Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 08:33, курс лекций
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права"
Какими же специфическими свойствами обладает государственная власть, отличающими ее от всех иных видов власти? Основными из них представляются верховенство, единство, всеобщность и универсальность, принудительность и обязательность. Только благодаря этим свойствам, отражающим и конкретизирующим ее социально-политическую природу, государственная власть оказывается в состоянии выступать главным средством управления в обществе.
Верховенство государственной власти означает официальное расположение ее на высшей ступени иерархии управляющих в данном обществе субъектов, осуществляющих властные полномочия, ее независимость от них, невозможность существования другой такой же власти. Юридическим преломлением этого свойства является государственный суверенитет, по крайней мере постольку, поскольку то или иное государство реально им обладает. Иногда суверенность государственной власти отвергают под тем предлогом, что на нее оказывается давление. На деле, в данном случае речь идет, скорее, о политической власти и о процессе формирования государственной воли. После того как она сформирована, решения государства (законы и др.) верховны, обязательны и для тех сил, которые оказывали и оказывают на нее давление.
Единство государственной власти корениться в единстве ее социально-политической природы и выражается в ее неделимости ни между различными социальными слоями и группами, ни между различными органами самого государства. Она не может быть разделена по социальным группам в зависимости от силы их давления. Она едина по социальному содержанию, целям, организационной структуре, функциям. Разделение государственной власти на ветви (законодательную, исполнительную, судебную, а иногда и другие) не отменяет этого единства. В Конституции РФ в статье 11 четко говорится: «1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации». Так или иначе, государственная власть осуществляется комплексно, в ней участвуют все органы государства. В настоящее время о социальном единстве власти и организационно-правовом разделении властей говорится почти во всех конституциях. В обществе не может быть двух государственных властей, преследующих неодинаковые цели в развитии общества.
Всеобщность и универсальность государственной власти – взаимообусловленные ее свойства, означающие, что на территории данного государства эта власть действует повсеместно, распространяется на всех находящихся там лиц (как юридических, так и физических), носит всеобъемлющий характер как по объекту (сферам общественной жизни), так и по способам воздействия. Государственная власть как официальный представитель общества охватывает все социальные слои общества, представляет всю страну как во внутренних, так и во внешних отношениях. Не существует форм, методов и средств воздействия, в отношении которых можно было бы вне зависимости от конкретной исторической ситуации сказать, что они не могут применяться этой властью. Наоборот, государственная власть в зависимости от ее исторического типа и характера может проявляться в формах господства и подчинения, принуждения или убеждения, контроля, организации и управления, т.е. в самых различных формах. Основными средствами реализации государственной власти являются средства политического и идеологического воздействия (лозунги, призывы, официально закрепленные политические и идеологические установки, и пр.), экономические и финансовые рычаги, средства психологического, физического и иного воздействия. Однако в отличие от всех иных видов власти государственная власть обладает монополией на два специфических способа своего осуществления, о которых следует сказать отдельно.
Общеобязательность и принудительность государственной власти заключаются в том, что ее акты императивны, обеспечены мощью государственного механизма и должны осуществляться всеми, кому они адресованы, даже при не согласии с ними. В случае уклонения от исполнения принятых государственной властью решений к виновному применяются меры государственного принуждения. Поскольку государственная власть обладает исключительными правами на официальное использование средств правового воздействия на население, на организацию общественной жизни на правовых началах (метод законности), постольку только государственная власть юридически уполномочена от имени всего общества применять легализованное и в большинстве случаев легитимное принуждение, насилие.
Таким образом, государственная власть – публичное явление социально-политического характера. Это основная форма проявления политической власти определенной крупной социальной общности (народа, класса и др.), обладающая указанными выше свойствами, которые в реальной действительности тесно взаимосвязаны и взаимодополняемы и только в своем единстве раскрывают существенное отличие государственной власти от иных видов. Что касается легальности и легитимности государственной власти, то они заслуживают отдельного рассмотрения.
Методы осуществления
Арсенал методов реализации государственной власти достаточно разнообразен. В современных условиях значительно возросла роль методов морального и особенно материального стимулирования, используя которые, государственные органы воздействуют на интересы людей и тем самым подчиняют их своей воле.
К общим, традиционным методом осуществления
государственной власти, несомненно,
относятся убеждение и
1) Убеждение- это метод
Превращение идей, взглядов в убеждение
связано с деятельностью
Метод убеждения стимулирует
2) Государственная власть не
может обойтись без особого,
только ей присущего вида
Государственное принуждение- это психологическое материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего, субъекта, в интересах государства.
Само по себе государственное принуждение - острое и жестокое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и поэтому способно обеспечить безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между обществом и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное правомерное поведение.
Государственное принуждение бывает правовым и не правовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в некем и нечем защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом - тираническим, деспотическим, тоталитаризмом.
Правовым признается государственное
принуждение, вид и мера которого
строго определены правовыми нормами
и которые применяются в
а) подчинено общим принципам данной правовой системы.
б) является правовым по своим основаниям и условиям применения.
в) действует через механизм прав и обязанностей.
в) оснащено развитыми процессуальными формами.10
Чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем оно в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества и в меньшей выражает произвол и своеволие носителей государственной власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым.
Формы государственного правового
принуждения достаточно многообразны.
Это меры предупредительного воздействия-
проверка документов с целью предотвращения
правонарушений, прекращение или
ограничение движения транспорта, пешеходов
при авариях и стихийных бедств
1 См.: Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001. С. 108-109.
2 Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Избранные труды. М., 1997. – С. 119.
3 Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996. – С. 367.
4 См.: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» (СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465); Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» (ст. 2) (СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930; 1997. № 20. Ст. 2231; 1998.№30. Ст. 3608).
5 Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001. С. 114.
6 См.: Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.М.Корельского и В.Д. Перевалова. М., 1998. С.141.
7 См.: Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1994. С. 31.
8 См.: Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права. Казань, 1987. С. 95-96.
9 Писарев Д.И. Соч.: В4 т .
10 Алексеев С.С. Общая теория государства и права. С .267-268
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"