Общественные объединения в политической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 06:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в изучении роли общественных объединений в политической системе.
Для достижения поставленной цели определены следующие основные задачи:
изучить понятие и структуру политической системы;
раскрыть понятие общественных объединений, изучить их виды;
рассмотреть формы контроля за деятельностью общественных объединений.

Содержание работы

Введение …..................................................................................................................
Глава 1. Понятие и структура политической системы ….......................................
Глава 2. Понятие и виды общественных объединений …......................................
Глава 3. Надзор и контроль за деятельностью общественных объединений.......
Заключение...................................................................................................................
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

+ Общественные объединения в политической системе.doc

— 499.00 Кб (Скачать файл)

 

В составе нормативной (регулятивной) подсистемы политической системы обычно выделяют:

1) правовые нормы и принципы, имеющие  политическое содержание;

2) корпоративные нормы политического  характера;

3) политические традиции и политические  обычаи;

4) правила политической этики. 

 

Характеризуя  каждый из элементов нормативной  основы, или подсистемы, необходимо отметить, что отношения государства  и политических партий и движений, общественных объединений и других общностей регулируются во многих странах правовыми нормами и носят правовой характер. При этом важнейшим элементом нормативной подсистемы выступает конституция государства. Она закрепляет основополагающие аспекты деятельности политической системы.

В ряде стран, в том числе в  России, существуют специальные законы о политических партиях, о других общественных объединениях. Государство  также в своих актах регулирует участие политических партий и движений в избирательных кампаниях.

Корпоративные нормы включают принципы и нормы, содержащиеся в актах политических партий и общественных объединений, регулируют внутриорганизационные отношения в данных объединениях, но одновременно и внешние отношения этих корпораций, например, . программные положения, взаимоотношения с другими объединениями и государством. Чаще всего корпоративные нормы обязательны для членов данного объединения, а вовне носят рекомендательный, т.е. необязательный, характер. Большая часть корпоративных норм содержится в уставах и положениях общественных объединений. Уставные нормы не могут противоречить конституции и действующему законодательству.

Важную  часть корпоративных норм составляют религиозные нормы. Как особая форма  общественного сознания религия  воздействует не только на отношения при отправлении религиозных культов, но и на отношения личного характера, на общественную жизнь. Они воздействуют на поведение людей особыми механизмами. В государствах теократических и клерикальных религиозные нормы играют ключевую роль в регулировании жизни общества. Политика этих государств также во многом определяется религиозными нормами. Если партия является правящей, то ее уставные нормы могут стать всеобщими посредством закрепления в законах. Это было характерно для Советского государства, где КПСС выступала правящей партией и потому имела возможность навязывать обществу свои нормы и принципы.

Политические  обычаи и традиции являются одной  из разновидностей тех обычаев и  традиций, которые сложились в  обществе. Однако они складываются в политической сфере, в политических отношениях. Среди этих традиций - существование оппозиции, многопартийность, принцип разделения властей и др. В литературе отмечается, что политические обычаи и традиции отличаются устойчивостью, преемственностью, связанностью с государством. В ряде случаев государство санкционирует наиболее важные политические обычаи и традиции либо относится к ним безразлично. Например, традиция лоббирования законопроекта в парламенте в ряде стран закрепляется в специальных законах о лоббировании.

Проф. М.Н. Марченко, разграничивая традиции и обычаи, указывает, что традиции охватывают главные, существенные политические отношения, но не предусматривают детальной  их регламентации, характерной для  политических обычаев.

Правила политической этики содержат определенные требования к участникам политических отношений и процессов. Они служат определенным дополнением к другим элементам нормативной подсистемы и отражают общечеловеческие ценности и представления о достойном поведении участников политических отношений. Эти правила тесно связаны с общими нормами морали, принятыми в данном обществе.

Функциональная  подсистема включает основные направления  и формы деятельности политической системы, способы и средства воздействия  на политическую жизнь страны.

Функционирование  политической системы складывается из процессов функционирования ее компонентов  и всей системы в целом, а также  эффективности ее воздействия на экономическую, социальную, духовную сферы. Процесс функционирования политической системы не остается во все времена неизменным: с развитием общества, усложнением политической системы изменяется и ее функционирование.

 

Политической  системе присущи свои, собственные  функции. Это функции:

1) политического руководства обществом  и управления его делами - главная функция, так как отражает назначение политической системы;

2) интеграции, т.е. интеграционная  функция. Ее назначение - объединять  различные структурные элементы  политической системы в единое  целое; 

3) регулятивная предназначена для  регламентации политического поведения и политических отношений в обществе и использует политические нормы и принципы. Регулятивная функция определяется системой политических ценностей, которые утвердились в обществе и отражают политические идеи, убеждения, взгляды и т.д.;

4) политико-идеологическая, призванная  проводить в жизнь определенные  концепции, теории, лозунги, привлекательные  для населения, но выражающие  прежде всего интересы тех,  кто стоит у власти. Эта функция  реализуется в сети политических  институтов, политических связей и отношений, которые устанавливаются между различными компонентами политической системы.

Среди функций политической системы называют также информационную, возложенную  в первую очередь на СМИ; мобилизационную, которая включает максимальное использование ресурсов общества в соответствии с целями и программами его развития; дистрибутивную, которая предполагает распределение функциональной нагрузки между различными политическими институтами и компонентами политической системы, а также распределение ресурсов и ценностей в обществе; поддержание нормальной жизнедеятельности политической системы и обеспечение ее повседневного действия и дальнейшего развития.

Таким образом, решение политической системой множества задач обусловливает  разнообразие ее функций. Ведущими, или приоритетными, считаются функции: политического руководства и управления делами общества; интеграционная; регулятивная. Остальные функции производны от этих трех функций и дополняют их.

Функционирование  политической системы выражается в политическом процессе, под которым понимается совокупная деятельность всех субъектов политических отношений, связанная с формированием, изменением, преобразованием и функционированием политической системы, опосредствующей публичную власть (проф. Л.С. Мамут). Обычно в политическом процессе выделяют четыре стадии:

1) конституирование политической  системы; 

2) воспроизведение компонентов и  признаков политической системы; 

3) принятие и исполнение политико-управленческих  решений; 

4) контроль за функционированием политической системы.

Первая  стадия - конституирование присуща  не только формирующейся политической системе, но и всем другим. Политическая система постоянно возобновляется, например во время выборов представительных органов власти, референдума. Эта стадия является исходной для других стадий.

Стадия  воспроизведения компонентов и  признаков политической системы - повторение установившихся элементов этой системы, т.е. на данной стадии обновляется, изменяется политическая система, ее отдельные  компоненты, связи с другими подсистемами. Не существует единых, универсальных для всех эпох и стран средств и способов воспроизводства политической системы, однако именно на этой стадии происходят пересмотр, уточнение и обновление действующего законодательства, регулирующего деятельность политической системы или ее компонентов.

Стадия  принятия и исполнения политико-управленческих решений составляет сердцевину других стадий политического процесса. Здесь  важно иметь в виду, что в  дифференцированном обществе не может быть политически нейтральных решений, поскольку они строго детерминируются волей и интересами субъектов политических отношений.

И наконец, стадия контроля дополняет  и завершает политический процесс. Контроль предполагает корректировку  функционирования политической системы в соответствии с волей и интересами ее субъектов и участников политического процесса. Контроль в определенной мере осуществляют в процессе отчетно-перевыборных собраний, при выявлении общественного мнения и др. Создаются специальные институты контроля за политической системой. Это - государственные органы контроля, в том числе финансового, органы ревизии, партийного, общественного контроля в общественных объединениях, контроль населения, избирателей, санкции, которые налагаются на отдельных исполнителей решений, и т.д. Важную роль в этом механизме играют органы прокуратуры и судебные органы. Например, в суд можно обжаловать решения, нарушающие избирательные права граждан, действия избирательных комиссий и др. Институт наблюдателей и доверенных лиц кандидатов в депутаты, в президенты, в губернаторы также представляет собой форму контроля за функционированием политической системы.

Стадией контроля не завершается политический процесс. Он спиралеобразный, и вслед  за этой стадией начинаются первая стадия, вторая и т.д. Иначе говоря, пока существует политическая система, непрерывно происходит политический процесс.

Коммуникативная подсистема политической системы предполагает как отношения внутри этой системы, так и вовне, при этом как отношения, основанные на нормах права, так и неформальные нормы и отношения, не закрепленные в нормах права. Неформальные отношения существуют между государственным аппаратом и представителями бизнеса, союзами промышленников, банков. Они оказывают существенное влияние на политическую жизнь общества и облик политической системы, ее функционирование. Данная подсистема включает и поддержание международных связей с другими государствами, политическими партиями, международными организациями и т.д.

Политическая  система выступает в единстве всех указанных подсистем, которые тесно взаимосвязаны и не могут функционировать, если хотя бы одна из подсистем не работает надлежащим образом. В совокупности они определяют политическую активность населения, других компонентов системы, свидетельствуют о приобщении всех субъектов к политической культуре, их ориентированности на определенные взгляды, теории, идеологию.

 

 

 

 

 

Виды общественных объединений 

 

Общественное  объединение

Материал  из свободной русской энциклопедии «Традиция». Вы можете дополнить или исправить его.

 

Общественное  объединение — добровольное[1], самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное  по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для  реализации общих целей, указанных  в уставе общественного объединения[2].

 

Согласно  статье 30 Конституции РФ:

 

1. Каждый имеет право на объединение,  включая право создавать профессиональные  союзы для защиты своих интересов.  Свобода деятельности общественных  объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принуждён к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нём.

 

Общественное  объединение — это объединение  физических лиц (граждан). Объединение  юридических лиц (организаций) в  России называется ассоциацией. Тем  не менее, членами общественного объединения наряду с гражданами могут быть юридические лица — другие общественные объединения[3].

 

Виды  общественных объединений

 

В России общественные объединения могут  создаваться в следующих организационно-правовых формах (Ст. 7 закона «Об общественных объединениях»):

общественная  организация

общественное  движение

общественный  фонд

общественное  учреждение

орган общественной самодеятельности

политическая партия

[править]

Сфера деятельности

 

В Российской Федерации могут создаваться  и действовать общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения, а также международные общественные объединения.

 

 

 

 

 

http://www.rusjur.ru/popular/obsh_vidi

Интернет-сайт РусЮрЗащита

Главная / популярные разделы сайта / виды общественных объединений.

 

Общественные  объединения. Виды общественных объединений.

 

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Различают следующие виды общественных объединений:

Общественная  организация - это основанное на членстве общественное объединение, созданное  на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации  в соответствии с ее уставом могут  быть физические лица и юридические  лица - общественные объединения. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно  действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду или общему собранию.

Суть  членства заключается в документальном оформлении участия в организации (заявления, членские билеты и пр.), наличии  определенных прав (избирать и быть избранными в руководящие органы), обязанностей (уплачивать взносы и т.п.) и ответственности за несоблюдение устава организации вплоть до исключения из ее рядов. Этим общественные организации и партии отличаются от других видов общественных объединений, основанных на участии.

Участники - это физические и юридические  лица (общественные объединения), выражающие поддержку целям объединения  или его конкретным акциям, принимающие  участие в его деятельности без  обязательного оформления условий своего участия.

 

Общественное  движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественное полезные цели.

Информация о работе Общественные объединения в политической системе