Общественные объединения в политической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 06:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в изучении роли общественных объединений в политической системе.
Для достижения поставленной цели определены следующие основные задачи:
изучить понятие и структуру политической системы;
раскрыть понятие общественных объединений, изучить их виды;
рассмотреть формы контроля за деятельностью общественных объединений.

Содержание работы

Введение …..................................................................................................................
Глава 1. Понятие и структура политической системы ….......................................
Глава 2. Понятие и виды общественных объединений …......................................
Глава 3. Надзор и контроль за деятельностью общественных объединений.......
Заключение...................................................................................................................
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

+ Общественные объединения в политической системе.doc

— 499.00 Кб (Скачать файл)

--------------------------------

<*> Ямпольская Ц.А. Общественные  организации в СССР. М.: Наука, 1972. С. 22 - 23.

 

Таким образом, можно сделать вывод, что законодатель не дает четких разъяснений  понятий "общественное объединение" и "общественные организации", а  значит, эти понятия тождественны и их деятельность в РФ регулируется Законом об общественных объединениях.

Действие  этого Закона распространяется на все общественные объединения, создаваемые по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).

Теоретический вопрос о существующих отличиях организационно-правовых форм массовых движений, с одной  стороны, и общественных объединений - с другой, мало разработаны. И на практике не всегда можно провести четкую границу между ними, где общественная организация (объединение), а где массовые движения. Ц.А. Ямпольская правильно подчеркивает мысль о том, что различия между массовым движением и общественной организацией проявляется достаточно рельефно, если посмотреть на то и на другое сквозь призму права <*>.

--------------------------------

<*> См.: Ямпольская Ц.А. Указ. соч.  С. 36 - 40.

 

Что касается международных неправительственных  организаций, Г.П. Тункин справедливо  указывает, что "они не являются органами, выражающими волю государств", поэтому их мнения и резолюции не охватываются процессом нормообразования <*>. В то же время нужно заметить, что общественные объединения в международном движении хотя и обладают статусом неправительственных организаций, вместе с тем воздействуют на позицию того или иного государства и непосредственно регулируют отношения внутри этих организаций (объединений).

--------------------------------

<*> Курс международного права:  В 7 т. Т. 1. М., 1989. С. 218 - 219.

 

Таким образом, рассматривая общественные объединения, можно сделать вывод, что они могут создаваться в конкретных организационно-правовых формах.

Государство не вмешивается в деятельность общественных объединений, обеспечивает соблюдение их прав и законных интересов, оказывает  им поддержку, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ <*>. В этом проявляется правовая специфика их статуса.

--------------------------------

<*> См., например: Указ Президента РФ от 22 ноября 1993 года: "О протекционистской политике РФ в области физической культуры и спорта" / Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 48. Ст. 4646.

 

Общественные  объединения не обладают государственно-властными полномочиями, но наделены некоторыми правами и обязанностями и поэтому могут быть участниками разнообразных административных правоотношений. Они имеют право участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренном законодательством; представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов, а также других участников (граждан); выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни и вносить предложения в орган государственной власти.

Конституция Российской Федерации закрепляет признанное международным сообществом право на свободу объединений, содержит общие нормы об общественных объединениях (организациях). Тем самым статус общественных объединений получает конституционное регулирование <*>. "Наличие юридических норм об общественных объединениях в Конституции РФ означает их выделение в качестве конституционного института. Вместе с тем в связи со спецификой конституции как основного закона в ней нет и не может быть какой-либо детализации правового статуса общественных объединений; Конституция регулирует только его существенные стороны, оставляя иные элементы в сфере регулирования обычного законодательства" <**>.

--------------------------------

<*> См.: Конституция, законы, подзаконный  акт. М., 1994. С. 23 - 43; Комментарий к  Конституции РФ. М., 1994. Ст. IX - XX; Конституция РФ. Комментарий / Под общ. ред. Топорнина Б.Н., Батурина Ю.М., Орехова Р.Г. М., 1994. С. 3 - 54.

<**> Юрьев С.С. Правовой статус  общественных объединений: Монография. 1-е изд. М.: Инженер, ин-кварто, 1995. С. 36 - 37.

 

Специфика административно-правового регулирования общественных отношений различных объединений раскрывается при анализе правовых норм. Соблюдение их "гарантируется различного рода с организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто ее не соблюдает, мер юридического принуждения (дисциплинарная, административная, материальная и уголовная ответственность) <*>.

--------------------------------

<*> Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное  право Российской Федерации: Учебник. М.: Зерцало, 1997. С. 47.

 

В настоящее время нормы, регулирующие те или иные аспекты организации  и деятельности общественных объединений, содержатся в большом количестве в ведомственных нормативных  актах. Это объясняется тем, что  деятельность государства и общественных объединений обеспечивается не одним, а целой системой государственных и общественных органов.

 

(Статья: Проблемы теории правового статуса общественных объединений (Ищенко С.А.) ("Право и политика", N 3, 2004))

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Общественные организации - институты  гражданского общества - естественный фундамент политической демократии.

Государство и общественные организации взаимно связаны и обеспечивают развитие друг друга, включая взаимный контроль.

Роль  общественных организаций в нашей  стране возрастает хотя бы потому, что  в процессе административной реформы  государство отказывается от ряда функций по управлению обществом, которые могут выполнять общественные организации.

Россия  станет сильным конкурентоспособным  государством при наличии трех условий: воспитание свободных граждан, которые  в состоянии справиться со своими проблемами (для этого уровень обязательного образования должен быть не ниже среднего профессионального); формирование конкурентоспособного государственного и муниципального аппарата; создание развитого гражданского общества, т.е. такого общества, в котором большинство людей объединится в общественные организации по интересам.

 

 

 

 

 

 

 

В социальном управлении принимают участие различные  субъекты: государство (специально предназначенное  для этой цели), партии, политические движения, общественные объединения  и т.п. Все они, оказывая активное влияние на политическую жизнь общества и осуществляя политическую власть, объединяются в политическую систему.

Политическая система  общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных  органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Понятие "политическая система  общества", вошедшее в научный  оборот во второй половине ХХ в., показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Политическая система  имеет ряд характерных черт:

1) именно в ее рамках  и с ее помощью осуществляется политическая власть;

2) она зависит от характера  общественной среды, социально-экономической  структуры общества;

3) она обладает относительной  самостоятельностью.

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория "политическая система" позволяет глубоко проникнуть в политические интересы классов, социальных и этнических групп, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.

Выделяют следующие компоненты политической системы:

1) политическая организация  общества, включающая в себя государство,  политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

2) политическое сознание, характеризующее психологические  и идеологические стороны политической  власти и политической системы;

3) социально-политические  и правовые нормы, регулирующие  политическую жизнь общества  и процесс осуществления политической власти;

4) политические отношения,  складывающиеся между элементами  системы по поводу политической  власти;

5) политическая практика, состоящая из политической деятельности  и совокупного политического  опыта27.

Каждая организация, входящая в политическую систему, занимает в ней свое особое место, имеет специальное назначение, свои функции, в соответствии с которыми участвует в решении общих задач общества.

В зависимости от природы  выделяют следующие виды политических систем: демократические, тоталитарные, командно-административные, теократические, переходные и т.п. В зависимости от различных обстоятельств они могут приобретать и дополнительные характеристики, особенности. Так, националистические, шовинистические, расистские идеологии порождают фашистские политические системы – разновидность тоталитарных систем.

По характеру взаимодействия выделяют открытые и закрытые политические системы. Известны в истории и  вождистские, культовые политические системы, где вся организация  политической власти, все социальные институты функционируют в режиме обслуживания вождя (фюрера, генерального секретаря), исполнения его воли и желаний. Следует отметить, что политические системы реализуют те или иные политические режимы, то есть методы и способы осуществления государственной власти, и органично, поэтому связаны с политическими режимами.

Сущность политической системы  общества наиболее ярко проявляется  в ее функциях. Отсюда характеристика политической системы будет неполной без их рассмотрения.

Выделяют следующие функции политической системы:

- обеспечение политической  власти определенной социальной  группы или большинства членов  данного общества (политической  системой устанавливаются и осуществляются  конкретные формы и методы  властвования - демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);

- управление  различными сферами жизнедеятельности  людей в интересах отдельных  социальных групп или большинства  населения (действие политической  системы как управляющей включает  постановку целей, задач, определение путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);

- мобилизация средств  и ресурсов, необходимых для достижения  этих целей и задач (без огромной  организаторской работы, людских,  материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);

- выявление и представительство  интересов различных субъектов  политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения  на политическом уровне данных  интересов никакая политика невозможна);

- удовлетворение интересов  различных субъектов политических  отношений посредством распределения  материальных и духовных ценностей  в соответствии с теми или  иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения  сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);

- интеграция общества, создание  необходимых условий для взаимодействия  различных элементов его структуры  (объединяя разные политические  силы, политическая система пытается  сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

- политическая социализация (посредством нее формируется  политическое сознание индивида, и он "включается в работу" конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политической деятельности) и др.

Таким образом, политическая система имеет немало функций, с  помощью которых она выполняет  свое предназначение, обеспечивает нормальные политические отношения, связывает все субъекты политики в единый политический организм.

4.1. Понятие и структура политической  системы общества

 

Политическая система как совокупность власти и политических отношений  начинает формироваться в обществе с появлением частной собственности, классов, с образованием государства. Хотя сам термин в те далекие времена не применялся, но уже древнегреческий мыслитель Аристотель (382 - 332 гг. до н.э.) понимал политику как сложный комплекс элементов, в который входят экономика, мораль, право, образ правления (власть) и тип правления.

Другой  философ древнего мира Полибий, рассматривая государственное устройство Древнего Рима, подчеркнул сложный характер смешанной системы правления.

Активное  использование термина "политическая система" правления в естественных науках многие исследователи связывают с именем Т. Парсона (1902 - 1979 гг.). В политологию он был введен в 50 - 60-х годах XX столетия. Общество стало рассматриваться как взаимодействие четырех подсистем: экономической, политической, социальной и духовной. Системный характер позволил более четко определить место политики в жизни общества. Исходя из данного учения политическая система общества состоит из следующих взаимодействующих подсистем:

Информация о работе Общественные объединения в политической системе