Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 06:52, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в изучении роли общественных объединений в политической системе.
Для достижения поставленной цели определены следующие основные задачи:
изучить понятие и структуру политической системы;
раскрыть понятие общественных объединений, изучить их виды;
рассмотреть формы контроля за деятельностью общественных объединений.
Введение …..................................................................................................................
Глава 1. Понятие и структура политической системы ….......................................
Глава 2. Понятие и виды общественных объединений …......................................
Глава 3. Надзор и контроль за деятельностью общественных объединений.......
Заключение...................................................................................................................
Список использованной литературы.
------------------------------
<*> Ямпольская Ц.А. Общественные организации в СССР. М.: Наука, 1972. С. 22 - 23.
Таким образом, можно сделать вывод, что законодатель не дает четких разъяснений понятий "общественное объединение" и "общественные организации", а значит, эти понятия тождественны и их деятельность в РФ регулируется Законом об общественных объединениях.
Действие этого Закона распространяется на все общественные объединения, создаваемые по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).
Теоретический вопрос о существующих отличиях организационно-правовых форм массовых движений, с одной стороны, и общественных объединений - с другой, мало разработаны. И на практике не всегда можно провести четкую границу между ними, где общественная организация (объединение), а где массовые движения. Ц.А. Ямпольская правильно подчеркивает мысль о том, что различия между массовым движением и общественной организацией проявляется достаточно рельефно, если посмотреть на то и на другое сквозь призму права <*>.
------------------------------
<*> См.: Ямпольская Ц.А. Указ. соч. С. 36 - 40.
Что касается международных
------------------------------
<*> Курс международного права: В 7 т. Т. 1. М., 1989. С. 218 - 219.
Таким образом, рассматривая общественные объединения, можно сделать вывод, что они могут создаваться в конкретных организационно-правовых формах.
Государство не вмешивается в деятельность общественных объединений, обеспечивает соблюдение их прав и законных интересов, оказывает им поддержку, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ <*>. В этом проявляется правовая специфика их статуса.
------------------------------
<*> См., например: Указ Президента РФ от 22 ноября 1993 года: "О протекционистской политике РФ в области физической культуры и спорта" / Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 48. Ст. 4646.
Общественные объединения не обладают государственно-властными полномочиями, но наделены некоторыми правами и обязанностями и поэтому могут быть участниками разнообразных административных правоотношений. Они имеют право участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренном законодательством; представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов, а также других участников (граждан); выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни и вносить предложения в орган государственной власти.
Конституция Российской Федерации закрепляет признанное международным сообществом право на свободу объединений, содержит общие нормы об общественных объединениях (организациях). Тем самым статус общественных объединений получает конституционное регулирование <*>. "Наличие юридических норм об общественных объединениях в Конституции РФ означает их выделение в качестве конституционного института. Вместе с тем в связи со спецификой конституции как основного закона в ней нет и не может быть какой-либо детализации правового статуса общественных объединений; Конституция регулирует только его существенные стороны, оставляя иные элементы в сфере регулирования обычного законодательства" <**>.
------------------------------
<*> См.: Конституция, законы, подзаконный акт. М., 1994. С. 23 - 43; Комментарий к Конституции РФ. М., 1994. Ст. IX - XX; Конституция РФ. Комментарий / Под общ. ред. Топорнина Б.Н., Батурина Ю.М., Орехова Р.Г. М., 1994. С. 3 - 54.
<**>
Юрьев С.С. Правовой статус
общественных объединений:
Специфика административно-правового регулирования общественных отношений различных объединений раскрывается при анализе правовых норм. Соблюдение их "гарантируется различного рода с организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто ее не соблюдает, мер юридического принуждения (дисциплинарная, административная, материальная и уголовная ответственность) <*>.
------------------------------
<*> Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М.: Зерцало, 1997. С. 47.
В настоящее время нормы, регулирующие те или иные аспекты организации и деятельности общественных объединений, содержатся в большом количестве в ведомственных нормативных актах. Это объясняется тем, что деятельность государства и общественных объединений обеспечивается не одним, а целой системой государственных и общественных органов.
(Статья: Проблемы теории правового статуса общественных объединений (Ищенко С.А.) ("Право и политика", N 3, 2004))
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общественные организации - институты гражданского общества - естественный фундамент политической демократии.
Государство и общественные организации взаимно связаны и обеспечивают развитие друг друга, включая взаимный контроль.
Роль общественных организаций в нашей стране возрастает хотя бы потому, что в процессе административной реформы государство отказывается от ряда функций по управлению обществом, которые могут выполнять общественные организации.
Россия станет сильным конкурентоспособным государством при наличии трех условий: воспитание свободных граждан, которые в состоянии справиться со своими проблемами (для этого уровень обязательного образования должен быть не ниже среднего профессионального); формирование конкурентоспособного государственного и муниципального аппарата; создание развитого гражданского общества, т.е. такого общества, в котором большинство людей объединится в общественные организации по интересам.
В социальном управлении принимают участие различные субъекты: государство (специально предназначенное для этой цели), партии, политические движения, общественные объединения и т.п. Все они, оказывая активное влияние на политическую жизнь общества и осуществляя политическую власть, объединяются в политическую систему.
Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Понятие "политическая система общества", вошедшее в научный оборот во второй половине ХХ в., показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.
Политическая система имеет ряд характерных черт:
1) именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть;
2) она зависит от характера
общественной среды, социально-
3) она обладает относительной самостоятельностью.
Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория "политическая система" позволяет глубоко проникнуть в политические интересы классов, социальных и этнических групп, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.
Выделяют следующие компоненты политической системы:
1) политическая организация
общества, включающая в себя государство,
2) политическое сознание,
характеризующее
3) социально-политические
и правовые нормы,
4) политические отношения,
складывающиеся между
5) политическая практика,
состоящая из политической
Каждая организация, входящая в политическую систему, занимает в ней свое особое место, имеет специальное назначение, свои функции, в соответствии с которыми участвует в решении общих задач общества.
В зависимости от природы выделяют следующие виды политических систем: демократические, тоталитарные, командно-административные, теократические, переходные и т.п. В зависимости от различных обстоятельств они могут приобретать и дополнительные характеристики, особенности. Так, националистические, шовинистические, расистские идеологии порождают фашистские политические системы – разновидность тоталитарных систем.
По характеру взаимодействия выделяют открытые и закрытые политические системы. Известны в истории и вождистские, культовые политические системы, где вся организация политической власти, все социальные институты функционируют в режиме обслуживания вождя (фюрера, генерального секретаря), исполнения его воли и желаний. Следует отметить, что политические системы реализуют те или иные политические режимы, то есть методы и способы осуществления государственной власти, и органично, поэтому связаны с политическими режимами.
Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. Отсюда характеристика политической системы будет неполной без их рассмотрения.
Выделяют следующие функции политической системы:
- обеспечение политической
власти определенной
- управление
различными сферами
- мобилизация средств
и ресурсов, необходимых для достижения
этих целей и задач (без
- выявление и представительство
интересов различных субъектов
политических отношений (без
- удовлетворение интересов
различных субъектов
- интеграция общества, создание
необходимых условий для
- политическая социализация
(посредством нее формируется
политическое сознание
Таким образом, политическая система имеет немало функций, с помощью которых она выполняет свое предназначение, обеспечивает нормальные политические отношения, связывает все субъекты политики в единый политический организм.
4.1. Понятие и структура
Политическая система как
Другой философ древнего мира Полибий, рассматривая государственное устройство Древнего Рима, подчеркнул сложный характер смешанной системы правления.
Активное использование термина "политическая система" правления в естественных науках многие исследователи связывают с именем Т. Парсона (1902 - 1979 гг.). В политологию он был введен в 50 - 60-х годах XX столетия. Общество стало рассматриваться как взаимодействие четырех подсистем: экономической, политической, социальной и духовной. Системный характер позволил более четко определить место политики в жизни общества. Исходя из данного учения политическая система общества состоит из следующих взаимодействующих подсистем:
Информация о работе Общественные объединения в политической системе