Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 18:33, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение основных теорий происхождения государства.
В связи с поставленной целью можно выявить ряд задач. Выражаясь словами М. Н. Марченко: «изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты. Даёт возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет чётче определить все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системе[3]
Введение
Глава I
§1. Причины, факторы, предпосылки многообразия теорий происхождения государства.
§2. Исторические пути происхождения.
§3. Классификация теорий происхождения государства.
Глава II
§1. Локальные теории происхождения государства
Ирригационная теория.
Патриархальная теория.
Спортивная теория.
Патримониальная теория
Классовая теория.
§2. Глобальные теории происхождения государства
Теологическая теория.
Теория насилия
А. Теория внешнего насилия.
Б. Теория внутреннего насилия.
Органическая теория.
Психологическая теория.
Договорная теория.
Заключение
Список литературы
Глава II
§1. Локальные теории происхождения государства
Ирригационная теория.
Даная теория изложена в работе современного немецкого учёного К. Витфогеля (соч. «Восточный деспотизм»).
Суть теории. В Древнем Египте, где в начале на берегах Нила жили кочевые племена, люди постепенно переходили к оседлой жизни. Они приобретали трудовые навыки, научились управлять ежегодными наводнениями, распределять воды Нила на более обширные территории с помощью каналов и водоподъемных устройств. Ирригационные работы, являясь довольно сложными и трудоёмкими, требовали умелой организации. Её стали осуществлять специально на то поставленные люди, способные охватить своим умом весь ход ирригационного строительства, организовать выполнение работ, устранить возможные препятствия в ходе строительства. Считают, что эти «организаторы» впоследствии и стали государственными служащими. Строительство общественных сооружений также требовались в Передней Азии, Вавилонском царстве, Междуречье, Египте, Китае, Месопотамии, Индии. Поэтому эту теория также может объяснить появление государства на данных территориях.
Оценка теории. Данная теория основывается на конкретных исторических фактах. Но Витфогель не берёт во внимание то, что, вероятно, люди, обладающие от природы определёнными организационными качествами, уже были. Вполне возможно, что они были задействованы на организации других дел, допустим, регулирование процесса обработки земли, распределение продукта и т. д. Следовательно, можно предположить, что государство возникло до строительства общественных сооружений. И всё же, даже имея исключительно локальный характер, способная объяснить возникновение государства только в регионах с жарким климатом, эта теория внесла очень большой вклад в науку теории государства и права, послужив основой для разработки на базе новейших данных археологии и этнографии понятия «восточного пути» образования государства, ранее упоминавшегося в курсовой работе[9].
Патриархальная теория.
Данную теорию основали Платон (соч. «Государство») и Аристотель (соч. «Политика»), развил Фильмер (соч. «Патриархия»). В Китае эту теорию развивал Конфуций. В России последователем этой теории был социолог Н. К. Михайловский и видный историк М. Н. Покровский.
Суть теории. Согласно патриархальной теории, государство – это продукт разросшейся семьи. Но как образовалась такая «большая» семья? Являясь первоначальной формой организационного общения, семья затем делится, естественным образом размножается. Но поскольку в людях заложена потребность в общении, а также под влиянием экономических условий семьи, объединение преданием об общем происхождении, объединяются в племена, союзы, союзы племён. Народности, объединены уже общностью исторического прошлого. В этом ряду социальных превращений момент перехода к государственному образованию тот, когда утрачивается чувство кровного родства и создаётся власть, лишённая семейной основы. Собственно, государственная власть есть постепенное преобразование власти отца, переходящая во власть государя, власть монарха.
Создатели этой теории ориентировались
на страну, где они проживали, Древнюю
Грецию. На каменистой земле Греции
плохо вырастал хлеб, но можно было
разводить мелкий скот, овец и коз,
которые общипывали траву на склонах.
Проживая на такой земле, поневоле надо
было думать о новом источнике
питания, когда народ размножился.
Люди обратили своё внимание на море. Они
брали от него продукты. Но самое
главное – море давало возможность
вступать в сношения с Египтом
и Передней Азией, обмениваться продуктами
с людьми, их населявшими. Было очень
важно эффективно организовать своё
производство и умело построить
отношения с соседями по региону.
Занимались этим, как мы знаем, старейшины,
главы совета старейшин, затем вожди,
которые, по мере увеличения населения,
становились царями. Вот почему в
этом регионе Земли процесс создания
государства пошёл как бы по патриархальному
типу, т. е. по типу разрастания кровнородственной
семьи, а царь уже становился «отцом»
(патриархом) всего народа. Древняя
Италия по природным условиям несколько
отличалась от Древней Греции. Но патриархальная
теория также применима для объяснения
происхождения данного
Оценка теории. Прежде всего, надо отметить, что в этой теории правильно обращается внимание на то, что такие понятия, как «семья и государство», взаимосвязаны и что связь между государством и семьёй не только долго не утрачивается после перехода в государственное состояние, но существует и поныне. Также она позволяет установить в обществе порядок, как результат подчинения «воле отца». Она поддерживает веру людей в нерушимость мира. Теория показывает один из действительно существовавших в истории общества фрагментов общественной жизни: концентрацию власти в руках вождей. Авторы этой теории уловили объективный процесс: на роль главы человеческого сообщества всегда претендует человек, аккумулирующий жизненный опыт. К недостаткам патриархальной теории можно отнести следующее: общество развивалось многовекторно и многовариантно, и поэтому объяснить образование государство во всех частях мира эта теория не в состоянии[10].
Спортивная теория.
Автор этой теории Ортега Х. Гассет.
Суть теории. Возникновение государства автор напрямую связывает с происхождением игр и физических упражнений, а также спорта в целом.
Развитие сознания первобытного человека привело к тому, что он стал осознавать важность своей физической силы и необходимость её тренировки. С возникновением религиозных верований элементы физических упражнений связывались с религиозными обрядами. Так появились культовые танцы, пляски, игры.
У многих первобытных народов
В подтверждение выдвинутой идеи автор
приводит систему физического воспитания
в Спарте. Олимпийские игры стоят
в том же ряду. Для их проведения
требовались структуры, намного
превосходящие по количеству людей
органы, создаваемые для проведения
инициации в первобытном
Оценка теории. Эта теория опирается
на достоверные факты: проведение Олимпийских
игр. Также верно и то, что сила
и ловкость имели в то далёкое
время большое значение. Но Греция
не единственный район, где возникла
государственность. Эта теория не объясняет
глубинных процессов
Патримониальная теория
Автором этой теории является французский учёный Галлер (соч. «Реставрация политической науки»).
Суть теории. Представители этой теории считают, что государство произошло из поземельной собственности. Инстинкт территории присущ уже птицам и животным. Человек уже им тоже обладает, но только ещё в большей мере и более обострённо. Издавна между общинами, племенами, происходили стычки за территорию, которая была основой пропитания в эпоху присваивающей экономики. Когда человек перешёл к производящей экономике, скотоводству, пахотному земледелию, земля не перестала быть объектом использования, более того, человек оказался привязан к ней накрепко, поскольку и один, и другой вид производства предполагал оседлый образ жизни.
В первобытном обществе земля принадлежала
общине, племени в целом и находилась
в коллективной собственности. Затем
происходит концентрация власти в руках
вождей (и соответственно распоряжение
ими землёй), и постепенно переходит
во власть государственную. Властителем
земли объявляется государь. Таким
образом, государственная власть идёт
не от народа и не от кого–либо. Подобные
правители господствуют над территорией
в силу своего «исконного» права
на собственность. В такой ситуации
народ представлен в качестве
арендаторов земли
Право собственности на землю является первоосновою господства над территорией. Представление о принадлежности всей земли королю или князю долгое время держится в Германии, Франции, Англии и России. Государь, в свою очередь, передаёт, дарует, жалует землю своим подвластным. Из права владения землёй власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет[12].
Оценка теории. Взгляды сторонников патримониальной теории, по словам современных ученых, являются вполне логичными и во многом исторически обоснованными. Однако, несмотря на то, что территориальный фактор и играл немаловажную роль в процессе образования государства, но, во-первых, она была далеко не единственной, а во-вторых, даже не главной. Кроме того, следует в качестве негативной черты отметить и излишнюю идеологическую направленность теории – оправдание монархической власти и феодального строя в целом, а также возможности монарха издавать «собственное право». Галлер проигнорировал многочисленные в истории факты приобретения земель путём военного завоевания, а также иного насильственного их захвата, упустил и ещё один момент: посягательство на территорию. Всё это особо остро ставит вопрос о защите территории. Но если нет государства, то её некому охранять. Догосударственное общество организованно по принципу кровнородственной связи. Понятие «свой» или «чужой» определялись именно этим, а не проживанием на определённой территории.[13]
Классовая теория.
Ранее эту теорию называли марксистско-ленинской, а основными ее представителями являлись К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин. При этом умалчивали имя американского этнографа Льюиса Моргана, который проанализировал эволюцию развития первобытного общества на примере североамериканских индейцев и в 1877 г. издал книгу «Древнее общество». На основе данного исследования Ф. Энгельс написал книгу «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Материалистическая (классовая) теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса.
Суть теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации, а право - обычаям. “Родовой строй отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием - расколом общества на классы. Он был заменен государством”[14].
В материалистической теории государство
не навязывается обществу, а возникает
на основе естественного развития самого
общества, связанного с разложением
родового строя, появлением частной
собственности и социальным расслоением
общества по имущественному признаку
(с появлением богатых и бедных)
интересы различных социальных групп
стали противоречить друг другу.
В складывающихся новых экономических
условиях родоплеменная организация
оказалась неспособной
“Итак, государство никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство не есть также "действительность нравственной идеи", "образ и действительность разума", как утверждает Гегель. Государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах "порядка". И эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство”[15].
По утверждению представителей материалистической теории оно является исторически преходящим, временным явлением и отомрет с исчезновением классовых различий.
Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и германскую.
Афинская форма - классическая. Государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоречий формирующихся внутри общества.
Римская форма отличается тем, что родовое общество превращается в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы. Победа последних взрывает родовой строй, на развалинах которого возникает государство.