Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 08:33, курс лекций
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права"
Весьма характерно для современной политической науки типологизировать партии в зависимости от социальных (аграрные партии), этнических и национальных (ультралевая баскская партия "Эри Батасуна", т.е. "Народное единство"4; ирландская партия "Шинн фейн", выступающая от имени всех ирландцев, проживающих в Ирландии и в Великобритании), демографических (Объединенная женская партия Бельгии) и культурологических (партии любителей пива в Германии и в России, стремящиеся отстаивать права потребителей, определенный уровень потребительской культуры) оснований образования этих институтов власти.
Важное значение имеет и дифференциация партий с точки зрения их организационной структуры. В данном случае принято выделять партии парламентские, лейбористские, авангардные.
Структуру парламентских партий формируют их региональные отделения в различных регионах страны. Лейбористские партии сформированы на основе профсоюзов, когда все члены определенного отраслевого профсоюза автоматически являются членами связанной с ним политической партии. Авангардные партии построены на принципах территориально - производственного объединения (партийные ячейки в трудовых коллективах, по месту жительства, и т.д.).
Довольно распространена типизация партий с точки зрения их отношения к правящему режиму: правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные (т.е. запрещенные и находящиеся вне закона), партии - лидеры (т.е. оказывающие решающее влияние на принятие политических решений) и партии - аутсайдеры (лишенные такой возможности и находящиеся "на обочине" политической жизни), партии, правящие монопольно (единолично) и правящие в составе коалиции и т.д.
Большое распространение в политологии получила классификация французского ученого М. Дюверже, выделявшего в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства партии - кадровые, массовые и строго централизованные5. Первые из названных отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических деятелей, а основой их организованного строения является политический комитет.
Кадровые партии формируются, как правило, сверху, на базе различных парламентских групп, групп давления, объединений партийной бюрократии. Они сориентированы, прежде всего, на участие профессиональных политиков и элитарных кругов, что предопределяет свободное членство и известную аморфность партийной организации.
В современном мире к
числу кадровых партий относятся
Республиканская и
Своеобразным антиподом
И, наконец, для строго централизованных партий М. Дюверже считал характерным превращение идеологического компонента в основополагающие, связующее эти организации начало. Для таких партий, к ним относятся коммунистические и фашистские, по М. Дюверже - характерны наличие множества иерархических звеньев, строгая, почти военная дисциплина, высокая организованность действий движения и почитания политических вождей6.
Широко распространена классовая типология политических партий. Основной характеристикой любой партии являются ее классовая природа и провозглашаемые ею конечные цели. Классовый облик определяется тем, интересы каких классов, социальных групп и слоев она выражает, защищает и проводит в жизнь. Этим во многом обусловливаются ее стратегические задачи, конкретная политическая тактика, особенности и характер руководства и др.
По социально-классовому содержанию и идеологической направленности принято выделять четыре основные модели или типа политических партий: коммунистическую, социал-демократическую, буржуазно-реформистскую и консервативную (неоконсервативную)7.
Политические партии также классифицируют в зависимости от их ориентации на ту или иную идеологию. В соответствии с этим признаком выделяются:
а) левые партии, т.е. выступающие за ту или иную степень социального равенства, усиление регулирующих функций государства в экономике, за целенаправленную политику в отношении лиц наемного труда и социально ущемленных слоев (коммунистические, социалистические и социал-демократические партии различных стран мира);
б) центристские партии, стремящиеся в своей деятельности примирить и согласовать интересы различных слоев общества, проводить политику в интересах большинства граждан (общенациональные и общегражданские партии различных стран);
в) правые партии либерального толка, отстаивающие в своей деятельности ценности частной собственности и основанного на равноправной конкуренции свободного рынка, индивидуальные права и свободы, и одновременно решительно выступающие против активного вмешательства государства в экономику и частную жизнь граждан (например, Республиканская партия США, Консервативная партия Великобритании, Христианско-демократический союз в ФРГ);
г) правые партии националистического толка, ставящие на первый план интересы нации, сильного государства и общенационального единства, нацеленные на укрепление исторических сложившихся ценностей определенного народа и защиту их от разлагающего иностранного влияния (Национал - республиканская партия ФРГ, Национальный фронт во Франции, Национал - либеральная партия Румынии, и т.д.).
Политические партии, действующие в пределах определенной страны и политической системы, вместе составляют единое целое, именуемой партийной системой. Понятие партийной системы отображает способ взаимодействия различных партии в борьбе за власть.
Обобщив существующие в современной политической науке и известные нам классификации партийных систем8, в зависимости от того, сколько партий реально и эффективно влияют на политическую жизнь общества, их соответственно можно подразделить на:
- беспартийные системы - это немногие сохранившиеся режимы и некоторые сохранившиеся диктатуры, налагающие запрет на деятельность других партий. В качестве примеров можно назвать своеобразные политические устройства Ирана (после самороспуска Исламской республиканской партии) и Ливии;
- однопартийные - т.е. системы с единственной правящей партией, которые сегодня существуют при тоталитарных (КНДР, Куба), авторитарных либо переходных (Китай, Сингапур, многие другие страны Азии и Африки) режимах;
Здесь нужно выделить такое понятие как "партийное государство". В нем функционирует одна господствующая партия, её идеология становится государственной идеологией, происходит сращивание партии и государственного аппарата. Руководитель партии превращается в фактическую главу государства, важнейшие решения принимаются в партийных структурах и лишь оформляются государственными институтами. В "партийном государстве" все другие общественные организации также подпадают под партийный контроль и партийная система становится тоталитарной системой.
- квазимногопартийная система - при ней существует одна реально правящая партия, под контролем которой для видимости многопартийности создаются и действуют разного рода "карманные партии" (Польша и ГДР эпохи социализма);
- двухпартийная система (
- система "двух с половиной
партий", при которой в масштабах
страны действуют и реально
претендуют на власть две
- многопартийная система с одной доминирующей партией10 - в такой системе могут существовать и претендовать на власть достаточно большое количество политических партий, при этом в течение десятилетий у власти в стране может бессменно находится одна и та же наиболее влиятельная и популярная партия, долгое время не имеющая серьезных конкурентов (например, Социал-демократическая партия Швеции, Либерально - демократическая партия Японии, Институционально - революционная партия Мексики, и др.);
- упорядоченная многопартийная система, для которой свойственны наличие ограниченного числа (обычно не более четырех - пяти) влиятельных политических партий, которые способны достичь соглашения между собой и сформировать устойчивое правительство (Бельгия, Нидерланды);
- беспорядочная многопартийная система существует, когда в стране существует более пяти примерно равных по силе политических партий, которые находятся в состоянии острой конфронтации между собой, неспособны прийти к долговременному соглашению и совместно сформировать и длительное время поддерживать коалиционное правительство (яркий пример тому - Италия, где лидеры представленных в парламенте многочисленных партий не в состоянии на долгое время договориться о создании правительства, и поэтому кабинеты министров могут меняться несколько раз в год).
Однако, несмотря на то, что сложившиеся в том или ином государстве партии легко подсчитать, количественный метод типологизации партийных систем несовершенен: демонстрируя численность партийных институтов, он не выявляет, сколько партий действительно включено в процесс принятия государственных решений. Поэтому, типологизация партийных систем по качественным характеристикам их деятельности предпочтительней. В этом контексте, учитывая характер правления, можно говорить о демократических, авторитарных и тоталитарных партийных системах, а учитывая доминирующие в государстве ценности, о системах социалистических и буржуазных.
В формировании партийных систем большую роль играет действующее законодательство, прежде всего, избирательные законы. Законы также могут влиять на характер партийных систем, накладывая, например, ограничения на деятельность немногочисленных партий, препятствуя допуску к выборам оппозиционных партий определенной направленности, разрешая насильственные действия по отношению к нелегальным партийным объединения. Там, где действуют избирательные системы мажоритарного типа, как правило, формируются двухпартийные системы или системы с одной доминирующей партией. Пропорциональные избирательные системы, напротив, давая шансы на представительство в органах власти большему числу политических сил, инициируют создание многопартийных систем и партийных коалиций, облегчают возникновение новых партий.
В обществе с множеством экономических укладов, разнообразием культур и языков, многочисленными каналами и институтами артикуляции социальных, национальных, религиозных и прочих интересов, как правило, больше предпосылок для создания многопартийных систем. Именно последние, как показал мировой опыт политического развития, выступает наиболее оптимальной формой и одновременно условием демократического развития общества.
Тенденции развития политической системы
Конкретные пути эволюции политической
системы различны в разные эпохи
и в разных обществах. Однако принцип
ее пространственно-временных
Политическая система в каждый данный момент или период ее истории предстает как конкретная политическая ситуация, относительно протяженная во времени и стабильная. От состояния общественных отношений, уровня развития общества зависит, будет ли эта ситуация статичной или подвижной, а следовательно, будет ли динамичной и сама Политическая система или нет.
Динамизм Политической системы отличен от нестабильности, он определяет способность системы развиваться, адаптироваться к изменениям в обществе и его внешнем окружении, в смешанных организационных системах и реагировать на эти изменения. Жесткие статичные системы неизбежно вынуждены противодействовать развитию общества, вступать с ним в конфликт, прибегать к насилию и выживать в конечном счете за счет общества.
В древности в отдельных регионах подобные стабильные системы (деспотичного азиатского типа, связанные с азиатским способом производства) существовали неограниченно долго и разрушались главным образом в результате нашествий извне и гибели государства.
В Новое время срок жизни таких систем, как правило, очень ограничен и завершается общественными и политическими кризисами, революциями или глубокими реформами. Ускорение исторического процесса и глубокие преобразования материальной и духовной жизни современного человечества привели к образованию нового динамичного типа политической организации общества с более свободными отношениями между частями и элементами политической системы, между государством и обществом, с развитым социальным контролем политической жизни и регулярно действующими правовыми, политическими и культурными механизмами общественных преобразований. Динамическая стабилизация таких систем обеспечивает им большую жизнеспособность и долговечность11.
Политическая система также представляет собой процесс политических отношений и политической деятельности и их институционализации, т.к. неинституциональные формы политической жизни (группы по интересам, инициативные движения, самоуправление разных видов и т.п.) в процессе их самоорганизации неизбежно выделяют управляющие центры, лидеров, их окружение, формируют правила поведения и т.п. институциональные органы. Процесс институционализации включает формирование и поддержание центров власти. Политическая система обеспечивает их связь с функциональной политической периферией. Политическая организация общества включает распределение элементов политической системы, определение их функций и отношений с обществом. Политическая система образует так называемое политическое общество, т.е. совокупность людей, общественных групп, наделенных политическими функциями, образующих политические учреждения, аппараты управления, органы власти, партии и т.п. В прошлом (в концепциях власти общества XVII - XVIII вв. и позже), а иногда и теперь политическое общество отождествляется с государством, что неточно, т.к. государство шире политики, оно охватывает всю организацию общества, и экономическую, и правовую, и культурную, все формы власти и пр. Его нередко противопоставляют гражданскому обществу, что имеет смысл, если понимать последнее просто как весь тот состав общества (люди, общественные группы, свободные ассоциации) и все функции, которые не являются непосредственно политическими12. Однако в обществе практически нет структур, включая и отдельного человека, которые были бы изолированы от политики, все они связаны с ней хотя бы в форме пассивного взаимодействия, ответных реакций и т.п. К тому же смысл гражданского общества состоит в особых гражданских качествах его членов, образующих его классов и групп, и потому такое общество включает и граждан, образующих политическое общество и формирующих его политическую систему.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"