Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 01:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория государства и права".

Файлы: 90 файлов

Вопрос_01.doc

— 45.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_02.doc

— 40.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_03.doc

— 35.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_04.doc

— 58.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_05.doc

— 54.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_06.doc

— 56.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_07.doc

— 92.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_08.doc

— 60.00 Кб (Скачать файл)

Вопрос_8. Типология права и государства: формационный и цивилизационный подход.

 

Государство – явление  исключительно разностороннее, многогранное, обладающее самыми разнообразными чертами  и признаками. В объективной действительности нет государства вообще, есть конкретно-исторические государства на разных этапах развития человеческого общества в тех или иных странах. Эти реальные государства бесконечно разнообразны, всегда отличаются друг от друга. Чтобы в таком многообразии найти определенные закономерности и на этой основе классифицировать государства, применяется их типология – т.е. учение, система знаний, которые используются для выделения сущностных черт государства и отнесения его к тому или иному типу. Типология, с одной стороны, представляет как целостную систему все государства в их развитии с момента возникновения и до исчезновения, с другой – вычленяет крупные структурные единицы этой системы в виде определенных типов и относит к ним те или иные конкретные государства по их коренным свойствам.

Под типом государства понимаются взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными признаками.

В настоящее время выделяются два  основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный.

В формационном подходе, который связывает определенное государство и его правовую систему с функционированием столь же определенной общественно-экономической формации, под последней понимают исторический тип общества, основанный на присущем ему способе производства. Государство и право, в соответствии с постулатами марксистской исторической школы, являются орудиями в руках исторически сложившихся общественных классов. Специфические условия данной эпохи в сочетании с условиями, свойственными той или иной стране, наполняют конкретным классовым содержанием существующую государственную и правовую систему.

Переход от одной общественно-экономической  формации к другой происходит, по мнению последователей учения марксизма-ленинизма, объективно, в результате революционного ниспровержения отживших форм экономических отношений, в свою очередь подготовленного предшествующим развитием производительных сил, и замены старого экономического строя новым.

Господство производственных отношений одного типа собственности в различных странах, относящихся в силу этого к одной общественно-экономической формации, обусловливает общность классовой сущности государства, существующего в этих странах и являющегося лишь орудием диктатуры одного и того же класса. Отсюда, следуя логике марксистско-ленинской теории государства и права, правовые системы также обладают общей для них классовой сущностью, поскольку они могут представлять собой не что иное, как возведенную в закон волю данного господствующего класса1.

 Сторонники формационного подхода выделяли в истории три основных типа общества:

а)  догосударственное (первобытнообщинная формация, в недрах которой зреет будущая государственность);

б) эксплуататорское (рабовладельческая, феодальная и буржуазная формации, характеризуемые наличием частной собственности и антагонистическими противоречиями между классами);

в) социалистическое (коммунистическая формация, в условиях которой исчезают частная собственность на средства производства и непримиримость классов, постепенно сливающихся в единую социально-однородную общность).

Соответственно обосновывалось наличие  в истории человеческого общества четырех исторических типа государства и права: рабовладельческого, феодального, буржуазного как типов эксплуататорского государства и социалистического как нового высшего типа государства, коренным образом противоположного всем типам эксплуататорского (государства не в собственном смысле этого слова).

Рабовладельческий тип эксплуататорского государства и права представлялся исторически первым типом государства и права. Рабовладельческое государство объявлялось по своей классовой сути орудием господства класса рабовладельцев, организацией политической власти господствующего класса в рабовладельческой общественно-экономической формации. К таким государствам относили как древневосточные рабовладельческие страны (Египет, Вавилон, Китай и др.), так и античные (Греция, Рим). Важнейшей функцией всех рабовладельческих государств рассматривалась защита собственности рабовладельца на средства производства, в том числе и на рабов, что доказывалось отсылками на правовые источники эпохи рабовладения.

Феодальный тип  эксплуататорского государства и права обосновывался новыми экономическими отношениями эпохи феодализма между владельцем земли и юридически зависимого от него крестьянства. Новое государство становилось орудием классового господства крепостников-помещиков и главным средством защиты сословных привилегий класса феодалов. Оно рассматривалось в основном как организованная сила этого класса для удержания в повиновении и для подавления крестьянства. Феодальное государство поддерживало и обеспечивало право господствующего класса на землю, на владение крепостными и присвоение их труда. Соответственно, политическому господству феодалов, их сословным привилегиям и общественному неравенству должен корреспондировать и тип феодального права, закрепляющий власть помещиков над лично зависимыми от них крестьянами.

Буржуазный тип эксплуататорского государства и права в ходе революционных перемен закрепляет капиталистическую частную собственность на средства производства и устанавливает личную (юридическую) независимость трудящегося от эксплуататоров. Буржуазное государство на всех этапах собственного становления и развития раскрывалось (в чем и заключалась его сущность, с точки зрения представителей формационного подхода) как орудие классового господства буржуазии над эксплуатируемым, угнетенным пролетариатом и другими трудящимися классами и социальными слоями капиталистического общества. Экономическому, политическому и идеологическому господству класса буржуазии соответствовал и буржуазный тип права как система юридических норм, выражающих и закрепляющих классовую волю буржуазии и являющихся средством защиты, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных правящему классу. Такой тип государства и права объявлялся более высоким по сравнению с предыдущими антагонистическими (рабовладельческим и феодальным) типами и исторически последним в ряду эксплуататорских типов государственно организованных обществ и их нормативных систем.

Марксистская историческая школа  подчеркивала неизбежность пролетарской революции в результате обострения классовой борьбы и перехода политической власти в руки трудящихся масс, возглавляемых рабочим классом и его партией, неизбежность перехода к социалистическому типу государства и права. Экономическую основу такого государства составляют социалистическая система хозяйства, общественная собственность на средства производства и новые отношения сотрудничества свободных от эксплуатации людей. Социалистический тип права, как и социалистический тип государства, – это якобы высший тип правовой системы, коренным образом противоположный всем типам эксплуататорского права. А по мере перехода общества к высшей фазе коммунизма социалистическое государство и право во всех своих элементах и признаках постепенно перерастают в систему общественного коммунистического самоуправления и социальных норм коммунистического общества.

Формационный подход односторонне, принимая в расчет в основном лишь экономический критерий, трактует историческое развитие государственности, при этом догматично разделяя все многообразие государственно-правовых форм на эксплуататорские и антиэксплуататорские типы государства и права. Последние отождествляются только с социалистическим типом, безальтернативно объявленным исторически преходящим и высшим из существовавших до него государственных и правовых систем. В то же время современная история аккумулировала немало примеров отождествления прогрессивных (цивилизованных) и регрессивных (примитивных) моделей социалистического типа государства и права, а также далеко не корректных трактовок сущности коммунистической формации.

Исторические разновидности  государства и права выделяются и при использовании других методологических подходов с учетом экономического фактора в развитии общества, государства и права.

Однако экономические условия  формирования и последующего развития государственности и нормативных  систем ими не воспринимаются однозначно или как единственные.

В частности, методология прагматизма, лежащая в основе теории «стадий экономического роста», начало которой в 1960г. положил американский политолог У. Ростоу, учитывает экономическую подоплеку государственно-правовых явлений, но лишь как одну из многих других составляющих основу для выделения определенного типа государства и права. По концепции У. Ростоу, названной также «некоммунистическим манифестом», каждое общество, находясь под воздействием политических, экономических, социальных, культурных и иных факторов, проходит следующие последовательные стадии экономического роста:

а) традиционного общества;

б) создания предварительных условий  для сдвига;

в) непосредственного сдвига;

г) движения к зрелости;

д) эпоху высокого массового потребления.

Современные евро-американские концепции, обращающиеся к типологии государства и права на основе поиска идеальной модели общественного развития, едины во мнении о том, что лишь западные общества были способны послужить подобным образцом. Толкотт Парсонс, классик современной социологической мысли, подчеркивает в этой связи, что именно «общество западного христианского мира послужило отправной точкой, из которой «взяло начало» то, что мы называем «системой» современных обществ»2. Право «как общий нормативный кодекс, регулирующий действия коллективных и индивидуальных членов общества и определяющий ситуацию для них», соединено исторически с государством, которое «не может просто «властвовать», оно должно быть легитимизировано по части управления имеющим относительно четкие границы сообществом через принятие на себя ответственности за поддержание в нем нормативного порядка»3.

В последнюю треть XX в. значительной популярностью среди историков, политологов и юристов различных стран пользовался подход, который в основу типовой классификации государств выводит категорию «цивилизация», ее уровень, достигнутый теми или иными народами.

Основу цивилизационного подхода, существенно расширившего рамки классификационных критериев государственности, впервые сформулировал Н.Я. Данилевский (1822-1885), который в своем сочинении «Россия и Европа» (1869) выдвинул теорию обособленных «культурно-исторических типов» (цивилизаций), отличающихся самостоятельностью и своеобразием религиозного, социального, бытового, промышленного, научного, художественного и иного развития. Его учение о цивилизациях, развивающихся подобно биологическим организмам и проходящих стадии возмужания, дряхления и гибели, исходит из обоснования неизбежности смены культурно-исторических типов, которая происходит в непрерывной борьбе друг с другом и внешней средой. «Исторически перспективным» он считал «славянский тип», противостоящий культурам Запада. Позицию Н.Я. Данилевского уже в XX столетии отстаивал русский эмигрант и известный социолог, профессор Гарвардского университета П.Л. Сорокин (1889-1968), который утверждал, что «отождествление европейской цивилизации со всемирной основано на ошибочной точке зрения, рассматривающей лишь одну цивилизацию как прогрессивную и созидательную в противовес остальным, статическим и не созидательным»4.

Благодаря этим и другим фундаментальным  разработкам, среди которых следует  выделить труды таких признанных авторитетов, как немецкий философ  и культуролог Освальд Шпенглер (1880-1936), развивший учение о культуре как множестве замкнутых организмов определенных регионов, выражающих коллективную «душу» народа и проходящих определенный жизненный цикл («Закат Европы», 1918), философ-богослов Карл Ясперс (1883-1969), разрабатывавший цивилизационную схему «Единый мир человечества на земном шаре» в своем исследовании «Смысл и назначение истории» (1949), и английский философ и историк Арнольд Дж. Тойнби (1889-1975), отстаивавший теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии возникновения, роста, надлома и разложения, постепенно вырабатывался классификационный подход, который связывал развитие государства не с господствующим способом производства, но с тем или иным типом культуры.

Следует подчеркнуть, что приверженцы данного подхода разделяют две категории: «цивилизация» и «цивилизации».

Первая противопоставляется  понятию «варварство» как стандарт, позволяющий отделять примитивные общества от оседлого, городского и образованного. В контексте рассматриваемого учения речь идет о «цивилизациях», поскольку цивилизация в единственном числе употребляется как универсальная мировая цивилизация.

Цивилизации, по А. Тойнби, есть определенные типы человеческих сообществ, «вызывающие определенные ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев - словом, в области культуры». Цивилизационный подход позволяет вычленить уникальность, неповторимость определённого общества, благодаря закреплению в нем столь же определенной культуры. Такие цивилизации идентичны культуре, каждая из них - «достигшая пределов самоидентификации культура»59.

А. Тойнби первоначально выделял в общей истории человечества до 100 самостоятельных цивилизаций, однако со временем сократил их число до 21, выделяя и такое же число типов государства. Шкала критериев классификации цивилизаций у А. Тойнби является подвижной, однако два признака остаются стабильными: наличие «вселенской» церкви и форма ее организации, а также «степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло»6. Он описывает «мертвые» (т. е. ушедшие в историю) и «живые» (существующие в настоящее время) общества одного вида, которые и называет цивилизациями. К «живым» обществам отнесены: западное, православное христианское (основное), православное христианское (в России), исламское, китайское, дальневосточное (в Корее и Японии) и индуистское.

В настоящее время последователи  цивилизационного подхода пришли к  заключению о существовании «разумного согласия» относительно тех важнейших цивилизаций, которые уже исчезли (к ним относят месопотамскую, египетскую, критскую, классическую (греко-римскую), византийскую, центрально-американскую и андскую). Число признаваемых современных цивилизаций колеблется от 5 (западная, исламская, китайская, индуистская и японская) и до 8 (добавляют также русскую (православную) как отдельную, отличающуюся от ее родительской византийской цивилизации и от западнохристианской, латиноамериканскую и африканскую цивилизации).

Свое видение проблемы цивилизационной типологии предлагает Т.В. Кашанина, когда группирует все существовавшие и существующие цивилизации по типам цивилизационного развития. По ее мнению, можно выделить три таких типа:

1) тип непрогрессивного развития;

2) тип цикличного цивилизационного развития (Восточный тип);

Вопрос_10.doc

— 76.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_100.doc

— 61.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_101.doc

— 50.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_102-103.doc

— 46.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_104-105.doc

— 66.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_107-110.doc

— 123.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_11.doc

— 42.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_111-112.doc

— 81.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_113.doc

— 140.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_114.doc

— 67.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_115.doc

— 36.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_116.doc

— 30.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_117-119.doc

— 78.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_12.doc

— 37.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_120.doc

— 68.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_121.doc

— 39.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_122.doc

— 69.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_123.doc

— 36.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_124.doc

— 68.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_125.doc

— 57.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_126.doc

— 87.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_13.doc

— 74.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_14.doc

— 40.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_16.doc

— 53.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_17-18.doc

— 83.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_19-20-21.doc

— 68.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_22.doc

— 62.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_23.doc

— 112.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_24-25.doc

— 58.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_26.doc

— 52.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_27-28.doc

— 59.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_29.doc

— 101.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_30.doc

— 90.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_31.doc

— 74.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_32.doc

— 71.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_33.doc

— 44.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_34.doc

— 77.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_35.doc

— 74.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_36-37.doc

— 40.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_37-1.doc

— 38.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_38.doc

— 46.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_39.doc

— 57.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_40.doc

— 78.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_41.doc

— 39.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_42.doc

— 59.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_43.doc

— 46.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_44-45.doc

— 92.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_46.doc

— 54.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_47.doc

— 42.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_48.doc

— 43.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_49.doc

— 49.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_50.doc

— 87.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_51.doc

— 65.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_52.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_53.doc

— 44.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_54.doc

— 39.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_55.doc

— 50.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_56-61.doc

— 102.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_62.doc

— 43.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_63.doc

— 67.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_64.doc

— 50.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_65.doc

— 48.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_66.doc

— 52.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_67.doc

— 40.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_68.doc

— 50.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_69.doc

— 45.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_70.doc

— 99.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_72-73.doc

— 63.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_74-77.doc

— 84.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_78.doc

— 42.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_79.doc

— 28.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_80.doc

— 67.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_81.doc

— 40.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_82-83.doc

— 42.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_84-87.doc

— 88.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_88-89.doc

— 86.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_90-91.doc

— 38.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_92-96.doc

— 95.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_97.doc

— 32.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_98.doc

— 32.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_99.doc

— 35.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопросы_Госэкзамен_ТГП.doc

— 78.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"