Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 06:52, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в изучении роли общественных объединений в политической системе.
Для достижения поставленной цели определены следующие основные задачи:
изучить понятие и структуру политической системы;
раскрыть понятие общественных объединений, изучить их виды;
рассмотреть формы контроля за деятельностью общественных объединений.
Введение …..................................................................................................................
Глава 1. Понятие и структура политической системы ….......................................
Глава 2. Понятие и виды общественных объединений …......................................
Глава 3. Надзор и контроль за деятельностью общественных объединений.......
Заключение...................................................................................................................
Список использованной литературы.
Политической системе свойственны общие черты социальных систем. Кроме того, её характеризуют специфические признаки, вытекающие из природы политики и власти. Эта система, в отличие, скажем, от экономической, формируется в основном целенаправленно. В её фундаменте заключена совокупность соответствующих идей, ценностей — идеология, отражающая социальные интересы больших социальных групп и определяющая облик системы. Образующие политическую систему институты, как уже говорилось, представляют собой опредмеченные политические идеи и проекты. Отсюда необходимость учитывать в анализе особую роль духовного фактора в отработке механизмов функционирования и модернизации системы.
Политическая
система, будучи обусловленной социально-
Как часть общества, функционируя в социальной среде, политическая система подвергается влиянию тех воздействий, которые исходят извне, от общества, а также импульсов изнутри — взаимодействий её институтов, ценностей и т. д.
Структура политической системы
Структура
политической системы означает, из
каких элементов она состоит,
как они между собой
организационный (институциональный) компонент — политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.
культурный
компонент — политическое сознание,
характеризующее
нормативный компонент — социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.
коммуникативный компонент — информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.
функциональный компонент — политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.
Структура — важнейшее свойство системы, поскольку указывает на способ организации и соотношение её элементов.
http://bookzie.com/book_6.html
Интернет-сайт Библиотека
Морозова Л.А. - Теория государства и права
Морозова, Л. А. Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Эксмо, 2010. – 510 с. – (Российское юридическое образование). – Библиогр.: с. 506–510.
1. Понятие политической системы
Общество - многогранное и сложное явление. Оно включает различные сферы взаимодействия людей, явления и процессы. Так, определенную сферу жизни общества составляет экономическая система, охватывающая производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, в основе которых лежат прежде всего отношения собственности. Выделяют также духовную жизнь общества, т.е. производство и распределение духовных ценностей, формы и средства удовлетворения духовных потребностей людей. Сюда можно отнести знания, идеи, модели поведения, ритуалы, обычаи, традиции, предметы культа, книги, произведения искусства и т.д.
Самостоятельную
сферу составляет политическая система
общества, которая связана с
Политическая система включает в себя политические отношения, политические процессы, политические институты, политические нормы и т.д.
При этом под системой принято понимать множество элементов, определенным образом упорядоченных и взаимосвязанных, образующих некоторое целостное единство, обладающее относительной самостоятельностью, устойчивостью и функциональной автономностью.
Что касается понятия "политическая система", то в отечественной и зарубежной литературе существует множество его определений. Чаще всего указывают на интегрирующую роль этой системы, т.е. она обеспечивает объединение всех элементов общества в единый централизованный, управляемый политической властью организм (проф. Ф.М. Бурлацкий, проф. Ю.А. Тихомиров). Нередко политическую систему определяют через перечисление ее структурных элементов.
Чаще всего выделяют следующие особенности политической системы:
1)
связь с государственной
2)
отражение в ней происходящих
в обществе политических
3)
управляющее и регулирующее
4) регулирование ее деятельности политическими нормами и правилами, сложившимися в политической жизни страны.
Исходя
из этих признаков, политическую систему
можно определить как совокупность
государственных и
Политическая система складывается и функционирует под воздействием множества факторов. Среди них наиболее значимы экономические, социальные, психологические, исторические и др. Вместе с тем в литературе отмечается, что функционирование любой системы в конечном счете определяется человеком (проф. С.А. Комаров). Люди формируют политическую систему, участвуют в ее деятельности, оказывают воздействие на характер, тип, свойства последней и т.д. Важно также отметить, что вся политическая деятельность в государстве и обществе осуществляется через людей и для людей.
2. Структура политической системы
Под структурой политической системы понимается способ связи ее элементов в единое, целостное системное образование, т.е. установление устойчивых связей и отношений между элементами этой системы.
В юридической литературе принято выделять следующие компоненты, или подсистемы, политической системы:
а) институциональную подсистему, т.е. из каких институтов она состоит. Иногда эту подсистему называют организационной;
б) регулятивную, или нормативную;
в) функциональную;
г) коммуникативную.
Иногда к компонентам политической системы относят политическую идеологию и политическую культуру.
Институциональная (организационная) подсистема включает в себя:
1. Собственно политические организации - государство, политические партии, политические движения, некоторые общественные объединения политического характера. Особенность этих элементов - непосредственная связь с политикой, а цель деятельности - овладение государственной властью, участие в реализации внутренней и внешней политики, политическое воздействие на отдельные группы и слои населения, проведение политических интересов определенных групп и слоев.
2.
Несобственно политические
3.
Некоторые ученые - проф. М.Н. Марченко,
проф. С.А. Комаров, выделяют также
организации, которые в своей
деятельности имеют
4.
С.А. Комаров выделяет
Спорен в науке вопрос о том, включаются ли религиозные организации и институт церкви в политическую систему. Чаще всего они не преследуют политических целей. Тем не менее в клерикальных и особенно в теократических государствах религиозные организации государственной конфессии играют большую и нередко определяющую роль в политической жизни и, следовательно, входят в состав политической системы в качестве ее организационного элемента. Но и в светских государствах религиозные организации посредством благотворительной, миротворческой деятельности, путем воспитания людей в духе общечеловеческих, нравственных принципов участвуют в управлении делами общества. Кроме того, верующие и церковные служители как граждане государства участвуют в избирательных кампаниях, в референдумах. Государство регулирует своими законами деятельность религиозных организаций. Поэтому и в светских государствах хотя религиозные организации не являются непосредственным элементом политической системы, тем не менее они участвуют в политической жизни общества. Существуют политические партии религиозного толка, например в Бельгии Социально-христианская партия, Христианская народная партия, в Италии - Христианско-демократическая партия и т.д.
5.
Значительное место в
СМИ образуют относительно самостоятельный политический институт, который функционирует во многом на основе своих корпоративных норм и ведет активную политическую деятельность, вмешиваясь в отношения между другими политическими и социальными институтами, формируя общественное мнение вокруг отдельных наиболее крупных событий, государственных решений, политических и государственных деятелей и нередко манипулируя общественным мнением. Отсюда многие аналитики справедливо связывают результаты выборов в представительные органы власти с влиянием СМИ, и прежде всего телевидения, поскольку оно распространяет информацию быстрее, эмоциональнее, а главное - обладает возможностью одновременности события и его изображения на экране. Все это дает основание приравнивать статус СМИ к правовому положению органов государственной власти.
6. В составе политической системы выделяют также органы местного самоуправления, которые не являются государственными органами, но активно участвуют в управлении делами, имеющими местный характер, например, управление муниципальной собственностью, местными финансами, охрана общественного порядка, благоустройство, транспортное, торговое обслуживание населения и т.д. Органы местного самоуправления могут принимать решения и нормативные акты и несут ответственность перед населением за результаты своей деятельности, а также перед государством в случае нарушения конституции или иных законодательных актов. Государство устанавливает правовые, организационные, политические, экономические и иные гарантии местного самоуправления. В частности, органам местного самоуправления гарантируется право на судебную защиту от произвола государственной власти, а также на возмещение ущерба, причиненного местному самоуправлению.
7.
В качестве компонента
Некоторые ученые включают в политическую систему запрещенные ассоциации фашистского, экстремистского характера (проф. В.М. Сырых). Он же включает в состав политической системы преступные сообщества на том основании, что они подкупают государственных чиновников, проводят своих представителей в законодательные органы, оказывают влияние на исполнительную власть. Ученый считает их самостоятельным компонентом политической системы. Думается, что это неправильно. Названные объединения и сообщества не имеют права официально участвовать в политической жизни государства и общества. Они находятся вне закона, их деятельность противозаконна, хотя они, конечно, пытаются занять определенное место в политической жизни общества.
Информация о работе Общественные объединения в политической системе