Общественные объединения в политической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 06:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в изучении роли общественных объединений в политической системе.
Для достижения поставленной цели определены следующие основные задачи:
изучить понятие и структуру политической системы;
раскрыть понятие общественных объединений, изучить их виды;
рассмотреть формы контроля за деятельностью общественных объединений.

Содержание работы

Введение …..................................................................................................................
Глава 1. Понятие и структура политической системы ….......................................
Глава 2. Понятие и виды общественных объединений …......................................
Глава 3. Надзор и контроль за деятельностью общественных объединений.......
Заключение...................................................................................................................
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

+ Общественные объединения в политической системе.doc

— 499.00 Кб (Скачать файл)

--------------------------------

<3> Кузьмин В. С правом на  защиту // Российская газета. 2009. 16 апр.

<4> Уполномочены защищать // Российская  газета. 2009. 24 дек.

 

В свою очередь, это предполагает широкое  введение в национальное политико-правовое пространство общественных объединений, которые способствуют становлению  гражданского общества за счет корпоративной конкуренции интересов и целей различных социальных групп. В этом случае "границы политики как бы размываются, так что ключевые элементы процесса принятия решений могут оказаться за пределами традиционных политических институтов. Другими словами, политика в обществе становится шире системы политических институтов" <5>. В этой связи политические процессы современной России необходимо воспринимать именно в привязке с развитием групп интересов и общественных объединений, обеспечивающих стабильность и баланс интересов общества и государства, где общественные и политические организации являются одной из форм осуществления народовластия.

--------------------------------

<5> Ефременко Д.В. Демократия  и коммуникация экономического  риска как проблемы экополитологии // Полис. 2006. N 6. С. 98.

 

В данном контексте особое значение приобретают  право на свободу убеждений и  мнений, свободу слова, право создания и вступления в любые общественные объединения, не запрещенные законом, так как они выражают спектр интересов личности и общества. "Свобода убеждений - это не только свобода мнений, но и свобода действий, многообразие общественных организаций. Поэтому в конечном счете имеется в виду все то же участие в управлении государственными и общественными делами либо непосредственно, либо через выборные и иные госорганы, либо через общественные объединения" <6>, - указывает О.В. Орлова. Несмотря на большое разнообразие общественных объединений, их разноплановость и взаимную конкуренцию, они способствуют формированию гражданской позиции, заинтересованности граждан в социальном партнерстве и достижении социального консенсуса, хотя это единство и далеко от совершенства. Поэтому в рамках трансформации институтов народного представительства и построения эффективной модели "демократии участия" необходимо обоснование непарламентского народного представительства, осуществляемого через местное самоуправление и общественные объединения. Это позволит достичь баланса интересов и определенного уровня демократизации как общественной жизни, так и политико-правовых процессов, без чего немыслимы гражданское общество и правовое государство.

--------------------------------

<6> Орлова О.В. Права и свободы  личности как субъекта политической  жизни // Государство и право. 2007. N 7. С. 54.

 

Впервые общественные объединения стали рассматриваться как результат действия различных групп индивидов в трудах А. Бентли, который в "Процессе управления" (1908) <7> вышел за рамки формального, институционального подхода, господствовавшего ранее, и подчеркнул необходимость исследования не только политико-правовых норм и идей, но также групп и организаций, на деле контролирующих власть. Тем самым было положено начало целому направлению политико-правовой науки, которое исходило из групповой природы политики, включающей взаимодействие государства и гражданского общества. В свою очередь, гражданское общество было представлено не только индивидами, но в первую очередь их объединениями, которые могли лоббировать свои интересы и оказывать давление на власть.

--------------------------------

<7> См.: Bentley A. Process of Government: A Stady of Social Pressures. New Brunswick - London, 1995.

 

К сожалению, интересы нации, социальных групп, личности и их защита часто  лишь декларируются в программах и лозунгах различных партий, движений, организаций и т.д., отчасти для идеологического воздействия на сознание людей, а отчасти для успокоения собственного самолюбия. Современные общественные объединения заметно выросли и изменились в предкризисный период, что позволило им достичь определенного уровня признания и политико-правовой защищенности своих прав и свобод. Стабильность политико-правовых отношений стала рассматриваться как раз и навсегда данная, о чем свидетельствуют программы национальных проектов, реализация которых рассчитана на перспективу. При этом, однако, не учитывается, что стабильность общественной жизни является приходящим моментом, поскольку одной из основ социума является противоборство интересов как общественных, так и политических сил.

В подобной рисковой ситуации у политического класса есть достаточно рычагов, чтобы удовлетворение насущных потребностей и интересов общества стало приоритетным направлением деятельности государства, что, во-первых, соответствовало бы конституционному принципу социальности государства, а во-вторых, принципу гармонизации отношений между обществом и властью, тогда как их поляризация неизменно приводит к дестабилизации сложившегося правопорядка. Проблема заключается в том, что государство сочетает в себе все возможные функции по управлению социумом без их дублирования институтами гражданского общества, зачастую остающимися в стороне от участия в общественной жизни и политических процессах. "Монополия определенных политических и финансово-экономических элит, монополия во всех сферах нашей жизни, включая творческие, приводит к той стагнации и деградации, которую мы, к сожалению, наблюдаем" <8>. Общеизвестно, что властные структуры чаще идут на контакт с крупными и влиятельными общественными объединениями либо с патронируемыми организациями. Иные же организации граждан, как правило, игнорируются или ставятся в оппозицию государству. В результате политико-правовое участие граждан по защите и отстаиванию своих прав и интересов посредством института общественных объединений в полной мере не реализуется, поскольку бюрократический аппарат имеет преимущество перед общественными структурами по многим направлениям.

--------------------------------

<8> Уполномочены защищать // Российская  газета. 2009. 24 дек.

 

По мнению ряда исследователей, в  настоящее время характерной чертой российских общественных объединений является относительная малочисленность их участников <9>. Общественные организации, сформированные в советскую эпоху (многие профсоюзы, творческие союзы, советы ветеранов и т.д.), как правило, характеризовались большим количеством членов, чем современные общественные объединения. "Неформальные клубы и разрозненные общественные движения времен перестройки превратились в более структурированные и специализированные организации. Одновременно с этим пошла на спад массовая общественно-политическая активность, - пишут С. Салменниеми, А.В. Бородина, Д.Ю. Бородин и В. Раутио. - Организации, созданные после 1991 г., имеют небольшое количество членов, тогда как организации, основанные в советское время, по-прежнему отличаются достаточно большим количеством членов" <10>, что говорит об их привлекательности для граждан, которые посредством поддержки или личного участия репрезентуют интересы части населения.

--------------------------------

<9> См.: Романов П.В. Негосударственные организации Самарской области // Граждане и власть: проблемы и подходы. Studia politica. Вып. 5. М.; СПб., 2002; Ковалев В.А. Республика Коми: некоторые особенности взаимодействия общества и государства в постсоветский период // Граждане и власть: проблемы и подходы. Studia politica. Вып. 5. М.; СПб., 2002; Henry L. Two Paths to a Greener Future. Environmentalism and Civil Society Development in Russia // Demokratizatsiya. 2002. Vol. 10. N 2.

<10> Салменниеми С., Бородина А.В., Бородин Д.Ю., Раутио В. Логика развития общественных организаций в современной России // Полис. 2009. N 1. С. 158, 170.

 

Другое  структурное изменение состоит  в том, что "значительная часть  неправительственных организаций  стала носить локальный характер, в отличие от СССР, где общественные организации работали в основном во всесоюзном масштабе, располагая центральными органами в Москве" <11>. В связи с трансформацией общественных объединений их главной ареной по продвижению гражданских инициатив, в отличие от прошлых политико-правовых реалий, становятся местные сообщества, где гражданская активность населения порождена необходимостью решения местных проблем и удовлетворения потребностей. И напротив, меньший интерес у граждан вызывает участие в политических партиях и движениях, так как оно требует соблюдения уставов, обязанностей, наличия определенной политической позиции, что в современное политизированное время не привлекает граждан. К тому же политические организации, представленные на местах отделениями политических партий или движений, обычно проявляют свою активность во время выборов или иных политических событий, тогда как местные общественные объединения активны постоянно и составляют горизонтальные структуры гражданского общества.

--------------------------------

<11> Там же. С. 158.

 

В подобном ракурсе местные и  региональные организации - правозащитные, экологические, благотворительные, этнические, религиозные и др. - пользуются большей  популярностью, потому что результаты их деятельности непосредственно ощущаются в регионе и на уровне местного самоуправления. В гражданском обществе самоуправление является базисом народовластия, поэтому оно присутствует на всех уровнях публичной власти и в деятельности общественных объединений, сущностным признаком которых является совместная деятельность граждан по реализации и защите общих интересов, достижению уставных целей. Совершенно очевидно, что этот признак присущ не только общественным организациям, как это прописано в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" <12>, но и вообще любому общественному объединению граждан независимо от его организационно-правовой формы <13>.

--------------------------------

<12> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.

<13> См.: Богина С.Л., Птушенко  А.В. Предложения по совершенствованию  Закона об общественных объединениях // Государственная власть и местное  самоуправление. 2004. N 1.

 

Эффективность деятельности общественной организации позволяет  ей оказывать влияние на местную, а впоследствии и государственную  власть. Так, например, миграционные потоки могут контролироваться не только миграционной службой, но отчасти и объединениями национально-этнического характера, образующими диаспоры и землячества, которые, ко всему прочему, обладают потенциалом коммуникативного воздействия для ассимиляции мигрантов в новом политико-правовом пространстве. В данных процессах общественные объединения взаимодействуют не только с органами публичной власти, но и между собой с целью установления прочных связей между социальными группами, выявления общих и пересекающихся интересов, например, ветеранов войны, инвалидов, верующих и т.д. Это способствует укреплению гражданского общества, сотрудничеству между общественными организациями и включению представляемых интересов в социальные процессы, постепенному трансформированию их из групповых в общественные.

Общественные объединения создаются  для "совместного отстаивания и реализации общих интересов, осуществляют функцию посредничества между государством, призванным обеспечить всеобщий интерес, и гражданским обществом, представляющим собой сочетание частных, групповых интересов, в процессах реформирования политического курса, в рамках которого индивидуальные, коллективные, групповые интересы интегрируются в единый общественный интерес" <14>, пишет А.Б. Гаджиалиев. Гражданское общество складывается из большого количества разнообразных взаимодействующих между собой систем и подсистем. Эта сложная организация, как и составляющие ее элементы, способна непрерывно расширяться и совершенствоваться, постоянно создавая новые формы взаимоотношений между индивидом, группой, обществом и государством. Благодаря коммуникации и интеграции происходит сближение групповых интересов, мобилизация различных социальных групп и организаций в поддержку решения социально значимых проблем и задач. Постепенно, с развитием института общественных объединений, происходит социализация общественных отношений, целью которой является диалог гражданского общества и государства по защите прав и свобод человека и гражданина.

--------------------------------

<14> Гаджиалиев А.Б. Политико-правовое  представительство групп интересов  во взаимодействии российской государственности и гражданского общества: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2008. С. 9.

 

(Статья: Общественные объединения в контексте "демократии участия": диалог гражданского общества и государства (Остапенко А.С.) ("Государственная власть и местное самоуправление", 2010, N 8))

Остапенко А.С. Общественные объединения  в контексте "демократии участия": диалог гражданского общества и государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 8. С. 3 - 5.

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП РАВЕНСТВА  ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

ПЕРЕД ЗАКОНОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>

 

М.И. ИВАНОВА

 

--------------------------------

<*> Ivanova M.I. Constitutional principle of equality of public associations before law in the Russian Federation.

 

Иванова М.И., аспирантка кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.

 

Статья  посвящена исследованию принципа равенства  общественных объединений перед  законом в Российской Федерации. Автором предпринята попытка  анализа законодательных актов  об общественных объединениях с целью  изучения правового регулирования данного института.

 

Ключевые  слова: общественные объединения, принцип  равенства, равенство требований, равенство  перед законом.

 

Article is devoted research of a principle of equality of public associations before the law in the Russian Federation. The author undertakes attempt of the analysis of acts for public associations for the purpose of studying of legal regulation of the given institute.

 

Key words: public associations, an equality principle, equality of requirements, equality before the law.

 

Неотъемлемым  элементом гражданского общества является развитая система общественных объединений - добровольных, самоуправляемых, некоммерческих формирований, созданных по инициативе граждан на основе общности интересов  для реализации общих целей и способных влиять на общественную жизнь. Конституционное право на объединение, провозглашенное в статье, включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей; право вступать либо не вступать в существующие общественные объединения, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Часть 2 ст. 30 Конституции Российской Федерации закрепляет эту одну из важнейших гарантий свободы объединений, соблюдения принципа добровольности в создании и деятельности общественных объединений. Никто не может быть принужден как к вступлению в какое-либо объединение, так и к пребыванию в нем. Участие или неучастие в общественных объединениях - личное дело каждого. Любые действия или решения, направленные на принуждение к вступлению в объединение или препятствующие выходу из него, являются противоправными.

Информация о работе Общественные объединения в политической системе