Общественные объединения в политической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 06:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в изучении роли общественных объединений в политической системе.
Для достижения поставленной цели определены следующие основные задачи:
изучить понятие и структуру политической системы;
раскрыть понятие общественных объединений, изучить их виды;
рассмотреть формы контроля за деятельностью общественных объединений.

Содержание работы

Введение …..................................................................................................................
Глава 1. Понятие и структура политической системы ….......................................
Глава 2. Понятие и виды общественных объединений …......................................
Глава 3. Надзор и контроль за деятельностью общественных объединений.......
Заключение...................................................................................................................
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

+ Общественные объединения в политической системе.doc

— 499.00 Кб (Скачать файл)

Прокурор при осуществлении  возложенных на него функций вправе:

- по предъявлении служебного  удостоверения беспрепятственно  входить на территории и в  помещения органов, вышеуказанных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

- требовать от руководителей  и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;

- требовать от руководителей  выделения специалистов для выяснения  возникших вопросов; проведения  проверок по поступившим в  органы прокуратуры материалам  и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

- вызывать должностных лиц  и граждан для объяснений по  поводу нарушений законов.

Прокурор или его заместитель  по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель  в случае установления факта нарушения  закона вышеуказанными органами и должностными лицами опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона.

Рассмотрим полномочия Минюста за деятельностью общественных объединений. Согласно ч. 2 ст. 38 ФЗ «Об общественных объединениях» орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе:

1) запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы.

Распорядительными документами являются приказы, распоряжения, протоколы, решения, положения, бухгалтерские и иные документы, которые, как правило, определяют действия участников или членов объединения и, как следствие, направления деятельности объединения в целом24;

2) направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях;

3) не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям.

Общественные организации должны оказывать содействие лицам, проводящим проверку, предоставляя необходимые сведения для ее проведения.

По фактам проведенных проверок могут составляться соответствующие  акты о выявленных нарушениях.

Проверки не могут проводиться  чаще одного раза в год. Такой срок установлен в п. 3 ч. 2 ст. 38 для того, чтобы оградить общественные организации от возможных злоупотреблений уполномоченного органа предоставленными ему полномочиями.

4) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций (банков и банковских учреждений).

Необходимые сведения предоставляются  органами власти бесплатно по письменным запросам соответствующих сведений. В последнее время между многими  органами власти существует электронный  документооборот;

5) в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, руководящим органам данных объединений может быть вынесено письменное предупреждение.

Предупреждение выносится  путем составления письменного  документа, в котором указываются  основания вынесения предупреждения, срок устранения указанного нарушения, а также говорится о возможности его обжалования в вышестоящий орган или в суд. Предупреждение вручается руководящему органу (уполномоченному лицу) объединения под подпись или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении25.

Предоставленный срок на устранения нарушения составляет минимум один месяц.

   Частью 3 ст. 38 ФЗ «Об общественных объединениях» установлены полномочия некоторых федеральных органов, устанавливающих соответствие расходования общественными объединениями денежных средств и использования иного имущества уставным целям, сообщать о результатах в орган, принявший решение о государственной регистрации соответствующего общественного объединения, для принятия мер реагирования.

Так, Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный  орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области  налогов и сборов, федеральный  орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, устанавливают соответствие расходования общественными объединениями денежных средств и использования иного имущества уставным целям и сообщают о результатах в орган, принявший решение о государственной регистрации соответствующего общественного объединения.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, является Федеральная служба по финансовому мониторингу. К упомянутым в ч. 3 ст. 38 федеральным органам государственного финансового контроля относятся:

- Счетная палата Российской  Федерации;

- Центральный банк Российской Федерации;

- Министерство финансов Российской  Федерации (Главное управление  федерального казначейства и  Контрольно-ревизионное управление);

- Министерство Российской  Федерации по налогам и сборам;

- Государственный таможенный  комитет Российской Федерации;

- Федеральная служба России  по валютному и экспортному  контролю;

- контрольно-ревизионные органы  федеральных органов исполнительной  власти;

- иные органы, осуществляющие  контроль за поступлением и  расходованием средств федерального  бюджета и федеральных внебюджетных фондов26.

Итак, государство  осуществляет надзор и контроль за деятельностью общественных объединений. Надзор за соблюдением ими законов  осуществляется прокуратурой Российской Федерации. Орган, регистрирующий общественные объединения, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Финансовые органы контролируют источники доходов общественных объединений, размеры получаемых ими средств, уплату налогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Неотъемлемым элементом политической системы является развитая система общественных объединений - добровольных, самоуправляемых, некоммерческих формирований, созданных по инициативе граждан на основе общности интересов для реализации общих целей и способных влиять на общественную жизнь. Конституционное право на объединение, провозглашенное в статье, включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей; право вступать либо не вступать в существующие общественные объединения, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Общественные организации - институты  гражданского общества - естественный фундамент политической демократии.

Государство и общественные организации  взаимно связаны и обеспечивают развитие друг друга, включая взаимный контроль.

Государство не вмешивается  в деятельность общественных объединений, обеспечивает соблюдение их прав и  законных интересов, оказывает им поддержку, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. В этом проявляется правовая специфика их статуса.

Общественные объединения  не обладают государственно-властными  полномочиями, но наделены некоторыми правами и обязанностями и  поэтому могут быть участниками  разнообразных административных правоотношений. Они имеют право участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренном законодательством; представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов, а также других участников (граждан); выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни и вносить предложения в орган государственной власти.

Действующие в России общественные объединения весьма разнообразны по своему характеру. Они отличаются друг от друга по разным параметрам: социальной базе, структуре и методам деятельности, месту и роли в политической системе страны, идеологическим и программным установкам и т.п. Общественные объединения классифицируются по различным основаниям: по организационно-правовым формам (организации, движения, фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности, политические партии); по характеру членства (с фиксированным членством и без такового); в зависимости от направления и сферы деятельности, закрепленной в уставе (благотворительные, экологические, молодежные, культурные, образовательные, женские, ветеранские, физкультурно-спортивные); в зависимости от проявления в деятельности объединений политических признаков (собственно политические; организации, имеющие в своем содержании лишь незначительный политический аспект; собственно неполитические); в зависимости от территориальной сферы деятельности (общероссийские, межрегиональные, региональные, местные и международные); по внутриорганизационным структурам (централизованные и нецентрализованные); по социально-правовому статусу: (зарегистрированные в соответствующих органах, незарегистрированные, нелегальные (запрещенные государством).

Государство осуществляет надзор и  контроль за деятельностью общественных объединений. Надзор за соблюдением ими законов осуществляется прокуратурой Российской Федерации. Орган, регистрирующий общественные объединения, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Финансовые органы контролируют источники доходов общественных объединений, размеры получаемых ими средств, уплату налогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

Нормативный материал

1   Конституция  Российской Федерации (принята  всенародным голосованием 12.12.1993 г.) [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс».

2  Федеральный  закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (в ред.  от 01.07.2011) «Об общественных объединениях» [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс».

3   Гражданский кодекс РФ (часть  первая): федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-     ФЗ (в ред. от 06.12.2011 № 405-ФЗ) [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс».

4 Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред. от 21.11.2011) «О прокуратуре        Российской Федерации» [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс».

 

Специальная литература

5    Баранов Н.А.. Политические отношения и политический  процесс в современной России:  Курс лекций / Н.А. Баранов. – СПб.: БГТУ, 2011. – 394 с.

6   Бурлацкий Ф.М.  Политические системы современности  / Ф.М. Бурлацкий. - М., 1978. - 138с. 

7 Гаджиалиев А.Б. Политико-правовое  представительство групп интересов  во  взаимодействии российской  государственности и гражданского общества: Дис. … канд. юрид. наук: 23.00.02 / Гаджиалиев Али Бахмудович – Ростов-на-Дону: Рост. юрид. ин-т МВД РФ, 2008. – 151 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.dissercat.com/content/politiko-pravovoe-predstavitelstvo-grupp-interesov-vo-vzaimodeistvii-rossiiskoi-gosudarstven

8 Гришаев С.П.  Некоммерческие организации (Подготовлено  для  системы КонсультантПлюс. 2010) [Электронный ресурс] / СПС «Консультант  Плюс».

9  Иванова М.И. Конституционный  принцип равенства общественных  объединений перед законом в Российской Федерации / М.И. Иванова // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 2. - С. 13 - 14.

10 Ищенко С.А. Проблемы теории правового статуса общественных объединений / С.А. Ищенко // Право и политика. – 2004. - № 3. - С. 14-16.

11  Комаров С. А. Личность  в политической системе российского  общества / С.А. Комаров. – Саранск:  Изд-во Мордов. ун-та,1995. – 24 с.

12  Комаров С. А. Теория государства и права. Учебно-методич пособие / С. А. Комаров, А.  В. Малько. - М.: Норма, 2001. - 440 с.

13 Костина Н.И. Понятие  «политическая система современного  российского общества» [Электронный  ресурс]. - Интернет-сайт SuperInf.ru – Режим доступа: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=1088

14  Марченко М.Н.  Теория государства и права  / М.Н. Марченко. - М.: Проспект 2004, - 640с.

Информация о работе Общественные объединения в политической системе