Общественные объединения в политической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 06:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в изучении роли общественных объединений в политической системе.
Для достижения поставленной цели определены следующие основные задачи:
изучить понятие и структуру политической системы;
раскрыть понятие общественных объединений, изучить их виды;
рассмотреть формы контроля за деятельностью общественных объединений.

Содержание работы

Введение …..................................................................................................................
Глава 1. Понятие и структура политической системы ….......................................
Глава 2. Понятие и виды общественных объединений …......................................
Глава 3. Надзор и контроль за деятельностью общественных объединений.......
Заключение...................................................................................................................
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

+ Общественные объединения в политической системе.doc

— 499.00 Кб (Скачать файл)

15 Морозова Л. А.  Теория государства и права:  учебник / Л. А. Морозова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2010. – 510 с.

16 Остапенко А.С. Общественные  объединения в контексте "демократии  участия": диалог гражданского  общества и государства / А.С.  Остапенко // Государственная власть  и местное самоуправление. - 2010. - № 8. - С. 3 - 5.

17 Павроз А.В. Группы интересов  и лоббизм в политике / А.В. Павроз. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та,, 2006. –  186 с.

18 Пятин С.Ю.  Комментарий к Федеральному закону  от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных  объединениях" (постатейный) (Подготовлено для  системы КонсультантПлюс. 2006) [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс».

19 Раянова Р.С. Контроль  за деятельностью общественных  объединений и религиозных организаций  / Р.С. Раянова // Бюллетень Министерства  юстиции Российской Федерации.  М. – 2004. - № 8. - С. 97-99.

20  Чиркин В.Е. Сравнительное  государствоведение: Учебное пособие  / В.Е. Чиркин. - М.: Норма, 2011 - 448 с. 

21 Шашкова О.В. Комментарий к  Федеральному закону от 19 мая  1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (постатейный) (Подготовлено для системы КонсультантПлюс. 2011) [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Бурлацкий Ф.М. Политические системы современности. М., 1978 - 138 с.  С. 26

 Чиркин В.Е. Сравнительное государствоведение. Учебное пособие. М.: Норма - 448 с. С. 34.

 Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: Проспект 2004, 640 с. С. 51.

 Баранов Н.А.. Политические отношения и политический процесс в современной России: Курс лекций. , 2011

 Морозова, Л. А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Эксмо, 2010. – 510 с. – (Российское юридическое образование). – Библиогр.: с. 506–510

 Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: Проспект 2004, 640 с. С. 58.

 Комаров, С. А. Теория государства и права. Учебно-методич пособие / С. А. Комаров, А. В. Малько. - М. : Норма, 2001. - 440 с.

 Комаров С. А. Личность в политической системе российского общества.– Саранск, 1995.

 Морозова, Л. А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Эксмо, 2010. – 510 с. – (Российское юридическое образование). – Библиогр.: с. 506–510

 Костина Н.И. Понятие «политическая система современного российского общества» Интернет-сайт SuperInf.ru  http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=1088

 К-я РФ

 Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "Об общественных объединениях"

 ГК РФ Часть 1.

 Шашкова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2011.   С. 17.

 Иванова М.И. Конституционный принцип равенства общественных объединений перед законом в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 2. С. 13 - 14.

 Гаджиалиев А.Б. Политико-правовое представительство групп интересов во взаимодействии российской государственности и гражданского общества: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2008. С. 9.

 Иванова М.И. Конституционный принцип равенства общественных объединений перед законом в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 2. С. 13 – 14;

 (Ищенко С.А. Проблемы теории правового статуса общественных объединений ("Право и политика", N 3, 2004))

 Павроз А.В. Группы интересов и лоббизм в политике. СПб., 2006. С. 44.

 Остапенко А.С. Общественные объединения в контексте "демократии участия": диалог гражданского общества и государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 8. С. 3 - 5.

 Пятин С.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2006.

 Гришаев С.П. Некоммерческие организации // СПС КонсультантПлюс. 2010.

 Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"

 Пятин С.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2006.

 Раянова Р.С. Контроль за деятельностью общественных объединений и религиозных организаций // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. М., 2004, № 8. С. 97-99.

 Шашкова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (постатейный) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, проведенный нами анализ общественных объединений как субъектов административного права показывает, что им отводится немаловажная   роль в правовой системе Российской Федерации. Право на свободное образование союзов и объединений с целью реализации гражданами своих нематериальных интересов является, на наш взгляд, признаком становления правового государства в России  как яркое свидетельство осуществления ими своих конституционных прав и свобод. Реально функционирующие сегодня  общественные объединения оказывают существенное влияние на жизнь общества в целом и развитие его культурной, политической, социальной и других сфер.

 

Важной  составной частью гражданского общества являются общественные объединения <1>, которые выступают в качестве связующего звена между государством и гражданским обществом. Общее  между всеми объединениями состоит в том, что все они, являясь формой реализации основных прав и свобод человека и гражданина, выступают одной из организационных форм демократии.

Общественные  объединения - полноценные субъекты права, однако имеются особенности  их правового регулирования в зависимости от организационно-правовых форм и видов. Вместе с тем они обладают специальной правоспособностью, т.е. вправе осуществлять только те виды деятельности, которые указаны в их уставе. Очень важна административная правосубъектность общественных объединений, правильное регулирование в них трудовых отношений, внимательное ведение дел как налогоплательщика. Изменения в общественно-политическом и экономическом устройстве многих государств обусловили бурное развитие законодательства, регулирующего деятельность общественных объединений и некоммерческих организаций. Количество законов и подзаконных актов, содержащих нормы, регулирующие деятельность этих структур, исчисляется сотнями, а сами эти нормы относятся к различным отраслям законодательства.

В Российской Федерации существует достаточно прогрессивное и развитое законодательство в сфере деятельности общественных объединений. Основным стимулом и началом  современного этапа становления  законодательства об общественных объединениях и иных негосударственных некоммерческих организациях послужило закрепление права на объединение в ст. 30 Конституции РФ 1993 г. <9>. Главными законами в этой сфере являются Федеральные законы "Об общественных объединениях" (1995 г.), "О некоммерческих организациях" (1996 г.). Эти Законы создают эффективное и достаточное правовое регулирование образования и деятельности общественных объединений. Отдельные аспекты регулируются Федеральными законами "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (1996 г.), "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (1995 г.), "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (1995 г.) и др.

--------------------------------

Действующие в России общественные объединения  весьма разнообразны по своему характеру. Они отличаются друг от друга по разным параметрам: социальной базе, структуре и методам деятельности, месту и роли в политической системе страны, идеологическим и программным установкам и т.п., что делает актуальной разработку аналитической классификации общественных объединений в РФ. На наш взгляд, подобная типология выполняет важную роль в систематизации и упорядочении всей структуры общественных объединений в стране.

В зависимости от критериев классификации  можно выделить следующие виды общественных объединений в РФ:

- по организационно-правовым формам: организации, движения, фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности, политические партии;

- по характеру членства: с фиксированным  членством и без такового;

- в зависимости от направления  и сферы деятельности, закрепленной  в уставе: благотворительные, экологические, молодежные, культурные, образовательные, женские, ветеранские, физкультурно-спортивные и т.д.;

- в зависимости от проявления  в деятельности объединений политических  признаков: собственно политические; организации, имеющие в своем содержании лишь незначительный политический аспект; собственно неполитические;

- в зависимости от территориальной  сферы деятельности: общероссийские, межрегиональные, региональные, местные  и международные;

- по внутриорганизационным структурам: централизованные и нецентрализованные;

- по социально-правовому статусу:  зарегистрированные в соответствующих  органах, незарегистрированные, нелегальные  (запрещенные государством).

 

 

Государство осуществляет надзор и контроль за деятельностью общественных объединений. Надзор за соблюдением ими законов осуществляется прокуратурой Российской Федерации. Орган, регистрирующий общественные объединения, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Финансовые органы контролируют источники доходов общественных объединений, размеры получаемых ими средств, уплату налогов.

 

 

 

 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В  КОНТЕКСТЕ "ДЕМОКРАТИИ УЧАСТИЯ":

ДИАЛОГ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И  ГОСУДАРСТВА

 

А.С. ОСТАПЕНКО

 

Остапенко А.С., кандидат юридических  наук, кафедра теории и истории  государства и права ТИУиЭ.

 

Общественные объединения в  современной России являются развивающимся  политико-правовым институтом, начинающим выполнять посредническую функцию  между гражданским обществом и публичной властью по обеспечению и защите прав и свобод граждан, а также их интересов и инициатив. Становление общественных организаций происходит в качестве "активнодействующих субъектов общественно-политической жизни, наряду с государственными, муниципальными и коммерческими организациями и учреждениями. Перед ними стоит задача занять собственную нишу, во-первых, соответствующую внутренним ресурсам и интересам, а во-вторых, отвечающую потребностям и интересам общества" <1>. Эта двуединая задача имплицирует деятельность общественных объединений в политическую систему, которая определяет как ее параметры, так и способы взаимодействия государства с участниками общественно-политических отношений, формирующих современное политико-правовое пространство РФ.

--------------------------------

<1> Заббаров А.Г. Модели и  формы взаимодействия органов  власти с общественными объединениями:  проблемный аспект // URL: http:// beztemy.usu.ru/ ?base=mag/ 0012(02_2009)&xsln= showArticle.xslt&id=a11&doc=../ content.jsp.

 

Существующая  нормативно-правовая база, регулирующая деятельность общественных объединений, раскрывает и конкретизирует положения  конституционного и гражданского законодательства, устанавливающего их правовой статус. Это позволяет общественным объединениям получить юридическую легитимацию своих организационных форм и занять определенное место в структурах гражданского общества и государства, став механизмом социального представительства и способом политико-правового участия, с помощью которого осуществляются либерально-демократические преобразования.

Как политико-правовой институт общественные объединения являются формой обеспечения баланса публичных, корпоративно-групповых, частных и др. интересов на основе динамического взаимодействия с властными институтами. В настоящее время оно получило законодательное оформление и предметное представление в национальном государственно-правовом пространстве и становится связующим звеном при достижении гражданского мира и согласия, основанного на уважении и защите прав и свобод граждан. Роль государства в данном контексте, как отмечает А.В. Павроз, "сводится к функции независимого и незаинтересованного арбитра, призванного поддерживать "правила игры", сохранять равновесие среди соперничающих групп, обеспечивать им равный доступ к процессам выработки политики и фиксировать в своих решениях достигнутый баланс интересов" <2>, что позволяет общественным объединениям стать гарантом их признания, обеспечения, реализации и защиты.

--------------------------------

<2> Павроз А.В. Группы интересов  и лоббизм в политике. СПб., 2006. С. 44.

 

В ходе становления современной  модели "демократии участия" и  соответствующего ей политико-правового  обеспечения общественные объединения  приобретают значение института  децентрализации публичной власти, ослабления авторитарных тенденций в механизме ее осуществления. "Как бы ни старалось государство, какие бы сигналы ни давало, - пишет В. Кузьмин, - представители неправительственных организаций всегда находили и будут находить негативные моменты в жизни страны, что, по сути, и является частью их обязанностей" <3>. В этом плане они выступают противовесом интересов гражданского общества и государства, средством обеспечения и защиты гражданских прав и свобод. Слабой стороной этого процесса является то, что подобная политико-правовая модель мало приемлема в условиях системного кризиса, сопровождающего весьма противоречивые процессы российского демократического строительства, так как предполагает высокий уровень активности масс, стабильную социальную, этноконфессиональную и экономическую ситуацию, а также наличие законодательно оформленного механизма противодействия политическому манипулированию. Наличие политико-правовых знаний и навыков "демократии участия" как "степени гражданского участия в формировании стратегии развития страны, в ее управлении - ничтожно мало" <4>. При этом становление взаимодействия общественных объединений и власти должно быть направлено на постановку и решение общественно значимых проблем, обеспечение условий, при которых власть совместно с общественными структурами приходит к единообразному пониманию приоритетов и целей социальной политики и реализует их на практике.

Информация о работе Общественные объединения в политической системе