Общественные объединения в политической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 06:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в изучении роли общественных объединений в политической системе.
Для достижения поставленной цели определены следующие основные задачи:
изучить понятие и структуру политической системы;
раскрыть понятие общественных объединений, изучить их виды;
рассмотреть формы контроля за деятельностью общественных объединений.

Содержание работы

Введение …..................................................................................................................
Глава 1. Понятие и структура политической системы ….......................................
Глава 2. Понятие и виды общественных объединений …......................................
Глава 3. Надзор и контроль за деятельностью общественных объединений.......
Заключение...................................................................................................................
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

+ Общественные объединения в политической системе.doc

— 499.00 Кб (Скачать файл)

- институциональная (государство, политические партии и иные общественные объединения);

- нормативная (правовые, моральные,  нравственные и иные регулятивные  факторы, влияющие на выбор  поведенческих мотивов граждан);

- функциональная (включает в себя  совокупность применяемых государством методов осуществления властных полномочий);

- коммуникативная (определяет совокупность  форм взаимодействия, принятых внутри  политической системы и вне  ее - во взаимодействии с другими  политическими системами).

Политическая система общества - это представленные в едином целостном (системном) комплексе государство и негосударственные структуры, участвующие в политической жизни страны и осуществлении государственной власти. Основными элементами политической системы являются:

а) само государство;

б) негосударственные структуры;

в) органы местного самоуправления.

Государство и его органы (государственный  аппарат и государственные служащие) осуществляют основной объем властвования или, что практически одно и то же, государственного управления. Государство - ядро политической системы общества, главный системообразующий фактор и элемент.

Политическая  система общества развивается и  трансформируется в более сложную  системную связь совместно с  развитием государства. Этот процесс  носит постоянный характер. Необходимо отметить, что власть (считай: государство) занимает столько места, сколько ей позволяет это сделать общество.

Вполне  естественно, что нормальное функционирование политической системы предполагает наличие соответствующего политического  управления, характеризующегося следующими основными специфическими признаками:

- оно является одним из видов  социального управления, содержание  которого обусловливается сложившимися  в обществе политико-властными  отношениями <1>;

--------------------------------

<1> Филянина И.М. Политическое управление в России: Дис. ... канд. полит. наук. СПб., 1997.

 

- его социальной опорой являются  интересы большинства населения  и союзнические отношения с  негосударственными структурами  общества;

- представляет собой процесс самоорганизации политического субъекта, направленный на создание из действующих в обществе разнородных политических сил в обладающий организованным единством союз сил, принимающих активное участие в выполнении политической программы и политике, осуществляемой государством от имени общества на конкретном историческом этапе своего развития;

- отношения политической власти  с другими структурами общества, участвующими в политическом  процессе, строятся на принципах  взаимной связи, возникающих в  рамках государственного управления.

Политическое  управление представляет собой системное, носящее постоянный характер организующее воздействие политического субъекта на общество средствами государственной  власти в интересах достижения целей  эффективного функционирования жизнедеятельности общественной системы в целом.

К числу общественных объединений, участвующих  в политической жизни, прежде всего, относятся политические партии, коалиции, движения, блоки и т.п. Их создание предусмотрено основными законами государств как необходимое условие реализации провозглашаемых прав и свобод.

Порядок создания и правовые рамки их функционирования определяются соответствующим законодательством. Статья 13 Конституции Российской Федерации установила "политическое многообразие" и многопартийность. Это является важнейшим показателем демократизма любой развитой политической системы общества. Для стран с авторитарными политическими режимами, становящимися на путь демократических преобразований, но не имеющих соответствующего опыта в этом кроется и определенный негативный момент. В эти периоды государство в силу объективных причин (переходный период) не всегда бывает готовым эффективно отстаивать свои интересы.

В середине 90-х годов XX столетия в России количество зарегистрированных политических партий и общественных движений составляло более 140. Их формирование осуществлялось на фоне отсутствия разработанного партийного законодательства - на базе гражданского законодательства, определяющего порядок создания обычного юридического лица. По оценкам специалистов, в середине 70-х годов XX столетия в более чем 100 государствах - членах ООН действовало свыше 500 политических партий.

Массовыми общественными объединениями являются различные профессиональные союзы, а также объединения по отдельным сферам жизни общества - культурные, научные, спортивные и другие. С согласия или по поручению государства они могут участвовать в выполнении некоторых его функций. Всех их можно назвать общественно-государственными структурами.

Существуют  также многочисленные объединения "по интересам", например, общества книголюбов, филателистов, любителей  музыки и т.п. Их влияние на власть и политику является преимущественно интеллектуальным.

По  данным Министерства юстиции в Российской Федерации в 2004 году действовало  около 150 тысяч общественных объединений.

 

("Теория государства и права: Учебник" (2-е издание, переработанное и дополненное) (Мелехин А.В.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009))

 

("Теория государства и права: Учебник" (Мелехин А.В.) ("Маркет ДС", 2007))

Мелехин А.В. Теория государства  и права: Учебник. М.: Маркет ДС, 2007. 640 с.  С. 53-

 

 

 

 

 

§ 4. Политическая система общества:

понятие, структура, функции

 

В социальном управлении принимают  участие различные субъекты: государство (специально предназначенное для  этой цели), партии, политические движения, общественные объединения и т.п. Все они, оказывая активное влияние  на политическую жизнь общества и осуществляя политическую власть, объединяются в политическую систему.

Политическая  система общества - это упорядоченная  на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных  органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Понятие "политическая система общества", вошедшее в научный оборот во второй половине ХХ в., показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Политическая  система имеет ряд характерных  черт:

1) именно в ее рамках и с  ее помощью осуществляется политическая  власть;

2) она зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;

3) она обладает относительной самостоятельностью.

Любая система общества, в том числе  и политическая, представляет собой  целостное, упорядоченное множество  элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория "политическая система" позволяет глубоко проникнуть в политические интересы классов, социальных и этнических групп, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.

Политическая  система в конечном счете регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной  власти, участия в ней, борьбы за нее.

Выделяют  следующие компоненты политической системы:

1) политическая организация общества, включающая в себя государство,  политические партии и движения, общественные организации и объединения,  трудовые коллективы и т.п.;

2) политическое сознание, характеризующее  психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

3) социально-политические и правовые  нормы, регулирующие политическую  жизнь общества и процесс осуществления  политической власти;

4) политические отношения, складывающиеся  между элементами системы по поводу политической власти;

5) политическая практика, состоящая  из политической деятельности  и совокупного политического  опыта.

Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему, является категория "политическая власть".

Каждая  организация, входящая в политическую систему, занимает в ней свое особое место, имеет специальное назначение, свои функции, в соответствии с которыми участвует в решении общих  задач общества.

В зависимости от природы выделяют следующие виды политических систем: демократические, командно-административные, теократические, переходные и т.п.

Сущность  политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. Отсюда характеристика политической системы  будет неполной без их рассмотрения.

Выделяют  следующие функции политической системы:

обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного  общества (политической системой устанавливаются  и осуществляются конкретные формы  и методы властвования - демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);

управление  различными сферами жизнедеятельности  людей в интересах отдельных  социальных групп или большинства  населения (действие политической системы  как управляющей включает постановку целей, задач, определение путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);

мобилизация средств и ресурсов, необходимых  для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);

выявление и представительство интересов  различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого  определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);

удовлетворение  интересов различных субъектов  политических отношений посредством  распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного  общества (именно в сфере распределения  сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);

интеграция общества, создание необходимых  условий для взаимодействия различных  элементов его структуры (объединяя  разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать  неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

политическая  социализация (посредством нее формируется  политическое сознание индивида, и  он "включается в работу" конкретных политических механизмов, благодаря  чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политической деятельности) и др.

Таким образом, политическая система имеет  немало функций, с помощью которых  она выполняет свое предназначение, обеспечивает нормальные политические отношения, связывает все субъекты политики в единый политический организм.

 

(§ 4, "Теория государства и права: Учебник" (Матузов Н.И., Малько А.В.) ("Юристъ", 2004))

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. 512 с.    С. 92-

 

 

 

Баранов Н.А.. Политические отношения  и политический процесс в современной  России: Курс лекций. , 2011

7.1.

Структура

и

функции

политической 

системы

 

  Структура политической системы.  Политическая система общества  — это разветвленная совокупность  различных политических институтов, социаль-но-политических общностей,  форм, норм и принципов взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

  Политическая система как целостность  функционирует благодаря взаимодействию  составляющих ее элементов, к  которым относятся политические  отношения, политические принципы  и правовые нормы, политическое сознание, политические институты, политическая культура

  Но она не сводима к их  сумме. Для того, чтобы понять  значение каждого элемента целостности,  система теоретически расщепляется, структурируется по различным  основаниям.

  Политическая система может структурироваться на основе ее ролевого понимания, и тогда она рассматривается с точки зрения характера взаимодействия субъектов, выполняющих различные политические роли и ориентирующихся на конкретные образцы политического поведения. Так, взаимодействие управляемых и управляющих может строиться на согласии, основанном на признании справедливыми формальных правил формирования и функционирования власти (например, свободные выборы, принцип разделения властей), или на предпочтении в общественном сознании определенных ценностей и стандартов поведения (например, законопослушность, политическая активность и т. д.).

Информация о работе Общественные объединения в политической системе