Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 08:33, курс лекций
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права"
Осуществляется гражданско-
Административная ответственность следует за административные правонарушения. Через институт административной ответственности реализуются нормы различных отраслей права (административного, трудового, хозяйственного, финансового и др.), поэтому круг актов, имеющих к ней отношение, весьма многочислен. Центральное место среди них занимает Кодекс об административных правонарушениях, где предусмотрены следующие виды административных взысканий: предупреждение, штраф, возмездное изъятие или конфискация определенных предметов, временное лишение специального права, исправительные работы, административный арест.
Дисциплинарная ответственность наступает вследствие совершения дисциплинарных проступков. Дисциплинарными санкциями могут быть замечание, выговор, строгий выговор, временный перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность, увольнение с работы и т.д. Осуществляется дисциплинарная ответственность через должностных лиц, обладающих дисциплинарной властью.
Различают три вида дисциплинарной ответственности:
1) в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка,
2) в порядке подчиненности и
3) в соответствии с
Первый вид ответственности распространяется на всех рабочих и служащих, работающих по найму, и налагается за нарушение трудовой дисциплины руководителем предприятия или учреждения.
В порядке подчиненности
В уставах и положениях, наряду с общими мерами, содержатся специальные нормы с более жесткими санкциями, распространяющиеся на служащих строго определенного министерства или ведомства.
Материальная ответственность наступает за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей.
Цели и функции юридической ответственности
Цели и функции, юридической ответственности являются близкими, но не тождественными понятиями. Тем не менее, в юридической литературе их достаточно часто отождествляют. Во многом это обусловлено тем, что функции юридической ответственности служат достижению определенной цели, а ее цели могут выступать в качестве классифицирующего критерия функций юридической ответственности. Поэтому функции и цели юридической ответственности по названию могут совпадать, однако такое совпадение является сугубо филологическим, но не содержательным. С точки зрения содержания эти правовые явления не одинаковы.
В философской и психологической литературе цель определяют как субъективную категорию. Цель юридической ответственности также является субъективной категорией, существующей в сознании законодателя и правоприменителя, которые соответственно устанавливают и применяют юридическую ответственность. Сами цели юридической ответственности не возникают спонтанно, они предопределяются недостатками, существующими в обществе, необходимостью совершенствования общественных отношений и вытеснения отрицательных явлений. Сами предпосылки постановки цели, которые определяются условиями материального мира, носят объективный характер.
Итак, цель юридической ответственности - это предполагаемое состояние будущего развития поведения субъектов, нравственной сферы, общественных отношений, которое обеспечивается государством и к достижению которого через установление и применение юридической ответственности стремятся субъекты правотворческой и правореализаторской деятельности.
Юридическая ответственность является продуктом общественного развития. Она порождается необходимостью упорядочивания, регулирования общественных отношений, предупреждения правонарушений, восстановления общественных отношений и воспитания законопослушания и законоуважения.
Соответственно, юридическая ответственность пр
Функция юридической ответственности — это основное направление воздействия юридической ответственности на общественные отношения, поведение людей, правосознание, культуру, в которых раскрывается ее сущность, социальное назначение, и через которые достигаются цели юридической ответственности.
Функции юридической ответственности обусловлены ее историческими целями и служебной ролью в жизни общества, а также объективными закономерностями общественного развития, теми целями и задачами, которые ставит перед собой общество, государство. Отличительным признаком функций юридической ответственности выступает их целевой характер. Каждой функции или нескольким функциям соответствует определенная общественно полезная цель, которую выдвигает общество, используя юридическую ответственность в качестве одного из средств ее достижения.
Помимо указанного признака функции юридической ответственности обладают и рядом других признаков.
Во-первых, являются основными направлениями воздействия юридической ответственности.
Во-вторых, объективируют государственное принуждение, убеждение или поощрение.
В-третьих, имеют исторически изменчивый характер и обусловлены закономерностями общественного развития.
В-четвертых, характеризуются специфическими способами осуществления и характером воздействия.
В-пятых, обладают способностью закреплять и оформлять динамику общественных отношений, а также изменять и прекращать уже существующие правоотношения.
На основе целей воздействия
и характера воздействия функци
Отдельные функции юридической ответственности можно, в свою очередь, классифицировать на виды, которые в итоге и будут составлять то или иное направление правового воздействия. Так, регулятивное воздействие юридической ответственности образуется из регулятивно-статической и регулятивно-динамической функций. Если первая разновидность закрепляет существующие общественные отношения, то вторая направлена на развитие этих отношений, изменение и совершенствование существующих отношений. Особенно наглядно регулятивно-статическая функция проявляется в сфере конституционной ответственности, фиксируя основы правового статуса граждан, их общие обязанности, обязанности и ответственность государства, и должностных лиц перед гражданами.
Превентивная функция в зависимости от видов общественных отношений и субъектов, на которых она действует, делится на следующие виды: функцию общей превенции и функцию частной превенции. Общая и частная превенции взаимно дополняют друг друга и образуют превентивное воздействие юридической ответственности. Частная превенция осуществляется в отношении лиц, совершивших правонарушения, а общая — в отношении всех субъектов юридической ответственности.
Восстановительную функцию юридической ответственности в литературе называют самыми разнообразными терминами: компенсационной, возместительной, правовосстановительной. Возмещение, компенсация, правовосстановление — разновидности единого понятии восстановления. В рамках единой восстановительной функции действуют ее разновидности — правовосстановительная, компенсаторная, возместительная, которые обладают своей спецификой восстановительного воздействия.
Карательное воздействие юридической ответственности заключается в различных правоограничениях, которые претерпевает правонарушитель, но кара не является самоцелью. Она осуществляется для восстановления общественных отношений, предупреждения правонарушений и воспитания правонарушителей.
Воспитательная функция юридической ответственности направлена на формирование внутренней мотивационной сферы субъектов юридической ответственности, привычки соблюдать закон, выработку законоуважения и законопослушания, исправление правонарушителей.
Юридическая ответственность и государственное принуждение
Юридическая ответственность - это прежде всего принуждение. Известно, что принудительное воздействие существует во всяком человеческом обществе. Но юридическая ответственность не принуждение "вообще", а государственное принуждение.
Особенностью его является то, что оно осуществляется от имени государства государственными органами.
Другая особенность этого принуждения - его правовой характер, в силу чего оно выступает и как правовое принуждение. Правовой характер государственного принуждения заключается в том, что оно реализуется только компетентными органами, в определенных законом формах и на законных основаниях.
Нередко государственное принуждение сводится исключительно к юридической ответственности и всякое принудительное воздействие со стороны государства трактуется как юридическая ответственность. Однако анализ действующего законодательства и практики его применения не дают оснований для такого вывода.
Юридическая ответственность не единственная мера государственного принуждения, поскольку государственная принудительность есть объективное свойство права и государственное принуждение преследует различные цели в процессе правового регулирования. Каковы же эти меры?
Прежде всего это меры защиты субъективных прав. Суть их заключается в том, что в указанных в законе случаях государство применяет принудительные меры в целях восстановления нарушенного права и защиты субъективных прав без привлечения нарушителя к ответственности. Таковыми являются принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения (виндикация), принудительное взыскание алиментов на содержание детей и т.д. И хотя в данном случае принуждение направлено на правонарушителя (например, на родителя, уклоняющегося от уплаты алиментов), цели кары, наказания виновного здесь отсутствуют. Названные меры закреплены не в санкциях юридических норм, а в их диспозициях.
К мерам государственного принуждения относятся и меры пресечения. Они применяются для предупреждения, пресечения правонарушения. Поскольку в этом случае правонарушение отсутствует, нет и цели наказания виновного. К мерам пресечения относятся задержание, обыск, досмотр багажа и т. д. Они носят правовой характер и осуществляются в порядке и на основаниях, установленных законом. Например, гл. 19 КоАП регламентирует порядок административного задержания, досмотра вещей, изъятия вещей и документов.
Законодательство предусматривает и иные специфические меры государственного принуждения, не являющиеся ответственностью. Это, например, принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним (недееспособным) лицам за совершение общественно опасных деяний (ст. 90,91 УК РФ). Они также не несут элементов кары. Такой же спецификой обладают меры медицинского характера - принудительное лечение в условиях, обеспечивающих общественную безопасность лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости (помещение душевнобольного нарушителя в психиатрический стационар - ст. 99 УК РФ).
Специфическая мера государственного принуждения - реквизиция - изъятие в экстренных случаях имущества у собственников в государственных или общественных интересах с выплатой его стоимости (ст. 242 ГК РФ).
Все перечисленные меры носят государственно-правовой характер, осуществляются на правовой основе
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"