Общественные объединения в политической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 06:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в изучении роли общественных объединений в политической системе.
Для достижения поставленной цели определены следующие основные задачи:
изучить понятие и структуру политической системы;
раскрыть понятие общественных объединений, изучить их виды;
рассмотреть формы контроля за деятельностью общественных объединений.

Содержание работы

Введение …..................................................................................................................
Глава 1. Понятие и структура политической системы ….......................................
Глава 2. Понятие и виды общественных объединений …......................................
Глава 3. Надзор и контроль за деятельностью общественных объединений.......
Заключение...................................................................................................................
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

+ Общественные объединения в политической системе.doc

— 499.00 Кб (Скачать файл)

В п. 4 ст. 13 Конституции Российской Федерации закреплен принцип равенства общественных объединений перед законом. Кроме того, на принцип равенства общественных объединений перед законом независимо от их организационно-правовых форм указано в ст. 15 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (с изм. от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г., 12, 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня, 2 ноября 2004 г., 10 января, 2 февраля 2006 г., 23 июля 2008 г.) // СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930; 1997. N 20. Ст. 2231; 1998. N 30. Ст. 3608; 2002. N 11. Ст. 1018; 2002. N 12. Ст. 1093; 2002. N 30. Ст. 3029; 2003. N 50. Ст. 4855; 2004. N 27. Ст. 2711; 2004. N 45. Ст. 4377; 2006. N 3. Ст. 282; 2006. N 6. Ст. 636; 2008. N 30 (ч. II). Ст. 3616.

 

Принцип равенства в деятельности общественных объединений опирается на ст. 19 Конституции РФ и ст. 7 Всеобщей декларации прав человека <2>, провозгласивших, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона, ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах <3> и ст. 4 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод <4>.

--------------------------------

<2> Всеобщая декларация прав  человека, принятая на третьей  сессии Генеральной Ассамблеи  ООН Резолюцией 217 A (III) 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1998. 10 дек.

<3> Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 17. Ст. 291.

<4> Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ, с оговоркой и заявлениями). Конвенция вступила в силу 3 сентября 1953 г. Для Российской Федерации Конвенция вступила в силу 5 мая 1998 г. Текст Конвенции в редакции Протокола N 11 опубликован в СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163.

 

В Конституции Российской Федерации закреплено равенство всех перед законом и государственные гарантии осуществления равноправия независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, а также принадлежности к общественным объединениям. Это означает, что участие или членство в общественном объединении не порождает защищенных законом дополнительных правомочий при осуществлении субъективных прав, предоставленных гражданам законодательством РФ, например, при совершении имущественных сделок, поступлении на работу, участии в выборах или выезде за границу, а также не освобождает от обязанностей, например, несения военной службы или ответственности за совершенное уголовное преступление. Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может служить основанием для ограничения их прав и свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Кроме того, закрепленный принцип равноправия касается всех сфер жизни и означает одинаковый подход при решении вопроса о правах и свободах, об обязанностях и ответственности всех людей, относящихся к той или иной категории, указанной в законе. Таким образом, ст. 19 Конституции Российской Федерации гарантируется равенство правовых возможностей, предоставляемых государством, равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от принадлежности к общественным объединениям.

Конституция Российской Федерации гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Это предполагает равенство прав граждан при создании общественных объединений, т.е. по своему выбору без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, они могут регистрироваться в органах юстиции и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения таких прав. Кроме того, не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных организаций, равно как и вмешательство последних в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, за исключением предусмотренных законом случаев.

Равенство общественных объединений перед законом проявляется в равенстве требований государства к порядку создания общественных объединений. Так, учредители, члены и участники общественного объединения имеют равные права и несут равные обязанности в соответствии с требованиями норм устава.

Кроме того, равенство общественных объединений  перед законом проявляется в  равенстве требований государства  к уставам общественных объединений, к порядку их регистрации и  прекращения их деятельности. Так, устав, положение или иной основополагающий акт общественного объединения должен указывать название, цели, организационно-правовую форму, задачи, структуру, территорию деятельности общественного объединения, условия, порядок приема новых членов и выхода, права и обязанности участников, порядок образования и сроки полномочий руководящих органов, источники образования средств и иного имущества общественного объединения и его организаций. Что касается равенства требований к порядку регистрации общественных объединений, то для определенного вида общественного объединения предусмотрен соответствующий исчерпывающий перечень документов для принятия решения о государственной регистрации общественного объединения.

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений. Однако есть и исключения. Так, законодательством предусмотрена государственная поддержка молодежных и детских объединений <5> в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав. Так или иначе, такое положение законодательства можно рассматривать как позитивную дискриминацию.

--------------------------------

<5> См.: Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (с изм. от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.) // СЗ РФ. 1995. N 27. Ст. 2503; 2002. N 12. Ст. 1093; 2004. N 27. Ст. 2711; 2004. N 35. Ст. 3607.

 

Кроме того, равенство общественных объединений  перед законом проявляется в  равенстве оснований ответственности  общественных объединений за нарушение законодательства Российской Федерации, поскольку свобода объединения имеет свои пределы и не может использоваться в асоциальных целях. Конституция запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Действующие в России общественные объединения весьма разнообразны по своему характеру. Они отличаются друг от друга по разным параметрам: социальной базе, структуре и методам деятельности, месту и роли в политической системе страны, идеологическим и программным установкам, однако на законодательном уровне достаточно четко определено их равенство перед законом. Равенство общественных объединений перед законом выражается, во-первых, в равенстве членов данных организаций, во-вторых, в равенстве прав и обязанностей объединений в общественной и экономической деятельности и, в-третьих, в равенстве общественных объединений в их отношениях с государством и его органами.

 

(Статья: Конституционный принцип равенства общественных объединений перед законом в Российской Федерации (Иванова М.И.) ("Конституционное и муниципальное право", 2010, N 2))

Иванова М.И. Конституционный принцип  равенства общественных объединений  перед законом в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное  право. 2010. N 2. С. 13 - 14.

 

 

 

 

 

 

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА

ОБЩЕСТВЕННЫХ  ОБЪЕДИНЕНИЙ

 

С.А. ИЩЕНКО

 

Ищенко Станислав Андреевич - доктор юридических и доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и  истории государства и права  Волжского университета им. Татищева В.Н.

 

Федеральный закон "Об общественных объединениях" приводит следующее определение: "Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения" <*>.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.

 

Повышение роли общественных объединений в  России в последние годы представляет собой объективную закономерность. Эта закономерность опирается на статью 30 Конституции Российской Федерации, где говорится о том, что "каждый имеет право на объединение..." <*>.

--------------------------------

<*> Конституция Российской Федерации. 1993. Ст. 30.

 

Общественные объединения - это  специальный вид добровольных организаций. Следовательно, можно утверждать, что на них распространяются те характерные черты, которые присущи только общественным организациям.

Специфическим характером общественных объединений  является то, что они создаются  для выполнения определенной деятельности, в процессе которой реализуются их права.

Американские  исследователи, развивая мысль по этому  вопросу, приходят к мнению, что объединения  граждан, цели которых лежат за пределами  организации, называются инструментальными, в отличие от тех организаций, цели которых ограничиваются рамками организации, - они называются экспрессивными <*>. С приведенной классификацией можно как соглашаться, так и не соглашаться. Это вопрос дискуссии.

--------------------------------

<*> См.: С. Уэйн Гордон и Николас Бобчук. Типология добровольных ассоциаций. American Sociological Review. 1954. N 2. Vol. 24.

 

Такое рассмотрение проблемы общественных объединений  вполне правомерно, поскольку с ней  тесно связан вопрос о правотворческой  деятельности общественных объединений и о выполнении ими функций некоторых государственных органов. Это формы, в которых общественные объединения осуществляют свое участие в политической жизни и общества в целом.

В то же время необходимо заметить, что общественных объединений имеется достаточно большое количество, они разнообразны и различаются по целям, задачам, по содержанию деятельности, по формам и т.д. Статья 7 ФЗ "Об общественных объединениях" определяет пять организационно-правовых форм, это: общественные организации, общественные движения, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности. В этой связи представляется, что понятие "общественное движение" как единое целое не имеет членства массового общественного движения (например, в спортивном движении). Однако спортивные федерации по видам спорта объединяются по интересам и организуют членство, где платят годовые взносы на основании своих уставов. Следовательно, отсюда вытекает, что понятие "движение" идентично понятиям "учреждения", "орган общественной самодеятельности" и т.п. В данном случае можно поддержать мнение профессора А.Б. Агапова по этому вопросу, который заостряет внимание на том, что "все они преследуют социально-политические цели, а поскольку они объединяют различных физических лиц, к ним также применимо понятие "массовость", предусмотренное для общественного движения" <*>.

--------------------------------

<*> Агапов А.Б. Федеральное  административное право России: Курс лекций. М.: Юристъ, 1997. С. 61.

 

Деятельность отдельных общественных объединений регламентируется законами, действующими в определенных сферах. Например, в Законе Российской Федерации от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <*>, где одна из глав посвящена общественным объединениям инвалидов.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563.

 

Исследуя далее Закон об общественных объединениях, можно заметить, что он включает в эту систему без достаточных оснований Гражданский кодекс РФ, поскольку кодекс есть акт особого рода, как правильно подметили авторы учебника "Административное право РФ" <*>. Он действительно содержит достаточное количество "принципиальных положений" относительно общественных объединений как субъектов гражданского права, но в общем, это не специальный закон о таких объединениях.

--------------------------------

<*> Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное  право РФ: Учебник. М.: Зерцало, 1997. С. 222 - 223.

 

Несмотря на то что Гражданский кодекс РФ не разделяет два понятия: "общественные организации" и "общественные объединения" <*>, можно с уверенностью сказать, что эти два общественных объединения близки в текстах. Так, например, ст. 117 ГК РФ дает следующее определение: "Общественными и религиозными организациями признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей".

--------------------------------

 


КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части первой) (под ред. О.Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации - М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ, Издательский Дом ИНФРА-М, 1997.

 


<*> См.: Комментарий к Гражданскому  кодексу РФ, части первой / Отв.  ред. О.Н. Садиков. М.: Юринформцентр, 1995. Ст. 117.

 

Авторы же упомянутого учебника "Административное право Российской Федерации" на с. 223, в зависимости от организационно-правовых форм, приводят понятие общественной организации в следующей редакции: "Общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан". Однако нужно заметить, что, соглашаясь с Ц.А. Ямпольской в том, что "понятие общественной организации представляется более узким, чем понятие добровольного объединения граждан" <*>, в то же время в международном сообществе под общественными организациями понимаются не всевозможные добровольные объединения негосударственного характера, а определенные массовые ассоциации.

Информация о работе Общественные объединения в политической системе