Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 06:52, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в изучении роли общественных объединений в политической системе.
Для достижения поставленной цели определены следующие основные задачи:
изучить понятие и структуру политической системы;
раскрыть понятие общественных объединений, изучить их виды;
рассмотреть формы контроля за деятельностью общественных объединений.
Введение …..................................................................................................................
Глава 1. Понятие и структура политической системы ….......................................
Глава 2. Понятие и виды общественных объединений …......................................
Глава 3. Надзор и контроль за деятельностью общественных объединений.......
Заключение...................................................................................................................
Список использованной литературы.
В составе нормативной (регулятивной) подсистемы политической системы обычно выделяют:
1) правовые нормы и принципы, имеющие политическое содержание;
2)
корпоративные нормы
3)
политические традиции и
4) правила политической этики.
Характеризуя каждый из элементов нормативной основы, или подсистемы, необходимо отметить, что отношения государства и политических партий и движений, общественных объединений и других общностей регулируются во многих странах правовыми нормами и носят правовой характер. При этом важнейшим элементом нормативной подсистемы выступает конституция государства. Она закрепляет основополагающие аспекты деятельности политической системы.
В ряде стран, в том числе в России, существуют специальные законы о политических партиях, о других общественных объединениях. Государство также в своих актах регулирует участие политических партий и движений в избирательных кампаниях.
Корпоративные нормы включают принципы и нормы, содержащиеся в актах политических партий и общественных объединений, регулируют внутриорганизационные отношения в данных объединениях, но одновременно и внешние отношения этих корпораций, например, . программные положения, взаимоотношения с другими объединениями и государством. Чаще всего корпоративные нормы обязательны для членов данного объединения, а вовне носят рекомендательный, т.е. необязательный, характер. Большая часть корпоративных норм содержится в уставах и положениях общественных объединений. Уставные нормы не могут противоречить конституции и действующему законодательству.
Важную часть корпоративных норм составляют религиозные нормы. Как особая форма общественного сознания религия воздействует не только на отношения при отправлении религиозных культов, но и на отношения личного характера, на общественную жизнь. Они воздействуют на поведение людей особыми механизмами. В государствах теократических и клерикальных религиозные нормы играют ключевую роль в регулировании жизни общества. Политика этих государств также во многом определяется религиозными нормами. Если партия является правящей, то ее уставные нормы могут стать всеобщими посредством закрепления в законах. Это было характерно для Советского государства, где КПСС выступала правящей партией и потому имела возможность навязывать обществу свои нормы и принципы.
Политические обычаи и традиции являются одной из разновидностей тех обычаев и традиций, которые сложились в обществе. Однако они складываются в политической сфере, в политических отношениях. Среди этих традиций - существование оппозиции, многопартийность, принцип разделения властей и др. В литературе отмечается, что политические обычаи и традиции отличаются устойчивостью, преемственностью, связанностью с государством. В ряде случаев государство санкционирует наиболее важные политические обычаи и традиции либо относится к ним безразлично. Например, традиция лоббирования законопроекта в парламенте в ряде стран закрепляется в специальных законах о лоббировании.
Проф. М.Н. Марченко, разграничивая традиции и обычаи, указывает, что традиции охватывают главные, существенные политические отношения, но не предусматривают детальной их регламентации, характерной для политических обычаев.
Правила политической этики содержат определенные требования к участникам политических отношений и процессов. Они служат определенным дополнением к другим элементам нормативной подсистемы и отражают общечеловеческие ценности и представления о достойном поведении участников политических отношений. Эти правила тесно связаны с общими нормами морали, принятыми в данном обществе.
Функциональная подсистема включает основные направления и формы деятельности политической системы, способы и средства воздействия на политическую жизнь страны.
Функционирование политической системы складывается из процессов функционирования ее компонентов и всей системы в целом, а также эффективности ее воздействия на экономическую, социальную, духовную сферы. Процесс функционирования политической системы не остается во все времена неизменным: с развитием общества, усложнением политической системы изменяется и ее функционирование.
Политической системе присущи свои, собственные функции. Это функции:
1)
политического руководства
2)
интеграции, т.е. интеграционная
функция. Ее назначение - объединять
различные структурные
3)
регулятивная предназначена
4)
политико-идеологическая, призванная
проводить в жизнь
Среди функций политической системы называют также информационную, возложенную в первую очередь на СМИ; мобилизационную, которая включает максимальное использование ресурсов общества в соответствии с целями и программами его развития; дистрибутивную, которая предполагает распределение функциональной нагрузки между различными политическими институтами и компонентами политической системы, а также распределение ресурсов и ценностей в обществе; поддержание нормальной жизнедеятельности политической системы и обеспечение ее повседневного действия и дальнейшего развития.
Таким образом, решение политической системой множества задач обусловливает разнообразие ее функций. Ведущими, или приоритетными, считаются функции: политического руководства и управления делами общества; интеграционная; регулятивная. Остальные функции производны от этих трех функций и дополняют их.
Функционирование политической системы выражается в политическом процессе, под которым понимается совокупная деятельность всех субъектов политических отношений, связанная с формированием, изменением, преобразованием и функционированием политической системы, опосредствующей публичную власть (проф. Л.С. Мамут). Обычно в политическом процессе выделяют четыре стадии:
1) конституирование политической системы;
2)
воспроизведение компонентов и
признаков политической
3)
принятие и исполнение
4) контроль за функционированием политической системы.
Первая
стадия - конституирование присуща
не только формирующейся политической
системе, но и всем другим. Политическая
система постоянно
Стадия воспроизведения компонентов и признаков политической системы - повторение установившихся элементов этой системы, т.е. на данной стадии обновляется, изменяется политическая система, ее отдельные компоненты, связи с другими подсистемами. Не существует единых, универсальных для всех эпох и стран средств и способов воспроизводства политической системы, однако именно на этой стадии происходят пересмотр, уточнение и обновление действующего законодательства, регулирующего деятельность политической системы или ее компонентов.
Стадия принятия и исполнения политико-управленческих решений составляет сердцевину других стадий политического процесса. Здесь важно иметь в виду, что в дифференцированном обществе не может быть политически нейтральных решений, поскольку они строго детерминируются волей и интересами субъектов политических отношений.
И наконец, стадия контроля дополняет и завершает политический процесс. Контроль предполагает корректировку функционирования политической системы в соответствии с волей и интересами ее субъектов и участников политического процесса. Контроль в определенной мере осуществляют в процессе отчетно-перевыборных собраний, при выявлении общественного мнения и др. Создаются специальные институты контроля за политической системой. Это - государственные органы контроля, в том числе финансового, органы ревизии, партийного, общественного контроля в общественных объединениях, контроль населения, избирателей, санкции, которые налагаются на отдельных исполнителей решений, и т.д. Важную роль в этом механизме играют органы прокуратуры и судебные органы. Например, в суд можно обжаловать решения, нарушающие избирательные права граждан, действия избирательных комиссий и др. Институт наблюдателей и доверенных лиц кандидатов в депутаты, в президенты, в губернаторы также представляет собой форму контроля за функционированием политической системы.
Стадией контроля не завершается политический процесс. Он спиралеобразный, и вслед за этой стадией начинаются первая стадия, вторая и т.д. Иначе говоря, пока существует политическая система, непрерывно происходит политический процесс.
Коммуникативная подсистема политической системы предполагает как отношения внутри этой системы, так и вовне, при этом как отношения, основанные на нормах права, так и неформальные нормы и отношения, не закрепленные в нормах права. Неформальные отношения существуют между государственным аппаратом и представителями бизнеса, союзами промышленников, банков. Они оказывают существенное влияние на политическую жизнь общества и облик политической системы, ее функционирование. Данная подсистема включает и поддержание международных связей с другими государствами, политическими партиями, международными организациями и т.д.
Политическая система выступает в единстве всех указанных подсистем, которые тесно взаимосвязаны и не могут функционировать, если хотя бы одна из подсистем не работает надлежащим образом. В совокупности они определяют политическую активность населения, других компонентов системы, свидетельствуют о приобщении всех субъектов к политической культуре, их ориентированности на определенные взгляды, теории, идеологию.
Виды общественных объединений
Общественное объединение
Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция». Вы можете дополнить или исправить его.
Общественное объединение — добровольное[1], самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения[2].
Согласно статье 30 Конституции РФ:
1.
Каждый имеет право на
2. Никто не может быть принуждён к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нём.
Общественное объединение — это объединение физических лиц (граждан). Объединение юридических лиц (организаций) в России называется ассоциацией. Тем не менее, членами общественного объединения наряду с гражданами могут быть юридические лица — другие общественные объединения[3].
Виды общественных объединений
В
России общественные объединения могут
создаваться в следующих
общественная организация
общественное движение
общественный фонд
общественное учреждение
орган общественной самодеятельности
политическая партия
[править]
Сфера деятельности
В Российской Федерации могут создаваться и действовать общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения, а также международные общественные объединения.
http://www.rusjur.ru/popular/
Интернет-сайт РусЮрЗащита
Главная / популярные разделы сайта / виды общественных объединений.
Общественные объединения. Виды общественных объединений.
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Различают следующие виды общественных объединений:
Общественная организация - это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Членами общественной организации
в соответствии с ее уставом могут
быть физические лица и юридические
лица - общественные объединения. Высшим
руководящим органом
Суть членства заключается в документальном оформлении участия в организации (заявления, членские билеты и пр.), наличии определенных прав (избирать и быть избранными в руководящие органы), обязанностей (уплачивать взносы и т.п.) и ответственности за несоблюдение устава организации вплоть до исключения из ее рядов. Этим общественные организации и партии отличаются от других видов общественных объединений, основанных на участии.
Участники - это физические и юридические лица (общественные объединения), выражающие поддержку целям объединения или его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия.
Общественное движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественное полезные цели.
Информация о работе Общественные объединения в политической системе