. выделением различных структур (институтов) по функциональному признаку.

 

Институты организации, входящие в  эту подсистему, условно делятся  на следующие группы.

1. Собственно политические:

государство - фундаментальный элемент политической системы;

политические  партии и отдельные общественные организации, имеющие политический характер, причем сюда включаются оппозиционные  партии и организации.

Государство и партии имеют непосредственную связь с политикой, а политические задачи и осуществления власти является непосредственной причиной их появления и функционирования. С партиями также связаны функции выявление интересов различных групп общества и превращения их в конкретные программы действий.

2. не собственно политические: профсоюзы,  молодежные, ветеранские, предпринимательские  союзы, экологические движения, СМИ  и т.д. Хотя политика не является  прямой целью их создания, они  выступают как группы давления  на государственную власть и оказывают существенное влияние на избирательные кампании, несмотря на то, что в большинстве современных стран светская и духовная власть разделены, активную политическую роль в обществе может выполнять церковь. В условиях теократии она превращается в центральный элемент политической системы.

3. Неполитические организации выражены  сообществами разного любительского  типа (культурные, спортивные и т.д.). Незначительного политического  оттенка в своей деятельности  они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других политических организаций, так и через свою способность оказывать давление на власть.

 

 

 

Википедия

Политическая  система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

 

Данное  понятие объединяет разнообразные  действия и взаимоотношения властвующих  групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие политическая система обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.Содержание 

1 Основные формы политических  систем

2 Взгляды на политическую систему

3 Рациональная основа

4 Системность

5 Структура политической системы

6 Функции политической системы

7 См. также

8 Ссылки

 

Основные  формы политических систем

Демократия

Теократия

Тоталитаризм

Авторитаризм

 

Взгляды на политическую систему

Понятие политической системы носит многоаспектный характер. Тем и объясняется неоднозначность  подходов в его анализе:

Если  рассматривать систему в институциональном  плане, то ее можно свести к совокупности государственных и негосударственных  институтов и норм, в рамках которых проходит политическая жизнь данного общества.

В другом варианте подчёркивается властный аспект политической системы и её определение связывается, главным  образом, с узаконением государственного принуждения как средства регуляции взаимоотношений между людьми.

В третьем — политическую систему  рассматривают как систему авторитарного (при помощи власти) распределения  ценностей в обществе.

 

Каждый  из названных подходов будет корректным при условии конкретного указания аспекта определения понятия...

Рациональная  основа

 

Следует также отметить, что политическая система не только формируется, но и  действует главным образом на рациональной основе (на основе знания). Рациональность политики воплощается  в таких её институтах (по Т. Парсонсу), как лидерство, органы власти и регламентация. Признание института лидерства достаточно точно характеризует специфику политической системы, целенаправленно формирующейся и действующей. В данном контексте понятие «лидерство» означает некую нормативную модель поведения индивида или группы (элиты, партии), включающую, в силу занимаемого ими в данном обществе положения, право и обязанность осуществлять инициативу во имя достижения общей цели и привлекать к её реализации всё сообщество.

Системность

 

Политическую систему можно рассматривать как социальную систему, для которой предполагается такая взаимосвязь её элементов, которая образует определённую целостность, единство. А это означает объединённость входящих в систему субъектов (общественных групп, организаций, индивидов) специфическими признаками, характеризующими систему, а не отдельные элементы. Причём эти признаки не сводимы к сумме свойств, составляющих систему элементов. В свою очередь, свойства элементов не выводимы из признаков целого.

Информация о работе Общественные объединения в политической системе