Общественные объединения в политической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 06:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в изучении роли общественных объединений в политической системе.
Для достижения поставленной цели определены следующие основные задачи:
изучить понятие и структуру политической системы;
раскрыть понятие общественных объединений, изучить их виды;
рассмотреть формы контроля за деятельностью общественных объединений.

Содержание работы

Введение …..................................................................................................................
Глава 1. Понятие и структура политической системы ….......................................
Глава 2. Понятие и виды общественных объединений …......................................
Глава 3. Надзор и контроль за деятельностью общественных объединений.......
Заключение...................................................................................................................
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

+ Общественные объединения в политической системе.doc

— 499.00 Кб (Скачать файл)

 

Политической системе свойственны общие черты социальных систем. Кроме того, её характеризуют специфические признаки, вытекающие из природы политики и власти. Эта система, в отличие, скажем, от экономической, формируется в основном целенаправленно. В её фундаменте заключена совокупность соответствующих идей, ценностей — идеология, отражающая социальные интересы больших социальных групп и определяющая облик системы. Образующие политическую систему институты, как уже говорилось, представляют собой опредмеченные политические идеи и проекты. Отсюда необходимость учитывать в анализе особую роль духовного фактора в отработке механизмов функционирования и модернизации системы.

 

Политическая  система, будучи обусловленной социально-экономическими структурами, выступает по отношению к ним и ко всей социальной среде как целое, функционирует в качестве относительно самостоятельного комплекса социальных институтов и политических отношений. Она имеет свою жизнь, свои закономерности, что определяется наличием специальных структурных связей, ролей, функций, а также закреплением и регулированием их особыми нормами — правовыми и политическими.

 

Как часть общества, функционируя в социальной среде, политическая система подвергается влиянию тех воздействий, которые  исходят извне, от общества, а также импульсов изнутри — взаимодействий её институтов, ценностей и т. д.

 

Структура политической системы

Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:

организационный (институциональный) компонент —  политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации  и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.

культурный  компонент — политическое сознание, характеризующее психологические  и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая култура, политические идеи/идеологии).

нормативный компонент — социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.

коммуникативный компонент — информационные связи  и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.

функциональный компонент —  политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления  власти.

 

Структура — важнейшее свойство системы, поскольку указывает на способ организации и соотношение её элементов.

 

 

 

http://bookzie.com/book_6.html

Интернет-сайт Библиотека

Морозова  Л.А. - Теория государства и права

Морозова, Л. А. Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Эксмо, 2010. – 510 с. – (Российское юридическое образование). – Библиогр.: с. 506–510.

1. Понятие политической системы

Общество - многогранное и сложное явление. Оно включает различные сферы взаимодействия людей, явления и процессы. Так, определенную сферу жизни общества составляет экономическая система, охватывающая производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, в основе которых лежат прежде всего отношения собственности. Выделяют также духовную жизнь общества, т.е. производство и распределение духовных ценностей, формы и средства удовлетворения духовных потребностей людей. Сюда можно отнести знания, идеи, модели поведения, ритуалы, обычаи, традиции, предметы культа, книги, произведения искусства и т.д.

Самостоятельную сферу составляет политическая система  общества, которая связана с осуществлением политической власти, в том числе  государственной, с деятельностью  специальных государственных органов управления и принуждения.

Политическая  система включает в себя политические отношения, политические процессы, политические институты, политические нормы и  т.д.

При этом под системой принято понимать множество элементов, определенным образом упорядоченных и взаимосвязанных, образующих некоторое целостное единство, обладающее относительной самостоятельностью, устойчивостью и функциональной автономностью.

Что касается понятия "политическая система", то в отечественной и зарубежной литературе существует множество его определений. Чаще всего указывают на интегрирующую роль этой системы, т.е. она обеспечивает объединение всех элементов общества в единый централизованный, управляемый политической властью организм (проф. Ф.М. Бурлацкий, проф. Ю.А. Тихомиров). Нередко политическую систему определяют через перечисление ее структурных элементов.

 

Чаще  всего выделяют следующие особенности  политической системы:

1) связь с государственной властью; 

2) отражение в ней происходящих  в обществе политических процессов, в том числе противоборства различных социальных сил и интересов;

3) управляющее и регулирующее назначение, т.е. управление делами общества, выражение интересов существующих  групп, слоев населения; 

4) регулирование ее деятельности  политическими нормами и правилами, сложившимися в политической жизни страны.

Исходя  из этих признаков, политическую систему  можно определить как совокупность государственных и негосударственных  институтов, посредством которых  осуществляются политическая власть и  управление обществом.

Политическая  система складывается и функционирует  под воздействием множества факторов. Среди них наиболее значимы экономические, социальные, психологические, исторические и др. Вместе с тем в литературе отмечается, что функционирование любой  системы в конечном счете определяется человеком (проф. С.А. Комаров). Люди формируют политическую систему, участвуют в ее деятельности, оказывают воздействие на характер, тип, свойства последней и т.д. Важно также отметить, что вся политическая деятельность в государстве и обществе осуществляется через людей и для людей.

2. Структура политической системы

Под структурой политической системы понимается способ связи ее элементов в единое, целостное системное образование, т.е. установление устойчивых связей и отношений между элементами этой системы.

 

В юридической литературе принято  выделять следующие компоненты, или  подсистемы, политической системы:

а) институциональную подсистему, т.е. из каких институтов она состоит. Иногда эту подсистему называют организационной;

б) регулятивную, или нормативную;

в) функциональную;

г) коммуникативную.

 

Иногда  к компонентам политической системы  относят политическую идеологию  и политическую культуру.

 

Институциональная (организационная) подсистема включает в себя:

1. Собственно политические организации - государство, политические партии, политические движения, некоторые общественные объединения политического характера. Особенность этих элементов - непосредственная связь с политикой, а цель деятельности - овладение государственной властью, участие в реализации внутренней и внешней политики, политическое воздействие на отдельные группы и слои населения, проведение политических интересов определенных групп и слоев.

2. Несобственно политические организации,  которые формируются для активной деятельности не в политической, а в других сферах жизни общества - экономической, духовной и иных. Это профсоюзы, кооперативные организации, творческие союзы и т.д. Тем не менее они оказывают определенное политическое влияние на политические процессы и развитие политических отношений.

3. Некоторые ученые - проф. М.Н. Марченко, проф. С.А. Комаров, выделяют также  организации, которые в своей  деятельности имеют незначительный  политический аспект, например общества  нумизматов, автолюбителей, клубы  собаководства и др. Они являются объектом государственного воздействия, но сами не выступают субъектами (т.е. носителями) политической власти.

4. С.А. Комаров выделяет человека  как субъекта политической системы  по основаниям, указанным выше, т.е.  человек рассматривается как первичный элемент политической системы.

Спорен  в науке вопрос о том, включаются ли религиозные организации и  институт церкви в политическую систему. Чаще всего они не преследуют политических целей. Тем не менее в клерикальных и особенно в теократических государствах религиозные организации государственной конфессии играют большую и нередко определяющую роль в политической жизни и, следовательно, входят в состав политической системы в качестве ее организационного элемента. Но и в светских государствах религиозные организации посредством благотворительной, миротворческой деятельности, путем воспитания людей в духе общечеловеческих, нравственных принципов участвуют в управлении делами общества. Кроме того, верующие и церковные служители как граждане государства участвуют в избирательных кампаниях, в референдумах. Государство регулирует своими законами деятельность религиозных организаций. Поэтому и в светских государствах хотя религиозные организации не являются непосредственным элементом политической системы, тем не менее они участвуют в политической жизни общества. Существуют политические партии религиозного толка, например в Бельгии Социально-христианская партия, Христианская народная партия, в Италии - Христианско-демократическая партия и т.д.

5. Значительное место в структуре  политической системы занимают  средства массовой информации (СМИ). Они оказывают серьезное влияние  на развитие политических процессов  в обществе, воздействие на мировоззрение  общества и отдельных людей,  в том числе формирование их политических взглядов, позиций, убеждений, на обеспечение коммуникативных связей в политической системе, на осуществление социального контроля за протекающими событиями и т.д. Это позволило называть СМИ четвертой властью наряду с законодательной, исполнительной, судебной. СМИ стали по существу самостоятельной сферой политической деятельности, а государство, в свою очередь, без СМИ практически не может влиять на протекающие в стране общественные процессы. Более того, бытие государства и права в известной мере проявляется через СМИ, поскольку население узнает о мероприятиях государства и принимаемых государственных решениях в первую очередь через СМИ.

 

СМИ образуют относительно самостоятельный  политический институт, который функционирует  во многом на основе своих корпоративных норм и ведет активную политическую деятельность, вмешиваясь в отношения между другими политическими и социальными институтами, формируя общественное мнение вокруг отдельных наиболее крупных событий, государственных решений, политических и государственных деятелей и нередко манипулируя общественным мнением. Отсюда многие аналитики справедливо связывают результаты выборов в представительные органы власти с влиянием СМИ, и прежде всего телевидения, поскольку оно распространяет информацию быстрее, эмоциональнее, а главное - обладает возможностью одновременности события и его изображения на экране. Все это дает основание приравнивать статус СМИ к правовому положению органов государственной власти.

6. В составе политической системы выделяют также органы местного самоуправления, которые не являются государственными органами, но активно участвуют в управлении делами, имеющими местный характер, например, управление муниципальной собственностью, местными финансами, охрана общественного порядка, благоустройство, транспортное, торговое обслуживание населения и т.д. Органы местного самоуправления могут принимать решения и нормативные акты и несут ответственность перед населением за результаты своей деятельности, а также перед государством в случае нарушения конституции или иных законодательных актов. Государство устанавливает правовые, организационные, политические, экономические и иные гарантии местного самоуправления. В частности, органам местного самоуправления гарантируется право на судебную защиту от произвола государственной власти, а также на возмещение ущерба, причиненного местному самоуправлению.

7. В качестве компонента политической  системы возможно выделить также  органы социального партнерства,  которые могут создаваться на  различных уровнях (федеральном, в субъектах Федерации, отраслевом и уровне отдельной организации) для регулирования взаимоотношений между работниками и работодателями, в том числе социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров, подготовки и заключения коллективного договора и соглашения, для устранения разногласий, участия работников в управлении организацией. При этом представители работников вправе получать от работодателя информацию по вопросам реорганизации и ликвидации организации, изменения условий труда, профессиональной подготовки и переподготовки, а также повышения квалификации работников.

 

Некоторые ученые включают в политическую систему  запрещенные ассоциации фашистского, экстремистского характера (проф. В.М. Сырых). Он же включает в состав политической системы преступные сообщества на том основании, что они подкупают государственных чиновников, проводят своих представителей в законодательные органы, оказывают влияние на исполнительную власть. Ученый считает их самостоятельным компонентом политической системы. Думается, что это неправильно. Названные объединения и сообщества не имеют права официально участвовать в политической жизни государства и общества. Они находятся вне закона, их деятельность противозаконна, хотя они, конечно, пытаются занять определенное место в политической жизни общества.

Информация о работе Общественные объединения в политической системе