Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 08:33, курс лекций
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права"
Разнообразные по своему строению и
задачам части государственного механизма объединяются
общим назначением: обеспечивать охрану
и соответствующее праву функционирование
общества и его членов. Государственное управление есть организованное целесообразное воздействие
на общественные процессы, предполагающее
исполнительно-
Особое место в механизме государства всегда занимали органы, осуществляющие принудительные, в том числе и карательные функции:
- армия,
- полиция,
- жандармерия,
- тюремные и уголовно-
Механизм государства не является постоянной величиной. На различных этапах общественного развития органы государства изменяются структурно и решают различные по своему конкретному содержанию задачи. Приспосабливаясь к исторической реальности, госаппарат находится в состоянии непрерывной рационализации посредством распределения и перераспределения власти, компетенции, полномочий, структурных изменений, поиска целесообразных способов решения государственных задач. Однако эти изменения и различия не исключают общих элементов, которые присущи механизму всякого государства.
В-третьих, государство организует общественную жизнь на правовых началах. Правовые формы организации жизни общества присущи именно государству. Без права, законодательства, государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. Среди множества политических организаций только государство в лице своих компетентных органов издает веления, которые имеют обязательную силу для всего населения страны. Будучи официальным представителем всего общества, государство в необходимых случаях проводит в жизнь требования правовых норм с помощью своих специальных органов (судов, администрации и других).
Признать сущностную связь публичной власти и права – значит стать на позиции, согласно которым право, как и власть, исходит от народа, принадлежит ему; народ, в конечном счете, - высший судья над правом и вершитель его судеб, разумеется, в той степени, в какой правовое развитие вообще зависимо от человеческого фактора. Преодолеть отчуждение человека от политической власти – значит покончить с его отчуждением, как от государства, так и от права. Опираясь на исторический опыт, современные люди видят в народовластии, основополагающем принципе государственного строительства, комплекс прав, принадлежащих народу, которыми он должен ответственно пользоваться.
В настоящее время народ, осуществляющий политическую власть, делает государство правовым, связывая его определенными формами деятельности по регулированию и защите свободного поведения людей. В новом правопонимании должен быть выражен исконный смысл права, пробивавшийся в его историческом развитии вопреки всем препятствиям и произволу, - обеспечение и защита человеческой свободы, определение ее возможностей, границ и гарантий. Не превратив право в действенный инструмент свободы и свободного творчества людей, не сделав его фактором защиты самоуправления, индивидуальной и коллективной самодеятельности, трудно рассчитывать на успешное выполнение задач правового государства.
В-четвертых, государство представляет собой суверенную организацию власти. Этим оно отличается от других политических образований общества. Суверенитет государства – это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права.
Суверенитет – собирательный признак государства. Он концентрирует в себе все наиболее существенные черты государственной организации общества.
Независимость и верховенство государственной власти конкретно выражается в следующем:
- в универсальности – только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны;
- в прерогативе – возможности отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти;
- в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.
Верховенство государственной власти вовсе не исключает ее взаимодействия с негосударственными политическими организациями при решении разнообразных вопросов государственной и общественной жизни. В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое выражение полновластие народа, в интересах которого государство осуществляет руководство обществом.
При известных условиях суверенитет
государства совпадает с
Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. В многонациональных государствах, образованных путем добровольного объединения наций, суверенитет, осуществляемый этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации осуществили свое право на самоопределение – путем объединения в союзное государство или путем федерации на базе автономии или конфедерации, – государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. В первом случае это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики). Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно данному многонациональному государству, выражающему как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них. Главное состоит в том, чтобы многонациональное государство в любых его разновидностях обеспечивало реальный суверенитет каждой из наций, входящих в его состав.
Таковы наиболее общие признаки государства, характеризующие его как специфическую организацию общества. Сами по себе признаки еще не дают полного представления о сущности и социальном назначении государства в его историческом развитии. С совершенствованием общественной жизни, самого человека, с ростом его социальной, политической и нравственной зрелости изменяется и государство. Его общие признаки, в принципе оставаясь неизменными, наполняются новым, более рациональным содержанием. Указанные признаки и властные функции современное государство должно оберегать, предотвращать попытки других политических организаций перераспределить власть в своих интересах, использовать колоссальные возможности государства для процветания одной какой-либо части населения и в ущерб обществу в целом. Вместе с тем сегодня на государство ложится задача объединить вокруг себя все звенья политической системы общества, строить правильные, отвечающие закону отношения с политическими партиями, профессиональными союзами и другими общественными объединениями, средствами массовой информации, некоммерческими и коммерческими организациями, действующими в гражданском обществе. Государство должно быть способным интегрировать общество, успешно связывать его части в единое целое. Все это позволяет определить современное государство как такую универсальную территориальную политическую организацию общества, обусловленную его социальной ассиметрией и необходимостью выполнения «общих дел» и обладающая для этого особой публичной суверенной (государственной) властью, специализированным аппаратом управления, прерогативой на издание велений, которые имеют обязательную силу для всего населения страны.
Однако среди названных в этом определении признаков есть таковой, который в юридической литературе расценивается не просто в качестве одного, отдельно взятого признака государства, а может быть соотнесен фактически со всем его существом. Речь идет о государственной власти как особой разновидности публичной политической власти.
1 См.: Ржевский В.А. Основы государства и права. Ростов-на-Дону, 1995. С. 35; Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. проф. Лазарева В.В. М.. 1995. С. 36-37.
2 См.: И.Ф. Ракитская. Теория государства: Конспект лекций. СПб.. 1999. С. 15.
3 См.: Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. М., 2002.
4 См.: Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001. С.28-42.
5 См.: Алексеев С. С. Государство и право. Начальный курс. М., 1994. С. 15.
6 См.: Бабурин С.Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. - М., 1997. С. 9-16.
7 См.: Спиридонов Л. И. Теория государства и права. М., 1994. С. 45.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"